Инквизиторы фактически являлись фискалами, только объектом их внимания было непосредственно духовенство и всё, что связано с его деятельностью. Обязанностью инквизиторов было наблюдение за тем, как духовенство выполняет правила Духовного Регламента; отдает ли оно достойную честь Святейшему Синоду; не происходит ли
симония; достойны ли люди, поставляемые в архимандриты и игумены; выполняет ли духовенство
Святые правила. Помимо этого, инквизиторы должны были наблюдать, взимаются ли налоги с
раскольников; если среди старообрядцев появлялся учитель, то такого немедленно под караулом инквизиторы должны были отправлять в Синод. Инквизиторы были обязаны наблюдать за соблюдением государственных законов как среди духовенства, так и среди монастырских крестьян. Обо всех нарушениях инквизиторы должны были докладывать протоинквизитору, а тот был обязан докладывать в Святейший Синод
[6].
По мнению
П. И. Мельникова, создание духовной инквизиции было «затеей архиереев» (и то не всех, а преимущественно
Феофана, епископа Псковского и Нарвского и
Питирима, архиепископа Нижегородского и Алатырского), которая не встретила сочувствия ни в среде духовенства, ни среди светской власти
[7].
Духовная инквизиция существовала недолго и была уничтожена при
Екатерине I[7].