Наведение перехватчика в автоматизированном режиме

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
Assaulter

Камрад, "радикал" "глючит" и все время на какую-то рекламу отправляет... В рассматриваемом вопросе, думаю, активный радар по-любому будет предпочтительней пассивных ИК и УФ систем, ввиду их невозможности определения дальности до ракеты. Однако, думаю, что радар обнаружения ракетной атаки не справляется, ибо его функции перекладывают на пассивные УФ датчики.
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
ибо его функции перекладывают на пассивные УФ датчики
можно потеоретизировать на эту тему. Возьмем для сравнения панцирь. С какой дальности он обнаружит цель, летящую в него с эпр, ну предположим, 0.1м? Километров 20 будет? А захват на какой дальности произойдет? Да еще и в помехах.

А теперь перенесемся на еврофайтер. Радары в хвосте, судя по фото, и в законцовках крыла не идут ни в какое сравнение с радаром панциря, ибо размеры и масса. При этом у панциря радар направленный, а у еврофайтера всенаправленный. С какой дистанции эти маленькие радары смогут обнаружить ракету и "захватить" (полагаю, чтобы подать пилоту сигнал об атаке, нужно быть уверенным, что ракета летит в тебя, а не просто обломок соседа падает)? А если предположить помехи и скорость сближения самолета с целью... Врядли эти радары чем-то помогут против атаки. Разве что от одиночных ракет (т.е. когда 1 ракета на все небо и без помех).

Можно взять еще один предмет для сравнения - радар арены на танках. Он уже всенаправленный (относительно). Сравните его габариты и дальность захвата гранат (метров 50?).

И это мы говорим про дальний бой. А Если рассматривать ближний маневренный, когда враг пускает ракеты из-за плеча? Там вообще непонятно, в кого летит ракета. Вобщем, вопросов много.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Размер РЛС, точнее ее видимой части антенно-фидерной системы, в первую очередь определяются диапазоном работы РЛС и в намного меньшей степени зависят от излучаемой мощности. Чем выше частота, тем меньше размеры при прочих равных. Грубо можно ориентироваться на диапазон - в метровом диапазоне размеры должны быть метры, в дециметровом - дециметры и т.д.
Физические размеры радиотракта РЛС также зависят от используемых технологий для ее построения, хотя и здесь излучаемая мощность ставит ограничения - при малых размерах возможны электрические пробои фидера. Но этот вопрос полностью решается путем использования множества передатчиков с суммирование мощности в пространстве, ФАР нам в помощь, в общем.
Наземные РЛС отличаются от авиационных диапазоном работы (обычно наземные работают на меньших частотах) и технологиями построения РЛС - неспециалист посмотрит и скажет,что это разные вещи и даже не поймет, что и там, и там одно и тоже предназначение. Те же ФАР впервые появились на самолетах и там количество элементов в решетке было намного более впечатляющим, чем в наземных ФАР. Поэтому они компактнее и легче при тех же возможностях, но чаще всего они компактнее и легче при намного больших возможностях. Просто они стоят намного дороже. Поэтому судить о возможностях станции по обнаружению и тем более захвату только по ее размеру и массе чревато ошибочными выводами.
"Направленность" РЛС или способ обзора - круговой или секторный, на дальность обнаружения напрямую никак не влияет, а определяет именно характер обзора зоны обнаружения. Диаграмма направленности любой РЛС имеет выраженный максимум - главный лепесток ДНА и, к сожалению, боковые лепестки - которые вредные, но против физики не попрешь. Боковые лепестки всячески уменьшают, пытаясь сохранить и увеличить главный лепесток. Именно этим лепестком РЛС и обнаруживает цели, сканируя поочередно каждый элемент разрешения зоны обзора. Т.о. режим обзора влияет на скорость обзора и частоту съема координат цели. При этом в РЛС с механическим сканированием инерция поворотной части АФС ограничивает скорость обзора, а в РЛС с электронным сканированием такого ограничения нет и РЛС сама определяет с какой скорость ей сканировать тот или иной участок пространства. Именно этой возможностью пользуется РЛС из состава С-300 - помимо механического сканирования вкруговую, она обладает возможностью электронного сканирования в секторе, за счет чего за один оборот антенны цель может быть сканирована несколько раз.
Более того, при необходимости РЛС может главным облучать одну цель длительное время для накопления информации или постоянного ее сопровождения. Скорость захвата на сопровождение определяется снизу быстротой сканирования - чем быстрее мы получим данные о цели, тем быстрее сможем ее захватить, сверху ограничивает вычислительная мощность - спецвычислителю нужно время обработать данные, и чем больше данных выдало обнаруживающее устройство, тем дольше будет осуществляться захват, т.е. зависит от помеховой обстановки.
Арена имеет ограничение зоны поражения (не зоны обнаружения РЛС) в 50 м из-за вопросов безопасности и отсутствия необходимости создавать большую зону обороны - это же комплекс самозащиты, а не ПВО.
Оценивать эффективность той или иной системы нужно в начале на матмодели, затем натурных испытаниях и, самая точная оценка, в реальных условиях. Тут действительно, очень много вопросов и нет ответов.
 

vitek

Активный участник
Сообщения
704
Адрес
Россия
О как! Давненько я сюда не заходил, а тут так интересно. :-D
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
vitek

Просветите, пожалуйста, нас, "аналитиков клавиатурных", насчет реальных перегрузок, которые летчики при высшем пилотаже испытывают! ))

А также по поводу споров насчет МиГ-31, если есть что сказать! было бы очень интересно.

Добавлено спустя 4 минуты 25 секунд:

А еще про наземное наведение! Если опыт взаимодействияс ПНами был конечно
 

vitek

Активный участник
Сообщения
704
Адрес
Россия
Не знаю, высший не летал. На сложном до максимальной эксплуатационной.
А чего про МиГ-31 спорить? "Не, он не истребитель. Но сбивает на... все, что шевелится..."(С) :grin:
Был, небольшой, в директорном режиме. Полный автомат не летал. Скучно. ;)
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
То есть максимальную эксплуатационную человек выдерживает?

А в директорном режиме по "Бирюзе" Вас наводили? И успешно навели? Такая практика сейчас вообще распространена (я имею в виду наведение с использованием автоматики)?
 

vitek

Активный участник
Сообщения
704
Адрес
Россия
Выдерживает, недолго, но выдерживает. ППК помогает. Плюс тренировки.
По "Бирюзе" и по "Лазури". Нормально навели. Точно. :-D Насчет практики сейчас не скажу - я на пенсии.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Нашел в сети, насколько я понял, воспоминания бывшего ОБУ истребительного авиаполка.
Интересный случай из службы, содержащий также описание работы ОБУ

http://www.proza.ru/2012/01/20/1728
Виктор Тельпов

...Обращается ко мне, включай все средства, в районе города Стрый нарушение государственной границы СССР. Цель обнаружить и уничтожить! Сейчас с тобой выйдет на связь МиГ-23МЛД экипаж дежурного звена со Старого-Константиново, бери управление и наводи. Задача поставлена чётко, нарушитель государственной границы в районе Стрыя и движется в сторону города Ивано-Франковска, цель необходимо уничтожить. Расчёты радиолокационных систем и средств связи включились в установленные сроки. Я поставил задачу операторам РЛС на обнаружение воздушной цели, движущейся со стороны г. Стрый в сторону г Ивано-Франковска, сам приступил к поиску цели на экране радиолокатора П-37. Переключая каналы РЛС поочерёдно с 1-5 , отстраиваюсь от помех и мощных засветок на экране, дающих горными вершинами Карпат. Низколетящую, воздушную цель я обнаружил довольно быстро, скорость около 400 километров в час и высота 1000 метров. Несколько раз убедился, что цель не отвечает на действующий код опознавания, запросил у начальника смены РЛС о своевременной смене кодов опознавания на станции и только после этого доложил Беловодскому об обнаружении воздушной цели. Выслушав доклад, генерал Беловодский уточнил, Со Старого-Константиново МиГ-23 взял на управление? На связь пока не выходил, ответил я ему. Включи динамик, чтобы я слышал радиообмен, приказал генерал. Минут через 5 вышел на связь экипаж дежурного звена со Старого-Константиново. «Я 325 следую к вам с курсом 120 Н-8000 метров, подтвердите 1001, то есть возьмите под своё управление. Отметку от дежурного экипажа на экране локатора я уже наблюдал. 325 вас наблюдаю, 1001 подтверждаю. Докладываю Беловодскому, я слышал, прервал он меня, наводи на цель, цель уничтожить! Мной овладел азарт, как на охоте. Всё чему я учился в училище и в боевых полках, необходимо применить на практике, реально уничтожить цель – то есть сбить летательный аппарат врага. Я проинформировал пилота дежурного экипажа о характеристике цели и сообщил, что цель реальная. Понял, работаем, ответил пилот. Потому как лётчик дежурного экипажа уверенно ведёт радиообмен, практически мгновенно выполняет команды, его голос чуть хриплый и жёсткий, убедили, что имею дело с опытным пилотом-ассом, способным решать любые боевые задачи. Цель на встречных дальность 120, занимайте 2000. Выполняю -квитанция лётчика. Включите высокое, цель по курсу 100 ниже 1000. Работаем на фоне земли (один из режимов работы прицела МиГ-23). Цель наблюдаю, доложил лётчик. Цель ваша, работу разрешил. Понял - докладывает пилот. Время неумолимо, перехватчик сближается с целью со скоростью 1400 километров в час. Цель по курсу дальность 50 ниже 1000. Цель в захвате, доложил лётчик. После работы выходите вправо. Всё как всегда, так же скоротечно, так же уверенно, только с одной разницей, что через 2-3 минуты цель исчезнет с экрана локатора вместе с экипажем. Через каждый оборот антенны я нажимал на тумблер свой - чужой, убеждался, что сбиваем мы врага. На дальности до цели 40, цель стала отвечать на действующий код опознавания. Проверяю раз за разом, жму на тумблер системы опознавания, цель уверенно отвечает на действующий код опознавания. Это могло означать, что летательный аппарат, который будет сейчас уничтожен, может оказаться нашим аппаратом. Товарищ генерал – обращаюсь к Беловодскому, цель начала отвечать на действующий код опознавания. Генерал Беловодский подбежал к экрану локатора и стал за моей спиной, пытаясь лично убедиться, что цель отвечает на действующий код опознавания. Между вами 30, даю информацию пилоту. До цели 30 орёт Беловодский и бьёт меня ладонью по затылку. До цели 30 повторяю я, мысль бешено работает, кровь ударяет в голову. Бросить наушники и микрофон? Развернуться – ударить? Нет после. Боковым зрением вижу, как генерал Беловодский спешно покидает КП. Афанасич! Обращаюсь к оперативному дежурному КП дивизии подполковнику Алимову, цель отвечает. Подполковник Алимов растерянно глядит на меня и разводит руками. Цель по курсу дальность 20, говорю в эфир уже на автомате. На дальности 12 пилот дежурного экипажа, произведёт пуск ракеты с радиолокационной головкой самонаведения и эта четырёхметровая «дура» в клочья разнесёт воздушную цель. Что это произойдёт, у меня не было ни каких сомнений, уж очень уверенно работает лётчик. Всё надеяться не на кого. И вдруг меня осенило, учаральский пилот Карасёв поразил мишень из пушки, и этот пилот из ГШ-23 может отработать с не меньшим успехом. Конечно, есть вероятность, что воздушная цель может ускользнуть, как это было с Рустом, но в том случае не поступила команда на открытие огня. В данном случае есть приказ на уничтожение цели, но я его не выполню, подведу лётчика под увольнение без пенсии и себя за решётку упрячу. Но сбить свой летательный аппарат и убить своего ни в чём не повинного, выбирать, уже не было времени. 325 выключайте прицел, работаем визуально. Всё решение окончательное, остальное зависит от нас двоих, от пилота МиГ-23 и от меня ОБУ КП и всё же основное от него, как он сейчас отработает: переключит аппаратуру управления вооружением с ракет на пушку и подготовится к стрельбе, на это всё секунды. С сумасшедшей перегрузкой при развороте на обратный курс, обнаружить цель, опознать её визуально. Чтобы обеспечить пилоту истребителя лучшие условия обнаружения воздушной цели, даю команду лётчику отвернуть вправо на 30 градусов для обеспечения бокового интервала, затем курс – обратный курсу цели и высоту 1500, далее пошла информация о цели. Цель слева под 30 градусов дальность 5 интервал 3. НЕ наблюдаю – доклад пилота. Цель слева под 60 дальность 3. Не наблюдаю – сообщает лётчик. Цель слева траверс дальность 3. Не наблюдаю – ответ пилота. Левый разворот крен максимальный курс 150 градусов ниже вас 500 метров. Выполняю – докладывает лётчик. По резко, изменившимся интонациям голоса, догадываюсь с какой перегрузкой он крутит разворот. Цель наблюдаю - докладывает лётчик. Понял, цель ваша. В эту секунду на КП появляется генерал Беловодский. Он надеялся, что всё уже решено без его участия и цель уничтожена. Как обстановка? Обращается он ко мне. Пилот перехватчика МиГ – 23 визуально наблюдает цель и сопровождает её, доложил я генералу. Дай команду пилоту подойти ближе к цели, определить её тип и принадлежность. Я передал приказ генерала лётчику МиГ-23. Выполняю, дал квитанцию пилот. Через минуту, снова доклад. Наблюдаю вертолёт Ми-24, опознавательные знаки – красные звёзды, бортовой номер 24. Возмущение в его голосе невозможно было скрыть, даже эфирным искажением радиообмена. Принудить к посадке на аэродром Ивано – Франковска, приказал генерал. Пилот истребителя подошёл вплотную к вертушке, установил скорость самолёта равной скорости вертушки, чтобы разглядеть лица экипажа вертолёта, показал им рукой жест, означающий совершить посадку здесь. Для убедительности вышел чуть вперёд и покачав с крыла на крыло, продемонстрировал подвешенные на плоскостях боевые ракеты. Пилоты все знают, что шутки с экипажами дежурных звеньев всегда плохо кончаются. Командир вертушки подал сигнал что подчиняется и готов совершить посадку в указанном месте. Истребитель пристроился к вертушке чуть сзади и выше, наблюдая как боевой Ми – 24 заходит на посадку на аэродром Ивано – Франковска. Я 001 – слышу чёткий командный голос, я 001 все экипажи находящиеся в воздухе посадить на аэродром Ивано – Франковска, как поняли 001. 001 вас понял выполняю, ответил я. 001 – позывной командующего ВВС Прикарпатского военного округа. Товарищ командир, обращаюсь к генералу Беловодскому, 001 дал команду, все экипажи посадить в Ивано – Франковске. Я слышал – ответил генерал. Давай команду дежурному экипажу со Старого – Константиново, после посадки вертушки, заход на посадку в Ивано – Франковске. 325 вертушку посадили ? Запросил я лётчика истребителя. Да вертушка на земле, ответил пилот истребителя. 325 вам посадка в Ивано – Франковске, установите связь со стартом. Связь со стартом установлена, доложил пилот истребителя. Вас понял. Я 001 иду к вам боевой, высота 4200 обеспечьте посадку. 001 вас наблюдаю, 1001 подтвердил, выход на привод 3600. Выполняю 3600, подтвердил 001. Я 001 всем экипажам после посадки сбор на КП дивизии. Вас понял 001, всем экипажам сбор на КП дивизии.
 

allex159

Активный участник
Сообщения
1.139
Адрес
Днепр
Assaulter
:good: Спасибо. Отличный рассказ. Автор очень толковый ОБУшник. Когда прочитал о причинах, которые привели к наведению на вертушку, сразу узнал родную армию. Раздолбайство из нас выбивают только кровью, причем часто большой.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Assaulter
присоединяюсь к allex159!
Мне понравился рассказ и многое до боли знакомое. В том числе и про раздолбайство, и про поступок генерала, кинувшего своего подчиненного. Не поленился по ссылке сходить и дополнительно почитать - действительно интересно.
 

allex159

Активный участник
Сообщения
1.139
Адрес
Днепр
Единственно, что немного озадачило, это курс подхода 23го со Старкона. Пилот доложил, что подходит с курсом 120. Но с таким курсом заходить как-то совсем не с руки, получается тогда он навернул немалый крюк и шел со стороны Польши. Скорее всего речь шла о курсовом угле относительно ИвФранковса и соответственно КП. Тогда да, один доворот и четкое наведение в ППС цели идущей со Стрыя.
 

Assaulter

Активный участник
Сообщения
289
Адрес
Самара
Не понял вот только некоторые технические моменты из этого рассказа... :think:

1) Главный герой, получается, находился на КП иап (то есть на аэродроме буквально)? вряд ли все командование оказалось бы где-нибудь на ПНе...

2)
Assaulter написал(а):
поставил задачу операторам РЛС на обнаружение воздушной цели

Это он каким РЛС задачу поставил? Радиолокационной группы аэродрома? Или удаленным взаимодействующим, которые через АСУ подключены были?

3)
Assaulter написал(а):
даю команду лётчику отвернуть вправо на 30 градусов для обеспечения бокового интервала, затем курс – обратный курсу цели и высоту 1500, далее пошла информация о цели.

Почему "обратный курсу цели"? Перехватчик шел в ППС, потом отвернул в сторону и развернулся. Он же должен был в ЗПС выйти на курс цели....

Assaulter написал(а):
Работаем на фоне земли (один из режимов работы прицела МиГ-23)

Это получается ОБУ еще и режимы работы РЛС перехватчиков должен знать? И правда, ответственная и сложная работа...
 

allex159

Активный участник
Сообщения
1.139
Адрес
Днепр
Assaulter написал(а):
Главный герой, получается, находился на КП иап (то есть на аэродроме буквально)? вряд ли все командование оказалось бы где-нибудь на ПНе
Да. Он ОБУ на КП иап.
Assaulter написал(а):
Это он каким РЛС задачу поставил? Радиолокационной группы аэродрома? Или удаленным взаимодействующим, которые через АСУ подключены были?
Скорее всего группе аэродрома. Расстояния там небольшие, возможностей РЛГ аэродрома вполне хватит.
Assaulter написал(а):
Почему "обратный курсу цели"? Перехватчик шел в ППС, потом отвернул в сторону и развернулся. Он же должен был в ЗПС выйти на курс цели....
После отмены атаки в ППС, ОБУ отвернул П-к на 30градусов вправо, чтобы тот прошел не строго над целью, потом доворот на курс обратный курсу Ц. П и Ц начинают двигаться параллельно но в разные стороны с заданным интервалом, в данном случае 3км. Так же это дает возможность визуально обнаружить Ц слева под 30-60-траверса. Потом следует левый разворот на 180 и четкий выход в ЗПС. Нас так учили, что летчику виражить влево удобнее чем вправо.
Assaulter написал(а):
Это получается ОБУ еще и режимы работы РЛС перехватчиков должен знать? И правда, ответственная и сложная работа...
Это очень приветствуется. Но далеко не всякий ОБУ вникает в тонкости работы РЛПК. Я ж говорил, грамотный парень, таких бы побольше.
 

drug

Активный участник
Сообщения
1.419
Адрес
Новосибирск
Assaulter написал(а):
Главный герой, получается, находился на КП иап (то есть на аэродроме буквально)? вряд ли все командование оказалось бы где-нибудь на ПНе...
это полковой ОБУ
Assaulter написал(а):
Это он каким РЛС задачу поставил? Радиолокационной группы аэродрома? Или удаленным взаимодействующим, которые через АСУ подключены были?
РЛГ однозначно, никакой АСУ там не было, он по индикатору П-37 наводил
Assaulter написал(а):
Почему "обратный курсу цели"? Перехватчик шел в ППС, потом отвернул в сторону и развернулся. Он же должен был в ЗПС выйти на курс цели....
я не помню по тексту, но тут зависит от того каким курсом шел миг до команды
Assaulter написал(а):
Это получается ОБУ еще и режимы работы РЛС перехватчиков должен знать? И правда, ответственная и сложная работа...
ОБУ должен знать все режимы работы самолета - как лучше набирать высоту, какой режим работы двигателя оптимален в той или иной ситуации и должен это понимать на уровне практически летчика в идеале. Если он толковый ОБУ.
 

syomindm

Активный участник
Сообщения
54
Адрес
Петрозаводск
Мммм... Я вижу, Вы в легком шоке? :) Именно так и обстоят дела. Т.е. это не очень-то и грубо. Года у меня указаны в профиле должны быть - в общем, начало 21го века :-D
Поэтому у меня и непонимание с некоторыми участниками форума, которые, к счастью пребывают в неведении о реальном состоянии дел и поэтому не понимают моей реакции на некоторые вещи.
-----------------------------

Дадада ) Я когда служил планшетистом на КП ИАП, тоже был немало удивлен всем. Хотя военной авиацией интересуюсь давно.

З.Ы. Что-то не получается цитировать. (
 
Сверху