Боевое применение авиации

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.466
Адрес
Санкт-Петербург

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
По ссылке, приведенной выше, нашел авиабазу Ahmed Al Jaber в Кувейте. Вот какие там дела:

Как сообщила сегодня электронная версия датской газеты «Берлингске», на которую ссылается ТАСС, специалисты, работающие на базе в Кувейте, уже не справляются с нагрузкой, а заменить их просто некем. В статье говорится о том, что 14 членов профсоюза, представляющего интересы технического персонала «домашней» базы датских F-16 Скрюдструп, обратились с письмом к премьер-министру Ларсу Лёкке Расмуссену и лидерам крупнейших политических партий королевства, в котором просят уже в октябре отозвать на родину участников датской миссии в Ираке, которая началась в сентябре 2014 и была рассчитана на год. «Сейчас мы должны сказать «стоп». Люди измучены, работают на пределе сил и не видятся со своими семьями, число случаев невыхода на работу по той или иной причине находится на рекордно высоком уровне, - заявил изданию представитель профсоюза Хенрик Кристиансен. - Объем работы при этом только увеличивается, трескается обшивка истребителей, которые эксплуатируются в усиленном режиме и все больше и больше нуждаются в ремонте. Политики должны проявить волю и отправить нас домой, чтобы мы наконец-то смогли отдохнуть».

До недавнего времени среди основных политических сил скандинавского королевства существовал консенсус по вопросу о дальнейшем участии Дании в борьбе с ИГ. Срок миссии семи истребителей и одного транспортного самолета датских ВВС в Ираке планировалось продлить, однако, как выясняется теперь, это будет означать и продление срока командировки механиков, который обычно не превышает года. Заменить обслуживающий персонал крылатых машин, по словам членов профсоюза, некем, так как и квалифицированных кадров, и желающих отправляться в «горячую точку», остро не хватает. В профсоюзе не исключают и возможности того, что в случае, если проблема не будет решена, механики датских ВВС начнут массово увольняться, чем поставят под угрозу обороноспособность страны.

Датская народная партия /ДНП/, занимающая второе по популярности место в стране, однако не входящая в действующее правительство меньшинства, уже склоняется к тому, чтобы встать на сторону членов профсоюза. По словам представителя национал-консервативной ДПП Сёрена Эсперсена, если внешнеполитические амбиции Дании и участие ее вооруженных сил в международных операциях «создают проблемы внутри страны, миссию безусловно необходимо сворачивать».

Газета «Берлингске» указывает, что с октября 2014 года 7 датских истребителей налетали в Ираке больше 4 тыс часов, совершив 410 вылетов и сбросив 350 бомб на позиции боевиков ИГ. При этом F-16 ВВС Дании уже очень сильно изношены и вскоре будут нуждаться в замене. Их ресурс будет исчерпан в течение ближайших 5-10 лет. Трещины в обшивке старых истребителей F-16 - известная проблема, с которой сталкивались и другие страны, в том числе Норвегия. Однако если правительство страны фьордов уже давно заключило контракты с американской Lockheed Martin /«Локхид-Мартин»/ на поставки новейших F-35 и получит первые машины уже в этом году, то в соседней Дании вопрос и приобретении замены пока еще далек от решения.


Denmark_F16AM.jpg

Не все спокойно в датском королевстве...

http://sandrermakoff.livejournal.com/835966.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Аргентинские Супер-Этандеры.

AMD/BA Super Etendard ("Супер Этандер" или "Супер Штандарт" по-русски - самолет, ставший дальнейшим развитием французского "Этандера", то есть "Штандарта") из 2-й морской истребительно-бомбардировочной эскадрильи, представлял собой главную военно-воздушную мощь аргентинского флота (Armada Argentina). Вообще первые связи с французской авиационной промышленностью датируются 1929 годом, когда приобретенные Аргентиной Девуатины D-21c (Dewoitine D-21c) стали первыми истребителями, поступившими в военно-морскую авиацию. Прошли годы, и T-28 Феннек (T-28 Fennec, самолет, развившийся из знаменитого T-28A "Trojan"), доработанные компанией Сюд Авиасьон (Sud Aviation) поступили на вооружение второй эскадрильи.
В семидесятые годы группа палубной авиации (GAE - Grupo Aeronaval Embarcado) состояла из 3-ей эскадры, вооруженной Скайхоками (McDonnell Douglas A-4Q Skyhawk), при чем, начиная с 1976 года, все активнее стали вестись разговоры о замене этих устаревших американских машин. После провала попытки приобретения партии модифицированных компанией Локхид (Lockheed) A-4C, военные моряки к 1979 году выбирали между списанными из военно-морской авиации США A-4F или новыми A-4M.

0_1472d2_9baf7104_L.jpg


Согласно техническому заданию, военно-морская авиация нуждалась в реактивном боевом самолете, способном оперировать с палубы легкого авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" (читается как "Бентисинко ди Майо". История этого корабля такова: построенный в 1945 году в Англии как "Venerable", что в переводе значит "Почтенный", он был вскоре продан голландцам, которые, в свою очередь, продали его Аргентине.) Самолет должен быть предназначен для ракетных атак вражеских судов, а также иметь возможность прикрывать наземные и морские объекты; он должен нести ракеты AIM-9B "Сайдвиндер" ("Sidewinder"). После того, как правительство США запретило экспорт в Аргентину А-4М "Скайхок" (Skyhawk), аргентинская армия обратила свое внимание на предложенный французами Супер Этандер.

0_1472c1_2dee5d3b_L.jpg

3-А-203 во время официальной передачи Аргентине 7 декабря 1981 года

Первоначальное предложение включало в себя партию из 16 Супер Этандеров. Поставка предусматривалась партией из 10 самолетов в 1981 году, четырех в 1983, и остальных в 1984 году. В отличие от американцев, французы предлагали полностью готовые и вооруженные машины. Контракт на самолеты и запасные части к ним был подписан в 1979 году. В соответствии с ним французская компания Матра (Matra) занималась ракетами Мажик 500 (Magic 500), компания Аэроспасьяль (Aerospatiale) производила ракеты АМ-39 Экзосет (AM-39 Exocet), и Томсон-CSF (Thompson-CSF) изготавливала симулятор для обучения полетам на Супер Этандере.

0_1472c2_15bcb8a_L.jpg

3-А-208 с четырьмя 250-ти килограммовыми бомбами Матра (Matra SAMP)

В ноябре 1980 года во Францию прибыл аргентинский летно-технический персонал, который сразу начал обучение по специально разработанной программе (программа SUE - такое обозначение получили потом все аргентинские Супер Этандеры). Под персоналом понимается 10 летчиков, один офицер инженерной службы и 37 старшин под общим командованием капитана второго ранга Итало Лавенсо (Italo Lavezzo). Этот командир являлся одновременно и летчиком-испытателем самолетов, предназначенных для Аргентины.

0_1472c3_160f6433_L.jpg

3-А-213 внутри ангара номер шесть

Программа обучения продолжалась весь первый семестр 1981 года. Каждый пилот получил по меньшей мере сорок восемь часов налета на Супер Этандере, а в это время в Аргентине, на военно-морской базе "Команданте Эспора" (Comandante Espora) началось возведение ангара номер шесть, который должен будет принадлежать второй морской истребительно-штурмовой эскадрилье третьей эскадры, восстановленной после расформирования в 1976 году, когда она использовала для полетов свои Феннеки (Fennec). Итак, первая партия из пяти SUE (Супер Этандер для Аргентины), получивших номера с 0751/3-А-201 по 0755/3-А-205 (3-номер морской эскадры А- Ataque ("ударная"), 2 - номер эскадрильи, последние две цифры - тактический номер самолета), была принята во время официальной церемонии 7 декабря 1981 года на базе "Команданте Эспора" в присутствии аргентинского президента. Не смотря на летние каникулы (а мы в южном полушарии и декабрь тут - летний месяц) работа эскадрильи не прекращалась ни на сутки, и прибытие из Франции матчасти и обученного персонала шло строго по графику.

0_1472c4_9caf67c0_L.jpg

Три "Супер этандера" в небе над авиабазой "Команданте Эспора"

Десять обученных пилотов заступили на службу в эскадрилью. Эта ежедневная рутинная деятельность была прервана 31 марта 1982 года, когда капитан второго ранга Коломбо (Colombo) получил приказ вышестоящего командования о подготовке в тридцатидневный срок самолетов Супер Этандер к использованию ракет Экзосет. 2 апреля был получен приказ на выдвижение в район Мальвинских островов, и всем стало понятно, что скоро начнется неизбежное кровопролитие.

0_1472c5_5f6d1a87_L.jpg

Линейка SUE на базе "Команданте Эспора", август 1992 года

Обучение в это время сосредоточилось на навигационных и штурмовых аспектах, а также на использовании ракет АМ-39 Экзосет. Необходимо отметить, что никакую помощь в это время французы не оказывали, и аргентинцы справились самостоятельно в кратчайшие сроки, потратив на обучение всего две недели. В это же время происходят регулярные и интенсивные полеты в зоне Пуэрто Бельграно (Puerto Belgrano). Торговые и военные суда были в это время объектом для симуляции более десятка атак, целью которых было получение опыта в использовании радиолокационной станции, а также отработка полетов на малой высоте. Основной идеей этих тренировок была отработка атак морских целей, расположенных в 400-500 милях от берега, для которых была необходима дозаправка в воздухе. Тактика атак отрабатывалась на эсминцах типа "Геркулес", принадлежащих Военно-морскому флоту Аргентины, которые были идентичны британским эсминцам типа "Шеффилд", и задача ставилась в выявлении слабых мест этих кораблей.

0_1472c6_5bc17923_XL.jpg

Вид на хвостовое оперение 3-А-201

Когда обучение и отработка всех систем закончилась, часть была поставлена на боевое дежурство. Она состояла всего лишь из четырех Супер Этандеров (пятый использовался как донор запчастей, поскольку с началом войны было введено торговое эмбарго), которыми командовал капитан второго ранга Хорхе Коломбо (Jorge Colombo). Были сформированы пять пар по два пилота в каждой, чтобы проводить постоянную ротацию летчиков. Имея в виду, что никаких тренировок по работе с авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" не проводилось, было принято решение использовать эти самолеты с военно-морской базы "Рио Гранде" (Rio Grande). База эта к тому времени использовалась ударными самолетами MB-326GB, MB-339A и A-4Q "Skayhawk". "Супер Этандеры" были переведены с "Команданте Эспора" в "Рио Гранде" 19 апреля, а необычные погодные условия этой базы вынудили экипажи проводить адаптационные полеты. Не смотря на присутствие ВВС Аргентины (Fuerza Aerea), полеты самолетов Даггер (IAI Dagger) и Супер Этандер были разведены, поскольку самолеты обладали совершенно разной полетной конфигурацией.

0_1472c7_ba47d0b8_M.jpg

0_1472c8_cebd9b3c_M.jpg

Вверху - Нос 3-А-205, август 1984. Можно заметить отметку об атаке британского корабля.
Внизу - Две ракеты Матра 550 Мажик (Matra 550 Magic) подвешены под 3-А-203 на взлетной полосе "Команданте Эспора".

http://avianikitoss.livejournal.com/270508.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Аргентинские Супер-Этандеры. (продолжение)

Первый боевой вылет произошел 1 мая в 16.03. Объектом была неопознанная цель, активно маневрирующая к югу от пролива Сан карлос (San carlos). На финальной стадии эта операция была прекращена, поскольку у командира выполнявшей задание пары произошла утечка топлива.

ref_images_coan2000_sue.jpg

На рулежке перед тренировочным полетом

4 мая в 9.45 Супер Этандеры 3-А-202 и 3-А-203 взлетают, получив задание на атаку соединения британских кораблей, за которым вел наблюдение SP-2H "Нептун" ("Neptune") 2-Р-112. Корабли были атакованы двумя АМ-39 Экзосет, запущенными в 11.04 с расстояния в 30 миль, в результате этой атаки был уничтожен эскадренный миноносец британских военно-морских сил "Шеффилд" (HMS Sheffield).

0_1472ca_ba50af67_L.jpg

Хорошо видна маркировка атак на британские корабли

Вылет 23 мая оказался безуспешным - пилоты возвратились на базу "Рио Гранде", не найдя в зоне поиска никакой цели. С этого же момента эффективность использования военно-морской авиации резко снизилась из-за невозможности использования SP-2H "Нептун" (старые самолеты буквально разваливались в воздухе). Таким образом, поток необходимой информации о соединениях вражеских кораблей резко сократился. К этому необходимо добавить, что когда Супер Этандеры со своими Экзосетами заходили в зону поражения, пилотам приходилось проявлять чудеса прицеливания. В связи с этим, все ракеты класса воздух-море были в срочном порядке доставлены на военно-морскую базу "Команданте Эспора", где они все подверглись тщательной ревизии и перекалибровке, после чего на следующий день их вернули в "Рио Гранде". Таким образом, в течение нескольких часов ракеты покрыли расстояние в несколько тысяч километров на борту самолета Фоккер F-28 (Fokker F-28).

0_1472cb_c2b5add3_L.jpg

3-А-211 с неправильной маркировкой на хвосте. 0761 - это Макки МВ-339АА

25 мая 1982 года, в день независимости Аргентинской республики, произошла атака самолетами Супер Этандер 3-А-203 и 3-А-204 транспортного корабля "Atlantic Conveyor" (Атлантик конвейер), находившегося в ста милях северо-восточнее Порта Стенли (Port Stanley). Аргентинцы взлетели в 14.26 с двумя ракетами Экзосет на борту. Цель была поражена и корабль затонул, унеся с собой на дно десяток вертолетов Линкс (Lynx), Вессекс (Wessex) и Чинук (Chinook). Поскольку во время этого полета Супер Этандеры покрыли расстояние в 1620 морских миль, им пришлось дважды дозаправляться в воздухе, для чего использовался RC-130H военно-воздушных сил Аргентины.

0_1472cc_8faeb455_L.jpg

3-А-207 подготавливают к тренировочному полету

Последним военным вылетом, произведенным 30 мая, была атака на один из авианосцев королевского военно-морского флота. Задание это было чрезвычайно сложным, поскольку в распоряжении аргентинцев к тому моменту оставалась только одна ракета Экзосет. Вообще-то, для того, чтобы потопить авианосец такого класса, необходимо как минимум четыре прямых попадания таких ракет - и именно поэтому ВВС Аргентины направили вместе с Супер Этандерами два А-4С "Скайхок" (Skyhawk), вооруженных двумя 500-фунтовыми бомбами каждый. Таким образом, Супер Этандер 3-А-202 нес единственную оставшуюся у аргентинцев ракету Экзосет, а 3-А-205 нес три подвесных бака с топливом. В 12.31 самолеты запустили Экзосет с дистанции в 24 морские мили в авианосец HMS Invincible ("Непобедимый"), однако британцы эту атаку не подтверждают. Собственно, этот ракетный залп стал последним вылетом Супер Этандеров в войне за Мальвинские острова. После этого строились многочисленные планы по использованию этих машин в качестве чистых бомбардировщиков, но все это так и осталось на бумаге, поскольку война закончилась.

0_1472cd_f2d13089_L.jpg

3-А-209 и 3-А-211 приблизились к KC-130 для отработки дозаправки в воздухе

Боевой счет второй эскадрильи был впечатляющим. Имея только четыре действующих самолета, эскадрилья выполнила пять боевых вылетов, набрала 29 часов налета, потопила два корабля противника (один из которых, "Шеффилд", оказался командным пунктом ПВО всего британского оперативного соединения) и ликвидировала десять вертолетов. Также надо отметить, что это единственное аргентинское подразделение, не понесшие никаких потерь в период войны.

0_1472ce_6eb48988_L.jpg

3-А-201 садится на палубу авианосца "Линкольн" (USS CVN-72 "Lincoln") во время учений "Гринго-Гаучо II" (Gringo-Gaucho II) в октябре 1990 года

После войны эмбарго было снято, и эскадрилья смогла пополнить парк самолетов и вооружений. В декабре 1982 года были поставлены оставшиеся девять "Супер Этандеров" вместе с вооружением и запасными частями, что позволило вернуть на службу 3-А-201, "раздраконенный" во время войны на запасные части.

0_1472cf_71edf30e_L.jpg

201, 208 и 210 после учебных ракетных стрельб

Самым важным событием в послевоенной истории "Супер Этандеров" стал перелет в середине апреля на авианесущий корабль ARA(V-2) "25 de Mayo" совместно с A-4Q "Скайхок" из третьей истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Во время планового ремонта авианосца, Супер Этандеры продолжали активную деятельность, базируясь на береговых базах "Мар дель Плата" (Mar del Plata), "Трелев" (Trelew), "Рио Гранде" и "Ушуая" (Ushuaia).

0_1472d0_3628f2b_L.jpg

SUE в Ушуайе (Ushuaia) - самой южной авиабазе южного полушария

Боевые возможности этих самолетов заметно возросли при применении совместно с Локхид L-188MR "Электрон" (Lockheed L-188MR Electron, представлявший из себя модифицированный для патрулирования и радиоэлектронной войны самолет L-188 Electra).

0_1472d1_1f98630c_L.jpg


Несмотря на значительное сокращение военного бюджета, особенно в части обучения, затраты на создание экипажей Супер Этандеров сохранились на прежнем уровне. Основной специализацией этих машин стала теперь штурмовка объектов с малых высот. Уровень подготовки летчиков этой эскадрильи считается очень высоким, чему подтверждением служат всего два происшествия, произошедшие с Супер Этандерами за все время их службы. 1 августа 1989 года 3-А-210 зацепил гребни волн и упал в море во время тренировочного полета на малой высоте, пилот при этом погиб. А 11 декабря 1989 года на SUE 0772/3-A-212 во время полета остановился двигатель Атар 08С (Atar 08C) - пилот благополучно катапультировался. В копилке опыта этой эскадрильи значатся многочисленные дозаправки в воздухе, а также совместные маневры с участием военно-морской авиации Бразилии и Королевского британского флота.

Jorge Felix Nunes Padin
перевод Никиты Донцова
дополнения alexww1

http://avianikitoss.livejournal.com/274160.html
 

Rand0m

Активный участник
Йеменские ПВО сбили саудовский вертолет "Апач"

Вертолет "Апач" (AH-64 Apache) саудовских ВВС был уничтожен противовоздушной обороной вооруженных сил Йемена на севере страны. По данным местных СМИ, вертолет был сбит ракетой "земля - воздух" когда пытался нанести удар по наземной цели в районе Харада на западе йеменской провинции Хаджа.
http://warsonline.info/yemen/yemenskie-pvo-sbili-saudovskiy-vertolet-apach.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Про уничтожение радаров Грузии в Гори и Тбилиси.

"Красная Звезда" в своем материале про выпускников Воронежского ВУНЦ приводит интересный факт:
В августе 2008 года, обрушившись на Южную Осетию, грузинская сторона активно использовала комплексы ПВО «Бук», которые стали причиной потерь нескольких российских самолётов, в том числе современной модификации Ту-22 в варианте разведчика. Среди погибших с нашей стороны – лётчик-испытатель ВВС России полковник Игорь Ржавитин.

Чтобы лишить противника возможности обнаруживать и сбивать наши штурмовики и самолёты-разведчики, командование приказало экипажу Су-24М в составе майора Сергеева и капитана Шпитонкова уничтожить радиолокационный пост управления и наведения противника. Станция находилась в 17 километрах от Гори. В полёте нужно было пересечь линию фронта, не позволив себя обнаружить.
Задача осложнялась тем, что под Гори долгое время велась подготовка к созданию крупной грузинской военной базы. Подходы к цели были насыщены средствами ПВО, к тому же погода не благоприятствовала полётам.

Осознавая риск, штурман Николай Шпитонков проложил курс, максимально благоприятный для нанесения удара. В то же время командир экипажа сумел искусно провести бомбардировщик и создать Шпитонкову возможность произвести пуск ракет. Управляемые ракеты поразили цель – радиолокационный пост наблюдения был уничтожен. Всё это произошло ночью, в полной темноте. А затем Шпитонков аналогичным образом уничтожил радиолокационную станцию, расположенную недалеко от Тбилиси.

В середине августа 2008 года заместителя командира эскадрильи майора Владимира Сергеева и помощника штурмана эскадрильи капитана Николая Шпитонкова вызвали из Моздока в Москву – на чествование Героев операции по принуждению Грузии к миру. Встреча в Кремле произвела незабываемое впечатление, однако в тот же день офицеры улетели обратно – для занятий боевой подготовкой, совершенствования навыков, передачи боевого опыта молодым коллегам. Свои Золотые Звёзды Шпитонков и Сергеев получили в Кремле позднее – в декабре.
p.s. на момент описываемых событий оба эти летчика служили в 455 бомбардировочном авиаполку в Воронеже.

http://eagle-rost.livejournal.com/526223.html
 

Rand0m

Активный участник
Гребаный пиндостан, со своим супервысокоточным оружием :mad::mad::mad:
США нанесли первые удары по Сирии с территории Турции. Погибли 8 мирных жителей

12 августа США нанесли первые авиаудары по Сирии с территории Турции. Два истребителя F-16 поднялись в воздух с турецкой авиабазы "Инджирлик" и нанесли удары по "заранее выбранным целям". Какие именно цели были поражены не сообщается, но отмечается, что это были объекты террористической группировки "Исламское государство" (ИГ).
В конце июля 2015 года власти США и Турции договорились использовать базу "Инджирлик" для размещения американской ударной авиации. Отсюда до северной Сирии гораздо ближе чем с авиабаз в Ираке или авианосцев в Персидском заливе.

Вечером лондонская Syrian Observatory for Human Rights (SOHR) сообщила, что в результате ударов самолетов "возглавляемой США коалиции" в Сирии погибли 8 мирных жителей. Ракетный удар был нанесен по "складу с оружием" группировки "Джейш аль-Сунна" в районе селения Атма в провинции Идлеб.

В поселке Атма находится лагерь беженцев. В общей сложности были убиты 18 человек, 8 из них являлись гражданскими лицами (в том числе пятеро детей и трое женщин).
dVuGdPNZFf0.jpg


http://warsonline.info/siriya/ssha-...torii-turtsii-pogibli-8-mirnich-zhiteley.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
США нанесли первые удары по Сирии с территории Турции.
В дополнение - фото. Истребители ВВС США нанесли первый удар с Инджирлика:
20513750382_c592825031_b.jpg

19901699433_23d875d01d_b.jpg

20496363796_ffcb6d12d4_b.jpg

http://sandrermakoff.livejournal.com/844329.html

P.S. А где ящерики, где они?
P.P.S. На авиабазу Инджирлик, Турция, переброшено 6 F-16 из 31-го истребительного крыла (Авиано, Италия), которые совсем недавно были в командировке в Прибалтике.
 
Последнее редактирование:

Ирфан

Заблокирован
Сообщения
1.087
Адрес
Москва
Поэтому что-ли сократили воздушный патруль в Прибалтике? Где же хваленная мощь ВВС НАТО?
 

Slovak

Активный участник
Сообщения
12.371
Адрес
Литва
Поэтому что-ли сократили воздушный патруль в Прибалтике? Где же хваленная мощь ВВС НАТО?
Нет, там чисто экономические мотивы.
Над Прибалтикой посменно летают все из НАТО, пару снятых летаков погоды не сыграют.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Где же хваленная мощь ВВС НАТО?
Где,где... к концу 80-х годов прошлого века ВВС США развернули в Европе три воздушные армии. ТРИ! Понимаешь, Ирфан, целых ТРИ воздушные армии!.. А сейчас американская авиация в Старом Свете представлена просто смешным количеством авиаподразделений: всего лишь пять эскадрилий боевых самолетов постоянно базируются на всю Европу - от Англии до Италии.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Интересно, чем там занимаются США с ИГИЛом?

«Фокс ньюс» объясняет причины, почему до сих пор «высокоэффективные» ВВС США и их союзников не смели ИГИЛ с лица земли: «Мы применяем авиацию подобно легкому дождику, тогда как для действенного эффекта авиация должна применяться как тропический ураган!»

Бывший генерал ВВС США Дэвид Дептула, когда-то управлявший объединенным центром авиации во время войны Афганистане, сравнил кампанию против ИГИЛ с другими кампаниями ВВС США за последние годы: «Против Сербии мы совершали 135 вылетов бомбардировочно-штурмовой авиации в день, против Ирака во время «Шока и трепета» в 2003 г. – 800, во время первой войны в Персидском заливе – 953 вылета! ... А против ИГИЛ наша авиации совершает только 14 боевых вылетов сутки! (Это 80% все боевых вылетов «коалиции»)»

При этом «сбитый летчик» - сенатор МакКейн уточнил, что в 75% случаях пилоты возвращаются на базу, не израсходовав ни единого боеприпаса. Пилоты утверждают, что воюют со «связанными руками» - приходится постоянно запрашивать разрешение на поражения уже выявленных целей, а разрешение либо запаздывает, либо не дается.

Это объясняется официальными лицами в Пентагоне так: типа, в Сербии можно было бомбить всех без разбора, так имели дело с «правильным» государством, а тут мы имеем дела с террористами, которых надо «отделить» как-то от мирного населения! Дептула при этом указал, что в 1991 г. на Ирак сбрасывалось только 5% высокоточных боеприпасов: «сопутствующий ущерб» тогда мало кого волновал!

На самом деле "Белый дом" проговорился, в чем причина – отвечая на очередное предложение сенаторов о помощи силам, противостоящим ИГИЛ, там указали, что этот план не учитывает «наличие Ирана в Ираке». Все просто: Белый дом решил «зациклить» Иран на поддерживаемый сунитскими режимами Персидского залива ИГИЛ, чтобы они побольше убивали друг друга. Когда ИГИЛ имеет серьезный успех – следует вспышка активности авиации «коалиции» (например, в боях против курдов), а когда начинает давить поддерживаемое Ираном центральное правительство Ирака, американцы тут же вспоминают про «сопутствующий ущерб» и «умывают руки», глядя как ИГИЛ идет в наступление.

«И пусть они таким образом убивают друг друга как можно больше. Все это на благо Америки!» (с) Гарри Трумэн.

http://afirsov.livejournal.com/96235.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.407
Адрес
Саратов
Статья украинского авиационного историка Михаила Жирохова о действиях ВВС Украины в ходе войны с Новороссией.

Донбасский урок.

Боевые действия на Донбассе стали «лакмусовой бумажкой» для Вооружённых сил Украины. Именно их применение в реальных боевых действиях (хоть и в «гибридной войне») дало толчок для анализа путей дальнейшего развития. В этом плане наиболее показателен пример Военно-воздушных сил.

По состоянию на конец 2013 года в составе ВВС и ПВО Украины числилось 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ещё примерно 52 единицы были на хранении), 43 штурмовика Су-25 (в том числе 8 учебно-боевых; и 4 – на хранении), 60 Су-27 (в том числе 13 учебно-боевых; ещё 5 были на хранении), 96 МиГ-29 (в том числе 18 учебно-боевых; ещё 48 (в том числе 10 УБ – на хранении). Кроме того, на хранении находились устаревшие машины: 37 МиГ-23МЛД, 8 МиГ-23УБ, 19 МиГ-25.

Разведывательная авиация включала 5 Су-24МР (ещё не менее 3-х – на хранении), 8 Ан-30 (и 4 – на хранении). На хранении также находились до четырёх самолётов-заправщиков Ил-78.

Относительно много насчитывалось транспортных машин: 36 Ил-76 (ещё 8 – на хранении), 7 Ан-24, 46 Ан-26 (и до 3-х – на хранении), 5 Ту-134 (ещё 1 – на хранении); 2 Ан-72 – на хранении. Учебные самолёты – это 39 устаревших машин ещё чехословацкого производства L-39 «Альбатрос» (а также 39 – на хранении).

Стоит отметить, что никакой новой техники за постсоветский период ВВС не получали, лишь 1 МиГ-29 и 13 Су-25 прошли модернизацию. Из тех самолётов, которые числились в строю ВВС, реально подняться в воздух могли не более половины (по-видимому, цифра ближе к 20–25%).

Понесли потери украинские военные авиаторы Украины и в ходе событий февраля-марта 2014 года в Крыму. Особо острая ситуация сложилась с 204-й бригадой тактической авиации имени А.И. Покрышкина, которая базировалась в Бельбеке вблизи Севастополя. Вечером 27 февраля часть была блокирована, а на следующий день захвачена вооружёнными людьми без знаков различия. Личному составу был перекрыт доступ к стоянкам авиатехники. Однако основные события развернулись 4 марта, когда командир бригады полковник Юлий Мамчур с большой группой подчинённых решил прорваться на стоянку самолётов. Кадры, которые обошли большинство мировых информационных агентств, стали символом недолгого украинского сопротивления в Крыму: военные без оружия, со знаменем части, под пение национального гимна идут на вооружённых людей, которые стреляют им под ноги и в воздух (А укровоены воют: "Америка с нами!" - Tigr).

В итоге были проведены переговоры, и несколько техников были допущены к машинам. Результат осмотра был весьма печальный: за несколько дней самолёты (а в части насчитывалось 45 МиГ-29 и 4 L-39, правда, летающих было всего несколько машин) были приведены в негодность: колеса прострелены, а воздухозаборники забросаны щебнем.

К 22 марта бригада была взята под контроль российскими военнослужащими, а сам Мамчур попал в плен (освобождён 26 марта). В ходе передислокации в Николаев на новое место службы вместе с командиром прибыли около двухсот человек личного состава. В Крыму остались практически все военнослужащие-контрактники, имевшие местную прописку.

Позже, после долгих переговоров при посредничестве белорусской стороны по начало июня российская сторона позволила вывезти 37 МиГ-29, МиГ-29УБ, и 1 L-39M1. При этом на большинстве самолётов были сняты наиболее ценные блоки и агрегаты. Вывезти значительную часть наземного оборудования не удалось.

Во второй половине 2014 года все вывезенные из Крыма самолёты и лётный состав 204-й бригады были собраны на аэродроме Кульбакино в Николаеве, где велись работы по восстановлению лётной готовности хотя бы части машин бригады. Содействие в восстановлении МиГ-29 оказывали выездные бригады ГП «Львовский авиаремонтный завод» и сводные группы технического состава из других истребительных частей ВСУ. Первым был восстановлен истребитель МиГ-29, совершивший полёт 31 июля 2014 года.

Когда стало понятно, что события на Донбассе приобретают характер военной операции, то командование стало спешно собирать авиационную группировку практически со всей Украины.

Это сводная группа базировалась на нескольких базовых и оперативных аэродромах, расположенных в Харьковской и Днепропетровской областях. Кроме того, для базирования военно-транспортной авиации использовались аэродромы по всей стране. Недостаточно финансирование ВВС Украины не позволило создать запасы материальных средств: боеприпасов, ГСМ, запчастей и продовольствия. Дошло до того, что в середине марта авиакомпания «Днепр-Авиа» (владелец – бизнесмен Игорь Коломойский) произвела заправку топливом боевых вертолётов Южного оперативного командования за свой счёт – настолько всё было плохо. При этом восполнение этих запасов в ходе боевых действий осуществлялось не за счёт промышленных поставок, а путём изъятия из запасов других авиационных частей.

Из-за недостаточного финансирования и материальной обеспеченности большая часть лётного состава утратила навыки полётов в сложных метеоусловиях и применения средств поражения. В то же время костяк лётного состава армейской авиации был сформирован из лётчиков, прошедших миротворческие миссии по линии ООН.

Первые вылеты на Донбасс сложно назвать боевыми, по большей части они производились с целью демонстрации силы. Прежде всего, это был облёт боевыми самолётами позиций сепаратистов на малой высоте. По всей видимости, впервые это произошло ещё до объявления АТО – 7 апреля. Тогда 2 истребителя Су-27 облетели Харьков, Луганск и Донецк.

Первое появление штурмовиков Су-25 в зоне конфликта отмечено 15 апреля, когда одиночная машина осуществляла прикрытие с воздуха вертолётов армейской авиации, которые доставили штурмовые группы на аэродром неподалеку от Краматорска.

Впоследствии «сушки» отметились над ещё несколькими удерживаемыми сепаратистами городами и посёлками как в Донецкой, так и Луганской областях.

На начальном этапе украинское командование попыталось сделать главной ударной силой авиацию – штурмовики Су-25 и вертолёты Ми-24. Это, в принципе, было разумное решение, так как никакого противовоздушного вооружения у сепаратистов на тот момент не было.

При этом упор был сделан на применении неуправляемых реактивных снарядов. Однако, как выяснилось, они имели ограниченные сроки хранения, что в итоге сказалось на эффективности ударов с воздуха.

Что касается высокоточного оружия, то его просто не было в арсеналах: большая часть его из-за ненадлежащего хранения просто пришла в негодность и была просто утилизирована, а часть – реализована на внешнем рынке.

Очень скоро у противника появилось достаточно большое количество ПЗРК и (что самое главное) расчётов, которые могли обращаться с ними. А с появлением таких систем, как «Стрела-10», «Бук» и «Оса», украинская авиация понесла настолько серьёзные потери, что к началу сентября 2014 года практически была выведена из района боёв.

В ходе боёв против украинской авиации были применены как достаточно устаревшие ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-2М» и «Стрела-3», так и относительно новые «Игла» и «Игла-1».

Нельзя не отметить и появление на Донбассе новейшего ПЗРК российского производства «Верба», однако его применение было зафиксировано лишь один раз – 6 июня, когда над Славянском был сбит самолёт-разведчик Ан-30Б. Доказательством его применения являются остатки боевой части ракеты, обнаруженные после происшествия. При этом ни подтверждения, ни отрицания данной информации после её обнародования в украинских СМИ от официальных властей РФ не последовало. Так как этот комплекс – новейшая разработка российского ВПК (принят на вооружение в 2013 году), можно предположить, что запуск осуществила спецгруппа, испытавшая таким образом новый ПЗРК на практике.

Отмечена в зоне конфликта и такая «экзотика», как ПЗРК Grom Е-2 польского производства. Этот комплекс в 1990-е годы разработан на базе советской «Иглы» и в настоящее время состоит на вооружении ВС Польши. В зоне боёв украинскими силовиками были захвачены, по крайней мере, 2 таких комплекса. Предполагается, что сторонники «федерализации» получили их от России, которая закупила несколько десятков таких ПЗРК в 2007-м, за год до войны с Грузией.

Как отмечают многочисленные очевидцы, многие ПЗРК ополченцев, будучи устаревшими, нередко давали сбои, а часто просто оказывались бесполезными против противоракетных манёвров украинских лётчиков. Сбивать самолёты и вертолёты в основном им удавалось из засад или в случае, когда цель шла слишком низко.

Первый украинский вертолёт был уничтожен 25 апреля, когда во время подготовки к взлёту на аэродроме «Краматорск» в Ми-8МТ из состава 7-го полка армейской авиации попала ракета ПТУР. Экипаж успел покинуть борт, при этом только командир экипажа получил ожоги. Вертолёт, гружённый боеприпасами, взорвался и полностью сгорел.

Боевой дебют Су-25 в боях на Донбассе состоялся вечером 5 мая, когда одиночный штурмовик из НУРСов превратил что называется «в хлам» Ми-24П, севший на вынужденную посадку на территории ополченцев. Следующий эпизод боевого применения связан с кровавым боем за донецкий аэропорт 26 мая, когда пара Су-25 обеспечила прикрытие операции украинских военных с воздуха.

По разрозненной информации Минобороны Украины, на Донбассе все штурмовики были сведены в так называемую резервную авиационно-штурмовую группу, которая базировалась на аэродромах «Чугуев» и «Днепропетровск».

Пришлось повоевать и экипажам наиболее мощного ударного самолёта Воздушных сил Украины – бомбардировщика Су-24М. На момент начала конфликта все оставшиеся в строю машины были собраны в составе 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове (на аэродроме «Булат»).

С развитием крымского кризиса в 7-й авиабригаде резко стали восстанавливать боеспособность не только самолётов, но и лётчиков эскадрильи. Результат появился сразу же – 21 марта при посадке на своём аэродроме комэск подполковник Денис Кочан разбил самолёт. Сам он вместе со штурманом лейтенантом Дудником успешно катапультировался, а вот самолёт полностью сгорел.

Первое достоверное упоминание о применении Су-24 в боевых действиях датировано 1 июля. Согласно официальному сообщению пресс-центра АТО, «во время полёта над Донецкой областью был обстрелян самолёт Су-24 и сделано 4 выстрела из ПЗРК. Одна ракета попала в самолёт, загорелся двигатель. Лётчик сумел выключить двигатели, погасить пламя. Ему также удалось уничтожить зенитную установку, из которой вёлся обстрел».

По этим же данным, с одним двигателем самолёт пролетел ещё 300 км и приземлился в месте назначения. Однако во время посадки Су-24 вновь загорелся, огонь погасили пожарные. «Экипаж жив, здоров, самолёт нуждается в ремонте». Судя по описанию повреждений, самолёт выбыл из строя, минимум, на полгода: шутка ли – повреждение двигателя ракетой, пожар в полёте и загорание после посадки.

С 7-й авиабригадой связан и один из самых интересных моментов в деятельности украинских спецслужб в ходе конфликта. 30 сентября пресс-служба ведомства придала гласности информацию о том, что ею не допущена реализация плана угона в РФ украинского Су-24МР. Ещё 22 сентября в результате оперативных действий был задержан подполковник, заместитель командира разведывательной эскадрильи, который принимал участие в боевых вылетах на Донбасс. «Рыцари плаща и кинжала» утверждают, что якобы российские спецслужбы предложили во время очередного боевого вылета посадить машину на аэродром «Курск», для чего подполковника в районе границы должен был встретить российский самолёт. В случае невозможности посадить судно перебежчик должен был катапультироваться над территорией РФ. Ему было обещано продолжение службы в ВВС РФ в звании полковника, а также материальное вознаграждение в размере 30 тысяч долларов США. При этом его семья уже находилась на территории Российской Федерации. Однако в этом сообщении есть несколько логических нестыковок: например, как предполагалось обойтись со штурманом машины?

В случае, если суд докажет все эти факты, лётчику грозит до 15 лет лишения свободы. Насколько эта история имеет реальные корни или это просто фантазии оперативников-контрразведчиков – на сегодняшний день неясно.

Одними из самых болезненных для украинской стороны были потери транспортных самолётов. Особенно кровавыми были события 14 июня, когда во время построения предпосадочного манёвра в аэропорту Луганска был сбит военно-транспортный Ил-76МД. На борту погибли 9 членов экипажа и 40 военнослужащих 25-й днепропетровской аэромобильной бригады. Как следует из интервью исполняющего на тот момент обязанности министра обороны Украины Михаила Коваля, в самолёт дважды попали ракетами, а потом террористы его обстреляли из крупнокалиберного пулемёта длинной очередью. Руководитель ведомства отметил, что если бы не эта последняя огневая атака, самолёт мог бы ещё осуществить посадку. Коваль также сообщил, что из пулемёта стреляли бронебойно-зажигательными патронами. Из-за этого произошёл взрыв авиационного топлива, после чего машина упала на землю.

Глава ведомства также подчеркнул, что «силовики были проинформированы о наличии вокруг аэропорта террористов, и территория вокруг объекта была зачищена. Однако высокомобильная группа боевиков, передвигавшаяся на внедорожнике, с расстояния 7−8 километров от аэропорта осуществила обстрел самолёта». Транспортник в этот момент находился на достаточно большой высоте и уже заходил на глиссаду. Коваль также заявил, что одна из версий причин уничтожения самолёта — предательство авиадиспетчеров.

Позже близ луганского аэропорта было найдено место, с которого предположительно был поражен Ил-76, при этом обнаружены 3 пусковые трубы 9П39-1 от ПЗРК 9К38 «Игла». Два ПЗРК «Игла» были отстреляны, а 1 – технически неисправен (ракета осталась в трубе).
А чуть ранее – 6 июня – к востоку от Славянска был сбит самолёт-разведчик Ан-30, осуществлявший разведку блокпостов и огневых позиций ополченцев. Самолёт упал между Красным Лиманом и Николаевкой к востоку от Славянска. Два пилота выпрыгнули с парашютами над Голубыми озёрами (к северо-западу от Красного Лимана), ещё один – в районе микрорайона Южный Красного Лимана. После приземления раненных лётчиков подобрал эвакуационный отряд на вертолёте Ми-8 и отправил в ближайший госпиталь для оказания помощи. Один из выпрыгнувших погиб на месте.

В середине лета украинское командование пустило в бой буквально всё, что могло летать. Например, были отмечены вылеты истребителей МиГ-29, которые мало приспособлены для ударов по наземным целям.

Что касается украинской армейской авиации, то можно смело утверждать, что 100% украинских боевых вертолётов морально устарели. Особенно устаревшими были вооружение и бортовое оборудование. Поэтому использование вертолётов на Донбассе носило крайне ограниченный характер: из-за несовершенства бортовых навигационных систем и отсутствие РЛС вылеты на поддержку боевых действий осуществлялись преимущественно днём и в хорошую погоду. Вертолёты Ми-24 вылетали на боевые задания только тогда, когда дальность прямой видимости превышала 1,5 километра и лётчики могли ясно видеть цель. Да и то были случаи «дружественного» огня, как, например, во время разгрома блокпоста вблизи Волновахи, когда появившиеся пара «крокодилов» по ошибке атаковала подошедшие на помощь армейские подразделения.

Потери авиатехники ВВС Украины в ходе боевых действий на Донбассе:

Дата / Тип ВС / № / Принадлежность / Место / Краткое описание / Погибло

25.04.2014 / Ми-8МТ / №55 / 7-й оп АА / Аэ-м «Краматорск» / Поражён ракетой ПТРК во время подготовки к взлёту / 0

02.05.2014 / Ми-24П / 16-я бр АА / Славянск / Поражение из ПЗРК во время патрульного полёта / 5

02.05.2014 / Ми-24П

05.05.2014 / Ми-24П / 11-я бр АА / Славянск / Поражён из крупнокалиберного пулемёта, совершил в/п. Экипаж эвакуирован / 0

29.05.2014 / Ми-8МТ / Гв. Авиабаза НГУ / Славянск / Сбит двойным пуском ПЗРК / 12

04.06.2014 / Ми-24П / 11-я бр. АА / Семёновка Сбит ПЗРК + и крупнокалиберный пулемёт / 0

06.06.2014 / Ан-30Б / № 80 / 15-я БТрА / Славянск / Поражён ракетой ПЗРК на высоте 6000 м / 6

14.06.2014 / Ил-76МД / № 76777 / 25-я БТрА / Луганск / Сбит двойным пуском ПЗРК + крупнокалиберным пулемётом / 49

21.06.2014 / Ми-8Т / №29 / МЧС Украины / Харьковская область /Катастрофа в СМУ / 3

24.06.2014 / Ми-8МТ / 16-я бр АА / Славянск / Поражён из ПЗРК сразу после взлета / 9

02.07.2014 / Су-25М1 / №06 / 299-я БТА / Аэ-м «Днепропетровск» / Поражён выстрелом ПЗРК в районе Славянска, лётчик довёл до аэродрома базирования, где катапультировался / 0

14.07.2014 / Ан-26 / №19 / 456-я БТрА / Изварино (Луганская обл.) Поражён из ПЗРК / 2

16.07.2014 / Су-25М1 / 299-я БТА / Амвросиевка (Донецкая обл.) /По словам лётчика, поражён ракетой класса «воздух-воздух» / 0

21.07.2014 / Су-25М1 / 299-я БТА / Снежное (Донецкая обл.) / Подбит / 0

23.07.2014 / Су-25М1 / №04 / 299-я БТА / Саур-Могила / Поражён из ПЗРК / 0

23.07.2014 / Су-25 / №10

07.08.2014 / МиГ-29 / №02 / 40-я БТА / Ждановка (Донецкая обл.) / Сбит / 0

07.08.2014 / Ми-8МТ / № 62 / 16-я бр АА / Мануйловка (Донецкая обл.) / Сбит огнём из стрелкового оружия / 0

17.08.2014 / МиГ-29 / №53 / 114 БТА / Краснодонский район (Луганская обл.) / Сбит / 0

19.08.2014 / Ми-8МТ / №79 / 16-я бр АА / Георгиевка (Луганская обл.) / Сбит / 0

20.08.2014 / Ми-24 / 7-й оп АА / Георгиевка (Луганская обл.) / Сбит из ПЗРК / 2

20.08.2014 / Су-24МР / 7-я БТА / Хрящеватое (Луганская обл.) / Взорвался в воздухе / 2

29.08.2014 / Су-25М1 / 299-я БТА / Старобешево (Донецкая обл.) / Сбит из ЗРК «Оса-АКМ» / 0

30.08.2014 / Су-25 / 299-я БТА / Новоекатериновка (Донецкая обл.) / Сбит из ЗРК «Оса-АКМ» / 0

Сокращения: АА – армейская авиация, БТА – бригада тактической авиации, бр – бригада, БТрА – бригада транспортной авиации, оп – отдельный полк, НГУ – Национальная гвардия Украины.

Таким образом, на сегодняшний день подтверждёнными фото- и видеодоказательствами потери украинских ВВС составляют 11 вертолётов (6 Ми-8, 5 Ми-24) и 13 самолётов (7 Су-25, 2 МиГ-29, 1 Су-24МР, 1 Ан-26, 1 Ан-30Б, 1 Ил-76МД). При этом количество техники, не подлежащей восстановлению, вероятно, на порядок больше.

В то же время по данным «штаба ДНР», потери украинских ВВС составили: 25 боевых вертолётов (Ми-24, Ми-8 и Ми-17) (на 20 августа 2014 г.), 37 самолётов (2 МиГ-29, 28 Су-25 3 Cу-24, 1 Ан-26, 1 Ан-30, 1 Ил-76) по состоянию на 29 августа.

Есть и альтернативная статистика (правда, источник первичной информации неизвестен) – западная база данных Aviation Safety Network. Так вот, по состоянию на начало сентября в ней числились потерянными ВВС Украины в ходе операции на Донбассе 12 вертолётов (5 Ми-8 и 7 Ми-24) и 20 самолётов (13 Су-25, 2 Су-24, 2 МиГ-29, 1 Ан-30, 1 Ил-76МД, 1 Ан-26).

http://petrimazepa.com/lessonlearn.html
 
Сверху