"А я до сих пор не могу забыть прикол при переучивании в Воронеже на СУ-24. Инструктором у меня был зам. ком. ап (налёт всем нужен), я его, естественно, видел только на полётах. А поскольку карандаш в его руках, я как-то первым из всех наших дошёл до маршрутов. До этого было всё просто - по КБП, а здесь надо знать хотя бы маршрут. На предварительной начал интересоваться маршрутом - местные хором замахали руками: есть балбес справа, это его проблема... А "балбес" в наряде. Сунулся к комэске (Балакирев), по-моему, он меня даже не понял, смылся куда-то... Инструкцию по ПП мне не дают (прикомандированный). А я ведь пришёл из шкрабовской системы, где все схемы всех полётных заданий обязательно были на предварительной и предполётной, а ещё альбомы, стенды в классах, в стартовом домике, фотографии,... А здесь - ничего. Надежда на утро - переговорить со штурманом, прочитать ППМ в плановой, там сориентируюсь. Фигушки. Плановой не увидел (спешка), штурман недавно перевёлся, ничего не знает, попросил показать карту - мнётся, нет там никакого маршрута. И успокаивает: "фигня, маршрут в БЦВС запрограммирован..." А уже ведь никому не скажешь, что не знаешь куда лететь. И запланирован почти с разлёта. Хорошо, хоть РП выдал фразу "выход на ИПМ 900" и показал его на карте. Взлетели, я ни жив, ни мёртв... Над ИПМ "балбес" включает 1 ППМ, всё отрабатывает, - курс, время, расстояние... И сияющее лицо штурмана. В общем, железо сработало, - крайняя надежда. Подходим к КПМ, 20 км до точки, уже почти на кругу, вспоминаю, что надо как-то входить в систему полётов, и я не имею об этом понятия. Скромно докладываю "КПМ 6000". Длительная пауза, КПшник выдаёт - "ко второму 900". Это потом я понял, что надо было заходить с прямой. А здесь - бешенное падение (хорошо хоть крыло до этого догадался переставить), как-то втиснулся. Но этот кошмар и при желании не смог бы забыть. Представляю, если бы не сработало и железо..."
А здесь просто про учения в морской авиации.
(рассказ НШ противолодочного полка)
Шла очередная "война". Воевали по всем направлениям, донесения в штаб ВВС ТОФ отправляли мешками. Все как в песне - "И полетят тут телеграммы...". Замполит докладывал о потерях и подвигах, мы поражали врага в самые его уязвимые места. Одно радовало, "война" должна была окончиться в День Рождения, задача жене поставлена, все предвкушали, как проводим проверяющих и сядем за стол, отметим Победу над штабом ВВС ТОФ, и День Рождения главного бойца.
Проверяющий мне попался очень путевый. Просто золотой человек. Раньше он служил в полку у брата, был комэской новонежинских вертолетов, потом перевелся в оперативный отдел. Фамилия у него была очень характерная, поэтому я звал его "Моторолой". Я заранее выяснил у брата слабые стороны "противника", поэтому победил его еще при первой встрече. Я просто приставил к нему "надежного хлопца". И сказал, чтобы "боеприпасов" не жалели, а еду (закуску) жене поручил доставлять прямо в гостиничный номер, чтобы представитель вышестоящего штаба не шлялся по улице в непотребном виде, а то ведь мог и в штаб зайти. Короче, проверяющий "порадовал" меня только при отлете, но об этом позже.
Я уже третий день жил в штабе, питался в столовой, пил и закусывал в кабинете. Что называется - "окопная" жизнь. Причем, чем дольше продолжался "бой", тем больше приходилось пить, так как в штабе ВВС "маразм крепчал", иной раз без бутылки и не разберешь их "Боевое распоряжение". Сели мы с командиром и замполитом у меня в кабинете, решили обсудить ход "боевых действий". Хорошо обсуждали, подробно, к 02.00 выработали план дальнейшей борьбы с "самым вероятным противником", то есть, с вышестоящим штабом. Приносят телеграмму от начальника оперативного отдела. Читаем вслух, ломаем головы. Замполит сразу самоустранился от разгадывания этого ребуса, а нам с командиром никак нельзя. Судя по смыслу телеграммы, начопер тоже не слабо поработал "с документами", явно не меньше литра изучил. Телеграмма простая, объявлялся "оперативный скачок", дело обычное, вот только направление этого скачка настораживало - объявлялся "скачок" назад, а мы там уже всего "врага" убили. Позвонил я в этот "мозг штаба", посоветовал "полководцу" лучше закусывать и переписать телеграмму. Меня сразу "послали", обвинили в тактической неграмотности. Но я легких путей никогда и не искал, поэтому тут же накатал телеграмму НШ ВВС, где и попросил разъяснить направление "оперативного скачка" и состояние начопера, и спросил, можно ли впредь доверять телеграммам, им подписанным, так как мне показалось, что "белая горячка" поразила "полководца" прямо в голову. Ведь так всегда, на "войне" первыми погибают "самые лучшие". Генерал мне тут же отзвонился, "пальчиком погрозил", попросил не умничать, задал верное направление "оперативному скачку", пообещал "вылечить" начопера. Прямо на сердце полегчало, и мы продолжили "битву".
Наступил День Рождения. Ближе к обеду "с войной покончили мы счеты....", осталось собрать проверяющих, засунуть их в самолет и отправить во Владик. Я уже перераспределил силы, часть людей рыскала по гарнизону в поисках проверяющих, часть занималась перевозкой закуски в кабинет командира и оформлением праздничного стола. Собрали всех "контролеров", запихнули их в самолет, у входа стал начальник КП, закрыл дверь, чтобы обратно не просочились. Вот тут и проявил себя мой проверяющий. Он наотрез отказался улетать, мотивируя тем, что не все документы изучил, да и фуражку потерял в ходе "боевых действий". Причем стал нахально убегать от самолета в тайгу, кричал, что сейчас заблудится и умрет голодной смертью. Я уже отдал ему свою пилотку, но к самолету удалось приманить только бутылкой спирта, которую я демонстративно поставил у трапа внутри самолета. Проверяющий кинулся за очередным "документом", а мы дверь захлопнули и трап откатили. Пришлось им улетать во Владик.
День Рождения отметили прекрасно. И жена постаралась, закуски было море. Настолько много, что 25-литровую кастрюлю с салатом обнаружили за шторкой на подоконнике только через два дня по характерному запаху.
Что ни говорите, а все-таки, "война" изматывает людей.
Почитать рассказы штурмана и затем НШ противолодочного полка можно здесь:
http://www.proza.ru/avtor/mvbez
Тоже хорошее чтиво про морскую авиацию (рассказы командира полка):
http://www.proza.ru/avtor/12omrap
Ринат:
Почитаешь этого штурмана и НШ, аж мороз по коже. Неужели в морской авиации рук. состав полка так пьёт прямо во время учений и вообще? Там почти все его рассказы алкогольной темой пропитаны насквозь. Что-то в ВВС во время учений представить такое даже не могу. Или это строго индивидуально?
Правда в рассказах командира полка вообще про алкоголь нигде нет, но как я понял, автор непьющий вообще.