Ассоциация экранопланостроителей определяет планы на 2011 год
Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов "Экраноплан" представила на XIV Международной выставке средств обеспечения безопасности государства "Интерполитех-2010" скорректированный модельный ряд разрабатываемых экранопланов. Директор ассоциации Юрий Варакосов рассказал "АвиаПорту" о некоторых планируемых работах в 2011 году.
Предприятия ассоциации в 2011 году продолжат доработку по выявленным замечаниям и совершенствование в целом эксплуатируемого Федеральной пограничной службой ФСБ РФ экраноплана "Орион-12П" (П - пограничный). "На этом экраноплане его разработчик проводит исследования в рамках перспективных конструкторских и иных решений", - сказал Ю.Варакосов.
По его словам, в 2011 году планируется приступить к постройке и, возможно, испытаниям нового экраноплана "Орион-20" массой до восьми тонн, рассчитанного на 20 пассажиров. Ю.Варакосов считает, что предприятие готово к созданию нового экраноплана - проект уже разработан, и можно приступать к изготовлению. Однако он подчеркнул, что "экраноплан "Орион-20" все-таки достаточно крупный и, следовательно, проект его создания и постройки весьма затратный. Поэтому желательно знать предварительный заказ, или потребность основных министерств и ведомств, заинтересованных в эксплуатации экранопланов".
Работы по проектированию экраноплана велись в рамках действующей федеральной целевой программы. Собеседник напомнил, что по заданию Минтранса еще в 2000 году была выполнена комплексная НИР в Сибирском отделении Академии наук, которой определена потребность в экранопланах различного типоразмера. Среднее количество дней, когда осуществляется навигация по рекам Сибири и Дальнего Востока, составляет примерно 200 плюс-минус 20-30 дней, все остальное время флот стоит. "Там, где нет автодорог, доставлять грузы можно только по воздуху, но это дорого, не везде есть взлетно-посадочные полосы. Поэтому остается только техника с амфибийными свойствами - суда на воздушной подушке и экранопланы", - констатировал Ю.Варакосов.
По его мнению, потребность в экранопланах, как аппаратах двойного назначения просто огромна. "Однако перед началом постройки хотелось бы найти консолидированную позицию Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, МЧС и других заинтересованных министерств и ведомств", - подчеркнул собеседник.
По данным разработчика, экраноплан "Орион-20" должен иметь массу до 7,5 т, полезную нагрузку до трех тонн. Дальность полета экраноплана с крейсерской скоростью до 250 км/ч составит 1600 км. Экраноплан сможет эксплуатироваться при мореходности в 2-2,5 балла или высоте волны до 1,0-1,2 метра. Силовая установка экраноплана должна состоять из двух ТВД типа М601 мощностью по 650 л.с. каждый.
В 2011 году планируется начать разработку конструкторской и технической документации на создание экраноплана "Орион-40". "В рамках работ по созданию более крупных экранопланов планируется начать разработку конструкторской и технической документации нового экраноплана - "Орион-40" на 40 пассажиров", - сказал Ю.Варакосов. - Разработка экраноплана "Орион-40" будет базироваться на проекте одной из фирм, которая вошла в качестве структурного подразделения в состав ассоциации".
Он уточнил, что по этому проекту выполнены основные продувки, есть основная компоновочная рабочая документация, но полной детализации пока нет. "Машина имеет общие элементы с ранее созданными экранопланами, и не представляет собой технических сложностей", - полагает специалист.
Руководитель ассоциации считает, что в настоящее время сложно назвать ориентировочный срок появления экраноплана типа "Орион-40", так как его создание полностью зависят от финансирования темы, о котором сейчас продолжаются переговоры.
По данным разработчика, экраноплан "Орион-40" должен иметь массу до 15,2 т, полезную нагрузку до 10 т. Дальность полета экраноплана с крейсерской скоростью до 250 км/ч составит 1800 км. Экраноплан сможет эксплуатироваться при мореходности в три балла или высоте волны до трех метров. Силовая установка экраноплана должна состоять из двух ТВД типа ВК-2500 мощностью по 2500 л.с. каждый.
"Мы работаем и над созданием перспективных экранопланов, последовательно наращивая наш научно-технический задел. Для апробации тех или иных новых решений используются имеющиеся экранопланы, в частности "Орион-12", - сказал директор ассоциации.
Касаясь вопроса выбора двигателей для силовых установок экранопланов, Ю.Варакосов отметил, что ассоциация в настоящее время изучает возможность применения авиационных турбовинтовых двигателей, так как экранопланостроители испытывают огромные сложности с подбором двигателей силовых установок экранопланов с необходимыми параметрами и характеристиками.
По его словам, в части выбора потребных для экранопланов двигателей существует большая проблема. Так, например, даже для патрульного экраноплана "Орион-12П" пришлось устанавливать американские двигатели фирмы Cevrolet LS-3 мощностью 426 л.с. каждый. "Это хорошие двигатели, но для отечественных силовых структур такие двигатели создают определенные неудобства, и "силовики" просят установить отечественные двигатели. Но таких двигателей отечественных с такими удельными характеристиками нет", - с сожалением констатировал Ю.Варакосов.
По его данным, на сегодня в состав ассоциации вошла фирма, которая имеет очень интересный вариант создания двигателя, но говорить об этом преждевременно.
"Предприятия ассоциации рассматривают вариант дальнейшего перехода на авиационные турбовинтовые и винтовентиляторные двигатели, но и среди них очень ограниченный выбор. Те двигатели, которые можно было бы использовать, к сожалению, не очень адаптированы к режимам работы и эксплуатации экранопланов", - сказал директор ассоциации.
Он отметил, что уже проведены определенные переговоры с украинскими авиадвигателестроителями (ОАО "Мотор Сич"). "Российская сторона получила поддержку украинских авиадвигателестроителей по двигателям МС-14 и АИ-450", - подчеркнул собеседник.
"Также хотелось бы, чтобы "Объединенная двигателестроительная корпорация" обратила внимание на то, что нет двигателей для экранопланов, и активизировало бы свои работы", - высказал свое пожелание Ю.Варакосов.
Он также подчеркнул, что любая гражданская разработка экраноплана, как базовая платформа, может рассматриваться как экраноплан двойного назначения, и отечественные силовые структуры, естественно, проявляют к интерес ко всем разработкам новых экранопланов.
http://www.aviaport.ru/news/2010/11/01/204954.html