Как уже говорилось ранее, стелсовость дает решающее преимущество в боевой воздушной обстановке ориентированной в ДВБ, а также позволяет незаметно глубоко проникать в хорошо защищённое воздушное пространство для решения ударных задач. Вопрос, однако, будет возникать сколько малозаметности действительно требуется для данного уровня угрозы. Многое было опубликовано о снижении ЭПР более поздних обычных истребителей. Это необходимо более тщательно изучить, поскольку стелс является новым и за исключением немногих посвящённых, большинство наблюдателей будут иметь слабое интуитивное понимание основных вопросов.
Важное различие должно быть сделано здесь между "истинной" малозаметностью самолета со всеаспектной ЭПР ниже -30 dBSM (0,001 м2) и снижением ЭПР самолета, как правило, фронтальной до значений RCS от 0 dBSM до -10 dBSM (1 - 0,1 м 2). Первые могут быть обнаружены с помощью больших радаров раннего предупреждения и обзорных радаров ЗРК с 37 км или менее, БРЛС больших истребителей с 18 км, и захватом РГСН УРВВ с 3-5 км. Это резко контрастирует с дальностью обнаружения обычного самолета с уменьшенной ЭПР, которые могут быть обнаружены с помощью больших радаров раннего предупреждения и обзорных радаров ЗРК на дальности 110-180 км, БРЛС больших истребителей за 70-130 км, и захватом РГСН за 9-15 км.
Таким образом, истребитель со сниженной ЭПР может быть конкурентоспособным против истребителей/ЗУР ПВО или ЗРК малой дальности. Он не будет особенно конкурентоспособными по сравнению с современной оборонной сферой системы ПВО, таких ЗРК, как С-300 или С-400, предназначенных для поражения крылатых ракет, которые имеют значения ЭПР около -10 dBSM (0,1 м2). Это в большей степени так, поскольку истребители со сниженной ЭПР обычно сохраняют очень большой значение ЭПР с задней полусферы, со стороны хвоста, это означает, что их способность выполнять миссии проникновения "воздух-земля" отличается лишь незначительно от обычных истребителей.
Одним важным моментом здесь является то, что нет необходимости связывать размеры самолета и его ЭПР, то есть большой истребитель, имеющий толковую форму, даже без дополнительных мер по уменьшению ЭПР может иметь гораздо более низкую ЭПР, чем значительно меньший самолет, у которого менее грамотная форма. Утверждение, что различия в размерах планера истребителей дают существенные различия ЭПР, просто не соответствует действительности. Это может показаться нелогичным, но отражает физику радиолокационного рассеяния, в которой доминируют придание формы.
Популярным утверждение СМИ, что "стелс в краске и смывается дождем" выходит за рамки абсурда, и его популярность указывает на то, как мало о стелсовости понимается обществом вне специалистов по РЛС и малозаметности.
Если мы посмотрим на основные вклады в ЭПР любого планера, если смотреть с головы, мы найдем большой вклад ЭПР от основной формы самолета, и то, что называют "блестящие точки" вызванные небольшими конструктивными особенностями на планере. Общая ЭПР является кумулятивной суммой, связанной с ЭПР и значениями ЭПР "блестящих точек". Глядя на основную форму летательного аппарата, с передней полусферы, наибольший вклад в ЭПР вносят передние кромки крыльев, хвостовое оперение или ПГО, вертикальное оперение, воздухозаборники, отсек БРЛС и кабина. Особый интерес будут представлять собой любые особенности планера, которые образуют острые углы, или двугранные, или трехгранные углы, так как они образуют отличные широкополосные в широком угле радиолокационные отражатели, производя эквивалентную ЭПР гораздо большую, чем их геометрические размеры для верхних СВЧ диапазонов, представляющих интерес (диапазоны РЛС управления ЗРК и АК).
В конструкции планера мало что можно сделать, чтобы уменьшить вклад в ЭПР передних кромок, кроме нанесения радиопоглощающих покрытий, что может помочь уменьшить, но не устранить пики ЭПР на РЛ-сигнатуре. Если опция систематического снижения ЭПР изменением конструкции имеется, как, например, применительно к F/A-18E/F, то передние и задние кромки, и границы панели могут быть выровнены, чтобы рассеять энергию в стороны. Прямые края и границы плоскостей, под углом от вертикали, крайне желательны здесь.
Отсек БРЛС может быть заполнен широкополосным радиопоглощающим материалом позади антенны, и если используется фазированная антенная решетка, она может быть наклонена слегка вверх, отражая вверх импульсы вражеских РЛС. А "настроенный" или полосовой обтекатель, пропускающий только в диапазоне своей БРЛС, может значительно уменьшить фронтальную ЭПР, для таких из группы угроз, как радары раннего предупреждения, ДРЛОиУ и РЛС наведения ЗРК.
Остекление фонаря кабины может быть ламинировано или с покрыто проводящими материалами, чтобы сделать его радиолокационно непрозрачным и скрыть высокую отражательную способность внутренностей кабины.
Воздухозаборники являются одной из основных проблем области, так как края воздухозаборников на входе являются хорошими отражателями и входные устройства ведут себя подобно заглушенным волноводам, которые направляют входящую электромагнитную энергию к ВНА и компрессору, где она модулируется с отражением от двигателя, а затем направляют её обратно через воздухозаборник, где она хорошо излучается снова, в широком диапазоне углов. Улучшить воздухозаборники в этом плане довольно сложно, так как радиопоглощающие материалы должны использоваться во входном устройстве, и кромки воздухозаборника должны быть покрыты абсорбирующими материалами, а также, возможно, геометрически перестроены, чтобы исключить прямое отражение назад. Явное ухудшение ЭПР воздухозаборников представляют собой прямоугольные передние кромки воздухозаборника, которые установлены под прямым углом к осевой линии самолета.
Другой серьезной проблемой уменьшения ЭПР и обычных самолетов является вопрос о внешних подвесках. Если самолёт имеет ЭПР -10 dBSM (0,1 м2), но несет пакет ПТБ и оружия с ЭПР 3 dBSM (2 м2), то подвески будут четко подставлять самолёт под угрозу. В то время как конформные или полуутопленные подвески полезны, то нет никакой замены для внутренних отсеков вооружения. Это тем более важно для боевых полётов на поражение наземных целей, так как самолет должен бороться с РЛС большой мощности раннего предупреждения и радаров ЗРК.
Перечислив основные составляющие ЭПР, мы должны посмотреть на компоненты в виде "блестящих точек". Они могут иметь значения RCS до 0,5 м2, в особенности, если они резонируют на определенной длине волны. Хорошие примеры "блестящих точек" являются различные маленькие воздухозаборники, которые украшают планер, антенны СПО, РТР, РЭБ, связи, полуутопленные подвески, плохо выровненные панели, решетки сброса воздуха, зазоры между поверхностями управления и планера, а также оптические датчики куполов, такие как СПРН, ОЛС и ИК-станции. Если мы намерены значительно улучшить малозаметность, то мы должны даже устранить заклепки, дренажные отверстия и зазоры между панелями.
В то время как "блестящие точки" имеют значительно более низкие ЭПР, чем единицы основных элементов планера, но, как правило, очень многие из них дают существенную прибавку к ЭПР. Кроме того, они часто приводят к увеличению ЭПР в широком диапазоне углов, и таким образом, обеспечивают постоянный, а не на какие-то мгновения вспыхивающий ответ для вражеских радаров. Поэтому при любых серьёзных попытках снижения ЭПР планера, почти наверняка придется иметь дело с наиболее проблемными мелкими "блестящими точками" на планере.
Широкий диапазон значений, связанных с пониженной ЭПР самолетов, отражает по существу количество усилий, затраченных на сокращение ЭПР. Комплексная перестройка, как это выполнено на F/A-18E/F, даст гораздо более низкую ЭПР, чем минимальные усилие, чтобы сделать фонарь радионепрозрачным, пригодные радиопоглощающие материалы (РПМ) вокруг антенны радара, и поставить РПМ в ключевых областях в зоне воздухозаборника. В любом случае стоит подчеркнуть здесь, что у самолёта со сниженной ЭПР все еще в 100 раз или больше ЭПР, чем у истинно стелс-самолета, даже если эта ЭПР в 10-100 раз меньше, чем у самолета обычной схемы.
Любые утверждения некоторых производителей, которые снижали ЭПР самолета и это обеспечивает существенное улучшение живучести против угроз ЗРК ПВО представляют собой просто маркетинговый ход, который должны "схавать" несведущие в стелс-вопросах. В лучшем случае у истребителя со сниженной ЭПР, если чистая обшивка и полуутопленные ракеты, увеличится живучесть против угрозы истребителей/УРВВ, или защита от угрозы ЗРК малой дальности.
Инфракрасная сигнатура является еще одним аспектом заметности самолёта, который заслуживает изучения, так как Су-27 и МиГ-29 оба несут приличные ОЛС, а к 2020 году мы можем ожидать, что это будет стандартом, подходящем для большинства истребителей. Такое оборудование обычно может обнаружить истребитель с задней полусферы на максимале на высоте, - на дальности от нескольких десятков километров и на форсаже - до расстояний от 180 км или более. В результате, это даёт большое преимущество работе двигателей на бесфорсажном режиме, так как истребитель, который требует интенсивного использование форсажа для поддержания скорости и маневренности, будет как маяк обозначать своё местоположение и, вероятно, свои намерения издалека. Опять же, это усиливает аргументы в пользу больших истребителей против малых истребителей.
Таким образом, аргумент "сколько малозаметности действительно необходимо" является чувствительным, так как даже малые возмущения в способности угрозы, такие как захват истребителей ОЛС и современная зона поражения ЗУР может сделать какие-либо минимальные дополнительные меры снижения заметности вполне бессильными. Так как Су-27 и С-300 в настоящее время развернуты в регионе в целом, и С-400 может развернуться в ближайшее время, сниженная ЭПР истребителя предлагает лишь незначительное преимущество живучести по сравнению с обычным истребителем при работе с этим уровнем угрозы.