Однако в процессе многолетних всесторонних испытаний конструкция этого оружия была существенно упрощена. Представители Министерства обороны в автомате АЕК-971 многие новшества сочли излишними, и в том числе новый регулируемый дульный тормоз-компенсатор, поскольку солдат в горячке боя мог легко перепутать позиции фиксатора его отверстий, что могло самым плачевным образом сказаться на дальнейшей судьбе такого бойца. Поэтому вместо него ввели стандартный дульный тормоз-компенсатор от автомата АК-74. Резко (до 800 - 900 выстр/мин.) снизили темп стрельбы.
Практически полной переделке была подвергнута ложа, причем для большей надежности приклад стал постоянным. Модернизированный автомат Гарева-Кокшарова показал результаты при стрельбе непрерывным огнем, на 15 — 20 % превосходящие аналогичные результаты штатного 5,45-мм автомата Калашникова АК-74. Но ковровский автомат проигрывал по кучности второго выстрела при ведении стрельбы автоматическим огнем своему основному сопернику - автомату Никонова, хотя и превосходил его по этому показателю при стрельбе длинными очередями.
И все же история ковровского автомата не закончилась в восьмидесятых годах. В конце 1990-х годов Министерство обороны вновь востребовало оружие со сбалансированной автоматикой, над которым работали конструкторы Ковровского механического завода. О заинтересованности армии в подобном оружии заявил начальник вооружения Вооруженных сил РФ в мае 2000 года в интервью газете "Красная звезда": "...В перспективе основным оружием Российской армии станет автомат с полностью сбалансированной автоматикой..." Ковровские оружейники разработали на основе 5,45-мм автомата АЕК-971 его новую экспортную модель, рассчитанную на использование первоначально патрона 5,56х45 НАТО, а впоследствии и 7,62х39 "промежуточного" патрона обр. 1943 г.