Будущее морской авиации. Чем воевать будем?

Rand0m

Активный участник
Ил-38СН предпринял попытку догнать P-8 Poseidon

Спорить с ВМС США по части противолодочной авиации нам не по зубам

Принято решение о модернизации противолодочного самолета Ил-38Н («Новелла»), сообщают «Известия». И это может показаться странным, потому что выпуск самолетов данной модификации начался в 2014 году, а последняя, восьмая, «Новелла» поступила в ВМФ России совсем недавно — год назад. При этом в прошлом году назад начальник морской авиации ВМФ Игорь Кожинов заявил, что к 2025 году Россия будет иметь 30 модернизированных самолетов Ил-38Н. То есть работы впереди непочатый край.

И вдруг нам, по сути, заявляют, что на данной модификации поставлен крест. Что запускается новая модернизация, которая условно называется «Суперновеллой». И что к 2025 году у нас будет 25 противолодочных самолетов, которые мы тоже условно назовем Ил-38СН. И что по своим возможностям этот самолет будет превосходить лучшие противолодочники мира. К таковым сейчас относится американский Р-8 «Посейдон».

Кожинов в прошлом году также говорил о неком совсем новом самолете, который будет лучшим в мире. Но сроки его появления он намечал на вторую половину 20-х годов. Тогда не было известно, что «рекордсмен» будет летать на том же самом планере, с теми же самыми двигателями, у которых уже совсем скоро выработается ресурс. Потому что Ил-38 строился в конце 60-х годов на базе гражданского Ил-18.

И это печально. Потому что в России до сих пор нет новых носителей для размещения на них специальной техники больших объемов. Нет, конечно, есть Ил-76МД-90. Но он выпускается чуть ли ни поштучно. И на него уже выстроилась длинная очередь из самолетов ДРЛОиУ, топливозаправщиков, разведчиков, транспортников, самолетов РЭБ, командных самолетов. Противолодочные самолеты, похоже, из этой очереди просто вышвырнули.

Что же касается оборудования для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, установленного на Ил-38Н, то его трудно признать современным. Хоть устанавливаться оно началось всего лишь пять лет назад. Необходимость модернизации Ил-38 назрела еще в 80-е годы, когда выяснилось, что этот самолет проигрывает по возможностям в 8−10 раз последней модификации американского самолета Р-3 «Орион». До 30% сброшенных в море радиогидробуев РГБ-1 не отвечало на опрос самолета. И чувствительность у них была слишком низкой, чтобы стабильно обнаруживать шумы подводных лодок.

Как только выявились недостатки Ил-38, началась экстренная разработка второго противолодочного самолета Ту-142, создаваемого на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Он был принят на вооружение в 1972 году, спустя лишь 3 года после начала эксплуатации Ил-38. И вот эта машина уже удовлетворяла, предъявлявшимся к ней требованиям.

Модернизация противолодочного оборудования Ил-38 до уровня Ил-38Н началась в 1988 году в самый разгар перестройки. Поэтому вскоре было прекращено финансирование. Работы по ППС «Новелла-П-38» возобновились только в новом тысячелетии. Причем, исключительно благодаря Индии, которая профинансировала построение для себя шести самолетов Ил-38SD с бортовым комплексом «Морской дракон», аналогичным по возможностям «Новелле». А через несколько лет дело дошло и до постройки собственных патрульных противолодочных самолетов Ил-38Н. Поэтому признать спецаппаратуру «Новеллы» новой и современной вряд ли возможно.

Тем не менее, как утверждает главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев, эффективность поиска и обнаружения подводных лодок у Ил-38Н увеличена в четыре раза. «Плюс к тому он обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания, — сказал адмирал. — Этот же самолет с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причем с применением расширенной по сравнению с базовым Ил-38 номенклатуры вооружений».

Бортовой комплекс «Новелла», разработанный в петербургском ЦНПО «Ленинец», изначально замышлялся универсальным. То есть предполагалось его внедрение как в ильюшинские, так и в туполевские противолодочные самолеты на базе Ту-204.

Однако проект Ту-204 закрыт. Закрыто и туполевское направление противолодочных самолетов. В нулевые годы было решено поставить крест на Ту-142, последние 10 из них модификации Ту-142М3 доживают свой век. Решение о продолжении совершенствования противолодочных самолетов на базе Илов было принято в основном из экономических соображений, поскольку эксплуатация тяжелого самолета обходится существенно дороже. При этом пожертвовали целым рядом преимуществ. Наиболее существенные из них — дальность полета и продолжительность патрулирования. Боевой радиус Ил-38 — 2200 км, Ту-142 — 5200 км. То есть Ил-38 не способен работать на океанских просторах.

Да, создание Ил-38Н стало, действительно, большим шагом вперед. На нем установлена ППС «Новелла», которая позволяет работать с надежными и чувствительными радиогидробуями различных типов — с пассивными ненаправленными, с пассивными направленными, с активными (то есть — с генерирующими звуковую волну) и с телеметрическими. Дальность связи буев с самолетом по радиоканалу достигает 40 км.

Есть магнетометр, позволяющий обнаруживать подводные объекты по магнитным аномалиям. Дальность действия лежит в пределах 900 метров.

Третий способ поиска следует признать атавизмом. Он основан на работе РЛС, которая обнаруживает всплывшие лодки, либо лодки с поднятым перископом. У США уже давно нет дизель-электрических субмарин, а атомным нет нужды всплывать во время океанского патрулирования.

Однако наличие на самолете РЛС, а также аппаратуры тепловизорного обзора вполне оправдано. Ил-38Н вменена дополнительная задача — обнаружение надводных кораблей и борьба с ними, а также воздушных целей. Так, современные самолеты с уменьшенной заметностью, относящиеся к четвертому поколению, обнаруживаются и распознаются на удалении до 120 км, крупные надводные корабли — до 350 км. Полученная таким образом информация может передаваться на ударные средства (истребители, надводные корабли, береговые ракетные комплексы) для наведения на обнаруженные цели ракет. То есть — для целеуказания. Ил-38Н способен сопровождать до 35 целей.

А вот собственные средства для борьбы как с лодками, так и с надводными корабля и у вновь модифицируемого самолета — Ил-38СН — довольно ограниченные, вес вооружения чуть превышает 5 тонн. Это две ракеты или две торпеды. А также свободнопадающие бомбы. Но есть и современные бомбы «Загон», оснащенные гидроакустической головкой. «Загон» осуществляет под водой поиск цели и атакует ее. Причем атака осуществляется бесшумно, в отличие от торпедной атаки.

На Ил-38Н повесили еще и оборудование, которое позволяет проводить радиотехническую разведку. Это мировой тренд, такой аппаратурой сейчас оснащают все современные противолодочные самолеты.

«Известия» сообщают, что за счет получения самолетом Ил-38СН нового оборудования его эффективность возрастет еще в несколько раз. И что, как обещает Игорь Кожинов, он станет лучшим в мире, превзойдя американский «Посейдон».

Поскольку противолодочные самолеты относятся к стратегическому оружию, с помощью которого ведется охота за оружием ядерного сдерживания — атомными подводными ракетоносцами, то их реальные возможности по обнаружению и поражению стратегических целей не афишируются. Примем на веру, что ППС «Суперновелла» будет лучше охотиться за субмаринами, чем аппаратура «Посейдона». Американский самолет также имеет и ППС, и магнетометр, и тепловизорный канал.

Однако следует принять во внимание различные силовые возможности самолетов. Р-8 «Посейдон» создан на базе относительно нового авиалайнера Боинг-737−800, запущенного в серийное производство 20 лет назад. Он способен нести 9 тонн вооружения вместо 5 тонн, которыми располагает Ил-38Н. Поэтому он обладает существенно большим ударным потенциалом. Но это не самое главное, большая грузоподъемность и объем внутреннего пространства позволяют разместить в фюзеляже большее количество специализированного оборудования. Известно, например, что помимо спецаппаратуры, на «Посейдоне» присутствует солидный комплекс самообороны. В него входит аппаратура радиоэлектронной борьбы, отстреливаемые тепловые ловушки и лазер, ослепляющий ГСН ракет. Ил-38Н не в состоянии принять такую дополнительную нагрузку.

Также следует сказать и о дополнительном объеме топлива, благодаря чему боевой радиус американского самолета в 1,5 раза выше — 3700 км. «Весового достоинства» в избытке было у Ту-142. Но мы с ним уже, по сути, распрощались.

Но даже если допустить, что обновленный российский противолодочный самолет будет в несколько раз превосходить американские аналоги, то количественное соотношение не дает этому сильно возрадоваться. В ВМФ России, если будут реализованы планы, в 2025 году будут эксплуатироваться 25 «Суперновелл» и еще 25 устаревших Ил-38 без индекса «Н». И еще 10 Ту-142М3.

В ВМС США сейчас эксплуатируются 90 «Посейдонов». В ближайшие 2−3 года парк «Посейдонов» пополнится еще 30 самолетами. Также в строю находится около сотни «Орионов» Р-3, которые более эффективны, чем Ил-38, хоть и являются их ровесниками. Арифметика явно не в нашу пользу.

http://svpressa.ru/war21/article/222735/
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
И все таки не понятно, почему нельзя использовать ТУ 204СМ?

Существует мнение, что у нас и амеров разные подходы к поиску ПЛ. У нас основа радиобуи, а у них РЛС. В статье туфты много, например у амеров на "Посейдоне" нет магнитометра, только на экспортных, он им тупо не нужен. Как писал тут Ринат, для радиобуёв нужны высоты меньше и скорость, а для РЛС уже средние высоты и скорость же не так принципиальна, поэтому у них используют Боинг, а у нас Ил и Ту.
 

Ромыч

Активный участник
Сообщения
2.622
Адрес
Кубань
Ясно. Они могут летать 800 км/ч, мы - не более 600 км/ч.
Может стОит внимательно присмотреться к их опыту?
 

Rand0m

Активный участник
Один из планировавшихся вариантов палубного истребителя вертикального взлета и посадки Як-201.

Напомним ,как заявил вице-премьер Юрий Борисов , на открытии военно-технического форума "Армия-2018": в России разрабатывается проект нового самолета с вертикальным взлетом и посадкой. Данный проект по поручению президента внесен в новую ГПВ.
oDbs-1rmfVk.jpg
WJHivpuR10U.jpg
 

грач

Активный участник
Сообщения
9.453
Адрес
Россия
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201902122217-d8y4.htm
Экипажи истребителей Су-30СМ и бомбардировщиков Су-24М морской авиации отработали дозаправку в воздухе над Калининградской областью.
В течение нескольких дней к отработке сложного элемента будет привлечено до 15 самолетов. Дозаправка будет проводиться как днем, так и ночью, одиночно и в составе пары. Подобные элементы летной подготовки экипажей морской авиации Балтийского флота выполняются регулярно.
 

грач

Активный участник
Сообщения
9.453
Адрес
Россия
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201902121728-mil-ru-vb41w.html
Лётный состав корабельного истребительного авиаполка объединенияВВС и ПВО Северного флота пройдет учебный курс в Крыму на наземном испытательном тренировочном авиационном комплексе НИТКА. Программа тренировок предусматривает отработку полного цикла подготовки лётчиков к посадке на авианосец.
На аэродром Саки из Мурманской области будут перебазированы несколько самолётов Су-33, Су-25УТГ и многоцелевой истребитель Су-30СМ.
 

грач

Активный участник
Сообщения
9.453
Адрес
Россия
https://frontend.vh.yandex.ru/player/4331156837650068013
Два модернизированных истребителя-перехватчика МиГ-31БМ вошли в состав морской авиации Тихоокеанского флота. Они прибыли на аэродром Елизово и будут числиться в смешанном авиационном полке.
Чтобы попасть на место несения службы, истребители-перехватчики совершили перелет на расстояние более семи тысяч километров.
 

грач

Активный участник
Сообщения
9.453
Адрес
Россия
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12218592@egNews
пара истребителей-перехватчиков Миг-31БМ пополнила состав эскадрильи отдельного смешанного авиаполка Северного флота.
Самолёты прибыли на аэродром под Мончегорском на Кольском полуострове с авиаремонтного завода в Тверской области, где они проходили модернизацию.
Изменения, внесённые при модернизации в авионику и радиоэлектронные системы истребителей, существенно улучшают их тактические характеристики и позволяют применять для обеспечения противовоздушной обороны в Арктической зоне.
Начиная с декабря прошлого года на вооружение отдельного смешанного авиаполка Северного флота поступило уже 10 подобных машин.
31.jpg
 

экс майор

Активный участник
Сообщения
6.346
В состав авиакрыла тяжелого авианесущего крейсера СФ «Адмирал Кузнецов» войдут модернизированные самолеты Су-33. Об этом рассказал начальник морской авиации ВМФ Герой России, генерал-майор Игорь Кожин.

«Первый этап модернизации выполнен, и сейчас готовимся к проведению второго, после которого будет увеличена мощность двигателя, улучшена системы обнаружения и т. д. Су-33 станет по-настоящему многоцелевым», - сказал он.

По его словам, ВМФ РФ идет по пути модернизации не выработавших свой ресурс самолетов. Изменениям подвергается, прежде всего, «начинка».

Впрочем, это касается не только Су-33. Кожин также рассказал о модернизации противолодочного самолета Бе-12.

«Первый самолет войдет в состав морской авиации Черноморского флота уже в этом году» - сказал генерал-майор.

https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201903110119-lb54.htm
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.922
Адрес
Москва
В состав авиакрыла тяжелого авианесущего крейсера СФ «Адмирал Кузнецов» войдут модернизированные самолеты Су-33. Об этом рассказал начальник морской авиации ВМФ Герой России, генерал-майор Игорь Кожин.

«Первый этап модернизации выполнен, и сейчас готовимся к проведению второго, после которого будет увеличена мощность двигателя, улучшена системы обнаружения и т. д. Су-33 станет по-настоящему многоцелевым», - сказал он.

По его словам, ВМФ РФ идет по пути модернизации не выработавших свой ресурс самолетов. Изменениям подвергается, прежде всего, «начинка».

Впрочем, это касается не только Су-33. Кожин также рассказал о модернизации противолодочного самолета Бе-12.

«Первый самолет войдет в состав морской авиации Черноморского флота уже в этом году» - сказал генерал-майор.

https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201903110119-lb54.htm
Хочется непечатно ругаться. Он же снят с производства! Почему за это время нельзя сделать морскую модификацию Су-30 или Су-35???
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
Хочется непечатно ругаться. Он же снят с производства! Почему за это время нельзя сделать морскую модификацию Су-30 или Су-35???
Су-35 скорее. Планер переработан и усилен. 33-х осталось +/- на эскадрилью. У Кузи по слухам,винты и валы сняты, за новый док никто не чешется.
Чуток попилят, да и все.
 

vtsp1

Активный участник
Сообщения
1.242
Адрес
Минск
студент, есть уже строящийся в серии многофункциональный МиГ-29К. Вообще, непонятна вся эта возня с модернизацией Су-33, особенно, учитывая остаток ресурса этих машин.
 

vtsp1

Активный участник
Сообщения
1.242
Адрес
Минск
По адаптации Су-30/35: корабельная модификация существенно отличается от сухопутной, потому так просто приспособить не получится. Из простого - надо усилить стойки шасси и прикрутить гак, соответственно, пересчитать силовые элементы фюзеляжа, чтобы они могли "переработать" нагрузки от них. Силовой набор будет другим, т.е. под это дело нужны новые сборочные стапели, + несколько другая авионика, стойкие к морской воде элементы планера и двигатели. По итогу, получаем внешне похожий, но реально совсем другой самолет.
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
По адаптации Су-30/35: корабельная модификация существенно отличается от сухопутной, потому так просто приспособить не получится. Из простого - надо усилить стойки шасси и прикрутить гак, соответственно, пересчитать силовые элементы фюзеляжа, чтобы они могли "переработать" нагрузки от них. Силовой набор будет другим, т.е. под это дело нужны новые сборочные стапели, + несколько другая авионика, стойкие к морской воде элементы планера и двигатели. По итогу, получаем внешне похожий, но реально совсем другой самолет.
Я в курсе. Именно поэтому уже усиленный планер 35 предпочтительней 30 для оморячивания. Поспорим, что 33м как минимум получит движки от 35го?;)
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
студент, есть уже строящийся в серии многофункциональный МиГ-29К. Вообще, непонятна вся эта возня с модернизацией Су-33, особенно, учитывая остаток ресурса этих машин.
Да вот, боюсь, понятна. Новый тренд - супербоеприпасы на ветхих носителях. Кузя в этот тренд не вписывается. Так зачем ему Су-57ф?
 

vtsp1

Активный участник
Сообщения
1.242
Адрес
Минск
Да вот, боюсь, понятна. Новый тренд - супербоеприпасы на ветхих носителях. Кузя в этот тренд не вписывается. Так зачем ему Су-57ф?
не вижу необходимости ради единственного ТАВКРа строить второй самолет, при наличии освоенного промышленностью и флотом вполне современного МиГа. Тем более, что сроки ввода "Кузнецова" в строй, особенно после потери ПД-50, весьма туманны.
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
не вижу необходимости ради единственного ТАВКРа строить второй самолет, при наличии освоенного промышленностью и флотом вполне современного МиГа. Тем более, что сроки ввода "Кузнецова" в строй, особенно после потери ПД-50, весьма туманны.
А никто и не строит новый летак. Проще денежку на модерне распилить, чем еще десяток Мигов приобрести. МиГ под кем нынче?
 

vtsp1

Активный участник
Сообщения
1.242
Адрес
Минск
Kotus, Миг под ОАК, как и Сухие. Впрочем, воровать гораздо проще на разных ОКРах - НИОКРах и организации производства, чем на производстве освоенного типа самолета, это да, работа то творческая.
 
Сверху