Подумал и сейчас уже кажется, что такая ситуация с зависимостью наших истребителей от управления с земли в целом, имеет некоторые причины.
Одна из них, ИМХО, это отсутствие эффективных автономных инерциальных навигационных систем.
Американцы на свои истребители, если ничего не путаю, ИНС ставили с F-104G (1960 год) - это Litton LN3, навигационная ошибка для нее давалась в 2,8 км/ч. Затем все модификации F-4 - для их навигационного комплекса AN/ASN-63 средняя навигационная ошибка в наиболее точном режиме выставки гироскопов составляла 3 морские мили/ч. ИНС могла устанавливаться на F-5E, ну и практически на все последующие истребители и истребители-бомбардировщики.
Естественно, эти комплексы развивались. Если, например, для B-47 Stratojet коррекция ИНС требовалась каждые 30-40 мин., то B-58, как заявлялось, мог пересечь Атланический океан без единой коррекции. В конце 80-х гг. на F-111F по программе модернизации Pacer Strike ставили уже ИНС на кольцевых лазерных гироскопах. На F-15A LN-31 определяла местоположение с точностью 1,85 км/ч.; то же и для SKN-2416 F-16A.
У нас же устанавливались не ИНС, а инерциальная курсовертикаль. В ИКВ-системе применяются упрощенные алгоритмы вычисления и управления и более простые датчики и элементы, вследствие чего приемлемая точность достигается лишь в определении курса, крена и тангажа. Примером такой ИКВ может служить система ИКВ-1, установленная на МИГ-27 и по решаемым задачам являющаяся аналогом СКВ-2Н, установленной на МИГ-23. В ИНС, решающих навигационные задачи, ИКВ также присутствует. Но в этом случае ИКВ является не отдельной системой, а основной составной частью всей ИНС, содержащей ГСП.
То есть, начиная с МиГ-21 и до четвертого поколения включительно, мы имеем простую курсовертикаль, связанную с системой воздушных сигналов и РСБН, включающей в себя как собственно канал коррекции, так и навигационный вычислитель.
Естественно, точность счисления координат здесь будет на порядок меньше.
Радиус действия РСБН ограничен, он всю протяженность полета по маршруту не охватывает, возможен и полет вне зоны ее действия. Вероятность навигационных ошибок вырастает в разы, даже если уводы гироскопов минимальны. Ведь у того же Ершова прочитать, в гражданской авиации, или про работу штурмана на F-111 - он же весь полет коррекцией инерциалки занят! А тут единственным методом коррекции в отсутствие многорежимной РЛС остается РСБН, которая, повторюсь, может охватывать не весь маршрут. Так что поневоле тут китайский "Гармин" купишь
Пожалуй, "продвинутые" ИНС ставились впервые на Су-24 и на бомбардировщики. На Ту-95 первых модификаций главным достижением был ДИСС и радиотехническая система дальней навигации...
А что касается истребителей, то здесь остается вопрос: такое своего рода упрощение было сделано сознательно, исходя из определенной концепции применения авиации или же просто промышленность не могла создать ИНС необходимых характеристик и массово-габаритных свойств??
Добавлено спустя 25 минут 10 секунд:
Volgar-Astra написал(а):
Нашим приходиться летать в условиях максимально приближенным к боевым, как после длительной войны с разрушенной инфраструктурой! В общем может это и плюс.
Думаю, что как раз НАТОвцы к отсутствию наземной инфраструктуры подготовлены больше - с их-то инерциалками, РЛС, коррекцией по GPS... Им-то привода не нужны.
P.S.
А никто подсказать не сможет: у TACANа есть режим коррекции ИНС аналогично тому, как это РСБН наша делает?
Просто во всех переключателях навигационных режимов я видел только отдельные позиции переключателя - либо, условно говоря, НВУ, либо TACAN...
Добавлено спустя 12 минут 58 секунд:
P.P.S.
Но как бы там дело с истребителями не обстояло, случай с Ту-22, который
syomindm запостил - это просто, на мой взгляд, за гранью... Чтобы штурман стратегического бомбардировщика критический остаток допустил, а потом с аэродромами разобраться не смог....
Как же он в окияне АУГ искать будет? Как в войну, за ведущим группы идти? А ежели его собьют, то в белый свет, как в копейку...?