Безоружные россияне
В десятках российских городов 15 апреля проходят акции в поддержку легализации ношения короткоствольного нарезного оружия гражданским населением. Инициаторы митингов и пикетов — активисты движения «Право на оружие» требуют предоставить такое право всем желающим, коль скоро государство не может обеспечить эффективной защиты жизни своих граждан.
Сотни людей в разных городах России, включая Москву и Петербург, заявили о своей готовности выйти на улицы и потребовать от властей разрешения на ношение огнестрельного оружия. Точнее, как выражаются организаторы акций, «возврата прав граждан России на короткоствольное оружие», которое они имели до 1917 года. Основной аргумент митингующих можно свести к идее: «если государство не дает гарантий, пусть даст возможность защищать себя самостоятельно». Говорит руководитель движения «Право на оружие» Мария Бутина:
— Право на жизнь — первично, но без возможности её эффективно защищать, пожалуй, это просто декларация. Мы должны обратить внимание власти на то, что тянуть дальше некуда. Россия находится в очень тяжелой ситуации. У нас, как минимум, 12 убийств на 100 тысяч населения — это очень плохой показатель, даже в сравнении с теми же Соединенными Штатами, где этот показатель равен 5.2. Все республики бывшего СССР, в которых было легализовано ношение короткоствольного оружия, получили снижение насильственной преступности как минимум на 40 процентов. Это Молдавия, Эстония, Латвия, Литва — их пример в данном случае показателен. Я считаю, что граждане России ничем не хуже жителей этих республик, — сказала Мария Бутина.
Принято считать, что идею об относительно свободном доступе граждан к короткоствольному нарезному оружию в России в первую очередь продвигают националисты или сочувствующие им. Координатор движения «Право на оружие» в Петербурге Олег Хриенко убежден, что это не так:
— Возврат права на оружие — это один из тезисов, который может объединить все политические движения, партии и организации. И я думаю, что в ближайшее время эта идея получит всеобщую поддержку среди граждан. Потому что, если мы не имеем возможности дать отпор бандитам, вооруженным преступникам, то по сути, мы являемся постоянными заложниками страха насилия. Я считаю, что в России живут взрослые самостоятельные люди, которые имеют право с оружием в руках защищать себя и своих близких, — полагает Олег Хриенко.
Доктор юридических наук, профессор Геннадий Касторский категорически против наделения граждан правом на ношение короткоствольного оружия, даже при условии жесткого контроля над тем, чтобы револьверы и пистолеты продавались по специальным разрешениям:
— У нас достаточно правовых мер самообороны, которые предусматривают возможность получения охотничьего, травматического, газового оружия, холодного, наконец. Этого вполне достаточно. Несовершенство нашей правоохранительной системы позволяет и сегодня получить официальное право на ношение оружия любым преступным элементам. А если мы начнем сейчас вооружать население, то в первую очередь вооружится криминальная часть. Учитывая особенности нашего населения, с низким уровнем культуры, которое постоянно и все более демонстрирует агрессию, это всё может привести к очевидным признакам гражданской войны, — уверен Геннадий Касторский.
В свою очередь член независимого экспертно-правового совета, адвокат Юрий Костанов убежден: в нынешней ситуации, когда у большинства людей нет законных оснований для владения короткоствольным нарезным оружием, законопослушные граждане оказываются в заведомо уязвимом положении перед преступниками:
— Вот я — законопослушный гражданин, не имею огнестрельного оружия, потому что именно законопослушный — мне закон этого не позволяет. А всякого рода бандиты на эти запреты плюют, при том, что сегодня на рынке можно купить хоть пулемёт, хоть автомат и даже, говорят, танк кто-то умудрился купить. Перекос явный — в пользу бандитов. И, когда наши власти, я имею в виду законодателей и исполнительную власть (прежде всего МВД, потому что в их ведении это все хозяйство), когда они решают вопрос, как сегодня, они объективно оказываются на стороне преступников. Самой поганой категории преступников — тех, кто совершает насильственные преступления, — убежден Юрий Костанов.
В настоящее время в России обычный гражданин может законно владеть и носить короткоствольное огнестрельное оружие только в том случае, если это оружие наградное.