В течение 1980-х годов военно-морские силы США вложили более 7 млрд. долларов в совершенствование системы трансокеанских перевозок военных грузов. Американские специалисты считают, что эти затраты в целом оправдались, о чем свидетельствует проведенная Пентагоном под кодовым названием «Дезерт шилд» (Desert Shield – щит пустыни) операция по переброске и наращиванию группировки вооруженных сил на Среднем Востоке в связи с обострением обстановки в районе Персидского залива после оккупации Кувейта войсками Ирака.
Как заявил 18 сентября 1990 года в палате представителей конгресса США командующий командованием морских перевозок (КМП – Sealift Command) вице-адмирал Ф. Донован, перевод системы трансокеанских перевозок с мирного положения на военное определяется в первую очередь потребностью в наращивании судового состава. Он осуществляется путем привлечения транспортных средств в следующей последовательности: торговые суда под американским флагом, зафрахтованные ВМС США; суда – склады оружия, военной техники и запасов снабжения экспедиционных бригад морской пехоты (эбрмп); суда – склады грузов частей сухопутных войск и ВВС, выделяемых в «силы быстрого развертывания»; суда экстренной переброски грузов сухопутных войск; линейные суда (действующие на заранее известных маршрутах по установленному расписанию) с бронированием части их тоннажа для доставки военных грузов; зафрахтованные суда под флагами других стран; суда, вводимые в строй из резерва КМП первой очереди; суда, передаваемые в распоряжение КМП из коммерческого флота; суда резервного флота национальной обороны (второй и третьей очереди); реквизируемые суда.
Зарубежная печать следующим образом освещает действия американских ВМС по организации трансокеанских перебросок войск и грузов в зону Персидского залива. За неделю до вторжения иракских войск в Кувейт группировка ВМС США в Персидском заливе и в Индийском океане была приведена в боевую готовность. Судовой состав КМП в это время насчитывал 11 сухогрузных судов и 26 танкеров, зафрахтованных у торгового флота США (были заняты повседневными перевозками грузов министерства обороны), и 23 зафрахтованных судна, в том числе суда-склады, предназначенные для использования в чрезвычайных условиях. Кроме того, для перевозки основной массы военных грузов для вооруженных сил США, дислоцированных за рубежом, привлекались линейные суда.
По заявлению представителя КМП, в наивысшей степени готовности находились 13 судов-складов с оружием, военной техникой и средствами МТО для трёх экспедиционных бригад морской пехоты, а также 12 судов с грузами для соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС, предназначенных для действий в составе «сил быстрого развертывания». При этом до 14 судов обычно находятся в Индийском океане, четыре – в районе островов Гуам и Сайпан в западной части Тихого океана и четыре – на Атлантике. В операции были задействованы все три эскадры судов-складов: 1-я Атлантическая, 2-я, дислоцирующаяся на о. Диего-Гарсия, и 3-я, базирующаяся в западной части Тихого океана.
В западной прессе подчеркивается, что программа стратегических океанских перевозок в кризисной обстановке состоит из двух этапов: перебросок в начальный период развертывания; пополнения запасов соединений, развернутых на удаленных ТВД.
На первом этапе, через 5 суток после вторжения в Кувейт, был отдан приказ на выход в море десяти судам-складам с оружием, военной техникой и средствами МТО для 1 и 7 эбрмп (2-я и 3-я эскадры, которые прибыли в Саудовскую Аравию 15– 16 августа 1990 года). Одно из судов-складов 2-й эскадры, проходившее текущий ремонт в США, закончило его и вышло в море через 5 сут, приняв ранее выгруженные для ревизии грузы. К началу сентября эти суда смогли обеспечить около 33 тыс. морских пехотинцев, прибывших в район Персидского залива. Вышли в море и 12 судов, дислоцировавшихся в районе о. Диего-Гарсия с грузами для «сил быстрого развертывания» (пять лихтеровозов, два универсальных и одно госпитальное судно, четыре танкера).
На пятые сутки после вторжения были использованы также три судна экстренной переброски, на следующий день – остальные пять. Первое судно с грузами 24-й механизированной дивизии вышло из Саванны (штат Джорджия) 13 августа. 27 августа оно прибыло в Саудовскую Аравию и начало разгрузку. 18 августа Саванну покинуло последнее из восьми судов. Отмечается, что эти суда, которые содержатся в четырёхсуточной готовности к выходу в море, смогли бы выйти в море через 2 суток (первое) и через 3 суток (второе и третье).
16 августа из ГВМБ Норфолк вышло амфибийно-десантное соединение в составе 13 десантных кораблей (универсальный десантный корабль «Нассау», вертолётоносцы «Гуам» и «Иводзима», три вертолётных корабля-дока, три транспорта-дока и четыре танкодесантных корабля) с 4-й экспедиционной бригадой морской пехоты на борту.
Подготовка к выходу в море судов резерва первой очереди началась через 3 суток после вторжения Ирака в Кувейт.
Вначале это были четыре лихтеровоза, ещё через 3 суток – пять универсальных судов. На 17-е сутки к ним присоединились восемь универсальных и два крановых судна, а на 27-е – океанский паром и лихтеровоз.
Всего к концу первого этапа (в основном к началу сентября) КМП располагало для перевозок на Средний Восток 133 судами: 17 судов-складов, восемь судов экстренной переброски, два госпитальных судна, два судна обеспечения авиации с контейнерами на борту для ремонта авиатехники, 42 судна резерва первой очереди, 49 зафрахтованных сухогрузных судов (десять под американским флагом), девять зафрахтованных танкеров (восемь американских) и четыре судна, предоставленных КМП во временное пользование. Вскоре количество судов резерва первой очереди возросло еще на десять единиц. Их общий тоннаж к концу первого этапа составил 2,3 млн. брутто-peг. т.
В ходе решения задачи наращивания судового состава оказалось, что оно происходит быстрее путем фрахтования плавающих иностранных судов, чем при вводе в строй судов резерва первой очереди. Так, судно, зафрахтованное у Дании 22 августа, уже 3 октября прибыло вместе с четырьмя американскими тральщиками в Персидский залив.
В ходе операции «Дезерт шилд» имели место отдельные технические неисправности. В результате, например, один из быстроходных контейнеровозов-ролкеров проходил ремонт в Рота (Испания), а универсальный транспорт – в Гаосюн (Тайвань). С учетом двух транспортов, передававших груз на вспомогательное судно ВМС в Рота, в перевозках в течение нескольких дней не участвовали четыре судна.
Многие из судов резерва первой очереди представляют собой в достаточной степени устаревшие грузовые транспорты постройки 1960-70-х годов, причем некоторые из них до постановки в резерв не выходили в море до пяти лет. Большинство судов с паросиловыми установками в 1980-х годах были заменены дизельными, требующими для своего обслуживания меньшее количество личного состава.
Несмотря на постоянные финансовые затруднения, вызываемые снижением ассигнований на содержание транспортных средств системы океанских перевозок (в 1990 финансовом году было затребовано 239 млн. долларов, а выделено только 89 млн. при необходимости ежегодных расходов на содержание только одного судна 0,75 млн. долларов), в целом, по мнению командования КМП, система функционировала успешно.
Второй этап трансокеанских перевозок (пополнение запасов) был начат к исходу первых 30 суток операции «Дезерт шилд». В нем приняли участие еще 40 зафрахтованных судов (по два датских, кувейтских и португальских, три египетских, девять французских, одно южнокорейское, пять японских и 16 английских).
Результаты перевозок были высоко оценены руководством объединенного командования стратегических перебросок (ОКСП) вооруженных сил США. Так, заместитель командующего вице-адмирал Д. Бутчер отмечал, что развертывание войск в ходе операции оказалось серьезным испытанием для системы тылового обеспечения вооруженных сил США, которое было выдержано во всех отношениях в целом успешно.
Военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) обеспечило переброску на Средний Восток 5% всех грузов, а КМП – 95%. По словам Д. Бутчера, командование ОКСП доказало свою способность руководить всей операцией по переброске и снабжению войск, организовав взаимодействие как КМП и ВТАК, так и командования воинских перевозок сухопутных войск.
В перспективе руководство объединенного командования стратегических перебросок и КМП ВМС США предусматривают повышение возможностей сил и средств, входящих в систему океанских стратегических перевозок. При этом следует учитывать, что зависимость от использования судов под иностранными флагами уменьшается лишь в случае ввода в строй всех судов резерва первой очереди, применения грузовых модулей, позволяющих превращать устаревшие суда в контейнеровозы, и привлечения судов торгового флота по программе готовности к перевозкам. Вместе с тем, как показывает опыт, такие действия ослабили бы гибкость быстрого реагирования на развитие кризисной обстановки. В то же время в них не было бы необходимости, так как суда для осуществления первого этапа перевозок предоставлялись бы союзными и дружественными странами.
Заместитель командующего объединенным командованием стратегических перебросок в сентябрьском выступлении в конгрессе так оценивает перспективы развития судового состава: «Требования по поддержанию необходимого уровня запасов снабжения соединений на удаленных ТВД в крупном конфликте могут быть выполнены при условии сохранения жизнеспособного флота под флагом США, состоящего из современных контейнеровозов и многоцелевых контейнеровозов-ролкеров. Результаты проведенного анализа показывают, что если не будут предприняты действия по предотвращению сокращения состава сухогрузного флота под американским флагом, он будет не способен выполнить данные требования до конца 1990-х годов и за исключением судов, действующих на прибрежных линиях, может практически прекратить существование к 2006 году. Часто упускается из виду, что основная польза от жизнеспособного флота заключается в наличии вторых экипажей, которыми могут быть укомплектованы суда в чрезвычайной обстановке при их вводе в строй из резерва. В операции «Деэерт шилд» затруднения с подбором экипажей для резервных судов имели место».
Командующий КМП, оценивая итоги поиска решений по проблемам развития сил и средств стратегических океанских перевозок, считает, что «окончательное решение будет принято в соответствии с новой стратегией США и изменениями в мире. Мир изменился, поэтому должны измениться и наши планы по выполнению требований к трансокеанским перевозкам в изменившемся мире».
По оценке американских военных специалистов, проведенное обеспечение операции «Дезерт шилд» позволяет сделать следующие выводы:
• вклад системы океанских перевозок при развертывании группировки вооруженных сил США в район Персидского залива оказался решающим;
• судовой состав под флагом США, используемый на этапе переброски, был недостаточен для удовлетворения всех требований министерства обороны, что привело к необходимости фрахтования универсальных судов и ролкеров под иностранными флагами;
• существуют достаточные возможности по перевозкам грузов через океан для пополнения запасов снабжения путем использования контейнеровозов линейных судоходных компаний США;
• необходимо решить вопрос об увеличении резерва подготовленных экипажей.