inf1kek написал(а):
Я думаю, мы с бризом договоримся на том, что я поищу литературу (благо по F-22 книжек много, хоть их и крайне сложно найти в электронном варианте),
и посмотреть, из какого именно композита сделан каркас и балка в хвостовом оперении...
- OK. :OK-)
Добавлено спустя 4 минуты 4 секунды:
Слон написал(а):
Breeze написал(а):
удельная прочность углепластиков выше, чем у титановых сплавов и даже выше, чем у сталей!
Прочность выше, но они хуже выдерживают повреждения, растрескиваются. Грубо говоря, металлы гнутся, но не ломаются, КМ ломаются, но не гнутся.
Даже крепежные отверстия нужно делать на этапе формовки - сверление, мехобработка разрушают целостность армировки.
Так что всему свое назначение. Не везде КМ еще можно применять.
- Это всё верно. Но именно потому, что у углепластиков, в частности, намного выше удельная прочность, жёсткость и проводимость (надо полагать, как условие обеспечения малозаметности), вся обшивка и у F-22, и, вероятно, у F-35 сделана из углепластиков (под вопросом пока только вертикальное оперение, по нему нет точных данных).
Добавлено спустя 20 минут 58 секунд:
inf1kek написал(а):
- Как бы не так: читаем на схеме: 143 - ложероны из углепластика (!). С учётом того, что и (140) обшивка из углепластика. А вот нервюры титановые - особенно там, где присоединяются пилоны. Правда, после испытаний, когда по крылу F-22 постреляли из 30-миллиметровой пушки, было принято решение половину лонжеронов так же заменить на титановые...
крыло все таки не подвижная часть.
- Стабилизатор, однако, - подвижная часть, а там - 121 - углепластиковые панели обшивки с сотовым наполнителем.
А перед этим (внимание!): 120 - цельнокомпозиционный стабилизатор. Т.е., что углепластик - композит, это ежё понятно, но что не любой композит углепластик - тоже споров нет, однако, ни о каком металлическом композите для вертикального оперения речи категорически быть не может, иначе самолёт станет "светиться" за сотни километров...
читаем 122 - лонжерон из КМ, прошу заметить, что если бы там был УГЛЕПЛАСТИК - так бы и написали, как в том же 143. но написали КМ.
- Да-да. Хорошо бы уточнить.
- А вот только баек мне не надо рассказывать: удельная прочность углепластиков выше, чем у титановых сплавов и даже выше, чем у сталей!
Кстати: это всё есть в сети, даже в Яндексе это, вероятно, не так долго искать...
байки не байки, карбоновая стойка сломана.
- Хeроватая стойка была. Некачественная.
Мне как-то ещё в далёкие курсантские годы в одной из лабораторий Барнаульского ВВАУЛ попался пруток длиной сантиметров 30 и толщиной с карандаш, он был очень-очень лёгкий. Естественно, я попытался сначала сломать его в руках - ни фига не вышло, дал другому курсанту, он был штангист и, что называется, "пальцами пятаки гнул" - и он не смог его сломать и тогда все страшно удивились. Стали класть его на пол приподняв один конец на угол и прыгать на нём, бить его ногами в юфтевых сапогах, - бесполезно!
Зажали в большие тиски наполовину, ударили обычным молотком - живёт! Взяли тогда большой молоток, почти маленькую кувалду, врезали как следует - сломался, гад, наконец!
Я затем взял его и внимательно исследовал место расщепившегося разлома: это не была обычная спрессованная стеклоткань на эпоксидной матрице, в этом прутке все микроскопические волоконца
были ориентированы строго вдоль! А толщина каждого из них (я замерил микрометром) была всего лишь 0.01 мм. Тоньше любой паутинки. И это было в далёких 70-х годах...