Alik написал(а):
Ахзариты во время ВЛВ использовались не только подразделениями, в которых они являлись штатными транспортерами
Да, было дело. Но, относительно НАХАЛь, таких фактов не встречал. Еще одно обстоятельство: ТБТРы, как и "Меркава 4", как и "Трофи" - своего рода "знамя" израильского ВПК. Случаи их удачного использования освещаются с большим удовольствием. В случае неудачи - упомянут об этом непременно недруги. Ну это так, в качестве косвенного доказательства. А более-менее достоверные источники говорят, что из пехоты вади Салуки
совместно с 9-м батальоном 401-я бригады пересекали только разведчики этой же бригады. Причем, исходя из того, что в списках потерь разведчики значатся, а в списках поврежденной техники есть только танки, можно сделать вывод, что двигались они в пешем порядке. А вообще, чем дальше я углубляюсь в этот вопрос, тем ближе подхожу к выводу, что этот эпизод ВЛВ сильно мифологизирован. Причем как со стороны арабов, так и с израильской стороны, что более удивительно. Да, были чудовищные ошибки и просчеты при планировании и проведении операции, но зачем же голову пеплом посыпать? Да, были потери, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что непосредственно при пересечении вади погиб экипаж только одного танка. Броня была пробита только в трех случаях. Один танк лишился ствола пушки (сохранив подвижность), остальные 7 случаев повреждений пришлись на поражение МТО, и ходовой части. Другие потери, относящиеся к 12 августа, произошли уже при боях непосредственно за населенные пункты, когда уже со взаимодействием успели более-менее разобраться. Таким образом, при вопиющем непрофессионализме командования, бронетехника показала себя с самой лучшей стороны.
Alik написал(а):
Вот я и утверждаю, что без пехоты впереди и на флангах значительные потери неизбежны. А способ ее передвижения считаю еще как имеющим значение.
Возвращаясь к тому же примеру, безвозвратные потери при наступлении в 4% - это много? Пехота в 1 км (а то и более) впереди танков понесла бы меньшие потери? А на ТБТР? Можно возразить, что мол, в танке гибнет 4 человека а в БТРе - 10. Это не совсем так. Полностью экипажи танков гибли при детонации боезапаса. ТБТРу это в принципе не грозит.
Alik написал(а):
Если авангард движется на ТБТР, то при столкновении с ПТ-подразделениями противника он будет еще более беззащитен, чем танковая колонна.
Еще раз повторюсь: я всячески избегал рассмотрения передвижения колонн и этапа развертывания в боевой порядок. Там слишком много сопутствующих обстоятельств. Задача трудно поддается формализации.
Alik написал(а):
Скажите, в Вашей модели - разведка каким образом двигается впереди БТТ?
И еще раз. Как двигается разведка, и двигается ли вообще - зависит от конкретных обстоятельств на конкретном участке наступления. Модель рассматривает предельно упрощенную ситуацию действий МСР при наступлении на взводный опорный пункт противника. При этом, наступают и танки, действуют и разведчики, и саперы, ведет огонь артиллерия и авиация, ведется РЭБ и еще много-много всего. Просто в
расчетах это все не учитывается. Поскольку: а) это трудно учесть; б) все то же имеет и противник.
Alik написал(а):
Вот именно, что бронирование новейшего танка, предпологавшееся как самое мощное в мире - было признано недостаточным против не самого совершенного в мире ПТО. ИМХО это лишний раз подтверждает мой тезис - брони никогда не будет достаточно.
Признание недостаточности не означало признания бесперспективности этого дела. А по поводу достаточности... Достаточно для чего? Для неуязвимости - точно, никогда. А для минимизации потерь - вполне реально.
Alik написал(а):
Чем лучше бронирование(и вообще защита) - тем больше шансов, что БМ выживет после попадания, но настоящая минимизация потерь обеспечивается снижением вероятности попадания. Для этого надо бороться с огневыми средствами И по возможности не подставлять БТТ под ПТО.
То есть, бронирование - это не "настоящая" минимизация? А по борьбе с ПТО - полностью согласен. Именно поэтому и предлагаю БМОП. Что может противопоставить ПТО пехотинец? Только непосредственное огневое воздействие на расчет ПТС. Возможности его определяются возможностями личного оружия. Уязвимость - возможностями организма и СИЗ. Все это не беспредельно. Современное ПТО демонстрирует тенденцию к неуклонному росту дальности действия. Отрыв пехоты от поддерживающей БТТ на 1 км и более, грозит ее уничтожением. Противостоящий ей противник находится в заведомо более выигрышном положении - он может
выбирать и готовить позицию. В этих условиях эффективность его оружия пехоты гораздо выше. Развиваются и другие средства поражения пехоты - снаряды воздушного подрыва, "прыгающие" минометные мины, шрапнель, снаряды со СПЭЛ, огнеметы, ОДС. Получают распространение средства дистанционного минирования. Все это резко сужает сферу контрПТОшных возможностей пехотинца до дистанции, практически, рукопашной схватки. Во всяком случае - до дистанции ведения эффективного огня стрелкового оружия без применения прицельных приспособлений, дистанции броска ручной гранаты. Могут ли помочь танки? Безусловно. Наиболее полно проработан этот вопрос в АОИ. Но все сводится, по-существу, к двум тактическим приемам:
- стрельбе "навскидку" по обнаружившим себя ПТС, причем выстрелить нужно за время полета ПТУР, после поражения цели противотанковый расчет немедленно укроется и сменит позицию;
- стрельбе "на подавление" на дистанции более километра - двух, с использованием внешнего целеуказания.
Но оба эти приема бесполезны с случае применения ПТУР выполненных по принципу "выстрелил-забыл" (а их, судя по всему, в ближайшем будущем будет большинство), так как расчет имеет возможность поменять позицию сразу после пуска.
Мало полезны в этом случае и самоходные минометы ведущие огонь с закрытых позиций. Главные их недостатки - большие время реакции и расход снарядов. Улучшить эти параметры можно максимальным сокращением дистанции, но это превращает их в машины первой линии, со всеми вытекающими последствиями. БМОП с предлагаемым составом вооружения имеет возможность:
- быстро открыть огонь прямой наводкой АП по обнаружившему себя расчету ПТУР;
- с минимальным временем реакции провести огневой налет по площади предполагаемого места нахождения расчета (за 10 сек расчет в состоянии переместиться не более чем на 50 м, один залп 120-мм минометов предлагаемой МСР, практически гарантировано, уничтожает расчет на такой площади);
- вести периодический огонь на подавление по площадям очередями из гранатометов и одиночными минами (снарядами).
Эти возможности на практике означают ограничение сопротивления ПТО противника
одним выстрелом (пуском) каждого средства. Уже имеющаяся на настоящее время статистика говорит о том, что даже современный уровень защищенности БТТ позволяет в таких условиях обойтись минимальными потерями.
Alik написал(а):
Некоторое количество "Трофи" уже стояло на Мк.4 во время ВЛВ. Не могу утверждать, что они были в Вади Салуки(я слышал, что как раз нет), но в масштабах армии можно сказать, что пункт был частично реализован уже в ВЛВ.
Некотрое количество - это 4 комплекта. Случаев срабатывания не зафиксировано. Говорить о реализации "в масштабах армии"- как то не серьезно... Реально, монтаж КАЗ начался во второй половине 2007 года. Кстати, я как то "проехал" мимо реализации п. 4. Что там с ДЗ на "Меркавах"? В общем, реализовано более-менее только усиление пассивного бронирования и установка эффективной системы автоматического пожаротушения «Спектроникс».
Alik написал(а):
Тем не менее, при разработке доктрин применения БТТ мне кажется было бы полезным предпологать лидерство ПТО.
А мне кажется, что полезнее не лидерство предполагать, а учитывать реальное состояние. Средства ПТО ведь появляются не каким-то мистическим образом, путь их развития можно проследить и спрогнозировать.
Alik написал(а):
при разработке доктрин применения БТТ мне кажется было бы полезным предполагать лидерство ПТО. Потому что оному всегда есть что противопоставить тактически, а технически - может и не быть.
Непонятно. С таким же успехом можно утверждать и обратное. Аргументы - в студию! Иногда техника создается под тактику, яркий пример - ЦАХАЛ, конечно. Но это путь решения узких сиюминутных задач (никто не станет спорить, что и это нужно). Но кардинального решения, способного повлиять на исход масштабного конфликта, так не достичь. На каждое действие найдется противодействие. Тактические способы противодействия так же быстро теряют эффективность, как и набирают ее. Более сложный путь - одновременное создание новых образцов техники и разработка способов ее применения. Что и требовалось доказать.