Cамолёты 5 поколения

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
акулыч написал(а):
ddd написал(а):
Когда раптор удирает, его ЭПР нормальная. Это не спереди в узком секторе.
Нормальная - это сколько?
- Это 0.078 м2 в узком секторе сзади. Меньше, чем у Рафаля и Еврофайтера с носа. :-D
 

Rob

Активный участник
Сообщения
6.730
Адрес
РБ
Breeze, благодарю.
Т.е. если Российский самолет 5-го поколения будет обладать сравнимыми хар-ками с F-22, F-35, но иметь БОльший практический потолок (скажем 30000 м), то у него уже будет преимущество над всеми современными ЛА, так?
Это мои размышлизмы, так сказать.. :-D
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
Нет, немного не так. Кроме самого потолка важно, какие летные характеристики он там будет иметь. И в какие деньги это обойдется.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
marinel написал(а):
Поверьте девушке на слово. Девушка знает, что говорит. OK
Телепатия? :Shok:

Rob написал(а):
Т.е. если Российский самолет 5-го поколения будет обладать сравнимыми хар-ками с F-22, F-35, но иметь БОльший практический потолок (скажем 30000 м), то у него уже будет преимущество над всеми современными ЛА, так?
Нужна ещё очень хорошая РВВ.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Rob написал(а):
Breeze, благодарю.
Т.е. если Российский самолет 5-го поколения будет обладать сравнимыми хар-ками с F-22, F-35
- У этих двух самолётов ведь весьма разные лётные характеристики... Их нельзя ставить в этом плане "на одну доску".
... но иметь БОльший практический потолок (скажем 30000 м)
- У истребителя классического типа, к которым вернулось всё мировое самолётостроение, переболев трёхмаховой болезнью, просто не может быть потолка в 30 км. Чтобы там держаться, нужна скорость под 4М, соответственно - очень сильный кинетический нагрев, другие конструкционные материалы, другие двигатели, а для любого серьёзного ЗРК, тем не менее, ты там лакомая добыча... Нет смысла лезть на 30 км. Это дело гиперзвуковых самолётов, пилотируемых или скорее БПЛА, на скоростях 5М-7М...
то у него уже будет преимущество над всеми современными ЛА, так?
- Если эти преимущества до этого не сожрут вышеуказанные недостатки... :-D
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- Милейший Реалист, улыбаться в этом месте крайне неостроумно - как раз БРЛС и окружающие её детали, закрываемые радиопрозрачным обтекателем, являются одной из самых главных проблем при создании малозаметного самолёта. Про эти самые металлически "волоски" я читал в одном месте, и больше нигде не встречалось, но если у Вас есть конструктивные предложения на этот счёт, - как обеспечить работоспособность БРЛС с одновременной очень малой заметностью её отсека, то может быть Вам и дадут какую-нибудь премию сегодня...
Любезнейший Breeze, улыбнула меня отнюдь не серьёзнейшая техническая проблема и возможные способы её решения, а всего лишь Ваша их интерпретация. Ну точно также, как ржали бы Вы, если б, например, я вздумал показать Вам на железяку типа С-37 и сказать, что она летает со скоростью 4М, по манёвренности в 2 раза превосходит СУ-35, видит своей РЛС Раптора на дальности 600 км и имеет ЭПР 0,01мм2 :grin: :grin: :grin: Как бы во всём есть определённый элемент технического здравого смысла, позволяющий при наличии некоторых узкоспециальных знаний отделять серьёзные вещи от юмора, выдумок журналаг либо грубой дезы :-D .

Проблема реально серьёзная, но об этом как-нибудь после.

Breeze написал(а):
- Я не собираюсь комплексоваться от Ваших жгучих обвинительных речей, не собираюсь и краснеть по поводу своего недостаточного знания радиотехники. Вместо этого я попробую резюмировать Ваши теоретические умозаключения.
Ну и ГУТ! Я ведь тоже не комплексую от того, что не знаю чего-то касающегося самолётов :-D . Всё-таки основная наша цель тут, полагаю, узнать что-то новое для себя, а не приобретение ненужных комплексов :-D

Breeze написал(а):
Итак, Вы утверждаете, что:
1) В плане РЭБ не полезно, если некий участок пространства, где находится непробиваемый источник помех, не просматривается Вашей станцией и весело ржёте по этому поводу.
Полезно постановщику помехи. Потому что станция РЭБ как раз и ставится в том числе и для того, чтобы сделать нечто невидимым для локаторов противника. "За широкой спиной" непробиваемой станции РЭБ можно спрятать минимум несколько самолётов :-D .

С помощью станции РЭБ мы сделали некий достаточно протяжённый участок пространства "непросматриваемым" для противника --- и можем разместить там всё что угодно. Размер этого участка пространства можно расширить (применением большего количества станций, применением более мощной станции, применением более эффективного типа помехи). Как сделать всё это с наибольшей выгодой --- наверно это уже вопрос отдельный (как и вопрос с уничтожением АВАКСа --- комплексный и в большей части тактический, а не чисто технический).

Breeze написал(а):
2). Что АФАР в плане помехозащищённости намного хуже, например, ПФАР, не говоря об антеннах с механическим сканированием луча, вплоть до (ужас!) --- потеря информации о местоположении противника во всём секторе +/-60 градусов (естественно, ценой применения более серьёзной энергетики).
Что АФАР хуже, либо намного хуже, я вообще-то не говорил :-D . Принципиальной разницы по помехозащищённости нет (именно принципиальной, а не вообще разницы). Везде есть свои плюсы и минусы. При прочих равных условиях АФАР по определению чувствительнее, поэтому при прочих равных условиях для подавления РЛС с АФАР нужно немножко меньше мощности. Не настолько меньше, чтобы от идеи использования АФАР стоило бы отказываться в пользу ПФАР (и уж тем более антенн с механическим сканированием --- это ж надо такое придумать :-D ). ПФАР забить "в бок" можно точно также, и точно также ослепнет весь сектор сканирования. Только "механизм" такого забивания будет немножко отличаться. Более того, если сравнивать древние ПФАР с их относительно широкими ДН и высокими УБЛ и современные АФАР --- то преимущество будет как раз-таки на стороне АФАР. Но не в силу того, что АФАР это круто, а ПФАР отстой, а в силу того, что техника за эти годы нехило вперёд продвинулась. Главное преимущество АФАР --- бОльшая чувствительность РЛС, что позволяет при равной с другими типами антенн мощности на бОльших расстояниях обнаруживать более мелкие цели.

Breeze написал(а):
3) Сравнивая АФАР и ПФАР Вы совершнно игнорируете одно из главных достоинств АФАР: возможность одновременной работы в нескольких режимах, на разных частотах, создавая разные структуры сигналов...
Всё это в равной степени возможно и с ПФАР. Если это не было реализовано на практике в конкретных БРЛС с ПФАР --- лишь по причине слабости вычислительной техники и техники ЦОС в годы их разработки, умещающейся в "самолётный" массогабарит (грубо говоря, самолёт столько ламп не поднимет :-D ), ну и экономия средств определённую роль играет (не станет же никто стрелять по мухе ядерным боеприпасом :-D ) . Да и вспоминайте хорошенько историю --- разве не было концепций типа что на борту серьёзная РЛС не нужна, а главные "глаза" должны быть на КП? А сейчас --- времена немножко другие уже и чисто технологически, время навороченной техники пришло, вплоть до того, что в каждый модуль АФАР можно ставить свой собственный АЦП и дальнейшие процедуры совершать "в цифре". Уже и полностью цифровые приёмопередатчики давно ни для кого не в диковинку (почти от самой антенны цифровые, правда это пока не на СВЧ).

Breeze написал(а):
4) "...средства подавления любой, сколь угодно совершенной РЛС сделать проще и дешевле, чем сделать РЛС, которая будет равна ей по всем характеристикам, либо лучше неё."
Да, утверждаю. Разработчик РЛС связан по рукам и ногам кучей ограничений, которых не имеет разработчик станции РЭБ. Простейший пример --- для станции РЭБ глубоко начхать, насколько чистым будет спектр её сигнала, насколько подавлены в нём побочные и внеполосные составляющие, а от антенны станции РЭБ не требуется столь узкий луч, как от антенны БРЛС. А теперь поройтесь в доступных материалах и посмотрите, сколько труда и средств вложили разработчики и производители той же APG-77, чтобы добиться нужного качества спектра и нужной ширины луча антенны.

Грубо говоря, создать мудрый компьютер --- труд тысяч умных и рукастых людей, вооружённых сложнейшими машинами, а разбить его ударом кувалды --- хватит одного дебила и одной кувалды :-D --- очень утрированно, но суть похожа :-D

Breeze написал(а):
- Вот и доставайте материалы по ALQ-99 и APG-77 у друзей-товарищей, имеющие доступ к секретной литературе. У меня давно уже нет такой возможности.
Как я уже говорил, работаю я по гражданской тематике. И с ФСБ связан не более, чем Вы с Моссадом или ЦРУ :p


ddd написал(а):
Я имею ввиду отношение сигнала к собственным шумам. А они у разных модулей разные, между собой некоррелированы, и более того непостоянны (температура, влажность и т.п.)
Различия --- в десятых долях дБ, иначе такие модули на помойку. Но даже если бы и единицы дБ --- это не столь уж страшно, всё будет определяться средней величиной Кш модуля, а не отдельными единичными разбросами (и это, кстати, даёт лучшую повторяемость характеристик, чем в случае с единственным приёмным блоком). Температура влияет на характеристики приёмника одинаково что в случае АФАР, что в случае ПФАР. Влажность --- все модули в обязательном порядке герметизируются. Насчёт что надёжнее, один приёмник, решающий задачу целиком, или 2000, делающих каждый свой кусочек задачи? Вопрос неоднозначный, плюсы и минусы есть в обоих вариантах и зависят от многих факторов. Но коль тенденция и у них и у нас к развитию темы АФАР, видимо таки вариант с 2000 кусочками по части плюсов перевесил :-D .

Нам прогрессивность именно АФАР по отношению к любым другим типам антенн внушал ещё лет 15…20 назад в курсе "АФУ и устройства СВЧ" тот самый дедушка Воскресенский, к которому я недавно попросил отправиться камрада Бриза :-D И я с моим бывшим преподом полностью согласен :-D . Просто не вижу оснований делать из АФАР священную корову и возводить её в ранг чудодейственной панацеи на все случаи жизни :-D .

ddd написал(а):
т.е. при сигнале с антенны к примеру 10 дбмкв и собственном шуме усилителя - 1 дбмкв имеем отношение сигнал/шум 10дб (на входе усилителя АФАР. У ПФАР - в аналогичных условиях - при 100 элементах в решетке уровень собственного шума приемника - тот же, а уровень сигнала - в 100 раз выше.(т.к. на вход приемника приходит сумма)

Если мы имеем 100 "активных" модулей с С/Ш = 10 дБ на выходе каждого из них, то при суммировании их сигналов в правильных фазах мы получим (грубо говоря) отношение С/Ш = 30 дБ.

Если мы имеем 100 "пассивных" модулей (просто "антеннок") с С/Ш = 10 дБ на выходе каждого из них, и по 3 дБ потерь по пути от "модуля" до сумматора (на фазовращателях) --- то при суммировании (грубо говоря) получим С/Ш не более 27 дБ.

Это без точного подсчёта, в реальной жизни цифры будут иные, но физический смысл --- именно такой.

Несколько отвлечённая параллель --- ШПС сигналы. Накопление принятых импульсов с их последующим суммированием в корреляторе даёт нам в случае "правильного" сигнала многократный рост сигнала над шумами, а в случае "неправильного" почти полное отсутствие реакции --- притом, что уровень каждого отдельно взятого импульса ниже уровня шума. Т.е. казалось бы что общего, какая-то антенна и обработка сложных сигналов --- а математика и физические принципы в чём-то схожи :-D .

ddd написал(а):
Нет. в АФАР имеется возможность часть модулей задействовать на обзор, часть - на сканирование поверхности (с низким разрешением)
Ну типа временно разбить одну большую АФАР на две или более мелких? Да, само собой можно. Только нахрена оно надо, когда мы при этом теряем и энергетику (=дальность) и ширину луча (=точность позиционирования целей и защита от достаточно большого класса помех), и подавление боковых лепестков (=защита ещё от другой разновидности помех и скрытность). Гораздо проще по нескольку миллисекунд перенаправлять луч на решение разных задач. Для оператора это выглядит как одновременное обнаружение и сопровождение кучи целей плюс картографирование (практически в реальном масштабе времени) --- а для железки просто последовательное решение N задач, по коротенькому промежутку времени на каждую. Кстати, вспоминайте --- возможность работать с несколькими целями появилась в те мохнатые времена, когда о применении АФАР в БРЛС никто даже не мечтал --- сразу же как ушли от механического сканирования пространства к электронному. Им бы в те времена возможности нынешних вычислителей --- и точно так же бы рисовали все необходимые картинки, только с меньшей дальнобойностью, чем это возможно сегодня.

ddd написал(а):
б - совершенно верно, а а - нет. Часть модулей (например 30%) имеет сдвиги фаз такие, что принимается сигнал т земли, остальные - с обзора. Все разделяется нормально. А по энергетике - да, за все надо платить, доп. функции идут в ущерб основной.
Я имел в виду реально многолучевую ДН, без разбиений (такие варианты тоже есть :-D ) . Если одну большую антенну разбить на несколько маленьких --- да, можно. Но лично я не вижу потребностей платить за настоящий "неподдельный реал тайм" так сильно энергетикой и прочими характеристиками --- луч бегает достаточно быстро, чтобы успевать незаметно для оператора решать кучу самых разных задач.
 

Rob

Активный участник
Сообщения
6.730
Адрес
РБ
Мужики, спасибо!
С РВВ разобрался, с потолком тоже теперь более ясно.
Просто тут уже третий день на своих планшетах пытаюсь уничтожить АВАКС с охранением из F-22 :grin: , так кое-какие ньюансы возникли. Будем дальше думать :-D
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Rob написал(а):
Просто тут уже третий день на своих планшетах пытаюсь уничтожить АВАКС с охранением из F-22
Планшеты, надеюсь, прошиты и страницы пронумерованы? И печать стоит: "прошито и пронумеровано столько-то страниц" с подписью секретчика? :grin: А то смотрите....
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
CUSTOS написал(а):
В настоящее время аналогов корректируемой бомбы КАБ-500Кр за границей не имеется

Ну положим это не так. Хотя бомба весьма удачная.

Breeze написал(а):
ИМХО: после того, как сбили Ту-22М3, только полный безумец мог бы послать ещё на Тбилиси в качестве бомбардировщика Ту-160. Только полный идиот...

Такая инфа проходила. Ту-160 работали с больших высот и не заходили в зону ПВО. По разным разрозненным данным было 2 или 3 рейда.
После потери 22-го их прикрывали по полной программе.

almexc написал(а):
А лазерное и ТВ наведение они тоже глушат? Можно ещё вспомнить про HOJ...

Они нет. Существуют другое оборудование для такого противодействия.
С лазеркой проблем меньше, ее можно подгасить, вернее сбить прицеливание. А ТВ наведение - в основном только дым ставить. Есть экспериментальные системы, но в войсках их еще нет.

almexc написал(а):
Если "её есть" даже у нас в Израиле...

Вы об чем именно в этой фразе? А то там столько цитат...

almexc написал(а):
А простую триангуляцию уже отменили?

А она дает КВО 3-5 м?... :-D

almexc написал(а):
Может всё тааки погуглите сначала?

Давайте, выкладывайте список РЭБ, которое было в Ираке и израильских войнах, разберем все по косточкам. Поймете, что я прав.
 

Admin

Администратор
Команда форума
Сообщения
1.364
Реалист написал(а):
На Вашем месте про marinel лучше бы скромно промолчать --- въехать в то, во что девушка (я посмеюсь, если до кучи ещё и окажется, что с гуманитарным образованием ) врубилась мгновенно, у Вас, прожжённого технаря, не выходит и с десятого раза . Сочувствую . В вопросах, касающихся активных и пассивных ФАР Вы продемонстрировали полнейшее невежество, и уж как факт наглядного выявления Вашего невежества ни назови, от этого фактом оно быть не перестанет . Единственное Вам оправдание --- то, что Вы не являетесь профессиональным разработчиком радиоаппаратуры . В противном случае (т.е. будь Вы разработчиком радиоаппаратуры) на Вашем месте следовало бы прилюдно съесть свою фуражку
Уважаемый, Реалист, прошу Вас следовать принятым на форуме правилам! Приведенные выше фразы нарушают п.2.9, п.2.10 Правил Форума. Надеюсь на понимание.
 

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
marinel написал(а):
Запишите на счет Искандера. :-D
ОБС сообщает о ПРР с одного из современных самолетов.
:-D

Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:

ГЕРКОН32 написал(а):
Такая инфа проходила. Ту-160 работали с больших высот и не заходили в зону ПВО. По разным разрозненным данным было 2 или 3 рейда.
После потери 22-го их прикрывали по полной программе.
Скажите пожалуйста, какую задачу может выполнять Ту-160 в Грузии?
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
Breeze написал(а):
акулыч написал(а):
ddd написал(а):
Когда раптор удирает, его ЭПР нормальная. Это не спереди в узком секторе.
Нормальная - это сколько?
- Это 0.078 м2 в узком секторе сзади. Меньше, чем у Рафаля и Еврофайтера с носа. :-D
С включеным двигом или нет?
вообще сомневаюсь - что это правда, сзади движок - чистый метал.

хотя ! видимо это измерения не прямо, а под углом с низу.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
inf1kek написал(а):
вообще сомневаюсь - что это правда, сзади движок - чистый метал.
Не всякий металл дает большую ЭПР. Угел, угел -вот что важно:)...А лопатки турбины (наиболее ортогонально расположенная к ЭМИ часть двигателя) прикрыта специальной конструкцией.
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
Чет я не заметил на фото спец конструкций.
Хотя створки сопла очень узкую щель могут делать.
Ведь это минимальная эпр? Нашли угол...

f2221.jpg



сужается нехило !

1525666.jpg
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
inf1kek написал(а):
С включеным двигом или нет?
вообще сомневаюсь - что это правда, сзади движок - чистый метал.
хотя ! видимо это измерения не прямо, а под углом с низу.
На Рапторе плоские сопла. И вообще вся конструкция двигателей проработана в этом смысле (малозаметность в ИК и радио- диапазонах).
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
причем тут плоские или нет? если горизонтально сзади смотреть - все равно движок видно.
 

Chizh

Eagle Dynamics
Сообщения
893
Адрес
Moscow
Круглые сопла переотражают сигнал с любого ракурса, плоские сопла отражают в нескольких узких секторах.

Впрочем, для истребителей ЭПР в ЗПС имеет гораздо меньшее значение чем в ППС.
 
Сверху