Несколько интересных моментов оттуда же.
Пожалуй, самое удивительное открытие для кого-нибудь из наших, вдруг заинтересовавшегося военной историей: бардак на войне – вовсе не собственность русского человека. Военный бардак абсолютно интернационален, и вот парадокс: вы осознаете этот факт довольно быстро, но с каждым его примером – немецким, английским, американским – ваше удивление ничуть не потеряет свежести.
Вертолеты начали садиться на RAMS примерно в 14:00. Тут же стало ясно, что ни о каком обеспечении безопасности речь не идет. Какие-то миролюбиво настроенные иракцы катались по полю на пикапе, с интересом разглядывая линейку «Апачей», вытянувшуюся чуть ли не на милю. Можно предположить, что если бы иракцы были не настолько миролюбиво настроены, и катались не на пикапе, а, скажем, на танке, да еще и не на одном, вся история могла бы завершиться значительно раньше.
Это было только начало. Выяснилось, что связи с компьютерной сетью разведки нет и не будет. Все, что смогла сделать капиатн Карен Хобарт, начальник разведотдела штаба полка – позвонить по спутниковому телефону своему офицеру связи на главный командный пункт и выслушать, что он расскажет.
Но даже это было не самое скверное. Выяснилось, что нет топлива.
Да, вот так получилось, что вовремя на позицию RAMS прибыли топливозаправщики только 227-го батальона. Они, естественно, в первую очередь принялись заправлять «свои» вертолеты, и уже потом, по остаточному принципу, все остальные. В итоге, заправленными оказались все 18 машин 227-го батальона и 13 машин эскадрильи 6-6 – всего 31 «Апач». Эскадрилья 2-6 полностью вышла из игры. Говоря простым языком, 11-й полк без единого выстрела потерял почти половину своей ударной мощи.
Ну и самое главное. Каждый вертолетчик знал, что «Апач» уязвим для огня стрелкового оружия и малой зенитной артиллерии. Капитан Хобарт представила подробный доклад о том, какую опасность может представлять автоматно-пулеметный огонь из жилых кварталов и стрельба ЗУ-23, установленных на пикапах. Полковник Вулф, ставя задачу, лишний раз предупредил, что огонь стрелкового оружия может «испортить все дело». Но, пользуясь метафорой одного из лирических героев Стивена Кинга, это было, как если бы житель Таити повторял слово «снег». Ну да, снег – но никто толком не осознавал, что это слово означает на практике, на что похоже и чем обернется.
Вылет откладывался все больше и больше – ждали топливо. У полка не было связи ни с ВВС, ни с артиллерией, и там были не в курсе задержек.
Короче: велика американская армия- но связь и снабжение её погубят!
Нет, в самом деле- одна БМП, всего лишь ОДНА БМП(что там танк)- и нет полка!
И наконец, самое главное:
Вряд ли возможно точно воссоздать то, что происходило с каждым из трех десятков вертолетов на протяжении следующих 30-40 минут. Все источники, которые мне попались, описывают действия лишь нескольких экипажей
Понятное дело- беллетристика никогда не была доказательством чего бы то ни было- так или иначе она всегда является пропагандой.
Еще, теперь уже про саму машину:
Воясински перекрыл подачу топлива, но система пожаротушения и не думала срабатывать
Потом началось «лазерное шоу» – и пуля распорола верх ботинка Уильямса.
Нелишне будет сказать, что эта пуля(не снаряд- пуля!) пришла к
верху ботинка именно через
непрозрачную(!!!) броню.
Компания «Хэмилтон», производящая компьютеры контроля полета для «Апачей» рекламирует новейшую модификацию для AH-64D так: «Теперь одна коробка вместо четырех!» (и это правда).
Вот в эту коробку и пришлась чья-то пуля, выпущенная с земли.
Что такое принцип экранирования более важных частей меннее важными- видимо конструкторы "Апача" резко забыли... Зато сэкономили.
«Апач» действительно способен эвакуировать экипаж другого «Апача» – два вертолетчика должны привязаться к крыльям.
Нет слов!!! :grin:
Немного о другом...
В общем, и батальон, и полк получили ВСЕ, гораздо больше, чем было нужно. И в этой картине маслом по хлебу напрочь отсутствовала только одна деталь: те 30 иракских танков Т-72, которые были предназначены на растерзание.
Но это мелочь... Вот если бы у иракцев были хоть пять ПТУР(я уже не говорю про ПЗРК).
Уильямс и Янг этого не сделали, но у них было по пистолету калибра 9 мм. Так вот, если бы Янг с Уильямсом застрелились из этих пистолетов, попутно прихватив с собой пару-тройку совсем уж обнаглевших иракезов, то я бы стал больше уважать Америку и американцев.
Только и всего.
Да, только и всего.
И Итог :
К четырем утра (?) на позицию RAMS вернулись все вертолеты, кроме одного.
28 из 29 были повреждены.
В воздух могли подняться только три.
США/Ирак- 0:56.
Если все это хоть похоже на правду- имеем следующее:
1. В армии США не существует сколько нибудь осмысленых тактических схем применения ударных(во всяком случае) вертолетов.
Причем, нет не только отработаных схем- что самое главное, нет понимания их нужности. Вся тактика применения сводится к мнению, что нужно навалится как можно большим числом- и дело будет сделано. То, что в возникновении таких взглядов повинно всегдашнее подавляющее превосходство помноженое на слабость противника- вовсе проблема только самих американцев и ничуть их не оправдывает.
Итак, средние и высшие командиры армии США не умеют применять ударные вертолеты, не осознают проблем снабжения, не могут наладить взаимодействие родов войск- даже когда имеют инициативу.
2. Как боевая машина "Апач" не универсален. Он создан для применения в узком тактическом назначении и любой случай применения его вне этих рамок связан с фатальными последствиями.
3. Неожидано оказалось, что законы физики одинаково действуют в США и в остальном мире. Если хотите высокую весовую отдачу- приходится уменьшить бронирование. Если хотите удержать стоимость в разумных рамках- надо отказаться от резервирования систем(особенно дорогостоящих). Чудес не бывает- за все надо платить.
Чему можно поучиться у американцев на этом примере?
Это конечно же РЕКЛАМЕ!
Даже отсутствие резервирования компьютера они превратили из вынужденой меры в свое большое достижение.