Китайский истребитель 5-ого поколения

Antropolog

Активный участник
Сообщения
3.881
Адрес
СССР-Украина-Россия
http://bulochnikov.livejournal.com/2412782.html
Часть1
Сравнение самолётов 5го поколения разных стран, способных их создать.

Крадущиеся в воздухе. Истребители 5 поколения

298889_original.jpg

Есть в современной войне важная штука - господство в воздухе. Оно, конечно, не панацея (как можно увидеть по примерам Ливии-2011 или Югославии-99), т.е. не гарантирует победы в войне... но определенно можно сказать, что без него успешно вести боевые действия крайне проблематично.
Концепции захвата господства в воздухе менялись вместе с возможностями техники и изменением концепций войны.
Сегодня передовым «бойцом воздуха» в военной науке считается истребитель пятого поколения.
О них и поговорим.

Что такое пятое поколение и «с чем его едят»?


Концепция пятого поколения у разных стран и авиапроизводителей несколько отличается. Это понятно - все хотят, чтобы их самолет был «зачислен» в престижное пятое поколение. Обобщая, можно выделить следующие основные критерии:
- малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазоне (в т.ч. внутренняя подвеска вооружения);
- крейсерская сверхзвуковая скорость полета;
- усовершенствованное БРЭО (бортовое радио-электронное оборудование) с повышенной автоматизацией управления и РЛС (радиолокационная станция) с АФАР;
- наличие круговой информационной системы;
- всеракурсный обстрел целей в БВБ (ближнем воздушном бою).
Российские военные прибавили к этому еще один критерий (реализованный, правда, уже на истребителях поколения 4++):
- сверхманевренность.
Плюс - от российских военных не раз звучало, что у самолета пятого поколения стоимость летного часа должна быть ниже самолетов предыдущего поколения.
На западе это требование изначально вроде бы мелькало, но позже замяли. Там стоимость летного часа при переходе на 5-е поколение, наоборот - увеличивается.
На самом деле, если подойти дотошно, всем критериям одновременно не соответствует ни один из представленных самолетов.
Распределение различных самолетов по поколениям можно оценить по данной картинке:



Претенденты


К 2011 году единственным принятым на вооружение истребителем 5-го поколения был F-22 Raptor (2001 г.), созданный по программе ATF (Advanced Tactical Fighter).
В сравнительно высокой степени готовности находятся: российский Т-50 (программа ПАК ФА - Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации), американский F-35 Lightning II (программа JSF - Joint Strike Fighter) и китайский J-20.
Уже реализован «в железе», но находится в начале пути и вообще является всего-лишь демонстратором технологий японский ATD-X Shinshin.
315927_original.jpg

Некоторые склонны относить к истребителям пятого поколения европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon и французский Dassault Rafale (как, якобы проходящие по критериям)... но это очень большие оптимисты. Ибо есть вопросы, начиная от «символического» крейсерского сверхзвука (без подвешенного вооружения) и заканчивая малозаметностью.
295363_original.jpg

Троица из НАТО. Сверху вниз: ЕФ2000 «Тайфун», Ф-22 «Раптор», Рафаль
Кстати, о малозаметности.

Небольшое отступление, которое нам впоследствии еще пригодится.
Количественной мерой малозаметности принято считать ЭПР (Эффективная Поверхность Рассеивания), которая показывает - насколько хорошо от самолета отражаются радиоволны. Величина может серьезно отличаться даже при небольшом повороте самолета. Фронтальная ЭПР истребителей 4 поколения (таких как F-15, Су-27, МиГ-29 и т.п.) обычно находится в пределах 10-15 м².
Кстати, при чтении характеристик РЛС - обращайте внимание для цели с какой ЭПР указывается дальность обнаружения. А то некоторые производители любят писать фантастические цифры (не оговаривая, что подобная дальность достижима только по целям с огромной ЭПР вроде пассажирского авиалайнера или древнего тяжелого бомбардировщика).

Так вот - производители Еврофайтера и Рафаля заявляют о ЭПР на уровне менее 1 м², что сравнимо с ЭПР нашего ПАК ФА / Т-50 (усредненная ЭПР которого 0,3-0,5 м²). Это весьма удивительно, учитывая титановое ПГО (переднее горизонтальное оперение) и внешнюю подвеску вооружения обоих европейцев... а у Рафаля, так вообще - впереди штанга дозаправки топливом торчит.
Серийные Еврофайтеры, кстати, до сих пор не получили обещанные в 2013 г. (в рамках партии «Транш-3») РЛС с АФАР «CAESAR».
Помимо вышеперечисленных самолетов, есть еще несколько претендентов на звание самолета пятого поколения, находящихся в стадии разработки или демонстрационных концептов: китайский J-31, индийский FGFA (на базе российской программы ПАК ФА) и AMCA (программа приостановлена в 2014 г.), турецкийTF-X, корейско-индонезийский KF-X/IF-X и иранский Qaher F-313.
Их (а также японца) мы в данном материале рассматривать не будем ибо зелены еще. Японцу выделим отдельный пост. :)
315587_original.jpg

Японский ATD-X
«Ни фунта по земле» - Lockheed Martin F-22 Raptor (США)


Таким девизом руководствовались разработчики из Lockheed Martin дорабатывая прототип YF/A-22, победивший в рамках программы ATF - Advanced Tactical Fighterпрототип YF-23 от Northrop/McDonnell Douglas.
Первоначальное ТТЗ (тактико-техническое задание) 1981 года по программе ATF предусматривало работу самолета в качестве ударника, но уже в 1984 году Пентагон требования к программе ATF обновил, практически исключив работу в режиме «воздух-поверхность».
299110_original.jpg

F-22 cоздавался, главным образом, для борьбы с советскими истребителями Су-27 и Миг-29 и должен был постепенно заменить истребители F-15.
Первоначально ВВС запросили 1000 шт. Но в 1991 году называлась уже более скромная цифра - 750 машин. В январе 1993 года программу вновь «урезали» до 648 самолетов, а через год - до 442 единиц. Наконец, в 1997 году ВВС «скостили» планы закупок до 339 истребителей... Построили в итоге 187 серийных. Последний самолет был спущен с конвейера завода в Мариетте (штат Джорджия) в декабре 2011 г.
Из критериев самолета 5 поколения Раптор пасует в двух позициях: всеракурсном обстреле и наличии круговой информационной системы.
Аэродинамика его конечно пострадала в угоду малозаметности, но не была принесена ей в жертву, как у F-117 Nighthawk или B-2 Spirit. Кроме того, самолет получил управляемый вектор тяги (правда только в вертикальной плоскости), расширяющий его возможности.
304466_original.jpg

О малозаметности Раптора ходит много баек. Очень любят информбойцы «воспеватели американооружия» повторять на военных форумах и везде, где можно и где нельзя, об ЭПР «Раптора» равной 0,0001 м².
А вот генеральный конструктор самолета Т-50 Александр Давиденко говорит: «У самолета F-22 - 0,3-0,4 м². У нас аналогичные требования к заметности».
В чем тут соль и почему такая огромная разница? Кто-то врет?
Самое смешное, что, может быть, все говорят правду. Просто американцы любят писать максимальные значения даже не указывая мелким шрифтом и под звездочкой... и, видимо, пишут не усредненное значение ЭПР самолета, как мы, а минимальное, с идеального ракурса.
F-22 с мощной РЛС с АФАР позиционировался, как мини-АВАКС. Но тут вышла закавыка.
Дело в том, что система связи самолета предусматривала только обмен данными в группе F-22, между собой и со специальным беспилотником-ретранслятором. От других самолетов информацию Раптор мог только получать. Потому отрабатывать роль АВАКСа, наводя другие истребители на цели, пилоту F-22 пришлось бы голосом, либо через специальный беспилотник-ретранслятор (коих построено 6 штук).
К тому же работая включенная РЛС будет демаскировать самолет, сводя его малозаметность на нет.
Компоновочная схема Раптора с S-образными каналами воздухозаборников и отсеком вооружения между ними определила скромные габариты отсеков вооружения («заточенных» под ракеты «Воздух-Воздух») и невеликий набор средств поражения наземных целей: две 450-кг бомбы GBU-32 JDAM или восемь бомб GBU-39, весом 113 кг.
Из ракет «воздух-воздух» F-22 может нести 6 ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM в подфюзеляжных отсеках вооружения и по одной ракете ближнего боя с ИК ГСН (инфракрасной головкой самонаведения) AIM-9 в двух боковых отсеках. Итого: 8 ракет.
Помимо 8 внутренних Ф-22 также имеет 4 внешних точки подвески, но подвеска на внешних узлах сводит на нет его преимущества - лишает самолёт малой радиолокационной заметности и сказывается на аэродинамике и маневренности.
300629_original.jpg

Новые ракеты «Воздух-Воздух» (AIM-9X и AIM-120D) планировали интегрировать при модернизации самолетов до уровня Блок-35 (программа «Increment 3.2.» - Дополнение 3.2). Модернизация по этой программе должна была начаться с 2016 года и предусматривала обновление только 87 самолетов (менее половины парка).
Кстати, режим картографирования земной поверхности с синтезированной апертурой (SAR), обещанный с первого дня производства (как и некоторые другие возможности), РЛС Раптора получила только в Increment 3.1..
Несмотря на то, что самолет уже более 10 лет на вооружении и постоянно модернизируется - он до сих пор не вышел на уровень ТТЗ 1984 года (предусматривавшее использование всей номенклатуры вооружения F-15, работу с 600 метровой полосы, снижение времени межремонтного интервала и упрощение системы технического обслуживания из 3-х уровневой в 2-х уровневую), а первоначальное ТТЗ 1981 года вообще предусматривало плотную работу по земле.
Кроме того, уже после постановки на вооружение самолет преподносил немало сюрпризов.
Это и нашумевшие проблемы с бортовой системой регенерации кислорода. И проблема с катапультными креслами. И выявление в 2009 году нестабильной работы электронных систем самолета и охлаждения вычислительных компонентов в условиях повышенной влажности (исправили ли этот недочет - неизвестно, говорят, что с тех пор F-22 во влажном климате больше не применялся). И ненадежное покрытие из РПМ (радиопоглащающих материалов), которое приходится обновлять почти перед каждым вылетом. И курьезные ошибки с программным обеспечением: в феврале 2007-го ВВС США решили впервые вывести эти истребители за пределы страны, перегнав несколько машин на базу ВВС «Кадена» на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с Гавайев, после пересечения 180-го меридиана - международной линии перемены дат - полностью лишилось навигации и частично связи. На базу ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном обеспечении, из-за которой произошел сбой в работе компьютера при смене времени.
Только начиная с 2005 года, когда Раптор был официально поставлен на вооружение ВВС США, с истребителями произошли десятки аварий различной сложности, в том числе пять крупных (потеряно 5 самолетов), а также две авиакатастрофы, унесшие жизни двух летчиков.
На сегодняшний момент F-22 является самым дорогим истребителем в мире.
Один Раптор обошелся бюджету США более чем в 400 млн. $ (стоимость производства + стоимость НИОКР + стоимость модернизации).
Кто-то считал, что если отлить его из золота - и посчитать себестоимость... золотой выйдет дешевле. :)
 
  • Like
Реакции: Tigr

Antropolog

Активный участник
Сообщения
3.881
Адрес
СССР-Украина-Россия
Часть2
Горыныч, пекущий блинчики - ОКБ «Сухой» Т-50 (Россия)


Пока одни люди спорят - какой индекс серийный самолет получит в российских ВВС (литера «Т» - это наименование прототипов ОКБ «Сухого»): Су-50, Су-57, или еще чего-нибудь круче... Другие ломают копья по поводу названия его в классификации НАТО - самый смешной вариант родился из «PolarFox» (Песец), когда вспомнили, что истребители НАТОй именуются на «F» и нарастили до «FullPolarFox» (Полный песец). :)
А между тем, у самолета уже появилось шутливое прозвище «Горыныч» - после эффектной струи пламени из поймавшего помпаж двигателя на МАКС-2011. Это лучше, чем например «Пингвин», как окрестили F-35 поклонники авиации.
294492_original.jpg

Разрабатывая Т-50 в рамках программы ПАК ФА, конструкторы КнААПО пошли по пути, отличному от американских коллег. Между малозаметной геометрией и аэродинамикой был найден компромисс (в пользу последней).
Главные претензии к малозаметности Т-50 - прямые каналы воздухозаборников (в которых видно лопатки компрессора, являющиеся очень хорошим отражателем радиоволн) и не плоские круглые сопла.
Хотя еще большой вопрос - что стоит выбрать: S-образный воздухозаборник (не показывающий лопатки двигателя противнику) с падением мощности двигателя и маленькими отсеками вооружения... или нормальный прямой воздухозаборник, прикрытый радар-блокером с нормальной мощностью двигателя и большими отсеками вооружения? Глядя на итоговый результат, можно сделать вывод, что второй вариант (с приоритетом летных характеристик и больших отсеков вооружения) был оправдан.
Во многом, наверное поэтому, даже с менее мощными двигателями первого этапа ПАК ФА превосходит по летным характеристикам своего оппонента.

Даже по забугорным данным:
Максимальная скорость: 2440 км/ч у Т-50 против 2410 км/ч у Раптора.
Дальность полета: 3500 км у Т-50 против 2960 км у Раптора.
Хотя точные цифры мы узнаем еще очень не скоро.
Похожи ли эти цифры на правду?
Учитывая уменьшение миделя и взлетного веса самолета (по сравнению с тем же Су-35С) при увеличившейся тяге двигателей - вполне. Тем более, что во время испытаний в 2013 году проскакивала информация (неподтвержденная, само-собой - дураков нет), что: «при полной загрузке топливом и массогабаритными макетами вооружений 4-й борт (054) взлетел с 310 метров, достиг крейсерской скорости 2135 км/ч и максимальной - 2610 км/ч, при этом был еще потенциал по разгону, а так же забрался на 24 300 метров - дальше не пустили».
Что будет, когда вместо «изделия 117» с максимальной тягой на форсаже 14500 кг поставят двигатель второго этапа с тягой на форсаже 18000 кг?
Плюс к этому - наш истребитель за счет всеракурсного УВТ (управляемого вектора тяги) обладает сверхманевренностью и может творить в воздухе самые невероятные вещи, как Су-35. В том числе и «блинчики» печь. :)
Второе серьезное преимущество Т-50 перед F-22 - БРЭО.
Российски истребитель гораздо ближе к соответствию по предпоследнему критерию (наличие круговой информационной системы), ибо в отличие от «Раптора», так и оставшегося с одной РЛС... Сухой несет их несколько!
БРЛС Н036 включает в себя пять АФАР:
1) Н036-01-1 - фронтальная (основная) АФАР, шириной 900 мм и высотой 700 мм, 1522 приёмо-передающих модуля.
2) Н036Б - две АФАР бокового обзора.
3) Н036Л - две АФАР L-диапазона в носках крыла.
301083_original.jpg

Но, помимо радиолокаторов у Т-50 есть еще оптико-электронный локатор «ОЛС-50М» (такой шарик на носу перед кабиной), позволяющий обнаруживать цели и применять по ним средства поражения, вообще не включая РЛС. Такие только попроще - ставились на Су-27 и МиГ-29, давая нашим самолетам неслабое преимущество в воздушном бою.
301314_original.jpg

Третье преимущество - Т-50 вооружен лучше конкурента.
Помимо традиционной 30-миллиметровой авиапушки самолет может нести ракеты и бомбы на 6 внутренних и 6 наружных точках подвески.
Ракетное вооружение представлено гораздо более широкой номенклатурой.
Ракеты «Воздух-Воздух» (УРВВ).
Малой дальности:
РВВ-МД (К-74М2) - модернизированная Р-73.
К-МД («изделие 300») - новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны.
303859_original.jpg

Средней дальности:
РВВ-СД («изделие 180») - модернизация ракеты Р-77.
РВВ-ПД («изделие 180-ПД»)
Большой дальности:
РВВ-БД («изделие 810») - дальнейшее развитие ракеты Р-37.
Кроме вооружения «Воздух-Воздух» Т-50 может нести широкую номенклатуру средств поражения «Воздух-Поверхность».
Это и корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500 различных модификаций.
И новая многоцелевая ракета для работы по земле Х-38М (с различными видами ГСН и БЧ).
И противорадиолокационные ракеты Х-58УШК и Х-31П/Х-31ПД (на внешней подвеске).
И противокорабельные Х-35У, Х-31АД (в перспективе авиационный вариант «Оникса»/»Брамоса»).
И многое другое. Наши оружейники обещали ПАК ФА 12 новых видов оружия, разработанных специально для него.

Сведения о стоимости самолета, как и многие другие данные - минобороны России держит в секрете. В зарубежных источниках встречается цифра 54 млн. $ (с нынешним курсом - делим на два) за самолет. Стоимость FGFA для Индии озвучивалась в районе 100 млн. $. Посему цифра внутренней стоимости самолета похожа на правду.
В этом году должно начаться производство серийных истребителей для ВВС. Так что скоро узнаем, как минимум, официальное «имя собственное» самолета и перестанем его обзывать «Т-50». Ждем!


«Бюджетный» гром без молнии - Lockheed Martin F-35 Lightning II (США)


Если F-22 создавался для завоевания господства в воздухе и главным образом борьбы с советскими современными истребителями, то программа JSF (Joint Strike Fighter), родившаяся как дешевый ответ на все вопросы, предусматривала создание универсальной «рабочей лошадки» - ударного истребителя для американской боевой авиации и их союзников.
304739_original.jpg

F-35 «Lightning II» должен был в паре с F-22 заменить все прочие боевые самолеты ВВС США - от истребителей F-16 Fighting Falcon до штурмовиков A-10 Thunderbolt II (до сих пор слабо представляю F-35 в роли последнего). Плюс ко всему - хитрые американцы решили получить три самолета по цене одного: для армии, для корпуса морской пехоты и для авианосцев.
Помните поговорку про универсальный инструмент, который может делать все, но одинаково плохо?
Как раз тот случай. Получился, наверное, самый скандальный истребитель 5 поколения.

CTOL - наземный истребитель для нужд ВВС США, STOVL - истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании и CV - палубный истребитель для нужд ВМС США.
Про многострадальный F-35 можно говорить много и долго... но объем статьи ограничен, да и наше с вами время - тоже. Потому долгие подробные разборки оставим на потом, тем более, что к каждому из перечисленных самолетов в последствии еще вернемся отдельно. Посему - тезисно.
Победители программы «Единого ударного истребителя» раскатывали губу на производство до 2027 года «4500 самолетов или больше»... Но аппетиты пришлось умерить. Заказов поступило гораздо меньше. Сперва была цифра 2852 самолета. К 2009 году ее уменьшили до 2456 шт., а в 2010 «осетра урезали» уже до 2443 единиц. Вспоминая программу F-22... это далеко не предел. Особенно учитывая все возрастающую стоимость проекта.
Кстати, первоначально стоимость НИОКР по проекту оценивалась в 7 млрд. $. К началу реализации программы в 2001 году стоимость разработки назвали в 34 с копейками млрд. $, ну а сегодня она перевалила за 56 млрд. $ и продолжает «толстеть».
306025_original.jpg

F-35B для корпуса морской пехоты США
Первый полет самолет совершил в 2000 году. Мелкосерийное производство началось в 2006 году. Прошло 11 лет, а самолет до сих пор не готов.
Самое интересное, что больше всех свой F-35 ждет корпус морской пехоты США (ибо в отличие от ВВС и ВМС у них нет альтернативного кандидата)... Но мало того, что морпеховский F-35B обрезали по бомбовой нагрузке (может нести в отсеках вооружения только бомбы калибром 450 кг в отличие от 900-килограммовых в двух других модификациях). У него постоянно вылазят какие-то проблемы. Доходило даже до того, что в 2012 году программу F-35B собирались закрывать.
Последний скандал приключился недавно. Оказалось, что вопреки заявлению разработчиков он до сих пор не достиг боевой готовности.
Это при том, что первый полет F-35B состоялся в 2008 году, а планировали принять на вооружение его еще в 2012-м!
Морпехи США уже от безысходности продлили ресурс своих AV-8B (самолетов вертикального взлета и посадки, которые должен был сменить F-35B) до 2030 года, прикупив у британцев 72 списанных «Харриера» для потрошения на запчасти.
299918_original.jpg

F-35 изначально должен был заменить даже... штурмовик А-10!
Вообще на данный момент уже выпущено 154 серийных (!) F-35 и 174 самолета всего. А принятие на вооружение все отодвигается и отодвигается.
То супер-шлем, позволяющий летчику видеть обстановку сквозь самолет на все 360 градусов, не выходит (уже третьего подрядчика сменили по-моему).
То с программным обеспечением беда.
То 8 подряд «пролетов» - неудачных попыток посадить прототип палубного Ф-35С на имитатор палубы авианосца. Гак самолета, расположенный слишком близко к основным стойкам шасси не мог зацепить тросы аэрофинишеров.
То китайские запчасти обнаружили.
То катапультные кресла Martin-Baker US16E не той системы (и дорабатывать надо два года!).
То проблема с топливными баками.
То еще что-нибудь.
Только по проблемам F-35 можно отдельную серию статей написать. :)
Недавно F-35 даже попал в пятерку худших истребителей США за всю историю авиации, по версии журнала National Interest.
305684_original.jpg

Главный минус F-35 это низкие летно-технические характеристики: недостаточные тяговооруженность и маневренность, и малая максимальная скорость.
Не зря австралийцы из аналитического центра «Air Power Australia» предъявляют претензии F-35, говоря, что он «не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооруженности, сравнительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и маневренности».
Но помимо минусов есть у Лайтнинга-2 перед Раптором и преимущество: F-35 получил аналог нашего оптико-электронного локатора (ОЛС). Электронно-оптическая система (ЭОС) AN/AAQ-37, в отличие от наших ОЛС имеющая 360° постоянного обзора и расположенная в низу фюзеляжа, «заточена» в основном на работу по земле.
РЛС с АФАР AN/APG-81 по заявлению разработчиков позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности в 150 км.
Тут надо сказать, что разработчики РЛС лукавят. Ибо речь идет о цели с ЭПР 3 м² и вероятности обнаружения 0,5 при сканировании в секторе 0.1 от общего сектора РЛС в течении 2 сек.
305246_original.jpg

Вооружение F-35 располагается на 4 точках подвески в двух внутрифюзеляжных отсеках. Также у самолета есть еще 6 точек внешней подвески.
Для работы по воздушным целям F-35 может нести УРВВ средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также ракеты малой дальности: AIM-9M «Сайдуиндер», AIM-9X, либо британские AIM-132 ASRAAM.
Для работы по земле F-35 - КАБы JDAM, SDB и AGM-154 JSOW.
На внешней подвеске он будет нести ракеты от уже проверенных временем HARM'а и «Мейверика», до сравнительно новых AGM-158 JASSM или SLAM-ER; ПТУР «Brimstone» и разовые бомбовые кассеты CBU-103/104/105.
Полную номенклатуру планируемого вооружения можно оценить на картинке:

При этом сообщается, что пока применять все это великолепие F-35 не научили.
Стоимость самолетов, тоже, кстати, отличается от изначально запланированных средних 69 млн. $ за штуку.
В 2014 году за самолет без двигателя просили: F-35A - 94,8 млн. $, F-35B - 102 млн. $ и F-35C - 115,7 млн. $.
Правда, в отчете сенаткого комитета по ассигнованиям F-35B по факту в 2014 году обошлись государству в 251 млн. $.
Ну да ладно, будем верить в заявленную производителем стоимость. А двукратное удорожание самолета спишем на очередной попил честную дележку между «Локхид Мартин» и чинами КПМ США. ;)
Впору, кстати, вспомнить цену российского Т-50, озвученную выше.


«Утка по-Пекински» - Chengdu J-20 (Китай)


Китайский самолет J-20 (он же «Проект 718»), разрабатывался в рамках программы «2-03» в «611-м Институте» (более известном как CADI - Chengdu Aircraft Design Institute) в г. Чэнду. Этот один из самых закрытых и таинственных китайских авиастроительных проектов уже успел несколько раз сменить наименование: сперва он был XXJ, затем J-X и J-XX и вот теперь J-20.
302734_original.jpg

Самолет, выполненный по необычной для 5 поколения аэродинамической схеме «утка», при взгляде сверху напоминает несостоявшийся истребитель 5 поколения МиГ МФИ (прототип которого мы знаем под наименованием «МиГ 1.42»). Видимо, сотрудничество с российским институтом ЦАГИ и АНПК «МиГ» в начале 90-х не прошло даром.
Но - не вздумайте даже намекать китайцам о русской или чьей бы то ни было еще помощи в разработке J-20 или легкого J-10 (похожего на некоторые наработки МиГа по программе ЛФИ - Легкий Фронтовой Истребитель)... Съедят живьем. Все сами сделали! :)
Самолет как сборная солянка - он одновременно похож... и непохож на другие самолеты 5 поколения.
Так, если посмотреть спереди, то мы увидим «брата F-22». Форма воздухозаборников, беспереплетный фонарь кабины, схожий силуэт... правда его быстро выдают при взгляде спереди ПГО и нижние аэродинамические гребни.
Форма воздухозаборников с так называемым внешним разворотом пограничного слоя - напоминает F-35.
ПГО и общий силуэт при взгляде сверху - напоминают прототип МиГа МФИ.
При этом самолет имеет S-образный изгиб воздухозаборников, как на F-22.

Хотя в вину китайскому самолету ставят слабую параллельность передних и задник кромок горизонтального оперения, а так же торчащие сзади аэродинамические гребни... самолет все-таки можно отнести к малозаметным.
Некоторые высказывают сомнения по поводу обладания Китаем технологией радиопоглощающего покрытия. Но РПМ (радиопоглащающие материалы) - не священная корова. После уничтожения в Югославии американского F-117 куски обшивки наверняка достались всем заинтересованным сторонам - и России, и Китаю. Кроме того, многие наверняка помнят, как в 2011 году в Иране «посадили» американский беспилотник Lockheed Martin RQ-170 Sentinel, выполненный по технологии «стэлс». В Соединенных Штатах тогда бурно негодовали. Иранцы и в этом случае наверняка поделились с Китаем кусочком. :)
303264_original.jpg

Американский БПЛА RQ-170 Sentinel
Самые уязвимые элементы программы J-20 это силовая установка и БРЭО.
Самолет должен получить китайский двигатель WS-15 с тягой до 18000 кг, разрабатываемый в «624-м Институте», известном сейчас под аббревиатурой CGTE (China Gas Turbine Establishment). Но пока с двигателем проблемы. И это у Китая традиционно.
Можно вспомнить проблемы китайского WS-10 «Тайхан», устанавливаемого на китайские «клоны» семейства Су-27... и последующую закупку в России большой партии двигателей АЛ-31Ф.
Аналогичные проблемы испытывают с двигателем WS-13 для легкого экспортного истребителя FC-1. Двигатель в разработке более 10 лет, а серийные истребители летают на российских РД-93 (модификация двигателя РД-33).
По оценкам экспертов - нормальная взлетная масса J-20 составляет порядка 35 тонн. Если это так, то двух АЛ-31Ф самолету явно недостаточно. Не будет ни крейсерского сверхзвука, ни достижения максимальной скорости 2М.
Второй важный вопрос - БРЭО и РЛС.
Создание радиолокационной станции для истребителя нового поколения, вероятно, велось на конкурсной основе двумя институтами - LETRI (Leihua Electronic Technology Research Institute) и NRIET (National Research Institute of Electronic Technology). По имеющимся данным, предпочтение в итоге было отдано нанкинскому NRIET, предложившему проект РЛС тип 1475, АФАР которой, как ожидается, будет иметь порядка 2000 приемо-передающих модулей.
Правда, тут ситуация, еще интереснее, чем с двигателями. Поскольку максимальный уровень для Китая до сей поры был на уровне наших РЛС 001 «Меч» 80-х годов. Откуда внезапно взяться АФАРу? Китайцам бы суметь скопировать доделать РЛС тип 1473, разработанную на базе нашего «Жемчуга» (который они закупают у нас для своих истребителей J-10).
Вооружение J-20 наверняка будет включать ракеты «Воздух-Воздух» PL-10 (аналог AIM-9X) и PL-12C (модификация ракеты PL-12 со сложенным крылом). PL-12 - это аналог американской AIM-120 AMRAAM и российской РВВ-АЕ с дальностью пуска более 70 км. Может быть, самолет получит новую УРВВ большой дальности PL-21.
303063_original.jpg

Пока сложно сказать, что есть китайский J-20. То ли это действительно машина, планируемая в серию, то ли это прототип 5 поколения, то ли вообще - демонстратор технологий (как наш С-37 «Беркут»).
Одно можно сказать точно - до пятого поколения китайский J-20 явно не дотягивает. За отсутствие внятного БРЭО и РЛС с АФАР, вопросы к малозаметности, а также явно недостаточную тягу двигателей (скорее всего, не обеспечивающих крейсерский сверхзвук) его можно назвать Демо-версией китайского 5 поколения. :)
У китайцев вышел тяжелый, габаритный, малозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью.
Какова может быть его роль на поле боя?
На истребитель завоевания превосходства в воздухе не тянет вследствие малой маневренности и слабой тяговооруженности. Для перехватчика - не хватает скорости. Истребитель-бомбардировщик? А насколько велики отсеки вооружения (возможный объем которых сокращается S-образными каналами воздухозаборников) и боевая нагрузка?
Это все, конечно, прикидки, ведь достоверной информации пока слишком мало.
 

Antropolog

Активный участник
Сообщения
3.881
Адрес
СССР-Украина-Россия
Часть3
Итоги


О многих возможностях большинства представленных самолетов говорить что-то определенное пока рано. Во-первых - вследствие секретности характеристик, а во-вторых - прототипы могут очень серьезно отличаться от серийных машин, как мы можем помнить, например, по истории с тем же Т-10 (прототипом истребителя Су-27). Неизвестно - насколько изменится тот же ПАК ФА, получив двигатель второго этапа и т.п.
Но что можно уже сказать определенно?
Подводя итоги, однозначно можно сделать вывод, что создатели F-35 допустили ошибку, пытаясь совместить три разных самолета с различными требованиями по ТТХ в одном. Не удивлюсь, если в итоге японский ATD-X превзойдет его по ряду характеристик (а вот по поводу обещанного японцами превосходства над F-22 - сильно сомневаюсь).
315066_original.jpg

Также однозначно можно сказать, что соперничество за господство в воздухе среди пятерок в ближайшее десятилетие должно развернуться между двумя самыми сильными конкурентами - Т-50 и F-22. Остальные в плане воздушного боя серьезно уступают им.
При этом в данной схватке - явное преимущество просматривается у российского истребителя. Это неудивительно, учитывая, что Т-50 появился почти на 20 лет позже соперника. Да и подход к конструированию у нас разный.
Вообще - мы «традиционно» отстаем в гонке вооружений от американцев на полшага (это к вопросу, кто на планете наращивает милитаризацию, кстати), что позволяет нам избегать ошибок конкурентов и повышать планку, заданную ими. Похожая история была с появлением пары Су-27 и МиГ-29 в ответ на F-15 и F-16.
При лучшей аэродинамике (и соответственно - лучших летных характеристиках) Т-50 превосходит F-22 еще в нескольких моментах:
- б0льшими по объему отсеками вооружения;
- более разнообразной номенклатурой вооружения (имеет дальнобойные ракеты «воздух-воздух» и широкий выбор боеприпасов «воздух-поверхность»);
- ОЛС, позволяющей искать и атаковать противника не включая РЛС (кроме того - оптико-электронному локатору плевать на низкую радиолокационную заметность);
- всеракурсным УВТ (сверхманевренностью);
- самолет может применяться с грунтовых ВПП (взлетно-посадочных полос).
При этом вроде бы несколько уступая Раптору в малозаметности. Что, кстати, еще не факт, ибо «Бегемотик» X-32 от Boeing (прототип-конкурент Х-35, проигравший в программе JSF) удовлетворял требованиям к малозаметности, не имея S-образного канала от воздухозаборника к двигателю, а прикрывая его радар-блокером, а кили, например, у него значительно меньше. Потому в передней полусфере ЭПР его и F-22 могут не сильно отличаться.
Сзади Т-50 будет «светиться» определенно лучше конкурента (вследствие «неостелсованных» круглых сопел), но окончательную оценку его малозаметности можно будет дать только после появления двигателя второго этапа.
304175_original.jpg

Х-32 от Boeing
ТТХ самолетов, претендующих на звание «истребителей пятого поколения»:
314644_original.jpg

Малозаметность (пресловутая технология «стэлс») в свое время подсказала американцам идею качественного, а не количественного превосходства над всеми остальными.
На сегодня ясно, что данная ставка себя не оправдала. Поскольку, во-первых, основные соперники США в «большой игре» (Россия и Китай) тоже уже обзаводятся своими самолетами 5 поколения. А во-вторых, критерий «эффективность/стоимость»; по отношению к сверхдорогим американским «пятеркам» еще ждет своей беспристрастной оценки.
Так ли они превосходят самолеты предыдущего поколения, чтобы стоить настолько больше? Будет ли в разы большая цена компенсироваться соответствующей в разы большей эффективностью? Заслужена ли она? Например, существует устойчивое мнение, что в дуэльной ситуации истребитель «5-го поколения» F-35 проиграет истребителю 4-го поколения Су-35С.
Не взирая на все это, создание истребителя 5 поколения - это большой шаг вперед для любого государства.
Помимо развития технологий это серьезный военный аргумент для завоевания господства в воздухе и, кроме того, получение страной определенного статуса. Можно сказать - вхождение в клуб избранных.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Breeze, как-то у вас криво вышел ответ на мой пост, но я вам разумеется возражу на то

Шумовую лепили ваши коллеги из Дальней авиации. Например Ту-22ПД (по слухам гасил все - и военное, и гражданское, а потом еще и с наведенными токами долго мудох... мучались).
- Только не говорите мне, что сейчас она вдруг исчезла из перечня режимов работы средств активных средств РЭБ.
САП индивидуальной защиты таких мощностей, конечно, не имеет, и поэтому работает избирательно и более "тонко" - только по тем РЭС, которые работают по ее носителю.
- Вот и чудненько: при сканировании пространства ВДРУГ "откуда не возьмись" в некоем секторе вдруг возникает засветка (чем хуже БРЛС, чем выше её УБЛ, тем шире и плотнее этот сектор), или ещё какая-нибудь хермурдия - что-то начинает двоиться-троиться-четвериться, - и моментально становится ясно, что там хто-то есть!! А если там стелс - там тишь, да гладь, да Божья благодать - ничего и никого не просматривается...
Breeze сказал:
- Это уже довольно "не новое слово" в радиолокации.

Хорошо, тогда давайте поясняйте, а то ваше предыдущее сообщение было действительно каким-то странным, если не сказать, что смешным.
- ?? Что же там смешного? БРЛС с АФАР, игольчатая ДН с диаметром луча 2°, чрезвычайно низким УБЛ (у первого БЛ менее -40 dB, средняя менее -60 dB), проходит через зону пространства, где работает источник помех - групповых ли, индивидуальных, - не важно. Если по своим возможностям (перестройка частоты и структуры сигнала) данная помеха не позволяет разобрать, что же в этом пространственном секторе расположено, компьютер зафиксировав эту помеху и её движение, при следующем сканировании из этого сектора пространства резко снижает уровень приёма сигналов. И таким образом формируется "ноль ДН" на этот источник. А поскольку УБЛ там чрезвычайно мал, то "дырка" в секторе обзора будет очень локальной, вся обстановка вокруг неё будет отображаться.
Breeze сказал:
- Дальность до источника помехи у F-22 обеспечит ARL-94, у F-35 - ASQ-239.

Пруф, пожалуйста! А то терзают смутные сомнения, что дальность таки (вероятно и с невысокой точностью) может определяться до облучающих РЛС, а не до САП.
- Ещё раз: данные станции РТР сумеют определить расстояние до источника помехи, если это будет постоянно действующая помеха (шум любой природы). Если это будет только ответная (на зондирующие импульсы своей БРЛС) помеха, тогда естественно ни о каком определении дальности речь не идёт.
Breeze сказал:
В БРЛС с АФАР больше шансов пустить ракету по такой помехе вначале в обычном командно-инерциальном режиме, а на конечном этапе - в режиме "самонаведение на помеху" (если АРГСН ракеты не справится).

Ведь это только ваши предположения, не так ли?
- Вообще-то это следует из логики работы системы вооружения любого современного истребителя.
Тогда скажите, почему у БРЛС с ПФАР, с ЩАР, или с Кассегреном имеют меньшие шансы успешно осуществить такую атаку, как вы обозначили?
- У них существенно выше УБЛ, следовательно сектор, в котором компьютеры их БРЛС способны локализовать помеху, будут существенно (у БРЛС с ПФАР), или оффигенно (у БРЛС со ЩАР, не говоря уже о Кассегрене) больше. А возможности по противодействию помехе - неимоверно меньше.
Breeze сказал:
- В первом случае непонятно: есть ли там что-то вообще?? Во втором случае совершенно очевидно: там что-то есть!
И это две гигантских разницы!

Видимо, вы плохо поняли меня, камрад. Поэтому дублирую:

В первом случае, "есть ли там что-то вообще??" будет определено по работе БРЛС этого "вообще".
- Ёлы-палы, ну сколько можно талдычить одно и то же:
1. Определение дальности до Вашего истребителя средствами ALR-94 и ASQ-239.
2. Работа БРЛС противника в режиме LPI.
И в случае 1), и в случае 2) Вы не сможете узнать, есть ли там самолёт противника, или там чистый воздух, а противник вообще в другом месте.
Во-втором случае, истребитель, который это "вообще" облучает своей БРЛС будет ставить ответные помехи своей САП.
- И Вам мгновенно становится ясно, что противника там есть!
Что тут непонятного, не могу понять??
Breeze сказал:
- Там забыли добавить "малюсенький" нюансик: при примерно равных ЛТХ противоборствующих самолётов. Только в этом случае данное определение приемлемо.

Боюсь, что расстрою вас, но в рассматриваемом варианте, это определение приемлемо.
- Ещё разок повторите: какой самолёт против какого?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Да это основной вариант применения пары, один в переднем секторе даёт мощную шумовую помеху, а второй работает своей БРЛС (под прикрытием).
- Вы совершенно забываете сказать, что лишь при условии, что противник эту помеху не сможет преодолеть.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
- Только не говорите мне, что сейчас она вдруг исчезла из перечня режимов работы средств активных средств РЭБ.
Конечно, нет. Если вы возьмете на себя труд, то увидите здесь фото этих самолетов.

- Вот и чудненько: при сканировании пространства ВДРУГ "откуда не возьмись" в некоем секторе вдруг возникает засветка (чем хуже БРЛС, чем выше её УБЛ, тем шире и плотнее этот сектор), или ещё какая-нибудь хермурдия - что-то начинает двоиться-троиться-четвериться, - и моментально становится ясно, что там хто-то есть!! А если там стелс - там тишь, да гладь, да Божья благодать - ничего и никого не просматривается...

Многое мог бы вам возразить, но проще сказать, что отметка от облучаемой цели будет прятаться в помехах по дальности. Это самое простое из 70-х годов прошлого века.
- ?? Что же там смешного? БРЛС с АФАР, игольчатая ДН с диаметром луча 2°, чрезвычайно низким УБЛ (у первого БЛ менее -40 dB, средняя менее -60 dB), проходит через зону пространства, где работает источник помех - групповых ли, индивидуальных, - не важно. Если по своим возможностям (перестройка частоты и структуры сигнала) данная помеха не позволяет разобрать, что же в этом пространственном секторе расположено, компьютер зафиксировав эту помеху и её движение, при следующем сканировании из этого сектора пространства резко снижает уровень приёма сигналов. И таким образом формируется "ноль ДН" на этот источник. А поскольку УБЛ там чрезвычайно мал, то "дырка" в секторе обзора будет очень локальной, вся обстановка вокруг неё будет отображаться.
Виноват опять же, глубоко прошу простить, этот весь ваш поток сознания чем-нибудь обоснован? Или это опять ваша глубокая вера в Хиллари Клинтон Рейтон?

Хотел ответить вам по каждому вашему сообщению, но не буду до тех пор, пока вы не зальете запрашиваемые мною пруфы о том, что вы утверждаете.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Хотел ответить вам по каждому вашему сообщению, но не буду до тех пор, пока вы не зальете запрашиваемые мною пруфы о том, что вы утверждаете.
- Я же приводил на с.299 в теме по F-22, в #5973:
• СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПОМИНАЮЩЕЙ МЕТКИ
Эта опция автоматически активируется в фазе сопровождения для "сопровождения одиночной цели" и "режима ситуационной осведомлённости". Он позволяет выполнять активное сопровождение, когда цель маневрирует, в то время как доплеровские фильтры в поле зрения диаграммы направленности луча забиты помехами и когда видимость цели такова, что радар больше не может выделить цель из помех. Радар будет автоматически "курсировать" в течение нескольких секунд, пока эта цель не появится из зоны помех.


Если же САП стоит непосредственно на цели, и цель никогда "не появится из зоны помех", то сама эта зона (весьма локальная для игольчатой ДН) тем не менее будет отслеживаться и отображаться на экране. И говорить о том, что там скрывается противник.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
- Я же приводил на с.299 в теме по F-22, в #5973:
• СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПОМИНАЮЩЕЙ МЕТКИ
Эта опция автоматически активируется в фазе сопровождения для "сопровождения одиночной цели" и "режима ситуационной осведомлённости". Он позволяет выполнять активное сопровождение, когда цель маневрирует, в то время как доплеровские фильтры в поле зрения диаграммы направленности луча забиты помехами и когда видимость цели такова, что радар больше не может выделить цель из помех. Радар будет автоматически "курсировать" в течение нескольких секунд, пока эта цель не появится из зоны помех.

Во-первых, любая БРЛС может выделить цель из помех. Вопрос лишь в расстоянии от источника помех.

Во-вторых, условие когда "Радар будет автоматически "курсировать" в течение нескольких секунд, пока эта цель не появится из зоны помех" реализовано еще в конце 70-х годов прошлого века, и это называлось "сопровождение на проходе".

И в третьих, "в течение нескольких секунд" совершенно недостаточно для того, чтобы радиокомандами вывести ракету в то место, откуда она сможет собственной активной радиолокационной головкой самонаведения захватить атакуемую ею цель, ибо за несколько секунд указанная ракета улетит мимо цели (вернее, оптимальной траектории наведения на нее) на несколько километров мимо.

Если же САП стоит непосредственно на цели, и цель никогда "не появится из зоны помех", то сама эта зона (весьма локальная для игольчатой ДН) тем не менее будет отслеживаться и отображаться на экране. И говорить о том, что там скрывается противник.
Безусловно, это так. Вот только дальность до этой цели (оборудованной САП) будет неизвестна. Впрочем, ответные импульсные помехи способны вводить в заблуждение БРЛС не только по дальности, но и по азимуту и угловому положению.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Во-первых, любая БРЛС может выделить цель из помех. Вопрос лишь в расстоянии от источника помех.
- Это верно, но подойти к источнику помех на расстояние, когда "любая БРЛС сможет выделить цель из помех" - и при этом не сдохнуть по дороге от пущенной в лобешник вражеской ракеты, - тут есть проблема... ;) :-D
Во-вторых, условие когда "Радар будет автоматически "курсировать" в течение нескольких секунд, пока эта цель не появится из зоны помех" реализовано еще в конце 70-х годов прошлого века, и это называлось "сопровождение на проходе".
- Это не то. Здесь ДН радара сканирует зону в районе помех и ближайших окрестностях, очень локальную зону. "Сопровождение на проходе" - там сканирование (особенно там, где оно механическое) - может выполняться на значительно больший угол, вплоть до полного диапазона, например +/-60° и более.
И в третьих, "в течение нескольких секунд" совершенно недостаточно для того, чтобы радиокомандами вывести ракету в то место, откуда она сможет собственной активной радиолокационной головкой самонаведения захватить атакуемую ею цель, ибо за несколько секунд указанная ракета улетит мимо цели (вернее, оптимальной траектории наведения на нее) на несколько километров мимо.
- Обращайтесь за разъяснениями в Нортроп Груммэн, пожалуйста. ИМХО, если цель периодически скрывается в помехах, то наведение будет выполняться на район (весьма локальный), с дальнейшим переключением самой ракеты на "наведение на помеху".
Breeze сказал:
Если же САП стоит непосредственно на цели, и цель никогда "не появится из зоны помех", то сама эта зона (весьма локальная для игольчатой ДН) тем не менее будет отслеживаться и отображаться на экране. И говорить о том, что там скрывается противник.

Безусловно, это так. Вот только дальность до этой цели (оборудованной САП) будет неизвестна.
- Вынужден повторить: если только это не шумовая помеха. Тогда станции РТР вычислят и дальность, и скорость перемещения.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
- Это верно, но подойти к источнику помех на расстояние, когда "любая БРЛС сможет выделить цель из помех" - и при этом не сдохнуть по дороге от пущенной в лобешник вражеской ракеты, - тут есть проблема... ;) :-D
Безусловно, проблема была бы, но при применении станций активных помех ее можно не воспринимать как существенную.

По-другому, по-вашему: пока ящерик "прожжет" помеху противоборствующего с ним Су-35С, он получит от него ракету, как вы верно выразились, прямо в лобешник.

- Это не то. Здесь ДН радара сканирует зону в районе помех и ближайших окрестностях, очень локальную зону. "Сопровождение на проходе" - там сканирование (особенно там, где оно механическое) - может выполняться на значительно больший угол, вплоть до полного диапазона, например +/-60° и более.

Тогда вас понять совсем трудно: по вашему выходит, что БРЛС сканирует локальную зону пространства "где-то там", но не там, где находится атакующий вражеский истребитель, САП которого постоянно отвечает активными помехами на попытку его обнаружить.

- Обращайтесь за разъяснениями в Нортроп Груммэн, пожалуйста. ИМХО, если цель периодически скрывается в помехах, то наведение будет выполняться на район (весьма локальный), с дальнейшим переключением самой ракеты на "наведение на помеху".
К указанным товарищам вам будет обратиться сподручнее. Но даже то, что вы описали означает вероятность поражения цели не сильно отличающуюся от нуля.

- Вынужден повторить: если только это не шумовая помеха. Тогда станции РТР вычислят и дальность, и скорость перемещения.
Виноват, но тоже вынужден повториться: САП индивидуальной защиты не используют шумовые помехи ввиду их собственной малой мощности.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Безусловно, проблема была бы, но при применении станций активных помех ее можно не воспринимать как существенную.
- На кошках проверяли эти САП с Су-35? Ведь явно не на F-35?
По-другому, по-вашему: пока ящерик "прожжет" помеху противоборствующего с ним Су-35С, он получит от него ракету, как вы верно выразились, прямо в лобешник.
- См. выше. Если он вообще эту помеху заметит. ;) А если нет??
Breeze сказал:
- Это не то. Здесь ДН радара сканирует зону в районе помех и ближайших окрестностях, очень локальную зону. "Сопровождение на проходе" - там сканирование (особенно там, где оно механическое) - может выполняться на значительно больший угол, вплоть до полного диапазона, например +/-60° и более.

Тогда вас понять совсем трудно: по вашему выходит, что БРЛС сканирует локальную зону пространства "где-то там", но не там, где находится атакующий вражеский истребитель, САП которого постоянно отвечает активными помехами на попытку его обнаружить.
- ?? Именно этот локальный сектор и сканирует (если нет других целей!). Например, +/-4° по азимуту и +/-2° по углу места. Периодически сканируя и всё остальное пространство.
Виноват, но тоже вынужден повториться: САП индивидуальной защиты не используют шумовые помехи ввиду их собственной малой мощности.
- Как бы не так:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,7928.0.html?PHPSESSID=au3mfqlt5k43f8tgjrn4uf73q0
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
- На кошках проверяли эти САП с Су-35? Ведь явно не на F-35?
Разумеется на кошках ящериках в Сирии. Ведь F-35 не боеспособен с его мега-БРЛС.

- См. выше. Если он вообще эту помеху заметит. ;) А если нет??
Тогда и цели не заметит. См. выше.

- ?? Именно этот локальный сектор и сканирует (если нет других целей!). Например, +/-4° по азимуту и +/-2° по углу места. Периодически сканируя и всё остальное пространство.
Замечательно. И в ответ получает помеху на канал автоматического сопровождения цели по дальности.

Так, так:
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- У предсерийного "китайца" явно металлизирован фонарь:

Number-2017-J-20-fighter-golden-cockpit-canopy.jpg
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина

Triffids

Участник
Сообщения
11
Адрес
riga
- Почему бы и нет? Я уже говорил: замените у F-22 двигатели F119 на F100-PW-229, - намного ли он станет хуже? НЕТ.
не спорю. не станет. но и толку не будет. на 21 волгу видел ставят двигатели мерседес, хуже не становится, но и динамики у этого танка не прибавляется.
подозреваю "Появились данные о критических просчетах при создании новейшего китайского истребителя" растут именно от того, что построили прототип вокруг древнего двигателя
 
Сверху