Арсений написал(а):
ГЕРКОН32, но ведь и b-2, и f-117 самолеты сравнительно старые, а с тех пор и радиопоглощающие материалы вперед шагнули, и качество сборки, наверно, удалось повысить, и мат. аппарат, позволяющий оптимизировать форму планера для меньшей ЭПР стал более продвинутым, и вычислительные возможности компов больше стали.
Разве все это не даст существенного уменьшения ЭПР?
Дело не во времени их изготовления. Можно было и в 60-е годы сделать пластиковый планер для малонагруженных машин без критических режимов полета. Просто при тогдашем развитии ПВО этим никто не заморачивался.
А форма планера - это чисто мат. выкладки. Граненая форма будет всегда намного лучше переотражать падающий сигнал, и 30 лет назад, и сейчас. Это и имеет основной "вес" в ЭПР.
Всякие покрытия толщиной в нм. не смогут поглотить падающий поток, хотя какую то лепту внесут.
Материалы - что древний стеклопластик, что новомодный карбон - композиты на основе смол и армидных нитей. Другое дело что последний имеет совершенно другие хар-ки в плане прочности и других мех. и температурных параметров. Но к ЭПР это никаким боком не относится.
В-2 - чистый бомбардировщик, его задача по возможности незаметно подобраться на дистанцию удара. Летающая ядерная дубинка со своими целями.
Ф-117 - хотя некоторые величают истребитель-бомбардировщик, реально от истребителя у него ничего кроме размеров. Это летающий утюг в посредственной скоростью, очень слабой маневренностью. Любой воздушный бой для него будет первым и последним. Его работа так же просочиться через эшелоны ПВО и нанести точечный удар. Развитие средств локации нового поколения сделали машины такого класса нецелесообразными - при их гигантской стоимости они могли действовать только в очень тепличных условиях при полном остутствии или слабом противодействия ПВО и ВВС противника. И даже это не позволяло выигрывать с сухим счетом, их сбивали. Поэтому на программе поставили жирный крест.
Следующим шагом стала попытка совместить в одном флаконе относительную малозаметность с возможностями нормального истребителя. Понятно, что Ф-117 никогда не грозит ни крейсерский сверхзвук, ни сверхманевренность. Был возврат к обычному планеру, соответсвенно решено было пожертвовать одними возможностями ради наращивания других.
Наличие мощного радара и сравнительно малая ЭПР делают Ф-22 пригодным и для воздушного боя на дальних дистанциях, и для нанесения ударов по наземным целям, хотя это не его основная задача. Не забывайте, что радары, способные
нормально обнаруживать Раптор есть только у нас и США. Поэтому для всякого рода локальных заварушек это была бы идеальная машина, если бы не ее непомерная цена и содержание.
Поскольку у нас в доктрине походы за океан не значатся, над своей территоиией мы вполне можем противостоять силами ПВО и ВВС любому кол-ву Звероящеров - это не бомбардировки талибов или пугание пиратов в заливе. Отчасти, хотя этого они никогда не признают, сворачивание программы Ф-22 обусловленно и тем, что он не дает того подавляющего превосходства обладай противник нормальным ПВО. Системы противовоздушной обороны значительно дешевле и в сочетании с мобильностью и дальнобойностью способны значительно проредить ряды еще до того, как Рапторы смогут применить свое оружие.
Конечно сейчас набегут и скажут, что соберем все 180 машин для налета на один дивизион ЗРК и закидаем гайками - но такой ерунды, когда весь наличный парк штурмует какой то завод или объект - даже не из разряда бреда.
Т.е при нынешних раскладах Ф-22 попросту не нужен. Это дорогой фетиш технологических возможностей.
Ф-35 призван отчасти хотя бы восполнить затраты от Ф-22, для этого часть машин кинут на экспорт. К тому же для локальных войн Ф-35 предпочтительнее, т.к. благодаря более разноплановому БРЭО может успехом работать по земле и если что, противостоять каким нибудь истребителям 80-х годов если дойдет до воздушного боя. Он более дешев и более универсален.
А поскольку планеры Ф-22 и Ф-35 весьма схожи, а ради экономии многие технологии как и применяемые материалы упрощены, его ЭПР конечно будет однозначно выше. Но даже и этого значения в 95% случаев будет достаточно, если встанет необходимость отбомбится по Ливии, Ирану и какой нибудь Камбодже - их системы ПВО, как и ископаемая РЭБ не позволяют на равных бороться с таким противником.
Вообще непонятно с чего сыр-бор. Вы много сможете назвать систем тактического ПВО которые могут работать по цели в 0,1 м.кв? Или самолетов 4-го поколения с сопоставимым радаром, как 77-й? Тогда с чего все решили, что это неоправданно большая цифра для истребителя с прекрасными летными хар-ками и мощной АФАР.
Другое дело, что создавать из него божка и приписывать какие то дикие возможности и хар-ки тоже ни к чему.
Арсений написал(а):
Вы знаете диаграмму ЭПР ф-22? А по ф-35 не подскажете?
Вообще диаграмма любого классического планера - а скажем если взять глобально она у Су-27 и Ф-22 фундаментально не отличается, имеет практически схожую форму.
Некоторые спады обусловленны конструкциями конкретной машины и могут иметь провалы, но как правило все это в настолько узком углу места, что практического значения этот провал не имеет. Отсутствие спец. мер в этой области вызвало бы "выпячивание" диаграммы и повышение ЭПР в этой зоне до неприемлимого значения.
У любого планера такого типа в зоне лобовой проекции 45 гр. есть провалы до 0,5 ЭПР ППС (плюс минус немного из за особенностей конструкции). Дело только в абслютных значениях.
Вот и имеем 0,1 м.кв. лобовое, понижение до 0,05 в зонах 45 гр. (если изголится в любом планере можно найти сектор где оно падает и ниже 0,5 от лобового, но это уже на пределе погрешности измерений и с таким углом места, что это имеет значение чисто прикладное, но никак не практическое). До 0,3 м.кв. средневзвешенная бок и ЗПС. В ЗПС так же есть пара всплесков но уже на повышение, где значение будет выше 0,3, но в силу малого угла и следовательно нулевой вероятностью построения трассера именно по этой плоскости, ей тоже можно принебречь.
Диаграмма Ф-35 так же практически ничем не отличается, за исключением мах. значений. Если не изменяет память, там все больше в 2-3 раза. в зависимости от проекции.
Естественно все это при пустых узлах внешней подвески с вооружением.
Модели Ф-22 давно "просвечивали" и в 22-м НИИ Минобороны, и на профильном полигоне. Фото этой машины есть давным давно, материалы тоже не тайна. Думате собрать макет и смоделировать пачку диаграмм такая невыполнимая задача для профильного учреждения...