Читатель написал(а):
ответственно заявляю, что гусеничная трансмиссия ничуть не проще устроена, чем колёсная,
Не надо делать столь серьёзных заявлений про абстрактные предметы. И потом что Вы подразумеваете под простотой ?
Разновидноости (но, возможно не все) проcтоты.
1) Простота понимания [принципов устройства и работы].
2) Простота изготовления (самый скользкий вопрос !)
3) Простота эксплоатации (использования по назначению).
4) Простота сервисного обслуживания [в штатых режимах].
5) Простота ремонта [случайные повреждения].
Главная сложность (версии всех пунктов) у трансмиссии ГМ заключается в механизме поворота. Который (если не жертвовать пунктом 3, и не низводить конструкцию до примитивизма танков БТ и Т-34) ОДИН, а не на каждый борт (как пишет Слон*). В механизме поворота ВСЕГДА (!кроме случаев реликтовых бортовых фрикционов БТ и Т-34) содержит планетарные передачи. Планетарные передачи сложны для понимания и кинематического расчёта. Но это - скорее не приспособленность человеческого восприяти (дай человеку опору для мыслей - например симметрию - как в межколёсном дифференциале колёсной машины, то вроде всё понятно (хоть это - то же планетарный механизм)).
Важно понимать, что по п. 1 имеет место "субъективность в квадрате". Ибо и люди разные, но и глубину понимания требуют разного (ребёнку легко "объяснить" "почему летает вертолёт", по-сложнее объяснить устройство механизма перекоса ...,но если НЕОБХОДИМО дать представление картины вихрей и турбулентностей ..!).
Что-то не хочется многабукф.. Товарищей, сильно разбирающихся в трансмиссиях ГМ много. Сочту важным напомнить кое-что про колёсные машины.
a) Шины, способные выдерживать эксплоатацию при низких давлениях гораздо сложенее и дороже в производстве "обыкновенных" шин (где-то [близко] упоминалось, что в России БТР-ов не могут плановое количество наклепать из-за дефицита шин).
б) При эксплоатации на местностях сложного профиля возможны ситуации вывешивания одних колёс с перегрузкой других колёс. Если машина не для "городской стихии", то все элементы привода к одному колесу (шарниры, полуоси, колёсные редукторы) должны выдерживать двойную/тройную нагрузку. А это - увеличение масс (в т.ч. неподрессоренных) и стоимости.
*"Механизм поворота" в виде затормаживаемого планетарного механизма - серьёзный шаг от примитивизма бортовых фрикционов. Но кроме номинальных (для поворота ГМ) он используется (при затяжке обоих бортов) для [кратковременного] увеличения тяги на обоих гусеницах. Та что это не просто [не только] механизм поворота.