Cамолёты 5 поколения

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Только вот Павел, это далеко не последняя инстанция, темболее по радиолокации.
Да нет, я лишь подтверждаю свое мнение мнением умных и компетентных людей.

Раптор, по-Вашему, летает плохо? Wink
Замечательно летает.
Там по-моему не в АФАР дело, а в ДН.
Нет, именно в АФАР. ЕМНИП, только этот тип антенны способен выделять цели в группе.
конечно, не нужно Смеюсь тем более, что обе вещи вполне прилично сосуществуют в тех же Ф-22 и Ф-23.
И в ПАК ФА тоже.
Да смотрите ту же эволюцию AIM-120С4-С7.
Вот только не надо этого..."смотри эволюцию", где хош, там и смотри. Вы выдвинули тезис, Вам и доказывать.
непонятно - для чего пожертвовали? Он же всего 4 ракеты таскает.
Для аэродинамики. Ракет 8 там будет. Это на Т-50-1 всего 4 пилона.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
Арсений написал(а):
Цитата:
Мозги у ракеты развиваются куда быстрее, чем все остальное.
А примерами доказать сможете?
Дело не только в мозгах.
Сейчас самая навороченная Mica имеет допустимую перегрузку под 50 g. Казалось бы все в порядке. На самом деле, только стартовая тяговооруженность РВВ достигает 30-40, крейсерская (двиглы часто двухрежимные) -гораздо меньше. И если цель своим маневром вынуждает маневрировать РВВ с предельными перегрузками, то ракета будет на эти маневры расходовать и кинетическую энергию (больше неоткуда взять), т.е. терять скорость. С ее потерей будет резко увеличиваться догонная дистанция. Так что, даже если башка обеспечивает постоянный захват, то маневрирование резко повышает шансы цели выжить. У ракеты просто может не хватить энергетики.
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
[quote="Andy]

Я всегда говорил, что истинный показатель - это только война. Из учений Вам известно, как работает AIM-120 против AN/ALE-55? мне тоже нет. А ведь это ОЧЕНЬ важно[/quote]
А еще важнее -как работает AIM-120 против МСП-418 и Блесны.
 

Д.Петров

Активный участник
Сообщения
136
Адрес
Москва
Barbudos написал(а):
Арсений написал(а):
Цитата:
Мозги у ракеты развиваются куда быстрее, чем все остальное.
А примерами доказать сможете?
Дело не только в мозгах.
Сейчас самая навороченная Mica имеет допустимую перегрузку под 50 g. Казалось бы все в порядке. На самом деле, только стартовая тяговооруженность РВВ достигает 30-40, крейсерская (двиглы часто двухрежимные) -гораздо меньше. И если цель своим маневром вынуждает маневрировать РВВ с предельными перегрузками, то ракета будет на эти маневры расходовать и кинетическую энергию (больше неоткуда взять), т.е. терять скорость. С ее потерей будет резко увеличиваться догонная дистанция. Так что, даже если башка обеспечивает постоянный захват, то маневрирование резко повышает шансы цели выжить. У ракеты просто может не хватить энергетики.
Особенно учитывая, что аэтодинамическое качество ракет очень низкое.
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
На Т-50-1, четыре точки подвески между гондол, и по одному в боковых отсеках.
правда на 01 створки еще не открывались в полете, наверное на нем и не будут.
 

Andy

Активный участник
Сообщения
1.697
Адрес
Германия
Арсений написал(а):
Вот только не надо этого..."смотри эволюцию", где хош, там и смотри. Вы выдвинули тезис, Вам и доказывать.

Ну а что Вы хотите от меня, доказательство в виде цепи высказываний логики высшего порядка? :-D Цифровая электроника развивается экспоненциально, тут и спорить-то особо не о чем...

Арсений написал(а):
Нет, именно в АФАР.

Можно подробнее, почему именно АФАР, а ПФАР к примеру нет?
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Арсений написал(а):
Нет, именно в АФАР. ЕМНИП, только этот тип антенны способен выделять цели в группе.

Ни хрена она не может.
Только при групповой работе нескольких АФАР. А конкретнее 4-х.
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
На ракеты это не проблема, место для модернизации есть, можно барабан поставить или конвеер. зато проблем как на F-22 нету.
 

Andy

Активный участник
Сообщения
1.697
Адрес
Германия
Есть вообще шансы, что его отсеки увеличат так, что дно станет плоским?
 

F-14 Tomcat

Заблокирован
inf1kek написал(а):
можно барабан поставить или конвеер.
Это вам не бомбер (барабан) и не "грузовик" (конвеер). Обычные катапультные пилоны, и только четыре - максимум шесть, при очень плотной упаковке.
 

sheechkee

Активный участник
Сообщения
186
Адрес
Москва
Прекращение программы ф-35 на 13 месяцев есть предвестник того, что его в скором времени прекратят?
 

inf1kek

Активный участник
Сообщения
2.847
Адрес
Россия
F-14 Tomcat написал(а):
inf1kek написал(а):
можно барабан поставить или конвеер.
Это вам не бомбер (барабан) и не "грузовик" (конвеер). Обычные катапультные пилоны, и только четыре - максимум шесть, при очень плотной упаковке.
конвеер стоял на YF-23, а вариант барабана на пак-фа был, отказались из за недостаточной надежности, но если задастся целью - сделать можно.
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Есть вообще шансы, что его отсеки увеличат так, что дно станет плоским?
Нет. Мидель недопустимо увеличится, сопротивление возрастет, исчезнет канал между ВЗ, который тоже является аэродинамической поверхностью. Да и зачем? У него и так вполне 8 ракет влезет.

и только четыре - максимум шесть
Ну паралай же считал с учетом размеров ракет, рулей, размеров отсеков. При размахе крыльев самолета больше 14 метров спокойно помещается 8 ракет В-В средней дальности.

Прекращение программы ф-35 на 13 месяцев есть предвестник того, что его в скором времени прекратят?
Неа, его не прекратят
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Арсений написал(а):
Ну от отсекателей никуда не деться, на Рапторе они тоже в налчии. А вот то, что мотогондолы подвешены, это +1. Пожертвовали малозаметностью ради летных качеств и возможности применить отработаное техническое решение, снизить тех. риски.
Это Вы, если так можно выразиться, про "щель" между фюзеляжем и ближней к нему кромкой воздухозаборника, а также про "щель" между нижней поверхностью крыла и верхней кромкой воздухозаборника? Вон у Ф-22 "щель" между воздухозаборником и фюзеляжем ничуть не меньше ( http://www.paralay.com/f22/22301.jpg ), и янки на этот счёт на тему малозаметности как бы не особо и комплексуют --- а фанаты Ф-22 при всём при этом не стесняются писать 0,000001м2 :grin: . Думаете, вместо одной "щели" две, хоть и в разных плоскостях --- это принципиально? :grin: ИМХО совершенно нет --- и к вопросам малозаметности это мало каким боком относится --- главным образом аэродинамика. По крайней мере, при правильном выборе ширины "щели" --- ширина её должна быть больше половины критической длины волны (так, чтоб не получался запредельный волновод, который в самом деле будет отражать). Дабы убедиться в этом, вспоминаем конструкцию волноводных нагрузок --- кусок волновода, свободно пропускающего заданные частоты, внутри которого вклеен поглотитель. Вся моща остаётся там, уходит в тепло, а не отражается.

Арсений написал(а):
НО! Поверхностей, перпендикулярных сигналу радара, гораздо больше, чем на Рапторе, а потому самолет будет "светить" с РАЗНЫХ ракурсов гораздо более ощутимо.
А можете на снимке показать такие "перпендикулярные сигналу радара" поверхности? А то вот у меня чё-то не получается их найти :-D .

Очевидно, что число граней у Т-50 несколько больше, но сами грани более мелкие --- только и всего. Что это может дать? Разве что увеличение количества максимумов характеристики --- о величине которых судить сложно. Возможно в этом наоборот, есть некоторый скрытый смысл --- вместо нескольких параллельных (или почти параллельных) очень больших плоскостей (создающих сильный максимум ЭПР в неком одном "нежелательном" направлении (некотором небольшом диапазоне углов) (как видим на снимках Ф-22 --- направление "сбоку-снизу"), сделали несколько больше "нежелательных" направлений, но с меньшим уровнем отражения по каждому из них (за счёт значительно меньшей площади каждой конкретной грани). Я б сказал, просто несколько иной подход... Может быть и спорный, но никак не говорящий об отсутствии мозгов у разработчиков, либо о том, что малозаметностью они не заморачивались...

Вот что будет отражать сильно --- круглые поверхности двигателей. Но это по азимуту в узком диапазоне углов (почти перпендикулярно направлению движения), а в широком диапазоне углов --- только по углу места при этом самом одном фиксированном азимуте. Вот тут видимо в самом деле малозаметностью пожертвовали --- в угоду тому, чтобы сохранить круглые сопла двигателей со всеми их плюсами. Но столь ли уж важна минимальная ЭПР с такого ракурса --- если она явно в ущерб параметрам двигателей и всеракурсности УВТ? ИМХО нет... На мой взгляд, важна ЭПР в диапазоне +/-0...70 градусов по азимуту --- а с этим не вижу пока оснований считать, что будет плохо.

Вообще, характер отражения сигнала от планера в сантиметровом диапазоне будет совершенно аналогичен отражению в оптическом диапазоне (за исключением мелких неоднородностей --- по порядку величины линейных размеров сопоставимых с длиной волны). А оптику в школе вроде как проходили все :grin: --- так что в какую сторону пойдёт отраженный сигнал при каких ракурсах облучения, сообразить вроде бы не столь уж сложно :grin: (проще, чем заучивать наизусть некоторые растиражированные не буду говорить кем штампы на тему ЭПР :grin: ). Особенно забавно, когда эти заученные штампы повторяют всесторонне образованные граждане типа Барбудоса --- как будто собственной головы на плечах нету :-D .

Арсений написал(а):
А когда оба самолета - невидимки?
В этом случае, очевидно, что в основном будет БВБ. Если оба противоборствующих ЛА друг друга не видят на своих радарах, как им ещё воевать? Либо по внешнему ЦУ (дальность которого при их малой ЭПР тоже очень ограничена), или подходя друг к другу на те расстояния, когда чего-то становится видно на радаре и на ОЛС. А там уж и до боя на пушках считанные секунды --- достаточно прикинуть скорость сближения, особенно при крейсерском сверхзвуке... Так что те, кто и при проектировании Ф-22, и при проектировании Т-50 уделяли повышенное внимание манёвренности, были абсолютно правы...


Andy написал(а):
Арсений написал(а):
Для этого нужно уметь хотя бы видеть цели в группе. АФАР это умеют, но АФАР в ГСН - такого не было еще. Дорого очень. А доплеровский принцип как был, так и остался.

Там по-моему не в АФАР дело, а в ДН. Причем ИМХО даже ДН можно компенсировать (Камрад Реалист тут со мной не согласится). В ГСН можно и ПФАР засунуть, она дешевле.

Вы на тему распознавания образов целей в башке ракеты? :-D Тыорэтыцски наверно возможно... :-D . А практыцски --- надо на дальностях, когда начинает работать эта башка (бум считать, 10...15 км), обеспечивать разрешение в десятки см (то бишь какие-то там угловые секунды). Сколько элементов должна содержать ФАР, которая сумеет такое разрешение по угловым координатам создавать? Какие-то жалкие пару тысяч, если не больше... :-D --- и то, при условии хитрой обработки, повышающей разрешение по угловым координатам на порядки по сравнению с шириной луча ДН (которая при 2000 излучателей составит чё-то типа 1,5 х 1,5 градуса). Однако, размер полотна антенны совершенно чётко привязан к длине волны. При какой длине волны такую антенну можно будет вписать в диаметр, скажем, 20 см? Чё-нить типа 6мм. То бишь частота порядка 50ГГц. Ну, где-то, наверно, близко к наиболее передовым разработкам... Только ведь ещё и сама ПФАР на такую частоту с таким количеством элементов --- ювелирная, можно сказать, работа. В общем, ИМХО, накладно это всё выходит --- хотя в принципе, технически реализуемо (ну, может быть, не в нынешнем поколении ракет, а в следующем, разве что)... Однако, есть и ещё одна заковыка --- а какую РЛ сигнатуру вражеского ЛА вводить в память такой "умной" ГСН??? Это ж не ИК-диапазон, где создать ложную сигнатуру практически невозможно --- тут делается элементарно --- пара уголковых отражателей или линз Люнеберга соответствующего диапазона (или "переплетный фонарь" кабины :grin: ), устанавливаемых в мирное время, картину поменяют в корне... Так что, наверно, у идей распознавания образов в РЛ диапазоне больше проблем, чем пользы от них. А вот в ИК, вроде как, давным-давно распознают --- и по внешнему виду, и по спектральному составу излучения... Тут бы в самый раз совмещённая башка --- которая на начальном этапе отслеживает цель РЛ системой, а подойдя поближе, уже смотрит ИК распознавателем... ИМХО.

Barbudos написал(а):
У ракеты просто может не хватить энергетики.
Поэтому и стреляют AIM-120C/D с дистанции в Dmах, наверно, разве что только некоторые горячие головы тут на форуме --- а в реальной жизни, надо полагать, доктор прописал не более 0,5Dmax, а то и меньше ещё раз в 5 :grin: .
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
Очевидно, что число граней у Т-50 несколько больше, но сами грани более мелкие --- только и всего. Что это может дать? Разве что увеличение количества максимумов характеристики --- о величине которых судить сложно. Возможно в этом наоборот, есть некоторый скрытый смысл --- вместо нескольких параллельных (или почти параллельных) очень больших плоскостей (создающих сильный максимум ЭПР в неком одном "нежелательном" направлении (некотором небольшом диапазоне углов) (как видим на снимках Ф-22 --- направление "сбоку-снизу"), сделали несколько больше "нежелательных" направлений, но с меньшим уровнем отражения по каждому из них (за счёт значительно меньшей площади каждой конкретной грани). Я б сказал, просто несколько иной подход... Может быть и спорный, но никак не говорящий об отсутствии мозгов у разработчиков, либо о том, что малозаметностью они не заморачивались...
Вот именно, что "увеличение кол-ва максимумов характеристики". Здесь уместно вспомнить, на паралае выкладывали ЭПР плоской металлической пластины 1м2 в зависимости от угла падающего облучения. Так вот, при перпендикулярном падении луча ЭПР составляет 230 ТЫСЯЧ (!!!) м2. А вот при если светить на нее под углом в 30 градусов, то уже, емнип, менее метра.

Поэтому каждая новая непараллельная остальным поверхность - это источник сильного увеличения ЭПР (неважно насколько она маленькая), а подход, при котором количество непареллельных поверхностей сводится к минимуму - абсолютно верен.

У Раптора при виде сбоку-снизу, если брать угломестные координаты, всего 2 локальных максимума - при виде строго снизу, и при виде, перпендикулярном наружной стенке ВЗ. У ПАК ФА - куда больше.

Может быть и спорный, но никак не говорящий об отсутствии мозгов у разработчиков, либо о том, что малозаметностью они не заморачивались...
Заморачивались, конечно. Видно, что мотогондола профилирована особым образом - состоит из плоских поверхностей, отражающих луч куда угодно, но только не на РЛС (как на ф-117). Но бОльшая, чем у Раптора ЭПР в полусфере снизу налицо.
[/quote]
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Арсений написал(а):
подход, при котором количество непареллельных поверхностей сводится к минимуму - абсолютно верен.

Это вы конструкторам Ф-117 раскажите... :-D
Много там с верхней полусферы "параллельных поверхностей"? То то...
Граненая форма при правильном моделировании способна создавать отражения в противофазах, которые практически нивелируют отраженный сигнал с наиболее криических точек, если верно выбраны площади и углы сопряжения этих поверхностей. И метод этот куда эффективнее чисто плоских поверхностей, т.к является не только пассивным, но и полуактивным средством уменьшения ЭПР, основанным на отражении падающих р/волн не абы куда, а по расчитанной схеме.
Другое дело, что создать граненую форму не в ущерб летным качествам достаточно сложно (тот же Ф-117). Видать нашим это удалось, ведь в противном случае сделать плоское днище было бы много легче.
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Арсений написал(а):
Вот именно, что "увеличение кол-ва максимумов характеристики". Здесь уместно вспомнить, на паралае выкладывали ЭПР плоской металлической пластины 1м2 в зависимости от угла падающего облучения. Так вот, при перпендикулярном падении луча ЭПР составляет 230 ТЫСЯЧ (!!!) м2. А вот при если светить на нее под углом в 30 градусов, то уже, емнип, менее метра.
Там у них нигде в формуле ошибки нет? А то не получится ли при отражении от этой пластины передача энергии без потерь? --- Чего в природе, вообще-то, не бывает :-D . И ведь из этого же результата напрямую следует, что ЭПР Ф-22 в направлении, перпендикулярном его единственной боковой грани, растёт по сравнению с прочими по отношению к этой грани направлениями существенно более чем на 50 дБ :-D --- а тут камрады недавно некоторые нам рассказывали, что у него весь диапазон значений ЭПР укладывается в 15 дБ :grin: .

Арсений написал(а):
Поэтому каждая новая непараллельная остальным поверхность - это источник сильного увеличения ЭПР (неважно насколько она маленькая), а подход, при котором количество непареллельных поверхностей сводится к минимуму - абсолютно верен.
Насколько я помню, площадь пластины там в формуле, вроде как, фигурировала. А тогда вопрос, распределить отражение, скажем, между 10 непараллельными гранями по 1 м2 каждая, или сконцентрировать в единственной грани с площадью 10м2 --- скорее философский :-D . Что опаснее --- иметь с не очень важного (сбоку) ракурса 10 максимумов малость поменьше, или один, но здоровеееенный? --- Притом что второе --- в ущерб, например, аэродинамике? Я б лично не стал давать однозначных ответов... За исключением одного --- скопировать единственную плоскую поверхность, в общем-то, не столь уж сложно --- и раз на это не пошли, значит какие-то на это соображения были... И, как тут верно было замечено, и плоское дно, и минимум боковых граней, проходили ранее на С-37...

Арсений написал(а):
У Раптора при виде сбоку-снизу, если брать угломестные координаты, всего 2 локальных максимума - при виде строго снизу, и при виде, перпендикулярном наружной стенке ВЗ. У ПАК ФА - куда больше.
Это влияет на ЭПР в очень узком диапазоне углов по азимуту --- примерно 90 градусов +\- копейки. Насколько это важно? ИМХО не очень, если в обмен можно поиметь что-то полезное по части других характеристик. И, кстати, насчёт "куда больше" --- сколько Вы у Т-50 насчитали таких плоскостей?

Арсений написал(а):
Заморачивались, конечно. Видно, что мотогондола профилирована особым образом - состоит из плоских поверхностей, отражающих луч куда угодно, но только не на РЛС (как на ф-117). Но бОльшая, чем у Раптора ЭПР в полусфере снизу налицо.
По данному снимку я б сказал, не намного, и в очень ограниченном диапазоне углов. Кто будет атаковать с таких ракурсов, и сам будет обнаружен --- в силу геометрии, не позволяющей ему стрелять, находясь на 100-километровой глубине под землёй :-D . ИМХО в ситуации сбоку гораздо опаснее отражение от круглых поверхностей двигателей. Но, как я понимаю, решение оставить сопла круглыми есть момент принципиальный, а не "от бедности"...

ГЕРКОН32 написал(а):
Это вы конструкторам Ф-117 раскажите... :-D
Много там с верхней полусферы "параллельных поверхностей"? То то...
Я думаю, расчёт конструкторов Ф-117 тут предельно прост --- чтобы попасть в максимум отражений сверху, нужно и находиться над этим пепелацем если не строго сверху, то достаточно близко к тому. А тогда, даже если Ф-117 будет стоять на земле, чему будет равна максимальная дистанция? --- Да примерно потолку атакующего его истребителя --- то бишь порядка 20 км. А с такой дистанции он с какой угодно ЭПР будет обнаружен :-D . То бишь нет смысла стремиться выжать минимальную ЭПР на тех ракурсах, где максимально возможная дистанция до "обнаружителя" ограничена физически наличием земной поверхности (снизу) и конечного потолка самолёта противника (сверху).

ГЕРКОН32 написал(а):
Граненая форма при правильном моделировании способна создавать отражения в противофазах, которые практически нивелируют отраженный сигнал с наиболее криических точек, если верно выбраны площади и углы сопряжения этих поверхностей.
Ну, для этого надо, чтобы сигнал, отразившись от одной грани, попадал на другую, и т.д. и т.п., в конечном итоге переотражаясь так, чтобы складываться с пришедшим сигналом в пространстве в противофазе --- а у Т-50 расположенных таким образом плоскостей не видать... Так что, думаю, всё проще.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Реалист написал(а):
Ну, для этого надо, чтобы сигнал, отразившись от одной грани, попадал на другую, и т.д. и т.п., в конечном итоге переотражаясь так, чтобы складываться с пришедшим сигналом в пространстве в противофазе

Не...там уже отраженный сигнал с одной плоскости отражается как есть, а с другой с задержкой по времени на полпериода - частоты высокие, за счет разноса по месту-углу и сигнал уже отражается суммированный в противофазе.
Мне камрады модельку даже как то показывали на компе, там правда простейший вариант - две плоскости. Вот там, меняя растояние до источника сигнала, углы и задавая рабочии частоты интересующии..можно получать такой эффект интерференции.
Но такой фокус однозначно не получится с дм. и м. волнами, геомертические размеры плоскостей и их разнос получается неприемлимый для самолета.
А в см. работает.
 
Сверху