Наведение перехватчика в автоматизированном режиме

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Небезызвестный Д-р Копп его не своем сайте выкладывал.

Там действительно руководство по каждому ЗРК нужно несколько часов изучать ))

Я его скачал, а ставить побоялся - вроде на Висте и Семерке стабильную работу не обещали.
Но там даже руководства к "игрушке" - кладезь информации! Их просто так читать можно
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
В этом тренажере ЗРК графика на планшете очень похожа, но не совсем такая, как у меня была. Не думаю, что это косяк при такой реализации систем. Думаю, что просто у венгров такая графика на планшете.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
syomindm

А Вы на какую операционку ставили?

Может попробовать на семерку все-таки...

:think:
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
На XP. Там какая-то заморочка с разрешением экрана, я не помню.

drug:

А какие функции у ОБУ радиотехнического полка?
Почему-то по наивности думал, что ОБУ только в авиации, а в РТВ только ОД.

нашел по Забоине кое-что:

Да было это уже-в начале 90-х на КП ИАПов начала поступать система 24Е6"Забоина"
Материальная часть-ПВЭМ ЕС-1841 производства БССР (Минск,завод Интеграл). Кстати-компоновка гораздо рациональнее чем у IBM
Операционная система-Альфа ДОС-русифицированная MS DOS-все команды-кирилицей и на русском!!! Оболочка операционной системы "Волков коммандер"-хакнутая и русифицированная версия Нортон коммандера вар.3
Процессор-088-сами микросхемы почему то пр-ва Малазии 1981 г.(!!!), тактовая частота-4 (четыре) Герца. ОЗУ- 4 кБ, жесткий диск-20КБ. Флоппи дисководов два, но они 5 дюймовые.
Мониторы-VGA 13 дюймов и 21 дюйм(з-д Электрон)
Собиралось на этом чуде локальная компьютерная сеть оповещения и воздушной обстановки (КП соединения-КП полков). Самое поразительное-она работала, примитивно конечно, капризничила и выдавала кучу фокусов, но... работала. Такие дела.
Кончилось... ничем-постепенно ее заменилии "нормальными" компьютерами, заставив работать "боевую программу" на обычных пентиумах.

Кстати до сих пор любой буржуинский комп, работающий в наших ВС должен тестироваться специальной службой ФАПСИ. И без их "добра" железо на столы лучше не ставить. Хотя конечно в период планирования и когда запарка-про это забывают.

Слава России из века в век!!!
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
syomindm написал(а):
Почему-то по наивности думал, что ОБУ только в авиации, а в РТВ только ОД.
Так ОД и есть ОБУ, и его помощники тоже. Только у нас это называлось офицер группы боевого управления, если быть точным. В мирное время это контроль за использованием воздушного пространства и охрана ГГ РФ в воздушном пространстве. Ни один перехватчик не поднимется в воздух и ни один ЗРК не приведется в повышенную готовность без их работы. Пока ЗРВ и ИА чай пьют и телевизор смотрят, РТВ, блин, пашут, как папа Карло. Вот где справедливость? :(
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Занятный рассказ, может читали уже.

Как чуть не началось

В годы моей армейской службы Горбачев активно с Рейганом занимался разрядкой (кнопки перезагрузка тогда еще не изобрели). Но несмотря на эту саму разрядку, военные по обе стороны от железного занавеса были завсегда на готове. Дружба дружбой, а табачок, извиняйте, врозь. Хотя в перекрестие прицелов вояки смотрели друг на друга уже менее прищуренным глазом, а иногда даже с улыбкой.
Многим известен случай про стадо диких гусей, которые привели к ложному срабатыванию систем раннего обнаружения НАТО, и чуть не вызвали всеобщий game over. Картинку, которую видел я, возможно, была всего лишь «боями местного значения», про которые и большим стратегам-то даже не докладывали. Мне, со своим взглядом из маленького окопчика, трудно это оценить. Но ситуация имела место быть, и как всегда из-за чьего-то разпиз@дяйства.
В ПВО одним из способов определения координат целей состоял в делении карты зоны ответственности на квадраты, так называемая сетка ПВО. Номера квадратов менялись по несколько раз на неделе и были совсекретными данными. Это с одной стороны. А с другой, также по несколько раз на неделе (не обязательно в дни смены сетки ПВО) в полосу N километров с чужой стороны границы залетал натовский самолет-разведчик. Это автоматически приводило к тому, что у нас объявлялась готовность № 1. По разведчику начинали работать наши РЛС, выдавая его координаты на вышестоящий КП в этой самой совсекретной сетке. Координаты выдавались в морзянке открытым текстом. Почему открытым? Ну, наверно, потому, что из-за срочности информации, времени на кодирование и декодирование не было. Вражий самолет-разведчик, параллельно с нашим вышестоящим КП, принимал нашу морзянку. А так как координаты свои он тоже, разумеется, знал, то и сетка расшифровывалась на раз. Соответственно, он делал в нашей зоне ответственности один, максимум два, круга. Расшифровывал сетку ПВО, и уходил в другую зону ответственности. Все у нас к этому уже давно привыкли, и знали, что несколько раз в неделю мы бум работать по чужому разведчику. И также знали, что работать бум не долго, бо он, расшифровав сетку ПВО в нашей зоне, почешет к нашим коллегам за тем же.
Вот в один из таких общепривычных разов, когда наймит имериализьма объявил у нас готовность № 1, работа по нему не закончилась парами его кругов в нашей зоне ответственности. На этот раз крутился он очень долго. Ну а в армии все расписано. Ежели готовность не снимают, то через определенное время ее усиливают. При этом выполняются заранее определенные мероприятия. Начали и мы их выполнять. От раздачи офицерам и прапорщикам личного оружия, до вызова отпускников на постоянное место дислокации и перевод всех на казарменное положение. И у буржуинов тоже шевеления пошли. Разведчик прям в воздухе дозаправили, к нему начали потихоньку подтягиваться и другие самолеты из четвертого оперативно-тактического авиационного командования НАТО. Причем это были уже не разведчики, а и ударные группы, и группы подавления РЛС и т.д. С нашей стороны тож авиация ПВО к границе потянулась. Постановщики помех с обеих сторон весь незанятый экран индикаторов гадостью своей засрали.
Мы слушаем их сеть оповещения, они, наверно, нашу. У них желтую объявили, у нас повышенную. Они оранжевую, мы военную опасность. Нам пришел приказ - вскрыть секретный формуляр роты. Секретчик из своей комнатки вынес конверт с сургучными печатями, прям как в фильмах. Командир сломал печати и зачитал нам, что коли начнется, то мы должны обеспечить проводку вражих целей в течение 9 минут, а потом оставшиеся в живых, должны прибыть на сборный пункт ссыльной дивизии. Тут же командир обрадовал нас, что ежели чего, то в живых вряд ли кто останется. Бо ежели склад с ГСМ рванет, то мало и во всем пгт не покажется.
Все это, действительно, напоминало какой-то фильм, будто все происходит не с тобой. Но руки и голова делали привычные, заученные движения. Не зря экзамены на допуск к боевым дежурствам сдавали и на учениях мерзли. Единственно, что было не понятно - с какого пива все это происходит. Вроде разрядка. Горби с Рейганом чуть ли не цалуются, а тут на тебе – военная опасность.
А происходило сие, как уже упоминалось из-за банального разпиз@дяйства секретчика нашего полка. Оказалось, что одной из рот была выдана сетка ПВО не за то число. В полку было, кажется, 9 рот и один батальон. Как разведчик объявил у нас готовность № 1, то по нему все эти подразделения работать и начали. Т.е. на КП полка приходят с 10 точек одни и те же координаты цели, ну может в последнем квадрате различаются. Резона принимать данные со всех точек - полку ну никакого нет. Вот и принимал он только две ближние роты. Остальные работали, координаты выдавали, но их никто не принимал. На фига.
А америкосам-то каково, тем, что в разведчике сидели. Летают уже, наверно, не первый год, все воздушные ямы по маршруту знают. И завсегда все русские подразделения выдавали их в одном квадрате, а тут. Девять в одном выдают, а десятый в другом. Что за ботва? Наверно, русские какую-нибудь очередную пакость готовят. Одно подразделение не иначе как на новую систему координат перешло. И с ихнего штаба небось орут – разбирайтесь, что там русские удумали. А пока не разберетесь – крутитесь и анализируйте.
Хорошо все, что хорошо кончается. В полку приняли таки информацию со всех точек (либо сами догадались, либо сверху стукнули). Поняли, что в одной роте неправильная сетка ПВО. По линии ЗАС передали правильную. Рота начала выдавать координаты аналогично своим коллегам. Сразу после этого натовские самолетики стали потихоньку восвояси оттягиваться. Ну и готовности в обратку пошли, пока до постоянной не спустилось.
Мы, правда, на тот момент всего этого не знали, ведь у нас-то сетка ПВО нормальная была. Просто крутились и офигевали от экранов и команд. Только потом информация по капелькам дотекла до нас. Информация о том, что весь сыр-бор был из-за неправильной сетки ПВО. Сейчас, по прошествии стольких лет, думается – какая блин разница, кто как квадратики пронумерует, а получается, что сие могло привести к всеобщему катаклизьму. Впрочем, и на гражданке, неправильно проставленные буковки, циферки и стрелочки, например, у авиа или жд диспетчера, тоже могут иметь весьма печальные последствия. ;о(

--------------------

Это раньше каждую неделю квартиру меняли? При мне - раз в три месяца.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Данные по Забоине конечно не верные немного - опечатка, видимо - 4кб оперативки и 20кб винт - это нереально мало, скорее всего 20Мб. Сам лично я не помню.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
syomindm
ох как это до боли знакомо. все знали про бесполезность кодирования сетки ПВО, и что наоборот по разведчику нужно включать одни и теже станции каждый раз и желательно старые,но у нас все самое лучшее же надо было включить! Да еще все что можно, чтобы врага напугать! :-D
Кстати, время жизни в 9 минут - это были реальные цифры. Даже много - у некоторых частей время жизни было 10 минут.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
syomindm написал(а):
Кстати до сих пор любой буржуинский комп, работающий в наших ВС должен тестироваться специальной службой ФАПСИ. И без их "добра" железо на столы лучше не ставить. Хотя конечно в период планирования и когда запарка-про это забывают.

Напоминает очень сильно ситуацию с советском подводном флоте :) В 80-е гг. у наших подлодок не было компьютерного узкополосного анализа гидроакустических сигналов, так руководство ВМФ просто втихую закупало заграницей промышленные спектроанализаторы "Брюэль и Кьер". И очень они замечательно работали :) НАТОвские подлодки ловили...Вот такие импортные комплектующие :-D
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
Assaulter написал(а):
Напоминает очень сильно ситуацию с советском подводном флоте В 80-е гг. у наших подлодок не было компьютерного узкополосного анализа гидроакустических сигналов, так руководство ВМФ просто втихую закупало заграницей промышленные спектроанализаторы "Брюэль и Кьер".

А можно об этом подробнее в теме ВМФ?
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Ещё кое-что интересное:

"Прогулка по Турции"

Этот случай произошёл уже, когда я стал начальником РЦ в Сухуми. Конечно, Сухумский РЦ в 15 раз меньше по квадратным километрам Хабаровского. Но госграница с супостатом присутствовала и не давала расслабляться.
В тот день на плане, кроме перелёта этой пары ничего больше не было.
Пара Су–24 с Насосной (Бакинский РЦ через Ереванский РЦ к нам) должна была перелететь на Копитнари, и дальше, после дозаправки в Союз. По документам, Боевое управление авиацией производиться Командными пунктами и Пунктами наведения. Но для подстраховки я ввёл правило, чтобы СОД по КРП сидел за индикатором на канале управления 128.5.
Всё происходило в штатном режиме, отметка вышла на привод Копитнари. Есть такое чувство внутреннее, что, что то не то.
За индикатором сидел мой зам Дрозд Степан Павлович.
Я ему говорю:” Запроси Группа в сборе”. Он запрашивает, ведущий говорит, что ведомого не наблюдает. Беру управление на себя. Запрашиваю ведомого и прошу его переключиться на 36 канал навигации и на индикаторе РСБН наблюдаю появление отметки на удалении 135 км, т.е 70 км на территории Турции.
Даю ему команду :” займите курс ноль градусов”, вижу отметка идёт на север.
В эфире тишина.
Включаю фотоприставку.
Через пять минут он вышел из-за ленточки , я его довёл до привода аэродрома посадки и перевёл на канал управления РП.
Сами понимаете, что после такого случая происходит разбор полётов на военном совете. КП 34 ВА, хочет перевести стрелки на Сухумский РЦ.
И только благодаря средствам объективного Контроля:
-кальки-проводки
-фотографии ИКО
-радиообмен на всех каналах

нам удалось отбиться.

Оказывается, пара разбрелась ещё в Ереванском РЦ, на кой ляд в самолёте сидел штурман, наверное раскладывал пасьянс на картах. Разница в курсах после поворотного составляла прядка 20 градусов. А ПН не заметил разделение отметок, наверное вёл в активном режиме. Хотя всё равно видно разделение.



"Звездный налет..." **

Прихожу в 8.30 на КП 230 полка менять Пашу Морозова (86). Дежурить не хочется. Зима, темень. Погода дрянь. Аэродром по самое нельзя в снегу, бункер наш замело по мачты антенн. Одним словом, точка не работает. Тихо вникаю в то, о чем говорит мне Павел, сдавая дежурство. Закурили, разговорились. Настроение поднялось. У меня от тепла, у Паши от предвкушения сладчайшего сна в лоне семьи. И в этот момент по громкой запрос: “КП - «Дренажу», выключаться можно?». Е-мое! Какого хрена? Павлик с легким раздражением, полагая, что это происки метео, в громкую: - «Да кто включал вас, тот пусть и выключает, понятно?!». Пауза. Кто-то долго дышит в микрофон и наконец выдавливает: - «КП, понял вас, выключаемся.». Я интересуюсь вкрадчиво, мол, кому в такую вьюгу порулить вздумалось. А сам беру трубу концентратора и у девченок с узла связи интересуюсь, кто ж этот чемпион, звонивший сегодня на РЛГ и восколько. «Так вы, КП, и звонили. Причем часов в 5 утра. А кроме вашего звонка вообще связь никто не просил…» – проиформировала девчушка с нежнейшим голосом. Мы с Павликом однажды даже специально ходили выяснять, кто ж хозяйка такого прелестного голоска и мы не были разачарованы. Это к слову. Я вопросительно уставился на Пашку. «Васька, да я спал всю ночь как младенец, только под утро хрень какая-то про войну приснилась, но это-то здесь причем….».

Можно не продолжать. РЛГ все утро молотило под высоким, помогая Павлику отразить звездный налет Ю-88 или Б-52-х…

P.S. Совпадение имен и фамилий прошу считать недоразумением… ; ) **


"Офицер спит - служба идет"

Вернусь к теме глобальных учений, редких сейчас, а в ту бытность довольно частых явлений. "Гранит-88" охватил всех участников Варшавского договора, не минул и наше соединение, базирующееся вдоль самой кромки западной границы могучего государства. Итогом работы стало участие полка в "звездном" налете на позиции Северных, которые располагались на территории Белоруссии и северо-востоке Украины. Удару предшествовала кропотливая работа авиационных штабов, которые развернули работу полными боевыми расчетами на КП всех уровней.

На третий или четвертый день от времени "Ч", об оперативных скачках тогда речь не шла, все проходило в реальном времени, полный боевой расчет полка находился в крайней степени напряжения. Вводные шли одна за другой. Разбитая БЕТАБами полоса, высадка разведывательно-диверсионной группы, нарушение связи, пожар на складе ГСМ, мобилизационные мероприятия и прочие вводные градом сыпались на утомленных офицеров, заставляя командира полка и его штаб быстро и оперативно искать пути решения поставленных задач, и претворять их, решения, в жизнь...

К слову скажу, что КП у нас был хоть и заглубленный, но очень миниатюрный. Зал боевого управления имел размеры с малогабаритную комнату хрущевской пятиэтажки, хотя оснащен и оборудован был не хуже других. А индикаторная вообще была нашей гордостью. Местные пилоты охарактеризовали ее так, да у вас тут как на АВАКСе. Поэтому спальные места для полного боевого расчета были оборудованы на поверхности в домике, где квартировали бойцы КП и где размещалась аппаратура "Фаза", "Агра", СОК и Р-844 со своими ЗИПами...

Ночь. Время около 3 часов. На КП находятся командир полка и оперативный дежурный КП Вадим Абрамов (83) более известный багеровской общественности как Вацел. Крайняя, но явно не последняя вводная выполнена, и командир отпустил боевой расчет вздремнуть, как говорится, не раздеваясь, слегка ослабив поясной ремень. Сам же сел за стол для работами с картами и устало уронил голову на руки. Тишина. Только из индикаторной из выноса Р-844, включенной на канале управления, слышны наводки от работающей РЛС. Вадима мучили никотиновый голод и желание без оглядки уснуть. И то и другое, в присутствии командира, было невозможным. Спустя полчаса муки стали невыносимыми. Поколебавшись, Вадик, покинув рабочее место, подошел к командиру и тихонько тронул его за плечо. Командир встрепенулся, - "Что, опять вводная?". "Да нет, товарищ командир, просто мне выйти надо, вы присядьте на мое место, чтобы за трубой через стол не тянуться, а я... Я быстро". Борясь с приступами дурманящего сна, командир сел на рабочее место оперативного и взглянул на АЧСы. Стрелки показывали 3.30. Вадим, выключив верхний свет и тихонько ступая, покинул КП...

Тишину на КП разорвал громкий и пронзительный звук "Агры", автоматизированной системы передачи сигналов боевого управления. Командир вскакивает и с изумлением находит себя в одиночестве. На часах 5.50. Е-мое... Где же Абрамов? "Агра" все так же надрывается, требуя нажать кнопку подтверждения прохождения сигнала. На КП дивизии, не получая подтверждения о приеме, начинают нервничать. Где же она, эта кнопка? Да и знал ли о ней командир? А кто сказал, что командир авиационного бомбардировочного полка носителей ядерного оружия должен забивать голову знанием подобной чепухи? Можно крикнуть по громкой на циркуляре, тогда все услышат, но стоит ли всех будить? А может Абрамову плохо, может он свалился куда-нибудь? Не найдя ответа, полковник устремляется наверх. Но и там Абрамова нет !!! Может в домике? Да нет, что ему там делать? На всякий случай, зайдя в домик, командир в первое мгновение остолбенел, а затем задохнулся от негодования. На ближайшей к выходу коечке сладким сном, в истоме напускав в подушку слюней и раздувая пузыри, почивал Вадим. Выругавшись, что случалось крайне редко, и рывком подняв Абрамова с кровати, командир вкрадчиво поинтересовался что он тут, в домике, делает и тут же получил внятный ответ, мол, а что тут такого, вы ведь все равно на КП сидите… Замечу еще, что Вадим в том году, как впрочем и в остальные, тринадцатую получил в очень усеченном виде.

Кроме этого был еще один афронт, связанный с Вадимом. Однажды ночью на КП прибыли комдив и его заместители, в купе с НШ полка, чтобы провести внезапную проверку боевой готовности 230 полка. И что же? Проведя у ворот КП продолжительное время, тщетно давя кнопку вызова громкой и выкрикивая ругательства и угрозы в адрес оперативного, так ни с чем и уехали обратно в штаб дивизии. А Вадим проспал до утра, пребывая в счастливом неведении о случившемся. Правда, пребывал в этом состоянии он очень недолго...

Случай рассказанный Игорем Дылевским (84 гв 10 рота) в качестве передачи опыта, когда стажировал нас, молодежь, на допуск к управлению полетами...

...1985 год. Идут ДАУ. На пятом канале гвалт невообразимый. Дивизия с истребителями прикрытия и самолетами Як-28пп РЭБовской "крыши" в воздухе. Слово в радиобмен вставить нельзя. Вдруг - тишина. Бывает такое. И отчетливый голос: - "Мужики, я комэска с Шауляя, возьмите кто-нибудь на управление...". Это был перегонщик Миг-23, о котором в суматохе... забыли.

"Ту-22М2"




1983 год. Кто служил на РЦ знает, что на РЦ , дежурство на дежурство не похоже.

Сейчас тишина, а через 5 минут ажиотаж. Так произошло и тогда , когда произошёл этот случай.

Поступила информация с ЗЦ Хабаровск о том , что пара Ту -22М2, позывные 023 и 027 , идут на запасной в Приморье, на "Цветной".

Кто служил на Востоке , тот представляет себе побережье Тихого океана, Совгаванский аэроузел (Совгавань-Постовая-Мангохта), Сахалин.

И вдруг в эфире, на 128,5 - “Селигер -Контроль“, Я -023, разрешите посадку в Хабаровске”

Ситуации бывают разные, поэтому: - ”023, курс на Хабаровск….., высота.., разрешаю...“.

Разогнали гражданских, а на душе неспокойно. Южнее Хабаровска 75 км находится аэродром Переяславка с курсом посадки 209 гр. В 50 км восточнее Переяславки находится полигон Святогорье. В голове начинаешь прокручивать варианты: лучший это посадка в аэропорту ХБР, средний в Переяславке, худший –катапультирование на полигоне.

Звоню на КП Переяславки, трубку берёт бавший наш РБЗ, а тогда уже ЗНШ Наклёушев,

“ Алексей Иванович, аварийная ситуация, включи аэродром“. Ответ : -” Мы закрыты на регламенты“, “Где командир?”, -” Он с комдивом “, -“Разнос”, мне генерала Этингер”. -”Слушаю, генерал Этингер“,–телефонистка молодец, была на прослушке. -“Товарищ генерал, аварийная ситуация, срочно включите аэродром для приёма”,- и передаю все данные на самолёты,

”Селигер –контроль, я –023, остаток 800“,- это значит он упадёт в 30 км от Хабаровска, -“ 023, вам посадка на "Кулоне". Что такое “ Кулон“ и “ Переяславка“ начинаю выдавать открытым текстом все данные - дальний , ближний, РСБН, частоты. Слава богу что, гражданский ДРЛ (П-35), его видела, хотя они вместо 4200 снизились на 1800. Направил я его в расчётную точку, поначалу они мостились на автотрассу ХБР Владивосток (выяснилось на “разборе полётов”), потом доклад: -“ наблюдаю, командир, правее 5 гр“. 023 сел на истребительную полосу и после сруливания на рулёжку, а база колёс у него была по 30см с каждой стороны от колёс, движки самопроизвольно выключились через 23 секунды после касания полосы. РТС аэродрома так и не включились.

027 шёл от 023 в интервале 5 мин около 60 км. -“ 027 остаток“, -“ 2400“, - вижу хватает, перевожу Хабаровск –подход на 124.00, 027 курс в расчётную точку, для посадки сходу.

Особенность Хабаровского аэроузла , то что в радиусе 25 км находиться 5 аэродромов.

В этот момент на Гаровке-аэродром ВТА, производились полёты. Вдруг крик:” Уберите самолёт с полосы“. Гражданский диспетчер говорит , что у него никого на исполнительном нет. И вдруг “ Селигер-контроль, я “Боярин-старт”, у меня сел 027“. РП Робатнов, чётко среагировал, развернул с исполнительного на 180 гр и завернул в “карман” Ан-12. Остаток 027 был 600кг.

Как потом выяснилось, они пришли с дежурства, у каждого под брюхом по "кралатке", со спецбоеголовой , их закрыло, штурмана естественно с топливом слукавили, потом увидели , что придётся прыгать в Уссурийской тайге и заблажили...

Начальник ЗЦ по ГГС минут через 15 говорит, готовьте, ребята, дырки в петлицах. Я на радостях зашёл в кабак под названием “ Аквариум“, выпил стакан водки , не берёт зараза, но тряска прошла.

Штурман ЗЦ от командующего Тихоокеанским флотом получил золотые часы, начальник службы безопасности ВА-ружьё с инкрустацией, РП Работнов –премию 500р, капитан Арцинович получил благодарность.

Прошло пару недель, заступаю на дежурство. У проходной подходят трое в штатском,- ” Вы капитан Арцинович?“ Ну, думаю, ампец пришёл, - “ Я, говорю“, -“ А мы экипаж 023“... Оставляем нетрадиционную лексику. Короче, пошли мы проводить “разбор полётов”, хорошо, что была суббота. Эта была лучшая благодарность в моей жизни...

“А мы уже сняли чеки с катапультных кресел”, - говорят они.

Только через пару дней до меня дошло, чтобы было, если бы им не хватило топлива до полосы и они плюхнулись бы с этой дурой перед полосой. Как было с Ан –12 в Бирафельде. Но это другой опус.

Непосредственное управление не входило в мои функциональные обязанности –старшего штурмана смены. Но СОД по КРП( старший оперативный дежурный по контролю за режимом- бывший зам командира полка, ( месяц как пришёл на должность), начальник смены – бывший командир эскадрильи , оба "не в теме", пришлось брать инициативу в свои руки.

За 7 лет работы в Хабаровском РЦ, я подготовил 5 начальников смен, а сам оставался на должности старшего штурманы смены. И если бы не академия Гражданской авиации, наверное не удалось бы мне пробиться в начальники.

Кадровая политика была неправильная, начальниками смен ставили бывших лётчиков. А что такое начальник смены , который не знает, как поступить в той или иной ситуации. И только когда я стал начальником РЦ, начал ломать эту систему в своём РЦ и брать в основном КаПэшников.

Тот , кто поработал на КП, умеет ориентироваться в радиообмене( обычно 3-5 каналов ), обстановка меняется каждое мгновение, на данную обстановку необходимо реагировать и реагировать правильно, потому, что от этого зависит порой жизнь людей и поэтому на таких людей, приходящих на РЦ всегда можно положиться.

“Дед Мазай“, создавая систему УВД знал своё дело туго. Создавалась система дублирующая Командные пункты.

После этого всех моряков заставили изучить все аэродромы , даже грунтовые не только Хабаровского РЦ, но и близ лежащих РЦ тоже. И в последствии пару раз они у нас садились, имеется в виду Ту-22М2, а мы лазили в гаргрот с вёдрами в колодец со спиртом.

Это я рассказал к тому, что система ЕС УВД была отдушиной для ОБУшников, в смысле роста по должности. По КаПэшной линии – - максимум "майор", а здесь всё таки "подполковник".
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Tigr

Я в этой теме мало что понимаю, просто вот факт такой был, пример успешного "заимствования".
Есть форум http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/0.htm
Там много чего интересного, и ветераны подплава есть.
Правда сам сай ужасно неудобно просто сделан
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
ГДЕ ТОНКО ТАМ И РВЁТСЯ.



Готовились мы как-то к очередным учениям по прикрытию сухопутной группировки войск. Полигонов в Калининградской области было множество. В данном случае мы начинали над переправой в районе форсирования 11 Общевойсковой Армии на реке Неман и далее через полигоны Добровольского и Калининградского учебных центров, на побережье Балтийского моря в районе Лунино. Для усиления авиационной группировки, и с целью ознакомления и работы на новом ТВД, спланировали посадить на наш аэродром полк Миг-27 с Западной Украины. Утро перелёта ИБАшников было унылым и серым, слабо моросило водяной пылью. В установленное время включили средства РСТО и управления. Проверили. Доложили о готовности к приёму командиру полка и на вышестоящий КП. Командир, подполковник Окороков, занял своё рабочее место на КП, на СКП- РП майор Яковенко, на РСП - к-н Ступников. Командир, заслушав синоптика, долго говорил с ответственными лицами, сидевшими по этому перелёту на вышестоящем КП, потом, недовольный, выдал "добро" на приём. Дежурная смена КП выполняла цикл мероприятий, предписанный для приёма, уточняя по телефонам время, каналы, позывные, боевой порядок, интервалы, эшелоны и т. д. Я прибыл на КП специально для управления в дальней зоне перелётом, предварительно изучив задание в соответствии с телеграммой "по штурманскому обеспечению". Вдруг "сверху" пришла команда - Пока средства молотят и люди на местах, давайте-ка, облетайте свой МиГ-23м, после регламентов в ТЭЧ. Командир дал соответствующие распоряжение. Обстановка и так была дёрганой. Принять полк в 40 самолётов, два транспортника, разместить людей, рассредоточить авиатехнику, техимущество, водила, чехлы, ложки - поварёжки, не просто. Передовая команда тех. состава ожидала своих в курилке ИПУ, с кучей стремянок и штабелем тормозных парашютов. В это время наш самолёт отбуксировали на ЦЗ. Для выполнения полётного задания был назначен майор Шлапак, накануне прошедший подготовку и контроль.

В это время дали вылет первого, перелёт начался. Перелётный минимум группы значился 500 на 5.

Запросился, запустил, вырулил и наш Шлапак с позывным 934. Взлетел. По команде РП дал погоду - нижний край 250 метров, облака без прослоек, верхний край 6000. Командир поставил мне задачу, после приёма управления производить "роспуск" звеньев и с дальности 130 километров от "точки" сформировать поток заходящих самолётов со снижением для пробивания облаков одиночно и выхода их в посадочный створ действия КГРМ и посадочного локатора РСП. Озадаченный я убыл в индикаторную.

Управление Шлапаком, по стандартному, средневысотному маршруту поручили ст. лейтенанту Хоменко. Я принял первое звено. Началась работа. "Тысячу один подтверждаю", "роспуск", вывод на прямую, снижение, второе звено, третье… Лётный состав истребителей - бомбардировщиков очень чётко и корректно вёл радиообмен, без запинок мгновенно выполнял команды. Скорость радиообмена стремительно возрастала и погода стремительно ухудшалась. Вышестоящий КП перестал звонить и работал только на приём, чувствуя угрозу и ответственность за принятые решения. Произвели посадку первые экипажи перелетающих. Нижний край - 200.

А в это время 934-й прошёл по маршруту на 7-м стартовом канале (перелёт осуществлялся на 5-м), выполнил поворотный над Рыбачим и запросил с остатком 2100 дальнейшие действия. Хоменко дал курс левее "расчётной точки" и снижение. В это время снялись "по запасному" все назначенные аэродромы по фактической погоде и прогнозу. Средства локации были плотно забиты засветками до 100 километров.

Вот тут всё и началось. Шлапак запросил РСП, Ступников не ответил увлечённый перелётными на 5-м канале. Хоменко посчитал, что на 7-м все кому надо слышат, и без передачи управления по ГГС бросил управление. РСП всё же, через минуту запросил 934-го, но теперь он не ответил. Посчитав (на короткое время), что КП перевело 934-го на другой канал. К этому времени нижний край облачности стал 150 метров с провисаниями. Радиообмен накалился до максимума. Весь перелетающий полк под нашим управлением, команды сыпятся со скоростью выстрелов ГШ-23. Наконец по ГГС РП кричит - "ГДЕ ШЛАПАК?!". Теперь-то все затараторили, запрашивая позывной Шлапака на 7-м. Но он не отвечал!!! Пауза. Выходит на связь Шлапак, запрашивает КП, РСП, РП - все молчат!? После неоднократных запросов, вдруг прорезался КП с запросом - " 934 ,как остаток"? Шлапак раздражённый- "Какой остаток! Заведите меня на посадку! У меня не работают приборы!".

А дальше ещё круче, Шлапак просил (!!!) Хоменко позвонить(!!!) РП по телефону(!!!) и сообщить о проблеме !!! В эфире 5-го канала шёл непрерывный радиообмен. На конец проснулись. РСП якобы обнаружил Шлапака и, имея двухстороннюю связь, начал интенсивными командами заводить на посадку. Звучат быстрые, без "квитанции", отрывистые команды РСП - "влево", "вправо", "снижение", "на глиссаде", "до дальнего два, проверьте крыло, шасси, закрылки. Пауза. Раздаётся крик РП - "ЭТО СЕЛ МИГ- 27!!! Шок на фоне не прекращающегося захода и посадок ИБАшников. Немедленно, снова все кинулись запрашивать. Погода ухудшалась, пошла морось. Командир полка понял, что ГРП зашилась, взял микрофон в руки, запросил 934-го. Шлапак ответил, что остаток 1000. Командир спокойным голосом сказал- "Мы тебя наблюдаем, включи сигнал "Бедствие", выполняй разворот на посадочный курс, заходи на посадку". Шлапак ответил, что "беду" включил 5 минут назад, что в данном районе он ничего не узнаёт, и приборы не показывают. Вновь связь пропала. Снова все заскулили на 7-м в поисках 934-го...

А получилось то вот что. После прохода ППМ, Шлапак прошёл восточнее н.п. Шилуте и с курсом 150 снижаясь в облаках в ожидании команды разворота, на посадочный, НАТКНУЛСЯ на включённый Черняховский ДПРМ с их обратным стартом, который на несколько минут включали для проверки. Сработал "МАРКЕР"!!!В этот момент на КП, Хоменко устранился от управления, полагая что Ступников на РСП сам даст команду на разворот, втиснув его между перелетающими на посадочный. Шлапака ошарашил сигнал маркера, напряжение возросло. Полёт в сплошной облачности. После его первого запроса и отсутствии ответа, созрело решение, немедленно под облака и визуально на посадку. Теперь перестал работать РСБН, связи нет, значит, отказ связи!!! На высоте 100 метров и ниже, при видимости 1000 метров начал искать визуально, закрутив себя и не находя знакомых ориентиров. А "маркер", он же был. АРК не работает, значит отказ! Боясь теперь войти в облака, ( вдруг остальные приборы откажут), и потерять ещё и пространственную ориентировку, сжирая топливо, на предельно малой высоте лётчик включил сигнал "БЕДСТВИЕ". Но где тонко там и рвётся! Код СРО сменился как раз несколько минут назад! "Активный" ответ не проходил, "опознавания" нет, "беду" не видели. Высота полёта ниже поля управления, засветы на средствах отображения. В этот момент фактическое удаление было 75 километров восточнее аэродрома. Он летал в поисках ДПРМ, сработавшего сигнала от наземного МРП, а главное родного аэродрома. Пилотирование на предельно малой высоте при отвратительной видимости требовало больших усилий и "выключило" отточенные теоретические знания. Шлапак не занял высоту "при отказе связи", не подал сигнал "Полюс" на 4-м канале, не запрашивал на том же 4-м "Прибой". Не включил САУ в режим "Автомат", Не установил своевременно код действующего гос. опознавания. На КП Хоменко, непосредственно управлявший экипажем, нарушил все заповеди, по сути БРОСИЛ управление, бросил лётчика, своего соратника, однополчанина в тяжёлую минуту. Пока появлялась связь, ни разу ни использовал пеленгатор, чтобы хоть определить в какой стороне находится самолёт. Не предложил командиру, ОД КП включить дополнительно средства на соседних аэродромах, средства радиолокационной разведки на ПНах (ПН Гвардейск). Он вообще никому ничего не доложил.

Скоротечность событий в экстремальной ситуации нарастала как снежный ком! Снова все кинулись искать и запрашивать Шлапака, быстро отвлекаясь на заходящих " двадцать седьмых". Он молчал. И вдруг связь прорезалась. Командир сам запросил:

- "Как остаток"?

Настала кульминация. Апогей. Сгусток всего к чему пришли. Лётчик ответил - "ОСТАТОК НОЛЬ, ДВИГАТЕЛЬ ВСТАЛ, КАТАПУЛЬТИРУЮСЬ". Командир хладнокровно передал в эфир - "Ё… твою в Шлапака мать! КАТАПУЛЬТИРУЙСЯ, КАТАПУЛЬТИРУЙСЯ, КАТАПУЛЬТИРУЙСЯ". В этот момент я уже стоял рядом с командиром. Доложил, что крайнего передал под управление РСП. Командир удручённый случившимся, приказал мне немедленно организовать ПСО, Хоменко с БД снять, от руководства полётами отстранить. После посадки крайнего, дежурной смене приступить к отработке материалов объективного контроля. Прошло с десяток минут, и взлетел Ми-8 ПСС. Задачу поставили в воздухе. Напряжение сохранялось т.к. фактического места покидания, а главное последствий мы не знали. Экипаж Ми-8 сообщил засечку сработавшего "Камара" и используя АРК- У2 взяли направление на Черняховск. Прошли томительные минуты. Ми-8 набрал в облаках высоту для качества связи и сообщил, что обнаружили лётчика несущего свой парашют в руках!!! Начинают поиск площадки для посадки, дальнейшая связь по КВ. Прошёл доклад и о посадке крайнего. Перелёт окончен, облёт тоже… Командир дав ряд распоряжений РП и на ИПУ, доложив предварительную обстановку на вышестоящий КП выехал на аэродром, захватив меня. Пока ехали, поняли, что нагородили такое количество роковых ошибок, что отмыться будет не возможно. Главное - лётчик жив, это главное, это главное. Приехали, Шлапак уже в "высотке" принимал у доктора 250 граммов лекарства. Командир выслушал доклад Шлапака и после его мед. осмотра отправил на УАЗике домой. Возле "высотки" толпились наши и прилетевшие, пытаясь узнать подробности. Командир убыл в штаб для доклада, а прилетевший командир с руксоставом своего полка, понимая сложившуюся обстановку, остались в классе предполётных указаний, организовав импровизированный КП, гордые за выполненную задачу в условиях "сто на один"...

Долго возили потом по полкам схему метр восемьдесят на два двадцать с изображением "полёта" Шлапака и "управлением" Хоменко, доводя обучаемых до смеха и слёз. ( По данным сохранившегося объективного контроля).

P.S. Майора Шлапака со временем сняли с лётной работы и назначили к нам на КП штурманом наведения. После неоднократных снятий Командиром полка его с боевого дежурства, нашли ему должность преподавателя на кафедре марксизма - ленинизма ( благо окончил академию Ленина), в Калининградском ВАТУ. А ст. лейтенант Хоменко, получил очередного строгача от Командующего ВВС ПрибВО. В дальнейшем, набрав дополнительных "очков", отправлен на Сахалин.

«Одно из первых самостоятельных управлений…» 25.03.2005

Зима 1987 года, воскресенье. Звонок из дивизии, на трубе Ибрагим Ц, выпускника ЛАГА (был такой нонсенс с назначением). «Вася бери ручку и пиши , Ту-16 со Стрыя в твою зону, контрольная цель» - скороговоркой произнес он, - «Маршрут…, эшелон, рубежи… Записал? Пойдет без ответа. Готовность к работе доложишь. Взлет в …». Понятно, работа наша такая. Запускаем РЛГ. Вызвал планшетиста. От усердия высунув язык, наношу маршрут на планшет общей, потом на горизонтальный планшет и оттуда на экран. От ощущения своей значимости просто распирает. Как же, весь полк отдыхает в воскресный день, а расчет КП в трудах, да не просто в трудах, а участвует в проверке системы ПВО западных рубежей. Гордясь собой (гордыня – страшный грех), по громкой докладываю в дивизию о готовности к работе и, заодно, маркирую пленку П-500. Время еще есть, поэтому, откинувшись в кресле, с удовольствием закуриваю…
Время…. Цаликов: - «Корабль в воздухе, встречай». На 5 канале чувствуется оживление. Слился с экраном. Трассовых в том районе тьма, пытаюсь понять где мой. Местник (Карпаты) застилает район. Минут через десять запрос: - «Ермак, ……, вход в вашу зону под ваше управление». В упор не вижу. Качаю антеннами, ну нет его… Вот, е-мое…
- Ермак…, - запрос повисает в воздухе, напряжение растет.
- ……, азимут, дальность от Клубничного?
- Ермак, ……, по плану иду, - сколько всегда проблем и неожиданностей таило в себе это «по плану».
- ……, “Михаил” включен? – вопрошаю я.
- Включен, эшелон … курс...., наблюдаете? – мне бы сразу на курс внимание обратить…
- Не наблюдаю, пока под управлением “Клубничного “.
- Ермак, ……., да сколько можно, по заданию следую…
- Активный включите… П-35. – состояние близко к обморочному, ну где же он???
- Включено, Ермак…, - а у самого появляется дурацкая мысль заставить его включить “Беду”, ленточка-то вот она, через дорогу!
- Минуту…! А “Михаил” у вас на каком?
- Включаю на 6-м… видишь?! – в словах командира Ту-16 гнев и презрение…
Вот ведь, мне бы башку из “ведра” вынуть, да убедится, что Мишаня на моем канале… Мама моя, да он километрах в 150 от того места, где я его судорожно ищу, и идет он с курсом, отличным от заданного на 180????! По громкой дивизию:
- Ибрагим, какого… он в районе Дубно делает?
- Как какого? По заданию…
- Ни хрена себе, он же к Дубно под занавес подходить должен, ты же мне сам так давал, диктуй маршрут заново… В ответ невозмутимо:
- Да тебе какая разница… Бери его и тащи дальше.
Вот это номер. Мне маршрут почти в "зеркале” дали, наоборот (!)…
Пока препираемся, на 5 –м канале вмешивается Львовский РЦ:
- Ермак Кубарю, почему ….. не управляете? Вот он, как на ладони, азимут…, дальность…
- Вижу, вижу, уже берем…. , - а уши красные, от гордыни и следа не осталось…
Дальше уже проще – увидел, подтвердил… На пожелание «Счастливого пути» получаю законное – «За такое руководство убивать надо»… Урок был хорошим, выводы сделал… А Ибрагим в скорости дембельнулся и убыл на родину. Мужик он отличный, но его стихия трассы…

И кстати в том тренажере ЗРК очень удобно, когда с АСУ "Сенеж" информация идет.
В том случае с SR-71 инфы с АСУ "Сенеж" - нет.

Вот про наведение в АСУ немного. Из Книги лётчика-испытателя Кондаурова "Взлётная полоса длиною в жизнь".

Прибывающая к нам тематика испытаний была достаточно многосторонней. В конце 1960-х и все 1970-е годы в Кап-Яре активно испытывались автоматизированные системы управления (АСУ) перехватчиками на воздушные цели: "Луч", "Вектор", "Сенеж", "Рубеж" и другие. Они отличались различным составом наземных РЛС, которые образовывали общее радиолокационное поле, новыми зенитно-ракетными комплексами, поступающими на вооружение в ПВО, и территориальными масштабами решаемых задач (армия, фронт). Оценивалась возможность решения компьютером задачи распределения всех воздушных целей для уничтожения ЗРК или перехватчиками, а также непосредственное управление последними. Вначале испытаний поднимались только самолёты-цели для наладки системы обработки воздушной обстановки. Затем подключались одиночные перехватчики. Заканчивалось обычно "массовкой", в которой участвовали до 50-60 самолётов. Во время эксперимента лётчик-перехватчик, начиная со взлёта, действовал по командам, поступающим с земли по радиолинии, т.е. в условиях радиомолчания, без голосового управления штурманом наведения. С учётом многочисленных отказов в АСУ на первоначальном этапе, "массовка" превращалась в настоящий воздушный кавардак, и в ограниченном пространстве это не сулило ничего хорошего — опасность столкновения была достаточно велика. Безусловно, до "массовки" теоретики приезжали к нам и подробно рассказывали, как "по идее" должен проходить очередной эксперимент, какой перехватчик на какую цель будет наводиться, по какой программе набирать высоту и атаковывать цель: ближней, дальней; форсажной, бесфорсажной. Но в реальном полёте на борт поступала неполная, искажённая, а иногда и противоречивая информация. Одни команды приходили, когда уже "поезд давно ушёл", другие к этому перехватчику никакого отношения не имели, а третьих вообще не было. И лётчику своим "компьютером" нужно было понять в этой каше, чего от него хотят: то ли поступает ложная информация, то ли АСУ действительно назначила ему новую цель. Поэтому на такие дела летала почти одна и та же группа лётчиков, хорошо чувствующих друг друга в воздухе. Нового вводили редко, осторожно и внимательно.
302-й, прошу на взлётную, — раздался в динамике РП голос лётчика. Перед полосой стоял очередной перехватчик.
Разрешаю на полосу, до взлёта осталась минута.
Начало взлёта выдерживалось с точностью до пяти секунд. Затормозив колёса, я выпустил закрылки и, увеличивая обороты, ещё раз охватил взглядом приборную доску кабины, мысленно отмечая и отсутствие красных аварийных сигналов, и наличие необходимых светящихся зелёных ламп, и параметры двигателей, и появление на обрамлении индикатора РЛС сигнала "Ф". Всё правильно, программа форсажная. Включаю форсажи обоих двигателей и отпускаю гашетку тормозов. Самолёт начинает движение, а я быстрым взглядом убеждаюсь, что обе форсажные лампочки горят зелёным светом. После взлёта услышал в наушниках звуковой сигнал высокого тона: "пи... пи... пи...", — это по радиолинии начали поступать команды. И точно, на курсовом приборе стрелка курсозадатчика "поплыла" вправо и остановилась против расчётного значения 45 градусов. "Неплохое начало, — подумал я, удерживая заданную скорость набора, — а на какой скорости выполнять атаку цели?" Треугольный индекс указывал на число 900. "Странно, а по плану цель должна быть высокоскоростная". Высотомер через каждые несколько секунд отсчитывал новую тысячу метров. Солнечные лучи через остекление фонаря отражались от стекла гермошлема и затрудняли считывание показаний приборов. Я опустил светофильтр, посмотрел вправо-вниз, чтобы увидеть на пульте приёма данных по миганию ламп прохождение команд от компьютера АСУ. О, чёрт! Через светофильтр ничего не разобрать — темно. На короткий момент поднимаю и снова опускаю его. Слава Богу! Радиолиния работает.
— 302-й, 302-й, Вы получаете данные? — услышал я запрос с земли штурмана наведения.
— Да-да, получаю.
— Хорошо, выполняйте команды.
Быстрым взглядом окидываю показания приборов. Так, заданная высота для атаки цели 5000 м, скорость атаки 1400 км/ч, индекс заданного курса двинулся вправо. Тут же поворачиваю самолёт "за ним". Курс — 90°. Отлично! В это время выскакиваю на высоту 11000 м, перевожу в горизонт и начинаю разгон. Но что это? Заданный курс пошёл на уменьшение. Я за ним. Он остановился, двинулся обратно. Я — за ним. Курс 100, 120, 140. "Неужели уже манёвр для выхода в заднюю полусферу цели? Но это очень рано! Может, это сбой? Может быть, мне не гнаться за ним?", — лихорадочно прокручиваю разные варианты и принимаю решение: возвращаться на курс 90°.
— 302-й, 302-й, ответьте Прохладному, — слышу торопливый запрос штурмана.
— Отвечаю, — коротко говорю я, уже начиная злиться.
— Что Вы получаете по основным?
— По основным идёт разворот вправо, а я держу 90.
— Вам взять 60. Это сбой.
"Ну, поехали", — вслух произнёс я сам себе, энергично доворачивая на новый курс. Хорошо ещё штурманец попался шустрый, подстраховал. А другой бы "валенок" опомнился, когда я остался бы с минимальным остатком топлива, проносившись в небе, как майский жук. А сейчас может быть ещё не поздно, вдруг и "доварим эту кашу". Вскоре я заметил, как заданный курс остановился на 60-ти и успокоился. "Ишь ты, видать, "идеологи" что-то подкрутили отвёрткой", — с сарказмом подумал я, заканчивая разгон и устремляясь дальше вверх, на сверхзвуковой "чердак", выдерживая скорость 1800 км/ч. Вот прошёл высоту 15000, 16000 м, подхожу к семнадцати. Теперь главное — не проморгать, когда загорится сигнал "Г" — это команда на выполнение горки вниз. Неожиданно индекс заданного курса быстро-быстро "побежал" влево. Манёвром самолёта мне нужно отслеживать его с опозданием не более 10-15°, не теряя при этом заданной скорости. Перегрузка нарастает. "Эх, компьютер, тоже мне "голова". Кто же на такой высоте так маневрирует?! — огорчённо думал я, теряя один километр высоты за другим. — Проспал, значит, а теперь гнаться за ней будем", — осуждал я технику, заканчивая манёвр выхода в заднюю полусферу ещё не видимой цели. Команды "Г" не было по-прежнему, и я опять полез вверх. "Соображаешь, — похвалил я вычислитель, — раз отстали, нечего торопиться вниз". Но вот высветился сигнал "Г", и я перевожу самолёт вниз, на пикирование, отметив мельком, что индекс заданной высоты всё также стоит на 5000 м. Значит цель где-то на 5500-6000 м. В это время указатель заданной скорости передвинулся на большее значение. Нет уж, дудки, я и так вышел на ограничение по скоростному напору. Автоматически включилась РЛС в режим высокого излучения, загорелся сигнал "Д-20". До цели осталось двадцать километров. Молодец, ещё чуть-чуть и захватим "милую". Но... экран РЛС был чист. Как ни вглядывался, отметки не было. Я скосил глаза на топливомер. Ого! Пора заканчивать эти "игрушки". Скоро появится сигнал аварийного остатка топлива. А жаль, так хочется завершить атаку полностью. И я невольно тяну, тяну секунды, ещё надеясь на успех. А это что? Взгляд останавливается на сигнале угла наклона антенны РЛС, которым управлял компьютер. Антенна была загнана вниз до упора. Теперь не ясно — то ли цель действительно была внизу, то ли этот "болван"... Уменьшая тягу двигателей и докладывая штурману о прекращении задания, я уже думал о том, что завтра опять придут "идеологи", опять будут долго объяснять, почему машина работала не так, как надо, и, как бы оправдывая её, полунамёками дадут нам понять, что если бы тот или другой из нас вовремя догадался и не сделал бы того, что требовала машина, вот тогда бы...
Я даже тряхнул головой, отгоняя ненужные сейчас мысли. Есть более важная задача — побыстрее выйти на посадочный курс, пока в баках ещё плещется топливо. Правда, в таком положении не я один. Докладывать руководителю полётов о малом остатке горючего в подобных ситуациях у нас считалось неэтичным по отношению к своим коллегам, озадаченным такой же проблемой. Чувствуешь себя на месте, когда без шума, не мешая другим, не ставя руководителя в сложное положение, грамотно оцениваешь воздушную обстановку, выполняешь необходимый манёвр и заходишь на посадку, как ни в чём не бывало, хотя давно уже с усилием отрываешь взгляд от топливомера, на котором стрелка неумолимо приближается к нулевой отметке. Расслабление приходит потом, когда зарулишь на стоянку и выключишь двигатели. Усталым движением открываешь фонарь, отбрасываешь вверх сдвижной щиток гермошлема и вдыхаешь горячий летний воздух степи — он для тебя сейчас самый родной и незаменимый. Оглядываешь хлопочущих вокруг самолёта технических специалистов, стоянку самолётов и с удивлением отмечаешь, что за время твоего отсутствия здесь ничего не изменилось. И часа не прошло, как вырулил, а кажется, что вернулся из длительного путешествия в другой мир, успев за это время пропустить через себя столько чувств и впечатлений, которых хватило бы, кажется, на всех стоящих вокруг.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Последний случай очень напомнил ситуацию с заблудившимся над Литвой и упавшим на ее территорию в 2005 г. Су-27.

Тоже всеобщая неразбериха, но дело осложнилось еще и отсутствием налета у истребителя:

http://www.ng.ru/nvo/2005-10-14/9_aviation.html

Восстановим обстановку в небе над Балтийским морем 15 сентября 2005 года. Как сообщают источники «НГ» в Минобороны РФ, управление перелетом группы самолетов с Лодейного Поля осуществляли сразу три пункта наведения (ПН). После возникновения нештатной ситуации в эфире воцарился голосовой ералаш. Со всех трех ПН майору Троянову после утраты им ориентировки поступали самые различные команды – то «пробить» облака, то снизиться ниже нижней кромки облачности, то взять влево, то довернуть вправо. Все эти ЦУ только запутали пилота, он бесцельно сжег топливо и вынужден был катапультироваться. Старшего и высококвалифицированного начальника, который бы грозно крикнул в микрофон: «Прекратить разноголосицу в эфире! Слушать только меня!», в этой ситуации не нашлось.

Подобная неразбериха, отмечают специалисты-авиаторы, свидетельствует о многом и в первую очередь о квалификации штурманов наведения – ключевых фигурах на ПН. Их выучка по сравнению с советскими временами резко упала. Сегодня считается большой удачей, если этим специалистам хотя бы раз в месяц посчастливится просто сопровождать наш самолет в воздухе. При отсутствии реальных тренировок по наведению своих истребителей на цели штурманы очень быстро теряют свою квалификацию (быстрее даже, чем летчики).

В период существования СССР действовали так называемые нормы наведения за месяц. За их выполнением достаточно строго следили вышестоящие инстанции. Подобные нормы, надо полагать, есть и сейчас. Как они соблюдаются – ярко демонстрирует случай с майором Трояновым.

Никакими занятиями на тренажерах этого пробела в подготовке штурманов наведения не заменить и не восполнить. Надо ведь вступать в реальную связь с пилотами в воздухе, давать им толковые и понятные указания. Более того, еще со стародавних времен подмечено: если летчики знакомы с голосом штурмана наведения в эфире и знают о его квалификации, они охотно выполняют все его команды. Кроме того, штурманы наведения должны назубок знать все особые случаи, которые могут возникнуть при самолетовождении.

Если все это отсутствует, то штурманы наведения превращаются в помеху пилоту. Случилась нештатная ситуация 15 сентября – и в эфире поднялся ералаш.

Что мог сделать летчик, потерявший ориентировку? По мнению опытных авиаторов, ему следовало подняться на высоту, на которой расход топлива минимален, встать в круг и включить сигнал «Бедствие». Наземные службы могли тогда подвести к Су-27 Троянова самолет-лидер и с его помощью посадить истребитель на один из аэродромов Калининградской области. Этого, к сожалению, не произошло.

Кроме того, утверждают специалисты, пилот должен был после потери группы включить радиолокационный прицел Су-27 с дальностью действия несколько сотен километров, разыскать и опознать свои самолеты, вновь пристроиться к ним. И этого не случилось. По всей видимости, о существовании подобного приема растерявшийся летчик попросту забыл.

Наконец, заявляют авиаторы с налетом в сотни часов за плечами, майор Троянов мог посадить истребитель с помощью очень надежного прибора – автоматического радиокомпаса (АРК). Лети, как говорится по стрелке, и рано или поздно по данным приводной радиостанции она выведет тебя на аэродром посадки. Увы... Причем выйти из строя радиокомпас, по оценке специалистов, никак не мог.

Незадачливый истребитель еще и разозлил автора этой статьи, тем, что по недомыслию заявил литовской стороне о своем реальном налете в 26 часов в год.

Что там в радиоэфире во время его "блужданий" творилось можно только представить :-D

Добавлено спустя 4 минуты 16 секунд:

Или вот тоже - как мог советский Ту-22 из Моздока в 1983 г. залететь в небо Ирана??

И никто ведь не остановил тоже...

(http://www.forumavia.ru/forum/1/1/65121 ... 11_1.shtml)

Добавлено спустя 14 минут 17 секунд:

После прочитанного несколько вопросов появилось:

1) Если в зоне ответственности ПН лежит, например, гражданская трасса воздушного движения, а управлямый самолет ее пересекает. Как тут взаимодействие служб налаживается? В уведомительном порядке просят гражданских освободить нужный эшелон? Или как-то по-другому?

2) В советские времена, когда авиация была и у ПВО, и у ВВС, у последних была своя сеть пунктов наведения? Те же ИБАшники, они что, пользовались ПНами в составе ПВО?

3)
syomindm написал(а):
А ПН не заметил разделение отметок, наверное вёл в активном режиме

А как еще вести можно? В пассивном режиме? ))
[/url]
 

allex159

Активный участник
Сообщения
1.139
Адрес
Днепр
Assaulter написал(а):
Если в зоне ответственности ПН лежит, например, гражданская трасса воздушного движения, а управлямый самолет ее пересекает. Как тут взаимодействие служб налаживается? В уведомительном порядке просят гражданских освободить нужный эшелон? Или как-то по-другому?
У нас сейчас граждане в приоритете. Они и задают разбивку по эшелонам действия. Вопрос взаимодействия осуществляется через РЦ УВД.

Добавлено спустя 1 минуту 32 секунды:

акулыч
Привет группе руководства посадкой.

Добавлено спустя 1 час 1 минуту 7 секунд:

syomindm
Спасибо за рассказы, прям ностальжи. :-D
syomindm написал(а):
оперативный дежурный КП Вадим Абрамов (83) более известный багеровской общественности
А этот из наших. Я два курса в Багерово на пляжах пузо грел. Знатная там однако взлетка. Емнип 80х3500. Был этим летом там, разбирают полосу :-( . А любителям дикого отдыха категорически рекомендую тамошние Генеральские пляжи, места красивейшие.
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Воздушные трассы пересекаются исключительно на определенных высотах (не помню на каких), в прямолинейном горизонтальном полёте. И вроде даже под прямым углом. За последнее не ручаюсь.
Ну и соответственно на безопасном удалении от гражданских бортов (врать не буду, но вроде минимум 30 км). При мне никто во время перелетов, если пересекали трассу не уведомлял. Просто соблюдали вышеуказанные условия и всё.
Хотя может я просто все кухни не видел, даже находясь на КП. Может РЦ как-то и взаимодействовало.

Один раз гражданские развопились, когда наш истребитель резанул трассу на произвольной высоте и не в прямолинейном горизонтальном полете. Шума от них много было.
 

Anduriel

Активный участник
Сообщения
1.695
Адрес
Украина
Assaulter написал(а):
Я его скачал, а ставить побоялся - вроде на Висте и Семерке стабильную работу не обещали.

Но там даже руководства к "игрушке" - кладезь информации! Их просто так читать можно
Не бойтесь, ставьте у меня работало все на семерке, счас на восьмерку поставлю.
 
Сверху