Обычно говорят, что флот должен быть сбалансированным. Но все это может быть только в перспективе. К сожалению нет ни морской стратегии, ни сколь-нибудь внятно прописанной корабельной программы.
Каждый представляет по-своему, что должен представлять из себя такой флот. Одно не вызывает сомнения. Кораблестроительная программа должна быть долговоременной. Что ни говори, а флот – это достаточно консервативная структура.
ИМХО кораблестроительная программа должна состоять как минимум из двух этапов. Первый, который займет лет 10, назовем его «компенсационным» и основной этап, рассчитанный на 20-25 лет. Первый этап – «компенсационный» этап, основной задачей которого создать возможность поддержать флот хотя бы на том уровне, на котором он находится в настоящее время и хотя бы как-то компенсировать естественную убыль в результате списания.
На этом этапе, думаю, не стоит гнаться за новомодными штучками, лучше всего строить на этом этапе пусть и не «прорывные» проекты, но в достаточном количестве, чтобы на флотах были не единичные экземпляры тех же эсминцев, фрегатов, корветов. Может быть имеет смысл для ускорения процесса использовать в качестве базовых (в качестве основы) ранее разработанные проекты, разумеется модернизированные в соответствии с реалиями. К примеру за основу корабля класса эсминец можно взять проекты эсминцев проекта 956.2 или 11000, или многоцелевого проекта 1156 (гибрид 956 и 1155). Разумеется с измененным РЭО, оружием.
Параллельно необходима модернизация судостроительной промышленности, необходимо провести ряд НИОКР, задачей которых является создание новых систем оружия. И создавать не корабль под оружие, как зачастую было, а оружие под корабль. Повысить дисциплину исполнения различных этапов НИОКР. За выполнение поощрять, за срыв – наказывать. И разумеется должна быть конкуренция, ибо если, к примеру, КР делает всего одна фирма, то зачастую будет ситуация типа:«Берите, что дают».
Не лишне взять все лучшее, что есть на западе и применить это на своих кораблях. Например, создать действительно универсальную вертикальную ПУ, из которой можно было бы стрелять всеми видами ракет: противолодочными, зенитными, противокорабельными, ударными. Создать «линейку» изделий, как сейчас реализовано в комплексе «CLUB» или у американцев, где тот же «Томагавк» существует в различных вариантах: противокорабельном, тактическом, стратегическом и разрабатываются сверхзвуковые и гиперзвуковые версии Кр в тех же размерениях. Создать не монстрообразные ЗУР с высокими ТТХ. Для этого разумеется кардинально улучшить промышленность по производству твердых топлив, создать новые, более энергетические виды топлив. На все это потребуется время и очень большие деньги. И главное политическая воля, выраженная не только в доктрине и кораблестроительных программах. Необходима система приоритетов, что раньше, что позже.
А что же касается второго этапа, то все будет зависеть от морской доктрины. Если будут строится авианосцы, атомные авианосцы, то волей-неволей необходимо будет строить и корабли сопровождения океанской зоны: эсминцы, крейсера, фрегаты. Некоторые из них с ЯЭУ. Корабли модульного типа, и универсальными ПУ, которые позволят гибко реагировать на поставленные задачи. Нужно - ударный корабль, нужно – корабль ПЛО или ПВО. Вряд ли в ближайшие пару-тройку десятилетий будут массово реализованы такая экзотика, как электромагнитные пушки, лазеры и прочее. Если это и будет – то на единицах кораблей. Уж очень большой расход энергии будет.
Думаю, что вряд ли имеет смысл строить крейсера водоизмещением в 30000-35000 тонн, можно их сделать и менее громадными. Разумеется если мы не собираемся ставить на него 3-4 сотни ракет. Вероятнее всего для защиты шельфа, островов и пр. понадобятся высокоскоростные суда на ВП, например, скегового типа (СКРы, МРК, возможно противолодочные). Понадобятся в той или иной мере универсальные десантные корабли. Какими они будут через 20-30 лет – ХЗ, но на первом и в начале второго, возможно что-то типа «Мистраля».
Будут ли востребованы корабли типа современного «Луня» сказать очень ложно. Без наличия в зоне действия таких кораблей морской истребительной авиации. Боевая устойчивость таких кораблей будет близка к нулю, если его разумеется не оснастить и зенитным оружием. Габариты его настолько велики, что оснащенный ПКРами самолет выведет этот корабль из строя.
Что касается ПЛ, то вряд ли они будут кардинально отличаться от современных. Да, тише, да более скоростные, возможно появятся какие-нибудь лодки-носители беспилотных ударных подводных аппаратов (если такие появятся). Морская компонента СЯС вряд ли изменится кардинально. Запланированное строительство 8 лодок проекта «Борей» позволит им находится в боевом составе года до 2040-2050, возможно и дольше. Разумеется, вместо «Булавы» будет необходима другая ракета таких же размеров. Лодки с КР вероятно будут что-то вроде современных «Ясеней», но никак не вида нынешних 949-х
Возможно найдет свою нишу эсминцы типа американского «Зумволта» и проекты кораблей-арсеналов – ХЗ.
Примерно таким мне видится флот первой половины 21 века. Разумеется это только предположения.