Глава Yota Devices Владислав Мартынов в интервью «Газете.Ru» рассказал о производстве YotaPhone в России, о том, какие комплектующие смартфона станут отечественными уже в ближайшее время и о развитии IT-отрасли в целом.
...
— Вы готовы производить их в России?
— Пожалуй, этот вопрос требует предыстории. Есть два момента, которые нужно прояснить.
Первое — крупные игроки на рынке смартфонов, такие как Apple, BlackBerry, не производят сам телефон, не собирают в своей стране. У большинства этих компаний нет своих комплектующих. Их основная интеллектуальная собственность — это некий «талмуд», техническое задание с подробным описанием архитектуры устройства, спецификаций и требований к большому числу параметров, рекомендациями к производственной линии и так далее. И по этому документу фабрики под заказ уже выпускают их продукцию под их контролем. И есть ряд компаний, таких как Samsung, LG, Sony, которые производят свои комплектующие.
Мы за три года освоили пока только те этапы, которые освоили Apple и BlackBerry. Конечно, хотелось бы в будущем перейти в режим, когда есть и свои комплектующие. Но это потребует гораздо больших инвестиций и трудозатрат по сравнению с теми, которые сейчас вложены в YotaPhone.
Второе — все должно быть экономически выгодно. Если просто делать телефоны в России, то сегодня мы будем проигрывать азиатским странам по себестоимости производства.
Поэтому нам надо иметь экономическое обоснование для производства в России. Ведь даже с налоговыми льготами мы не сможем сделать стоимость сборки у нас ниже, чем в Азии.
Мы обоснование нашли. Есть потребность обеспечить мобильными устройствами госорганизации, чиновников и госкорпорации. Это достаточно большой рынок. Но эти устройства должны иметь высокую степень защищенности от несанкционированного доступа и возможной прослушки и обеспечивать безопасную работу с корпоративными данными.
Такие устройства можно сделать только на режимном предприятии. И за такой телефон, который гарантирует очень высокий уровень защищенности, люди готовы платить больше.
У нас есть планы начать в ближайшем будущем производство таких устройств на базе Калужского электромеханического завода, относящегося к концерну «Автоматика», входящего в Ростех. Мы активно работаем над подготовкой производства и уже готовим первую пробную партию. Это очень важный и интересный шаг. Когда мы отладим производство в Калуге, то сможем продавать наши защищенные устройства не только в России. Плюс в будущем мы сможем оптимизировать себестоимость и развивать на этой базе новые направления.
— Можно ли оптимизировать за счет каких-то российских деталей?
— Да, это возможно. Хороший пример есть. Компания Plastic Logic, входящая в Роснано, делает гибкий дисплей, который работает на электронных чернилах и который подходит для YotaPhone.
У нас с ними есть подписанное соглашение по совместным НИОКР. Я не могу пока сказать, когда выйдет YotaPhone с дисплеем Plastic Logic. Сейчас ведется именно совместная инженерная работа.
— То есть это пока планы?
— Да, но очень конкретные и реальные. И как только мы сделаем YotaPhone с дисплеем Plastic Logic, то можно будет смело сказать, что у YotaPhone одно из основных комплектующих — наше. Это будет первый, но очень важный шаг в этом направлении.
— Сейчас государство встает на рельсы импортозамещения. Как эта политика может помочь развитию IT-отрасли? Если вообще может.
— Может, однозначно. Но надо понимать, что такое импортозамещение. Это в первую очередь предпочтение отечественной продукции при покупке любого товара, продукта или сервиса.
Это нужно, чтобы заработала экономика российских компаний, то есть они были бы прибыльны и могли вкладывать прибыль в производство. Они не могут с первого дня стать конкурентоспособными, не могут с первого дня сразу конкурировать с брендами, которые работают в этой сфере 20–30 лет. Поэтому призыв покупать отечественное очень важен.
Однако российские компании не должны ориентироваться только на внутренний рынок: заменить западное и остановиться на этом. Задача российских компаний — делать продукцию, способную конкурировать на мировых рынках. Сначала завоевать российский рынок, используя небольшую фору в виде преференций со стороны государства, чтобы, например, вместо пяти лет потратить два года на то, чтобы научиться процессам. Вот для чего нужна фора, а не для того, чтобы заработать большую прибыль и получать дивиденды.
То есть мы должны реинвестировать прибыль, чтобы быстро создавать продукты и выходить на новые рынки.
Поймите: если вы сделали телефон и вас признали в США, Европе, Китае — везде, значит, вы чего-то стоите. А если вас признали только в одной стране, то это уже большой вопрос. Тем более в стране, где у вас есть преференции.
Но опять же одно другого не исключает. Первый, обязательный этап — это Россия, где необходимо завоевать долю рынка, отработать бизнес-модель и затем выйти на другие рынки. В этом заключается смысл импортозамещения. Конечно, не стоит говорить о поголовном импортозамещении, это невозможно сделать сразу. К этому можно стремиться через какое-то время, лет через десять-пятнадцать.
— И как это сделать?
— Надо создавать продукт, который за собой потянет всю отрасль. Мы показали, что можем быть таким локомотивом. Наша идея в том, что одна компания тянет целый шлейф других, вместе составляющих отрасль. Но важна поддержка со стороны общества и государства.