Компромисс почти не виден
Решить судьбу нового Договора о СНВ могут только президенты России и США
2009-09-11
Из Женевы, где проходят переговоры между правительственными делегациями России и США по подготовке нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений двух стран взамен заканчивающего свои действия 5 декабря нынешнего года Договора СНВ-I, приходят тревожные вести. Последний, пятый по счету раунд переговоров между делегациями, возглавляемыми директором департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Анатолием Антоновым и заместителем госсекретаря США Роуз Гетемюллер, так и не привел к окончательному компромиссу по засчету числа носителей и боеголовок на них.
Напомним, пару месяцев назад в Москве во время визита президента США Барака Обамы стороны подписали документ, который называется «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений». Там были зафиксированы такие цифры: для стратегических носителей 500–1100 единиц, а для связанных с ними ядерных боезарядов 1500–1675 единиц. Но это так называемый коридор. В новом договоре должны быть зафиксированы не допуски, а конкретные данные. И по предварительным прикидкам, как сообщают из Женевы, предельные уровни для носителей там обозначены в 800 единиц, для боезарядов – 1600. Но возникает вопрос, за какими ракетами какое количество боезарядов зафиксировать. Где-то их может быть 6 зарядов, но там же может быть и десять. Все зависит от того, как будут оснащать боеголовками свои ракеты обе стороны. И как можно проверить – шесть зарядов стоит на ракете или все-таки десять? Не размещен ли на ней возвратный потенциал? Это вопросы, на которые пока нет ответа.
«НВО» (№ 27 от 07.08.09) сообщало, что по состоянию на январь 2009 года в соответствии с правилами засчета СНВ-1 у США имелось 1198 развернутых стратегических носителей – 550 развернутых МБР и связанных с ними ПУ, 432 развернутых БРПЛ и связанных с ними ПУ, а также 216 развернутых тяжелых бомбардировщиков. Отметим, что в их число входят 99 развернутых ПУ МБР «Минитмен-3», из которых выгружены ракеты и перемещены на склады. Кроме того, четыре атомные подводные лодки типа «Огайо», в совокупности несущие 96 ПУ БРПЛ, были переоборудованы под носители крылатых ракет большой дальности. Все перечисленные пусковые установки МБР и БРПЛ продолжают засчитываться, поскольку они не были ликвидированы по правилам Договора СНВ-1. И согласованный в Москве уровень для стратегических носителей в 1100 единиц может позволить американской стороне вписаться в рамки будущего соглашения без реальных сокращений. Для этого Соединенным Штатам достаточно ввести понятие «оперативно-развернутые носители». Это дало бы им возможность вывести из засчета без каких-либо дополнительных усилий около 100 ПУ МБР, из которых ракеты уже перемещены на склады, а также четыре атомные подводные лодки типа «Огайо», переоборудованные под КРМБ.
У России на январь 2009 года имеется в составе стратегических сил 634 стратегических носителя, способных нести 2825 ядерных боезарядов. Из них в составе Ракетных войск стратегического назначения 385 ракетных комплексов, способных нести 1357 ядерных боезарядов. В составе Военно-морского флота – 13 стратегических ракетоносцев. Баллистические ракеты, которыми они оснащены, несут 612 ядерных боезарядов. И в состав стратегической авиации входит 77 тяжелых бомбардировщиков, которые имеют 856 крылатых ракет большой дальности. И если учесть, что тяжелые ракеты «Воевода», которые оснащены 10 боеголовками, и «Сотки», что имеют шесть боезарядов, в силу естественного старения вскоре будут сняты с боевого дежурства, а на смену им не обязательно появятся эквивалентные боевые комплексы, как не приходят они и в ВМФ, то есть угроза, что вместе с возвратным потенциалом США после подписания нового договора по СНВ могут получить серьезное стратегическое преимущество перед Россией. Что недопустимо.Надежда на достижение компромисса только на президентов, которые встречаются в США 23 сентября. Они и в Москве внесли ориентировочные цифры в «коридор» «Совместного понимания», о которых никак не могли договориться делегации, буквально за час до его подписания. Не исключено, что прорыв в достижении компромисса может произойти тоже только с их помощью. Иначе до 5 декабря мы новый договор не увидим. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Источник: НВО