А ведь базой таких переговоров является не объективная потребность в их срочном проведении (особенно для РФ), а всего лишь страстная настойчивость США и резолюция сената о ратификации СНВ-3. Причем эта резолюция не столько создает базу для совместных действий, сколько дает России основание ставить под сомнение сам факт ратификации СНВ-3 со стороны США. И вот почему: в резолюции Сената США «О совете и согласии сената на ратификацию нового договора о СНВ», принятой 22 декабря 2010 года двумя третями присутствующих сенаторов, оговорено, что «совет и согласие Сената на ратификацию нового договора о СНВ дается при том понимании, что будут соблюдаться условия, которые обязывают Президента» к выполнению или обеспечению ряда пунктов резолюции о ратификации.
В частности, пункт 12 резолюции выглядит так (выделено мной. – С.К.):
«...12) ТАКТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ.
А) До вступления в силу нового Договора о СНВ Президент заверяет Сенат в том, что... после проведения консультаций со своими союзниками по НАТО, но не позднее чем через один год после вступления в силу нового Договора о СНВ, США будут стремиться начать переговоры с Российской Федерацией по выработке соглашения для устранения дисбаланса между запасами «нестратегического» («тактического») ядерного оружия Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, а также обеспечения сокращения такого оружия в проверяемой форме; и
(II) политический курс Соединенных Штатов Америки состоит в том, что такие переговоры не включают проблематику систем ПРО.
В) Не позднее чем через один год после вступления в силу нового Договора о СНВ и затем ежегодно на период действия нового Договора о СНВ или до заключения соглашения в соответствии с подпунктом А) Президент представляет в Комитет по международным делам и в комитет по вооруженным силам Сената доклад:
(I) уточняющий шаги, предпринятые с целью заключения соглашения, упомянутого в подпункте А); и
(II) содержащий анализ причин, по которым такое соглашение еще не заключено.
С) Признавая сложности, с которыми Соединенным Штатам пришлось столкнуться при выяснении точного количества тактического ядерного оружия Российской Федерации и степени его безопасности, Сенат настоятельно призывает Президента проводить работу с Российской Федерацией для достижения следующих целей:
I) выработка совместных мер, призванных повысить доверие каждой из Сторон нового Договора о СНВ к точности данных о количестве и безопасности тактического ядерного оружия другой Стороны; и
II) предоставление американского или другого международного содействия Российской Федерации в проведении точного подсчета и обеспечении безопасности ее тактического ядерного оружия».
Анализ этого текста выявляет ряд весьма серьезных обстоятельств.
Во-первых, с позиции международного права можно однозначно утверждать, что смысл пункта 12 резолюции Сената США фактически разрушает подписанный Договор СНВ-3.
Резолюция Сената США оговаривает ратификацию двустороннего соглашения с тем, чтобы президент США не позднее чем через один год после вступления в силу нового Договора о СНВ должен стремиться начать переговоры с Российской Федерацией по выработке соглашения для устранения дисбаланса между запасами «нестратегического» («тактического») ядерного оружия Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, а также обеспечения и сокращения такого оружия в проверяемой форме.