Если проект RSIP доводит до максимума радиолокационные возможности самолета Е-3, то Block 30/35 превращает его в систему комплексной воздушной разведки и управления, действующую как в активном (радиолокационном), так и в пассивном (РТР) режиме. В связи с этим уже теряет смысл применяющееся в нашей литературе определение "система ДРЛО" для термина АВАКС (AWACS - Airborne Warning End Control System - система воздушного предупреждения и управления).
Проект Block 30/35 предполагает оснащение самолета Е-3 станцией радиотехнической разведки AB/AYR-1, приемной станцией космической радионавигационной системы НАВСТАР и терминалом системы ДЖИТИДС класса 2Н, а также расширение памяти центральной ЭВМ. Главной задачей станции РТР, как подчеркивается в зарубежной печати, является беззапросное распознавание обнаруженных воздушных целей по их бортовым источникам излучения, в число которых входят самолетные РЛС управления оружием и пилотирования с огибанием рельефа местности, бортовые приемопередатчики навигационной системы TAKAN и т.д.
Перехват радиоизлучений таких источников и анализ в реальном масштабе времени их основных параметров, стандартных для цифровых обнаружительных приемников (несущая частота, длительность и период повторения импульсов), позволяют определить конкретный тип каждого и привязать к соответствующему носителю. Например, обнаружение сигналов самолетной РЛС AN/APG-66 будет свидетельствовать об обнаружении истребителя F-16A или В. Кроме того, определяется режим работы РЛС управления оружием самолета противника: находится ли она в состоянии поиска или уже выполнила захват и сопровождает цель, вырабатывая данные для стрельбы, что представляет собой информацию высшей приоритетности, когда самолет Е-3 управляет действиями своей авиации в воздушном бою. Емкость каталога опорных параметров станции, по данным западной прессы, рассчитана на 5000 радиолокационных режимов, что охватывает до 500 типов РЛС и их носителей. Следует иметь в виду, что эти цифры, как и большинство тактико-технических характеристик, приводимых ниже, относятся, судя по материалам зарубежной прессы, не к AN/AYR-1, а к ее базовой модели - AR-900, разработанной фирмой "ARGO системз".
Станция перекрывает два диапазона частот: 2 - 6 и 6 - 18 ГГц (причем за 2 с). Она имеет дальность действия около 600 м с вероятностью перехвата радиосигналов импульсного и непрерывного излучения, близкой к 1, максимальная плотность потока перехватываемых импульсов 10 , время реакции не превышает 1 с, одновременно обрабатывается до 500 радиолокационных сигналов. Станция обеспечивает круговой всенаправленный и остронаправленный прием с почти мгновенным сканированием в секторе 360° и моноимпульсным пеленгованием источников излучения с ошибкой 3° (среднеквадратическое отклонение). Характеристики станции AN/AYR-1 приведены ниже.
Точность измерения частоты, МГц 1
Разрешающая способность по частоте, МГц:
в диапазоне 2-6 ГГц 3
в диапазоне 6-18 ГГц 6
Динамический диапазон по входным сигналам, дБ 60
Разрешающая способность по амплитуде сигнала, дБ 0,5
Пределы измерения длительности импульса, мкс 0,1 - 99,9
Пределы измерения периода повторения импульсов, мкс 2-10 000
Разрешающая способность измерения длительности и периода повторения 0,1
Станция осуществляет перехват сигналов с любой линейной и круговой поляризацией. В зарубежной печати подчеркивается одна важная и примечательная ее особенность: производительность составляет 100 распознаваний источников излучения за 10 с.
Для радиоперехвата применяются четыре антенны: носовая, хвостовая и две боковые фазированные решетки (с правой и левой сторон), имеющие размер 3,9x0,84 м, которые выступают за обводы фюзеляжа на 46 см (визуальный признак самолета Е-3 системы АВАКС Block 30/35). Поскольку Е-3 патрулирует вдоль линии фронта, главную роль играют боковые антенные решетки, которые, судя по их внушительным размерам, обеспечивают точность пеленгования (или,' возможно, даже интерферометрических измерений) не 3°, что характерно для простой антенны AR-900, а, по крайней мере, 0,5 - 1°.
Каждая антенна совмещена с супергетородинным приемником, на входе которого радиочастотный сигнал преобразуется в цифровой код его параметров. Основу станции составляет приемопроцессорный блок (размер 57 х 80 х 56 см, масса 32 кг), объединяющий два цифровых приемника мгновенного измерения частоты, моноимпульсный приемник амплитудного пеленгования и сигнальный процессор, осуществляющий параметрическое распознавание типа источника перехваченного излучения. Передача цифровых сигналов между элементами станции осуществляется по бортовой мультиплексной шине MIL-STD-1553B.
В состав станции входит также одно автоматизированное рабочее место оператора (размер 22 х 48 х 51 см, масса 23 кг), на экране которого, помимо суммарных данных радиоэлектронной обстановки и предупреждения, могут отображаться следующие форматы: "частоты сигналов х азимуты", "частоты сигналов х периоды повторения импульсов", "частоты сигналов х амплитуды". Конструктивно станция состоит из 23 стандартных по размерам выдвижных модулей 13 типов общей массой 850 кг.
По данным зарубежной печати, процесс распознавания сигналов станций в AN/AYR-1 происходит следующим образом. Синхронно и соосно (по лучам в горизонтальной плоскости) производится механический круговой радиолокационный поиск (AN/APY-2) и пассивный электронный пеленгационный (AN/AYR-1). При этом одновременно с получением отметки импульсов, отраженных от обнаруженного летательного аппарата, посредством радиоперехвата выявляется, какие на нем в момент радиолокационного обнаружения работают радиоэлектронные средства (РЭС). Если обнаруживается групповая цель, в составе которой РЛС AN/APY-2, как правило, не способна осуществлять дискриминацию индивидуальных целей, то РТР может выявить в ней количество и типы тех индивидуальных целей, РЭС которых в момент радиолокационного контакта излучают различные по частоте или по параметрам модуляции сигналы. Несмотря на некоторое превосходство станции РТР по пространственной дискриминации над РЛС AN/APY-2, она на больших, характерных для системы АВАКС дальностях, имеет недостаточную угловую разрешающую способность, ограничиваемую шириной луча диаграммы направленности ее боковой антенной решетки.
Несмотря на важность описанного беззапросного распознавания, оно, вероятно, не исчерпывает всех задач РТР, решаемых на борту самолета Е-3 АВАКС Block 30/35. Для такого заключения имеется ряд оснований. Так, в прессе сообщалось о некоем секретном проекте "Снэппи" (Snappy), или "Снэфи" (Snafy), под которым подразумевается установка дополнительного оборудования РТР, расширяющего возможности системы АВАКС.
Для подтверждения большого диапазона задач РТР можно привести, например, факт ввода в запоминающее устройство станции AN/AYR-1 (эта операция проводится заново при каждой предполетной подготовке самолета) параметров не только авиационных РЭС, но и РЛС наземного и надводного базирования. С одной стороны, иначе и быть не может (на дальностях более 80 - 100 км в поле зрения РТР находятся как авиационные РЭС, так и расположенные на поверхности Земли), а с другой - это означает, что самолет Е-3 объективно рассчитывается на разведку не только воздушных излучающих целей, но также наземных средств ПВО, и, вероятно, надводных кораблей (с распознаванием их типов) на морских ТВД и подводных лодок, ведущих радиолокационный обзор с перископной глубины. То есть он способен вести разведку наземных и морских РЛС с оценкой их дислокации, как это делал в конце 70-х - начале 80-х годов самолет RF-4C системы "Терек", предназначенный для предварительной радиотехнической разведки системы ПВО противника. Речь идет об определении местоположения источника радиоизлучения методом засечки по нескольким пеленгам, взятым на маршруте полета самолета-разведчика.
Анализ публикаций зарубежной печати позволяет с высокой вероятностью сделать заключение о том, что с проектом Block 30/35 связан не только обычный (AN/AYR-1), но и новый (AN/AYR-1 и проект "Снэппи") вид радиотехнической разведки высокой точности (РТР ВТ), основанной на одновременном распределенном перехвате сигналов источников радиоизлучений с нескольких (не менее двух-трех) платформ и на выполнении измерений разностей (доплеровских частот и времени приема на них этих сигналов), исследованных и описанных в западной технической литературе 80-х годов (рис. 3). Для такого вывода имеются следующие аргументы. Так, AN/AYR-1 выполнена на базе системы "Эдванст Квик Лук" (Advanced Quick Look), о которой известно, что она в составе средств самолета-разведчика армейской авиации RC-12K ведет поиск наземных РЛС в режиме РТР ВТ.