Критерии сравнения военных самолетов

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- Что значит "не даст"?! При сближении на встречно-пересекающихся курсах (а именно там время минимально) каждому нужно лишь слегка довернуть, чтобы пустить ракету.
Если по какой-то причине противник не был уничтожен (не хватило времени, чтоб захватить цель, помешала это сделать помеха, ракета промахнулась и т.д. и т.п.), преимущество получает более манёвренный пепелац --- ибо он первый сумеет занять пригодное для повторной атаки положение в пространстве и, одновременно, не дать противнику занять таковое положение. Я имел в виду это.

Breeze написал(а):
- При работе двигателя в стартовом режиме УРВВ разгоняется чрезвычайно быстро - там продольная перегрузка 80-40 единиц. А башка крутится всегда с одной и той же максимальной скоростью, причём эта скорость растёт по мере совершенствования ракет.
В данном случае критична не величина перегрузки, а скорость отслеживания угловых координат цели ("градусы в секунду"), ограниченная быстродействием механической системы отклонения антенны ГСН, не заточенной под быстрое отслеживание больших угловых скоростей в широких секторах. Или я отстал от жизни и на ГСН ракет большой/средней дальности уже начали ставить АФАР? :-D

Breeze написал(а):
- Это всё верно, но в подобной ситуации самое вероятное, что может случиться, если ни один из них не поразит другого сразу, - они просто проскочат мимо друг друга, разминутся (это достаточно типовая ситуация перед БВБ и самолётов прежних поколений) и немедленно начнут выполнять манёвр с максимальной перегрузкой, чтобы снова первыми поймать противника в прицел.
Именно так. И преимущество получает тот, кто выполнит манёвр первым. Т.е. у кого более манёвренный самолёт. А поскольку всё это уже в условиях визуального контакта, то, соответственно, малозаметность в данный момент роли не играет --- она уже сделала своё дело, лишив противников возможности атаковать друг друга с дальней дистанции.

Breeze написал(а):
- Изделия микроэлектроники стремительно совершенствуются и их вес постоянно снижается.
Только полупроводники. Однако там полно вещей, вес/габариты которых не меняются (и не будут меняться) вообще, либо меняются крайне мало --- антенны, источники питания, фильтры, линзы для ИК- и прочих оптических систем. Причём насколько я знаю, в ГСН с РЛ наведением ракет малой дальности уже сегодня используются АФАР типа "антенна, интегрированная на одной подложке" (чуть ли не "антенна на кристалле" :grin: ).

Breeze написал(а):
А ракете малой дальности много топлива и не нужно.
Это так. Но имеющееся его количество строго выверено и соответствует заданным скоростным и манёвренным характеристикам ракеты. Увеличение веса ГСН за счёт введения туда дополнительных систем, а также, например, увеличение веса ракеты за счёт добавления системы управления, делающей её всеракурсной --- однозначно означает значительное увеличение веса "полезной нагрузки" --- влекущее за собой пропорциональное увеличение требуемого веса топлива, с почти пропорциональным увеличением габаритов ракеты. В общем, было бы всё просто --- давно бы сделали. А коль не сделали до сих пор --- значит проблем ещё хватает.

Breeze написал(а):
- Кто сказал - не получается?? Всё получается и будет получаться год от года всё лучше. Вот бомба с четырёхрежимной ГСН:
http://media.defenseindustrydaily.com/i ... way_lg.gif
Она весит 93 кг и мы видим, что и ГСН её совсем не столь велика.
Ну, во-первых, это таки бомба --- устройство с весьма ограниченными возможностями по самостоятельному перемещению (в сравнении с ракетой) --- имеющая, соответственно, намного меньший объём и вес всей той части, которая отвечает за перемещение данного боеприпаса в пространстве. Во-вторых, смотрите не только на саму ГСН (примерно 25% её объёма), но и ещё на ряд размещённых внутри этой бомбы электронных блочков, тоже занимающих место (например, спутниковый приёмник в верхней части). Добавляйте к этому габарит источника питания (где он там есть, сказать затрудняюсь --- но никогда не поверю, что его там нет, а питается вся эта марахайка святым духом :-D )

Breeze написал(а):
- Со временем - несомненно. ИМХО, в ближайшие 10 лет уже будет прогресс в этом вопросе...
В ближайшие 10 лет прогресс будет во многих вопросах :grin: . Однако, мы с Вами очень сильно ушли в сторону от изначально поставленного вопроса --- какой процент БВБ следует ожидать при каком соотношении сил противников. Между тем, мы с Вами давно по этому вопросу пришли если не к единому, то к очень близкому мнению, которое осталось лишь сформулировать:

4++ поколение при поддержке ДРЛОУ и РЭБ против 5-го поколения без поддержки --- <2% БВБ (по крайней мере, уж точно не 50% и даже не 20% и т.п.)
...
5 поколение vs 5 поколение при сопоставимом уровне наличия/отстутствия поддержки извне --- > 98%БВБ (по крайней мере, уж точно не "<2%" и т.п.)

4 поколение vs 4 поколение при сопоставимом уровне наличия/отстутствия поддержки извне --- >>2%БВБ (я б сказал, сильно зависит от характеристик противоборствующих самолётов и их вооружений, и может варьироваться в широких пределах (например, от 20% до 80%))


--- С оговоркой, что под БВБ понимаем бой не только на пушках, а любой манёвренный вид ВБ, в т.ч. с использованием ракет. Ну и "<2%", ">98%" --- конечно, достаточно условно. Правильнее сказать "очень мало" либо "достаточно много", ибо в каждом конкретном случае это будет зависеть от огромной массы факторов, формальный учёт которых есть дело неблагодарное.

Breeze написал(а):
- Начали Вы прекрасно, а вывод делаете совершенно несерьёзный: ведь чтобы вернуться снова к ближнему бою, потребуется именно максимальное решение проблемы малой заметности у самолётов враждующих государств.
Не максимальное, а разумно достаточное. Ибо разница в ЭПР, например, в 3 раза --- это всего лишь 30% разницы в дистанции обнаружения --- в случае малозаметных самолётов означающая всего несколько секунд форы (которые, к тому же, могут быть скомпенсированы, например, более ранним обнаружением противника с помощью ОЛС, либо, например, применением в БРЛС более длительного накопления пачек импульсов с последующей более умной обработкой). Это для одной стороны. А для другой этот выигрыш в ЭПР может запросто означать значительный проигрыш по манёвренности. Которой, как мы видим, янки отнюдь не пренебрегают --- иначе бы сделали сверхмалозаметный во всех диапазонах летающий утюг, а не Ф-22.

Либо, например, ЭПР в ЗПС. Надо ли доходить до фанатизма с выжиманием минимума в ущерб другим качествам? ИМХО бааальшой вопрос. Тем более, что если верны те порядки величин ЭПР, о которых вы говорите применительно к малозаметным самолётам, для ЗПС решающим фактором в обнаружении противника станет наличие хорошей ОЛС, и будет или нет он при этом обнаруживаться ещё и в РЛ диапазоне (будучи уже обнаруженным оптикой) --- вообще вторично. Ну и напомню, с обеих сторон ведутся работы по многопозиционной р/локации --- а когда доведутся до ума, это резко сократит преимущества малозаметности в нынешнем её виде и заставит искать иные решения.

Breeze написал(а):
- Представьте себе, что при пуске УРВВ по УРВВ противника останется у лётчика намного ещё меньше времени, чтобы её поразить.....
За этими вещами должен следить не лётчик, а электронные мОзги. И, насколько я понимаю, проблема не в создании таких мозгов (от которых ничего особо хитрого не требуется), а в своевременном обнаружении малогабаритной цели, далеко не всегда излучающей что-либо, имеющей маленькую ЭПР и маленькую (по сравнению, например, с самолётом) ИК-сигнатуру --- т.е. чисто радийная задача.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
Реалист написал(а):
Breeze написал(а):
- Что значит "не даст"?! При сближении на встречно-пересекающихся курсах (а именно там время минимально) каждому нужно лишь слегка довернуть, чтобы пустить ракету.
Если по какой-то причине противник не был уничтожен (не хватило времени, чтоб захватить цель, помешала это сделать помеха, ракета промахнулась и т.д. и т.п.), преимущество получает более манёвренный пепелац --- ибо он первый сумеет занять пригодное для повторной атаки положение в пространстве и, одновременно, не дать противнику занять таковое положение. Я имел в виду это.
- ОК.
Breeze написал(а):
- При работе двигателя в стартовом режиме УРВВ разгоняется чрезвычайно быстро - там продольная перегрузка 80-40 единиц. А башка крутится всегда с одной и той же максимальной скоростью, причём эта скорость растёт по мере совершенствования ракет.
В данном случае критична не величина перегрузки, а скорость отслеживания угловых координат цели ("градусы в секунду"), ограниченная быстродействием механической системы отклонения антенны ГСН, не заточенной под быстрое отслеживание больших угловых скоростей в широких секторах.
- ЕМНИП, максимальная скорость поворота ГСН давно уже 60°/сек, сегодня наверняка больше. Этого более чем достаточно на любую вразумительную угловую скорость перемещения цели на дальности пуска, стремящейся к минимальной .
Или я отстал от жизни и на ГСН ракет большой/средней дальности уже начали ставить АФАР? :-D
- Мне пока про подобные модели ещё ничего неизвестно...
Breeze написал(а):
- Это всё верно, но в подобной ситуации самое вероятное, что может случиться, если ни один из них не поразит другого сразу, - они просто проскочат мимо друг друга, разминутся (это достаточно типовая ситуация перед БВБ и самолётов прежних поколений) и немедленно начнут выполнять манёвр с максимальной перегрузкой, чтобы снова первыми поймать противника в прицел.
Именно так. И преимущество получает тот, кто выполнит манёвр первым. Т.е. у кого более манёвренный самолёт. А поскольку всё это уже в условиях визуального контакта, то, соответственно, малозаметность в данный момент роли не играет --- она уже сделала своё дело, лишив противников возможности атаковать друг друга с дальней дистанции.
- ОК.
Breeze написал(а):
- Изделия микроэлектроники стремительно совершенствуются и их вес постоянно снижается.
Только полупроводники. Однако там полно вещей, вес/габариты которых не меняются (и не будут меняться) вообще, либо меняются крайне мало --- антенны, источники питания, фильтры, линзы для ИК- и прочих оптических систем. Причём насколько я знаю, в ГСН с РЛ наведением ракет малой дальности уже сегодня используются АФАР типа "антенна, интегрированная на одной подложке" (чуть ли не "антенна на кристалле" :grin: ).
- Можете назвать наименование ракеты?? :Shok:
Breeze написал(а):
А ракете малой дальности много топлива и не нужно.
Это так. Но имеющееся его количество строго выверено и соответствует заданным скоростным и манёвренным характеристикам ракеты. Увеличение веса ГСН за счёт введения туда дополнительных систем, а также, например, увеличение веса ракеты за счёт добавления системы управления, делающей её всеракурсной --- однозначно означает значительное увеличение веса "полезной нагрузки" --- влекущее за собой пропорциональное увеличение требуемого веса топлива, с почти пропорциональным увеличением габаритов ракеты.
- Не забывайте о темпах микроминиатюризации электроники.
В общем, было бы всё просто --- давно бы сделали. А коль не сделали до сих пор --- значит проблем ещё хватает.
- Процесс пошёл...
Breeze написал(а):
- Кто сказал - не получается?? Всё получается и будет получаться год от года всё лучше. Вот бомба с четырёхрежимной ГСН:
http://media.defenseindustrydaily.com/i ... way_lg.gif
Она весит 93 кг и мы видим, что и ГСН её совсем не столь велика.
Ну, во-первых, это таки бомба --- устройство с весьма ограниченными возможностями по самостоятельному перемещению (в сравнении с ракетой) --- имеющая, соответственно, намного меньший объём и вес всей той части, которая отвечает за перемещение данного боеприпаса в пространстве.
- Не думаю, что намного! Дело в том, что эти бомбы не летят тупо на цели, они следуют по максимально более высоким траекториям и только непосредственно почти над целями переходят в практически ответственное пикирование. Т.е. накануне окончания пологого учстка траектории там координатор бомбы должен быть вывернут на цель по отношению к продольной оси ракеты чуть ли не на 90°!
Во-вторых, смотрите не только на саму ГСН (примерно 25% её объёма), но и ещё на ряд размещённых внутри этой бомбы электронных блочков, тоже занимающих место (например, спутниковый приёмник в верхней части)
.
- Микроминиатюризация. Навигатор GPS уже сегодня помещается на ладони.
Добавляйте к этому габарит источника питания (где он там есть, сказать затрудняюсь --- но никогда не поверю, что его там нет, а питается вся эта марахайка святым духом :-D )
- Как у любой другой ракеты малой дальности.
Breeze написал(а):
- Со временем - несомненно. ИМХО, в ближайшие 10 лет уже будет прогресс в этом вопросе...
В ближайшие 10 лет прогресс будет во многих вопросах :grin: . Однако, мы с Вами очень сильно ушли в сторону от изначально поставленного вопроса --- какой процент БВБ следует ожидать при каком соотношении сил противников. Между тем, мы с Вами давно по этому вопросу пришли если не к единому, то к очень близкому мнению, которое осталось лишь сформулировать:

4++ поколение при поддержке ДРЛОУ и РЭБ против 5-го поколения без поддержки --- <2% БВБ (по крайней мере, уж точно не 50% и даже не 20% и т.п.)
...
5 поколение vs 5 поколение при сопоставимом уровне наличия/отстутствия поддержки извне --- > 98%БВБ (по крайней мере, уж точно не "<2%" и т.п.)

4 поколение vs 4 поколение при сопоставимом уровне наличия/отстутствия поддержки извне --- >>2%БВБ (я б сказал, сильно зависит от характеристик противоборствующих самолётов и их вооружений, и может варьироваться в широких пределах (например, от 20% до 80%))


--- С оговоркой, что под БВБ понимаем бой не только на пушках, а любой манёвренный вид ВБ, в т.ч. с использованием ракет. Ну и "<2%", ">98%" --- конечно, достаточно условно. Правильнее сказать "очень мало" либо "достаточно много", ибо в каждом конкретном случае это будет зависеть от огромной массы факторов, формальный учёт которых есть дело неблагодарное.
- Согласен, только сначала покажите мне "russian/сhinese F-22"?
Breeze написал(а):
- Начали Вы прекрасно, а вывод делаете совершенно несерьёзный: ведь чтобы вернуться снова к ближнему бою, потребуется именно максимальное решение проблемы малой заметности у самолётов враждующих государств.
Не максимальное, а разумно достаточное. Ибо разница в ЭПР, например, в 3 раза --- это всего лишь 30% разницы в дистанции обнаружения --- в случае малозаметных самолётов означающая всего несколько секунд форы
- Но Вы же видите, что в России пока нет совершенно никаких тенденций приближения к ЭПР F-22? Не думаю, что и в Китае они приблизились так, чтобы дальность обнаружения стала различаться "на 30%"...
которые, к тому же, могут быть скомпенсированы, например, более ранним обнаружением противника с помощью ОЛС
- Хотелось бы мне знать, за какой срок и на каком расстоянии сможет отыскать на небосводе в ППС F-22 видеокамера с 20-кратным, например, объективом, типа той, что применялась на Фарнборо?! :think: :???: (ОЛС-35 не предлагать...)
либо, например, применением в БРЛС более длительного накопления пачек импульсов с последующей более умной обработкой.
- Это существенно замедлит время сканирования полусферы.
Это для одной стороны. А для другой этот выигрыш в ЭПР может запросто означать значительный проигрыш по манёвренности. Которой, как мы видим, янки отнюдь не пренебрегают --- иначе бы сделали сверхмалозаметный во всех диапазонах летающий утюг, а не Ф-22. Либо, например, ЭПР в ЗПС. Надо ли доходить до фанатизма с выжиманием минимума в ущерб другим качествам? ИМХО бааальшой вопрос.
- Судя по рассказу того полковника с F-117, которого расспрашивал парень из Канады на авиашоу (интервью на "Авиабазе"), у F-22 действительно "почти нулевая фронтальная ЭПР". И намного больше - строго сзади...
Тем более, что если верны те порядки величин ЭПР, о которых вы говорите применительно к малозаметным самолётам, для ЗПС решающим фактором в обнаружении противника станет наличие хорошей ОЛС, и будет или нет он при этом обнаруживаться ещё и в РЛ диапазоне (будучи уже обнаруженным оптикой) --- вообще вторично.
- В ППС - 100%б а вот в ЗПС - вероятно будут совершенствовать ИК-датчики EO DAS...
Ну и напомню, с обеих сторон ведутся работы по многопозиционной р/локации --- а когда доведутся до ума, это резко сократит преимущества малозаметности в нынешнем её виде и заставит искать иные решения.
- "Могет быть, могет быть". Но пока обнадёживающих сообщений на этот счёт не просвечивает...
Breeze написал(а):
- Представьте себе, что при пуске УРВВ по УРВВ противника останется у лётчика намного ещё меньше времени, чтобы её поразить.....
За этими вещами должен следить не лётчик, а электронные мОзги.
- Вероятно, так оно и будет - на 6-м, беспилотном, поколении...
И, насколько я понимаю, проблема не в создании таких мозгов (от которых ничего особо хитрого не требуется), а в своевременном обнаружении малогабаритной цели, далеко не всегда излучающей что-либо, имеющей маленькую ЭПР и маленькую (по сравнению, например, с самолётом) ИК-сигнатуру --- т.е. чисто радийная задача.
- Да-да...
 

rosen

Заблокирован
Сообщения
1.614
Адрес
bulgaria
flateric написал(а):
тут уже приводилось мнение что это некое сочетание динамических свойств системы самолет-пилот
хаха метц/YF 23 :)

flateric написал(а):
это не сказка - я даже знаю фамилии получивших госпремию за испытания на изд. 255, но много проблем
да, есть одна руская сериозная книжечка - 200 с лишних страниц... не сказка, но в обозримом 25 - 30 лет врягт ли што то получится :-(

пока критерии малозаметности (как их боинг видет) вот такие (они включают и никого неупоменатого звукового диапазона):
http://www.pbs.org/wgbh/nova/xplanes/stea-flash.html
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
vitek написал(а):
Можно парочку хотя бы? Для примера.
Это раз.
http://lenta.ru/news/2009/08/28/pakfa/
Это два.
057051053054050.jpg
 

vitek

Активный участник
Сообщения
703
Адрес
Россия
Мариночка, при всем моем к Вам уважении - Ваши безосновательно-безаппеляционные заявления чести Вам не делают. Особенно ссылка. На некую РЛС с АФАр. Ни точных данных, ни параметров, хотя бы рекламных. А Вы уже такие далеко идущие выводы делаете. Крайне некорректно.
 

flateric

Активный участник
Сообщения
281
Адрес
Москва, Россия
Breeze написал(а):
flateric написал(а):
это не сказка - я даже знаю фамилии получивших госпремию за испытания на изд. 255, но много проблем
- Неужто собираются запускать в серию? Что, неужели есть такая возможность в ближайшие 10-15 лет?
гы...изд.255 это "Метеорит-А"...на дворе уже 2011
 

акулыч

Активный участник
Сообщения
8.951
Адрес
Москва
flateric написал(а):
Breeze написал(а):
flateric написал(а):
это не сказка - я даже знаю фамилии получивших госпремию за испытания на изд. 255, но много проблем
- Неужто собираются запускать в серию? Что, неужели есть такая возможность в ближайшие 10-15 лет?
гы...изд.255 это "Метеорит-А"...на дворе уже 2011
flateric, так что "Метеорит" получается еще жив? Вроде был свист типа что "Изя все", записан в книгу животну по будущему веку. :think:
 

Реалист

Активный участник
Сообщения
2.646
Адрес
Подмосковье
Breeze написал(а):
- ЕМНИП, максимальная скорость поворота ГСН давно уже 60°/сек, сегодня наверняка больше. Этого более чем достаточно на любую вразумительную угловую скорость перемещения цели на дальности пуска, стремящейся к минимальной .
Безусловно достаточно -- но это для каких конкретно типов ракет и где об этом можно почитать?

Breeze написал(а):
Или я отстал от жизни и на ГСН ракет большой/средней дальности уже начали ставить АФАР? :-D
- Мне пока про подобные модели ещё ничего неизвестно...
Вот и мне тоже.

Breeze написал(а):
- Можете назвать наименование ракеты?? :Shok:
Откуда? :Shok: Я всего лишь скромный радиолюбитель :-D . На МАКСе про них было чуток (хотя, честно говоря, я не уверен, что в экспозиции для широкого доступа).

Breeze написал(а):
- Не забывайте о темпах микроминиатюризации электроники.
Я уже говорил, такие вещи, как антенны, оптика, источники питания миниатюризируются крайне плохо.

Breeze написал(а):
- Процесс пошёл...
Вы, наверно, хотели сказать --- "идёт давным-давно, чуть ли не с незапамятных времён".

Breeze написал(а):
- Не думаю, что намного! Дело в том, что эти бомбы не летят тупо на цели, они следуют по максимально более высоким траекториям и только непосредственно почти над целями переходят в практически ответственное пикирование. Т.е. накануне окончания пологого учстка траектории там координатор бомбы должен быть вывернут на цель по отношению к продольной оси ракеты чуть ли не на 90°!
Стоп! Применительно к бомбе мы говорили не про угол поворота координатора, а про долю веса и объёма, занимаемую в ней "двигателем" (или как это правильно назвать? в общем, той частью, которая отвечает за "активное" перемещение в пространстве) по сравнению с ракетой.

Breeze написал(а):
. - Микроминиатюризация. Навигатор GPS уже сегодня помещается на ладони.
Размеры антенн, оптики и источников питания и сегодня мало отличаются от тех, что были N лет назад, и что будут спустя N лет.

Breeze написал(а):
- Как у любой другой ракеты малой дальности.
Увеличивайте размер источника питания пропорционально росту потребляемой мощности, растущей за счёт добавления дополнительных девайсов.

Breeze написал(а):
- Согласен, только сначала покажите мне "russian/сhinese F-22"?
Вы их прекрасно видели --- настолько, насколько можно вообще видеть , не находясь рядом с ними. С одной лишь поправкой --- повторение хода, совершённого противником, шаг в шаг --- однозначный путь к проигрышу --- поэтому не пытайтесь увидеть у кого-то точную копию Ф-22 --- у каждого коллектива конструкторов применительно к 5-му поколению своё вИдение вопроса --- и смысл не в том, чтобы тупо скопировать, а в том, чтобы переиграть (даже в чём-то, возможно, уступая).

Вот, к примеру, у Вас когда-то были сильные сомнения в тему, смогут ли русские сваять нечто на уровне APG-77. А ведь сваяли! И модули размером ничуть не больше американских,
45_405263.jpg

(не пугайтесь :-D --- масштаб на картинке не 1:1, а в несколько раз увеличенный) и мощность 10 Вт на модуль (а разрабатывается версия с 15 Вт), и коэффициент шума у них не больше. Причём использована достаточно оригинальная конструкция, эффективная в плане отвода тепла.
Насколько мне известно, на 3-м экземпляре Т-50 штатная БРЛС будет стоять. Ну а на земле --- давным-давно собрана не одна.

Breeze написал(а):
- Но Вы же видите, что в России пока нет совершенно никаких тенденций приближения к ЭПР F-22?
Не вижу. Я вижу, что у наших конструкторов своё видение вопроса насчёт того, в каких местах ЭПР нужно снижать сильно, в каких умеренно, а в каких на неё вообще забить --- дабы малозаметность была, но не в ущерб прочим качествам (и, полагаю, не с потолка оно взялось, а есть какая-то концепция боевого применения против Ф-22). Вижу также, что продвижение в нужную сторону разнесено на ряд этапов --- что тоже есть верный подход.

Breeze написал(а):
- Хотелось бы мне знать, за какой срок и на каком расстоянии сможет отыскать на небосводе в ППС F-22 видеокамера с 20-кратным, например, объективом, типа той, что применялась на Фарнборо?! :think: :???: (ОЛС-35 не предлагать...)
А чем Вам ОЛС-35 не угодила? Уровень заметности в ИК для Раптора по сравнению с Су-30 берите раза в 2...4 меньше --- и, поскольку зависимость как и в пассивной р/локации квадратичная, получаете дистанцию обнаружения раза в полтора-два меньше, чем заявлено на сайте для обнаружения самолёта типа Су-30. Если говорить о ЗПС (а мы именно о ЗПС и говорили), то всяко-разно больше, чем получилось бы с любой БРЛС --- даже если я и недооценил малозаметность в ИК Ф-22 :grin: . Отсюда мысль проста --- в ЗПС решающий фактор обнаружения ЛА --- ИК-малозаметность, а малозаметности в РЛ диапазоне достаточно такой, при которой дальность обнаружения не превысит ту дальность, которая получается с ОЛС. С боков --- где-то что-то как-то посерединке. И понимание всех этих вещей мы самым лучшим образом видим в компоновке Т-50.

Breeze написал(а):
- Это существенно замедлит время сканирования полусферы.
Замедлит. Но при полёте в группе можно пожертвовать многоканальностью или величиной просматриваемого сектора --- распределив между самолётами "зоны ответственности". А может и ещё есть какие-нибудь гораздо более интересные хитрости --- не знаю, я не спец по обработке сигналов. Так, когда-то давно в школе что-то на эту тему проходил, не более того...

Breeze написал(а):
- Судя по рассказу того полковника с F-117, которого расспрашивал парень из Канады на авиашоу (интервью на "Авиабазе"), у F-22 действительно "почти нулевая фронтальная ЭПР". И намного больше - строго сзади...
Он, наверно, хотел сказать не "почти нулевая", а "вообще отрицательная"? :-D Дядь Миша, не верю я никаким полковникам, тем более с форумов :grin: . Выясняется, что сведения об ЭПР Ф-22 даже у наших являются военной тайной --- что уж тогда говорить о супостатах! Более того, когда я на одной из корпоративных пьянок стал задавать некоторым гражданам всего лишь некоторые наводящие вопросы в тему устройства APG-77, на меня довольно круто наехал начальник 1-го отдела (не путать с камрадом Акулычем :-D ). Делайте выводы :grin: .

Breeze написал(а):
Тем более, что если верны те порядки величин ЭПР, о которых вы говорите применительно к малозаметным самолётам, для ЗПС решающим фактором в обнаружении противника станет наличие хорошей ОЛС, и будет или нет он при этом обнаруживаться ещё и в РЛ диапазоне (будучи уже обнаруженным оптикой) --- вообще вторично.
- В ППС - 100%б а вот в ЗПС - вероятно будут совершенствовать ИК-датчики EO DAS...
Ну вот видите --- и тут мы с Вами к единому мнению пришли :grin: --- которое легко объясняет, почему РЛ-малозаметностью в ЗПС у Т-50 слегка (или даже не совсем слегка) пожертвовано. А ИК-датчики, надо полагать, будут совершенствовать не только у EO DAS... :-D

Breeze написал(а):
Ну и напомню, с обеих сторон ведутся работы по многопозиционной р/локации --- а когда доведутся до ума, это резко сократит преимущества малозаметности в нынешнем её виде и заставит искать иные решения.
- "Могет быть, могет быть". Но пока обнадёживающих сообщений на этот счёт не просвечивает...
Дык хто ж нам про это расскажет? :Shok: Это ж направление, освоение которого похерит мечты о неуязвимости ооочень многих --- и нехилую кучу расходов сведёт близко к уровню выкидывания денег на ветер. Тут наоборот, кто дольше сумеет сохранить свои достижения в секрете, тот и выиграл.

А физически --- ничего невозможного. Представьте простой пример --- летит группа самолётов, сильно разнесённых в пространстве, часть самолётов работают на излучение, часть на приём --- а между теми и другими высокоскоростной даталинк. Всё! Остальное --- дело чисто математики, причём не сильно сложной :grin: . Добавьте к этому (в виде опции :-D ) возможность "подсветки" просматриваемого пространства с земли --- с разных точек.

Breeze написал(а):
- Представьте себе, что при пуске УРВВ по УРВВ противника останется у лётчика намного ещё меньше времени, чтобы её поразить.....
За этими вещами должен следить не лётчик, а электронные мОзги.
- Вероятно, так оно и будет - на 6-м, беспилотном, поколении...
На беспилотном как раз не факт, ибо там у ЛА совсем другие ограничения по перегрузкам. А вот на 5-м более чем актуально --- и, полагаю, оно не замедлит появиться.

ЗЫ
Приношу извинения, нынче отвечать в форуме оперативно не всегда получается...



vitek написал(а):
Особенно ссылка. На некую РЛС с АФАр. Ни точных данных, ни параметров, хотя бы рекламных.
Ну Вы-то, коль лопатки компрессора у Т-50 чуть ли не руками трогали, прекрасно знаете, что это за РЛС, как назвается и какие не рекламные характеристики имеет? :-D Как и то, впрочем, что работает она в самом обычном Х-диапазоне --- под который, как сие не прискорбно, малозаметность Ф-22 заточена самым лучшим образом.

Со своей стороны могу лишь предположить, что Мариночка в силу присущей ей рассеянности просто слегонца со сцылкой попутала (или с букаффками-цыфирьками обозначения станции), и имела в виду совсем не Н036, а вот это: Н036L-1-01. Ну а уж насколько оно эффективно или не эффективно против Ф-22 --- Вам карты в руки :-D . Ежли нуна, могу подсказать, сколько децибеллов усиления к изотропному излучателю теоретически можно получить в отведённом под эту хрень размере, и сколько градусов в какой плоскости ширину ДН.
 

КС

Модератор
Команда форума
Сообщения
18.076
Адрес
г. Коломна МО
Реалист написал(а):
Представьте простой пример --- летит группа самолётов, сильно разнесённых в пространстве, часть самолётов работают на излучение, часть на приём --- а между теми и другими высокоскоростной даталинк.

Кстати пару лет назад киношка была про F-117, в ней интервью брали у самого Уфимцева (он к слову до сих пор у амеров в консультантах ходит).
Так вот он там говорил, что если приёмник и передатчик разнести на несколько км, то F-117 начинает обнаруживаться на значительно больших расстояниях.
И что у него основа малозаметности не РПП, а именно форма, которая сделанна таким образом. чтобы отражать во все стороны, кроме той, откуда пришёл сигнал.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
КС написал(а):
...И что у него основа малозаметности не РПП, а именно форма, которая сделанна таким образом. чтобы отражать во все стороны, кроме той, откуда пришёл сигнал.
- А вот это как раз есть у всех стелс-самолётов и именно это - "фича номер 1". Именно это как раз труднее всего рассчитать и сочетать с нужной аэродинамикой данного самолёта...
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.807
Адрес
Питер
Дядя Миша,не сочтите за назойливость,но чем Вам не угодил ОЛС-35?
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
sivuch написал(а):
Дядя Миша, не сочтите за назойливость, но чем Вам не угодил ОЛС-35?
- Теми данными, которые предоставил для КОЛС-29 Alex_Alex по обнаружению F-22:
http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic. ... ht=#189241
"Плюс эту заразу плохо видно в КОЛС. В ЗПС километров с 8-10, в ППС не более 1-3."
Я полагаю, что речь идёт о максимальном режиме работы двигателей, не о форсаже. Насколько, по-Вашему, ТТХ ОЛС-35 превосходят ТТХ КОЛС-29? Во сколько раз?

Добавлено спустя 3 минуты 23 секунды:

Bizon написал(а):
http://www.niip.ru/niip/index.php?option=com_content&view=article&id=22:-l-&catid=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8
Интересный слоган на логотипе предприятия, может они тов. Бриза наслушались :-D
- ????????? В чём сходство?? :Shok:
А-аа, "Увидеть раньше - значит победить" - так это знали лётчики ещё в Первую мировую войну, даже не во Вторую...
 

flateric

Активный участник
Сообщения
281
Адрес
Москва, Россия
КС написал(а):
Так вот он там говорил, что если приёмник и передатчик разнести на несколько км, то F-117 начинает обнаруживаться на значительно больших расстояниях.
S-band AWACS Bistatic RPA (SABIR)
Solicitation Number: SABIR-12-01-PKVC
Added: Oct 19, 2011 10:49 am
Agency: Department of the Air Force
Office: Air Force Materiel Command
Location: AFRL - Wright Research Site
 

flateric

Активный участник
Сообщения
281
Адрес
Москва, Россия
скорее НИОКР поскольку вторым пунктом там идет "execution of the flight demonstration program including fabrication and integration of all necessary hardware, equipment, and software."
 

rosen

Заблокирован
Сообщения
1.614
Адрес
bulgaria
flateric написал(а):
S-band AWACS Bistatic RPA (SABIR)
Please include the following information with your response: name and address of firm, point of contact and telephone number, business size (i.e. large, small, small disadvantaged, 8(a), women-owned, veteran-owned, service-disabled veteran-owned, HUBZone, HBCU/MI - historically black colleges and universities/minority institutions).
флатерик, почему не подключитесь к разработки? :OK-)

Добавлено спустя 4 минуты 15 секунд:

Breeze написал(а):
Я полагаю, что речь идёт о максимальном режиме работы двигателей, не о форсаже. Насколько, по-Вашему, ТТХ ОЛС-35 превосходят ТТХ КОЛС-29? Во сколько раз?
я тоже живо интересуюсь :study:

Добавлено спустя 21 минуту 35 секунд:

флатерик, а что ето за устройство :Shok:
Федеральный государственный научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности Министерства обороны Российской Федерации
*Устройство для маскировки маловысотных летательных аппаратов (ЛА)
Устройство содержит измеритель яркости фона, ориентированный в направлении фона дневного неба и подключенный к входу устройства управления яркостью, выход которого подключен к светоизлучающему устройству, выполненному в виде многослойной узкой полоски, состоящей из последовательно расположенных под прозрачным обтекателем от одной консоли крыла до другой слоя подложки диэлектрического лакокрасочного материала, слоя светоизлучающего покрытия, выполненного в виде многослойной матрицы, каждый элемент которой состоит из последовательно соединенных светоизлучающего диода и управляющего транзистора. Входы транзисторов подключены к выходу устройства управления яркостью, а выходы- к корпусу ЛА.
Патент РФ ИЗ № 2315256 от 20.02.2006 г.
Оценка объекта промышленной собственности (проекта) в рублях: 100000 рублей.
Требуемые инвестиции (предмет инвестирования, потенциальная стратегия выхода): 120000 рублей.
Коммерческое предложение: Заключение лицензионного договора.

Добавлено спустя 2 минуты 39 секунд:

а ето что за чудо запантентовали ваши специалисты???
Федеральный государственный научно-исследовательский испытательный центр радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности Министерства обороны Российской Федерации
*Устройство снижения оптической заметности летательного аппарата (ЛА)
Устройство содержит несколько средств снижения оптической заметности ЛА, входы которых соединены с соответствующими выходами устройств управления, входы которых соединены с несколькими соответствующими выходами бортового вычислительного устройства, которое дополнительно снабжено последовательно соединенными устройствами получения и передачи изображения ЛА, расположенными на борту вспомогательного ЛА, а также приемником изображения, расположенным на борту ЛА, при этом вход устройства получения изображения ЛА ориентирован в направлении на ЛА, а выход устройства передачи изображения ЛА ориентирован на вход приемника изображения, который подключен к входу бортового вычислительного устройства.
Патент РФ ИЗ № 2327099 от 20.06.2008 г.
Оценка объекта промышленной собственности (проекта) в рублях: 2000000 рублей.
Требуемые инвестиции (предмет инвестирования, потенциальная стратегия выхода):6000000 рублей.
Коммерческое предложение: Заключение лицензионного договора.

Добавлено спустя 1 минуту 19 секунд:

устройства, да устройства, но никакие схемы или принципы не установил :-(
 

flateric

Активный участник
Сообщения
281
Адрес
Москва, Россия



фантазии по мотивам секретной ОКР по снижению визуальной заметности BAe 'Chameleon' (испытания проводились на БПЛА и Bae Hawk)

35a28133db9a.jpg

коллаж (с) Матей Фурда
 
Сверху