Vist написал(а):
kuel написал(а):
Уровень "аналитики" г-на Никольского вполне подходит для детского издания. Дети тоже иногда путают понятия "не покупается" и "не продаётся"...
Мне кажется, не надо иронизировать по-поводу "детских" изданий.
Вот вся статья, может у кого-то сложится иное мнение.
В ноябрьском номере журнала, в статье «Национальные интересы», вашему вниманию был представлен материал, посвященный весьма необычному танку Strv-103. Созданный в Швеции, он предназначался для ведения боевых действий в условиях именно этой скандинавской страны.
Еще одним «чудом» бронетанковой техники, что особняком стоит среди современных боевых машин, является израильский танк «Меркава» (в переводе с иврита это слово означает «колесница»).
«Меркаву» сложно сравнивать с другими танками. Вернее, сравнить-то не трудно, вот только результаты получаются какие-то странные. Танк - высокий, длинный и широкий, а значит, представляет собой удобную цель для артиллеристов противника. Танк этот очень тяжелый и неповоротливый, а его ходовая часть вообще ведет свою родословную чуть ли не из 40-х годов прошлого века. Об удельной мощности лучше вообще не вспоминать. Наш Т-72 рядом с «Меркавой» все равно что арабский скакун по сравнению с ломовой лошадью. Получается, что «Меркава» - бронированный сарай на гусеницах. А ведь это один из самых удачных танков мира, полностью удовлетворяющий требованиям военных. Правда, военных только одной конкретной армии - армии израильской.
Так что же это за танк такой?
Для того чтобы с этим разобраться, давайте перенесемся почти на полвека тому назад.
После войны 1967 года с Египтом и Сирией израильтяне стали лихорадочно искать замену французским танкам АМХ-13, британским «Центурионам», а также американским «Шерманам» и М-48, состоявшим на вооружении армии Израиля. А все потому, что русские танки, которыми были вооружены армии противника, оказались явно лучше.
Больше всего израильтян устраивал британский «Чифтен». Два таких танка они всесторонне испытали еще в 1966 г. Да вот беда — Великобритания тогда отказалась продавать вооружение Израилю. Выход оставался один - создавать собственный танк. Вот только опыта проектирования серьезной бронетехники и традиций танкостроения у израильтян не имелось.
В го время в Европе танкостроители и военные разделились на два лагеря: немцы и французы отдавали предпочтение подвижности перед защищенностью и огневой мощью, в то время как англичане ставили на первое место именно защищенность и огневую мощь. Отражением взглядов конструкторов стали германский «Леопард-1», французский АМХ-30 и британский «Чифтен».
Танкисты Израиля считали верной точку зрения англичан. А все потому, что в ходе сражений 1967 года выяснилось, что скоростные АМХ-13 в реальных условиях боевых действий перемещались по полю боя куда медленнее более тяжелых и хорошо бронированных «Центурионов». Подвижность танка на поле боя, оказывается, определяется не только максимальной скоростью его хода, но и самой возможностью машины передвигаться под огнем противотанковых средств.
Решение о проектировании собственного танка далось непросто: в Израиле вообще не было танкостроительной промышленности. Существующие заводы выполняли лишь ремонт бронетехники, а конструкторы обладали весьма ограниченным опытом модернизации танков «Шерман», «Центурион» и М-48, причем почти все работы по модернизации проводились с привлечением иностранных специалистов.
И тогда разработку ганка возглавил генерал-майор Израэль Таль, что тоже необычно для мирового танкостроения. Таль не был инженером. Он был боевым офицером. В годы Второй мировой войны он служил в британской армии, воевал в Северной Африке и в Италии, а затем, после образо¬вания государства Израиль, был участником всех арабо-израильских войн. Во время шестидневной войны 1967 года он командовал одной из трех бронетанковых колонн, сокрушивших египтян па Синае, а в конце 60-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками Армии обороны Израиля.
Главное требование, которое выдвинул опытный военный, - обеспечить максимально возможную защищенность экипажа. А все потому, что ограниченные людские ресурсы маленького еврейского государства сами диктовали необходимость максимальной защи¬ты членов экипажа: люди должны были уцелеть во что бы то ни стало.
Первое правило, которое ввел Таль в тан¬ковых подразделениях израильской армии, - умение быстро и метко стрелять из танкового орудия по вражеским танкам с дистанции в полтора километра. Это обеспечивало лучшую выживаемость танков Армии обо¬роны Израиля в реальных боевых условиях. Другими словами, израильские танкис¬ты просто не давали противнику возможности поразить свой танк ответным огнем
Но Таль прекрасно понимал, что вскоре у противника появятся новые, более мощные и совершенные танки, оснащенные самыми новейшими системами управления огнем. Они тоже смогут бить далеко и метко. Значит, нужно срочно создавать новый танк с исключительно мощной бронезащитой. Вот только под весом сверхтолстой брони боевая машина станет похожа на медлительную черепаху.
Тогда под руководством Таля группа офицеров-танкистов тщательно изучила опыт последней войны, в особенности статистику распределения попаданий снарядов в танки.
На первый взгляд, это кажется ненужной затеей. Ведь в годы Второй мировой войны такой анализ провели специалисты всех воюющих стран. Подобные работы не прекращались и в послевоенные годы, а результаты этих исследований учитывали все конструкторы танков во всех странах мира. Вот почему русские, германские, французские, британские и американские танки получались именно такими, а не другими. Но Таль сам успел повоевать, а потому пришел к выводу, что условия боевых действий на Ближнем Востоке во многом непохожи на Европейские.
И действительно, проведенный анализ показал, что наибольшее число попаданий приходится в лобовую часть башни. Имен¬но башни, а не корпуса, как было принято считать до этого.
Все та же статистика говорила о том, что 100% вероятность гибели танкистов наступала при детонации боекомплекта к пушке. Значит, в максимальной степени защи¬щены должны быть не просто члены эки¬пажа, но и боекомплект.
Защищенность определяется не только толщиной самой брони. Любое железо тор¬мозит полет снаряда. А что, если в качестве такого «железа» выступит двигатель? Не всякий снаряд сможет прошить здоро- венный дизель насквозь. Мотор, конечно, при этом выйдет из строя навсегда, но экипаж останется жив! Поэтому «Меркава», как и шведский Strv-103, была спроектирована по необычной компоновочной схеме ее двигатель с трансмиссией находится в передней части корпуса. С конструктивной точки зрения такое решение не самое удачное, зато «достать» экипаж «Меркавы» через лоб танка почти невозможно.
Таль на собственной шкуре испытал, каково танкисту живется в бронированных коробках. Именно живется, а не только воюется. Специфика танковых подразделений израильской армии заключалась, да и по сей день заключается в дежурствах на многочисленных блок-постах. Танк действительно становится для экипажа домом. Генерал так и сформулировал задачу конструкторам: «Танк - это временный дом экипажа». А еще он предложил весьма спорный принцип круглосуточного исполь¬зования танка с размещением в одной машине двух экипажей. Вместо второго экипажа можно перевозить раненых или десантников, а можно навалить личное имущество танкистов (танк - это дом, а какой дом без домашнего скарба).
Почему спорный принцип?
Да потому, что следствием его реализации стал необычайно большой внутренний объем машины. Большой объем - большие размеры, большой вес. Вот так и получился бронированный сарай. Возможность пе¬ревозки людей внутри танка заставила многих специалистов даже относить «Меркаву» к гибриду танка и боевой машины пехоты.
С чем изначально существовала у кон¬структоров ясность - так это с вооружением. Израиль имел крайне разномастный танковый парк: «Центурионы», АМХ-13, М-60, М-48, «Шерманы» и даже трофей¬ные Т-54, Т-55 и Т-62. Обеспечить запасными частями столько разных машин - та еще проблема! Вот командование Армии обороны и решило: «Пусть у всех танков хотя бы пушки будут одинаковыми, проще будет снарядами снабжать». Стандартной пушкой выбрали танковое орудие М-68 калибра 105 мм, выпускавшееся но американской лицензии (это тогда была вообще лучшая пушка на Западе)
Все работы по проектированию и постройке танка велись в обстановке строжайшей секретности. Кстати, под руководством Таля работало всего 35 инженеров. А ведь советские, французские, английские, немецкие или американские танки проектировали сотни квалифицированных специалистов.
Первая информация о проектировании в Израиле собственного основного боевого танка появилась в 1972 году. Поначалу ей не верили. Израиль ведь в те годы покупал в США танки М-60. Так зачем тратить деньги еще на одну боевую машину?
А затем, что М-60 откровенно не нравил¬ся понюхавшим пороха в боях с советскими Т-62 израильским танкистам. А еще в начале 70-х годов на Западе появились данные о новейших Т-64 и Т-72. Если уж Т-62 с его мощнейшей 115-мм пушкой для М-60, мягко говоря, не подарок, то что ждать от «семьдесятдвойки», оснащенной орудием калибра 125 мм? Так что очень нужен был Израилю танк более совершенный, чем М-60.
И вот, весной 1977 года, израильское телевидение показало новый танк. Снимки, сделанные тогда с экрана телевизора, обошли страницы военных изданий всего мира. Существование танка «Меркава» теперь уже никто не пытался отрицать. Осенью 1978 года новейшими «колесницами» вооружили первый строевой батальон Армии обороны. Командовал им сын генерала Таля.
А теперь остановимся подробнее на компоновке «Меркавы».
Корпус и башня танка - литые, в то время как на большинстве западных танков - сварные. Лобовые детали корпуса и башни имеют очень большие углы наклона к верти¬кали - до 75 - 80 градусов.
Съемный верхний броневой лист моторного отсека несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом (вот оно, уменьшение лобовой проекции башни).
Внутри корпуса, непосредственно перед двигателем, установлена дополнительная поперечная бронеплита. Пространство между ней и лобовой деталью занято топливными баками. Еще одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Так что ударившему в лоб корпуса бронебойному снаряду, чтобы попасть в боевое отделение, сначала придется проломить лобовую деталь корпуса, потом «пронырнуть» сквозь топливо, затем пробить первую броиеперегородку, двигатель, вторую бронеперегородку... А ведь пушек с такой пробивной способностью нет ни в одной армии мира! При обстреле спереди экипаж «Меркавы» неуязвим.
Двигатель для танка взяли американский - 900-сильный дизель фирмы «Теледайн Континентал» с турбонаддувом. Трансмиссия также американская, но модернизированная израильскими специалистами. Команда Таля сознательно не ставила задачи разработать новый двигатель, хотя американский дизель - далеко не шедевр. Во- первых, сделать танк порой проще, чем танковый дизель, а опыта проектирования дизелей у израильтян - ноль. Во-вторых, использование американских дизелей позволило стандартизировать танки не только по вооружению, но и по силовой установке. Ведь именно такие же дизели стояли на танках М-48, М-60 и модернизированных «Центурионах». Позже ими даже переоснастили часть трофейных Т-54 и Т-62
Меркава» имеет развитые надгусеничные спонсоны, которых, опять же, нет на танках других типов. Фактически спонсоны - это разнесенная броня. Внешняя и внутренние стенки сделаны из броневой стали. Разнесенная броня «держит» снаряды даже лучше, чем сплошная. К тому же между листами брони находятся всевозможное дополнительное оборудование, запасной инструмент и прочие агрегаты непервостепенной важности.
Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него находится отделение управления. Ме¬ханик-водитель попадает на свое рабочее место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем броне листе корпуса.
Броня башни «Меркавы» разнесенная, толщина каждой стенки 76 мм. В промежутке между ними устанавливаются дополнительные защитные элементы. Объем башни значительно меньше, чем у других основных боевых танков (надо было хоть как-то компенсировать огромные размеры корпуса). Клинообразная форма башни способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. К кормовой нише башни крепится большая корзина-багажник для имущества танкистов. По периметру нижней части корзины навешены цепи со стальными шарами на концах. Цепи провоцируют преждевременный подрыв боевой части кумулятивных боеприпасов, таких, к примеру, как выстрелы ручного противотанкового гранатомета РПГ-7.
Башня «Меркавы» сильно сдвинута к корме. Это не прихоть конструкторов: раз тяжелый двигатель стоит в самом носу корпуса, то не менее тяжелую башню лучше сместить к корме. Дополнительный плюс заднего расположения башни: ствол орудия лишь незначительно выступает за переднюю кромку корпуса. Тем самым уменьшается риск «зарывания» ствола в грунт при движении танка по пересеченной местности.
Большая часть боезапаса расположена в кормовой, наиболее защищенной части кор¬пуса танка, а в башне находятся только во¬семь готовых к выстрелу снарядов. Мало того, все снаряды хранятся в специальных огнеупорных контейнерах по четыре штуки в каждом. Они не взорвутся при пожаре. Предусмотрена и дополнительная, помимо брони, защита боезапаса. Так, от взрыва противотанковых мин боеукладка защищена топливным баком, расположенным под местом размещения контейнеров со снарядами, а сверху (от противотанковых авиабомб и авиационных реактивных снарядов) — баком с пресной водой и значительным свесом ниши башни с прикрепленной к ней корзиной. A еще на «Меркаве» установлена очень мощная автоматизированная система пожаротушения.
Рабочее место наводчика находится справа от пушки. У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером, а также перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, вызывающие рикошет пуль и осколков снарядов - меньше шансов, что пули разобьют хрупкую оптику. Все необходимые для стрельбы данные с учетом скорости и направления ветра, температуры и давления воздуха вырабатывает баллистический вычислитель.
Командир располагается сзади наводчика, его сиденье несколько приподнято по отношению к сиденью наводчика. У коман¬дира имеется свой, независимый от наводчика, прицел.
Место заряжающего - слева от пушки. При необходимости заряжающий может вы¬полнять функции механика-водителя или наводчика.
В задней части корпуса «Меркавы» имеется отсек для размещения резервного эки¬пажа или десяти десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными или дополнительные ящики со снарядами. В кормовом бронелисте есть огромный двустворчатый люк шириной 600 мм. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя — вниз. В бою покидать подбитый танк через задний люк гораздо безопасней, чем вылезать под градом пуль и осколков через вер¬хние башенные люки. Пополнять боезапас через этот люк опять-таки куда легче, нежели через люки в башне.
Пружинно-балансирная подвеска танка «Центурион», доставшаяся «Меркаве» в наследство и считавшаяся устаревшей, вполне удовлетворяет передвижению на ограниченных пространствах Ближнего Востока.
Танк «Меркава» имеет относительно не¬высокую подвижность еще и из-за огромного веса, достигающего 60 тонн, и недостаточной мощности силовой установки. В то же время, по мнению израильских танко¬строителей, подвижность танка вполне адекватна условиям его применения. Вообще, «Меркава» - идеальный танк для совершенно конкретной армии, действующей в строго определенном регионе мира. Это танк для Ближнего Востока. В белорусских болотах и на полях черноземья «Меркава» действительно превратилась бы в бронированный сарай.
Боевое крещение «Меркавы» приняли в Ливане. Злейшим врагом Израиля в 80-е годы считались уже не Египет и Сирия, а Организация Освобождения Палестины. Действия боевиков ООП, может, и напоминали булавочные уколы, только уколы наносились часто и в большом количестве. С территории Ливана палестинская артилле¬рия регулярно вела обстрелы еврейских поселений. И тогда руководи ао Израиля сочло необходимым разгромить лагеря ООП в Ливане, лишить боевиков их баз. Проблема заключалась в находившихся в Ливане подразделениях вооруженных сил Сирии. Рано или поздно израильтянам и сирийцам предстояло схлестнуться в открытом бою...
Боевые действия начались 6 июня 1982 года. Верные себе израильские вожди бросили вперед мощнейший бронетанковый кулак, в составе которого имелось и порядка двух сотен «Меркав». В первые дни бои шли только с палестинцами. Те тоже имели собственные танковые части. Правда, на вооружении трех палестинских танковых бригад находились явно устаревшие Т-54 и даже Т-34 времен Второй мировой войны. Неудивительно, что «Меркавы» и М-60 без проблем разгромили такого противника. И вот на третий день войны четыре израильские дивизии на фронте шириной 100 км вышли к позициям сирийцев. Тут-то и разгорелось жестокое сражение, в котором с обеих сторон приняли участие около трех тысяч танков и БМП.
Бой на равных продолжался весь день. А в ночь с 9 на 10 июня сирийская артиллерия в лучших традициях Красной Армии (военной науке сирийцев учили наши сооте¬чественники) мощным ударом накрыла район сосредоточения танков противника. Удар был настолько результативным, что утром 10 июня израильтяне смогли предпринять лишь редкие атаки. За два дня боев было уничтожено и выведено из строя более 160 израильских танков, главным образом М- 60. А вот «Меркавы» показали прекрасную живучесть. Конечно, снаряды 125-мм орудий сирийских Т-72 выводили из строя израильские танки даже при попадании в лоб корпуса и башни, но сами танкисты оставались в живых.
Идеи Таля получили блестящее экспери¬ментальное подтверждение.
В еще большей степени концепцию Таля «защита экипажа превыше всего» продемонстрировал ночной бой. Батальон сирийских Т-72, совершая ночной марш, неожиданно наткнулся на заночевавшее подразделение «Меркав». Пошла свалка — бой без подготовки на предельно короткой дистанции. Экипажи Т-72 имели преимущество за счет более высокой скорострельности орудий и лучших приборов ночного видения. Танкисты в полной мере использовали возможности уральской машины. Снаряд за снарядом посылали наводчики Т-72 в «Меркавы». Ног казалось, без толку. «Меркавы» не взрывались. Было от чего впасть в отчаяние!
Нервы сирийцев не выдержали - батальон Т-72 отошел. Зато утром танкисты с удивлением узнали от разведчиков об одержанной победе. На месте ночного боя стояли брошенные экипажами «Меркавы» с дырками в броне. Все израильские танки были подбиты. Но ни один израильский танк не загорелся и не взорвался! Потери в людях оказались минимальны.
Всего в Ливанской войне, по данным министерства обороны Израиля, было потеряно около 50 танков «Меркава» Mk.l, причем большую часть из них впоследствии восстановили. Показательно, что только девять человек из числа экипажей подбитых «Меркав» были убиты, и ни один из 50 пораженных танков не загорелся! А вот потери в экипажах американских M-60 были го¬раздо более высокими. С другой стороны, даже защита «Меркав» не смогла устоять перед 125-мм снарядами танков Т-72. В спешном порядке начались работы по модернизации «Меркавы».
Боевые действия в Ливане являлись последней крупномасштабной войной на Ближ¬нем Востоке. Однако на протяжении последующих десятков лет напряженность в этом районе Земного шара сохраняется. Танки Армии обороны Израиля периодически принимают участие в разного рода антитерро¬ристических операциях. Танкистам подолгу приходится жить в своих боевых машинах - вот и еще находка Таля, танк-дом, пригодилась.
А на смену первым «Меркавам» пришли более совершенные танки модификаций Мк.2 и Мк.З. К примеру, «Меркава» Мк.З вооружена уже 120-мм пушкой и оснащена 1200-сильным двигателем, а ее броня усилена специальными броневыми модулями, крепящимися на болтах поверх основной брони. Что находится внутри этих модулей, до сих пор является тайной, хотя многие специалисты утверждают, что это не что иное, как контейнеры с многослойной броней.
Насколько эффективной стала бронезащита тапка варианта Мк.З, свидетельствует один из эпизодов, приводимых в печати: го¬ворят, что танк получил 20 попаданий управляемых противотанковых ракет и гранат ручных противотанковых гранатометов, но его экипаж остался цел.
А не так давно израильтяне сняли покров тайны с еще одной боевой машины: они рассекретили свой новейший танк «Мер¬кава» Мк.4, который начал поступать в вой¬ска лишь несколько лет тому назад.
На этом варианте танка применены новые броневые панели корпуса и башни, установлен еще более мощный 1500-сильный двигатель, поставляемый в едином блоке с автоматической трансмиссией. В кормовой части башни появился специальный меха¬низм барабанного типа на 10 выстрелов, подающий снаряды заряжающему. А еще для танка был разработан комплекс активной защиты от управляемых противотанковых ракет. По периметру башни устанавливаются четыре антенны радиолокатора, которые засекают пуск ракет. Сразу после этого экипаж получает предупреждающий сигнал, а система противодействия начинает создавать помехи, сбивая ракеты с курса, и обстреливать их специальными поражающими элементами.
Правда, все нововведения значительно увеличили вес танка. Сегодня он вырос уже до внушительных 65 тонн, что сделало «Меркаву» вообще самым тяжелым современным танком в мире. Но на что не пойдешь ради повышения боевых возможностей. Так, в ходе последней войны на Ближнем Востоке, которая называется Второй ливанской войной 2006 года, из 400 «меркав», участвующих в боевых действиях, было подбито около полусотни. И ни одна из них не загорелась! Впоследствии все танки были возвращены в строй. И только пять из них были уничтожены полностью: три танка получили попадания противотанковых ракет, а два разлетелись на куски, подорвавшись на заложенных на дороге мощных фугасах.
Однако сверхтяжелая «Меркава» хороша для боевых действий на сравнительно небольших территориях, имеющих очень твердый грунт, а также в уличных боях, как подвижный дот. В маневренных операциях израильский танк сравнивать с Т-72, а уж тем более с еще более совершенными Т-80 и Т-90 действительно бесполезно. Не стоит также забывать и о том, что израильские танки действовали в условиях полного господства в небе израильской авиации. Ответный удар с неба им не грозил.
В конце концов, мы можем сделать такой вывод: израильский танк - вовсе не лучший танк мира. Это пример тщательного анализа конкретной боевой обстановки. Вне Ближнего Востока он не конкурент противникам, а потому не закупается иностранными государствами. В этом плане «Меркава» во многом напоминает шведский танк Strv-103. Но для самого Израиля «Меркава» заслуженно стала лучшим в мире танком.
Материал подготовил Михаил Никольский
Добавлено спустя 11 минут 28 секунд:
Добавлено спустя 7 минут 37 секунд:
http://s019.radikal.ru/i643/1203/b4/85a185f8c931.jpg
Добавлено спустя 2 минуты 50 секунд:
http://s019.radikal.ru/i643/1203/b4/85a185f8c931.jpg