Для ознакомления...надеюсь здесь многие найдут ответы на свои вопросы
Леонид Ивашов
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
Вызывает недоумение спешка с разработкой нового договора по СНВ. Действительно, 5 декабря этого года договор СНВ-1 завершает своё формальное действие. Именно формальное, потому что этот договор скончался с момента выхода США из договора по противоракетной обороне. Мы стали сокращать стратегические наступательные вооружения на том базовом условии, что договорились не развивать противоракетную оборону.Так что, выйдя из договора по ПРО, американцы похоронили СНВ.
Есть и второй момент. Американцы допустили до 10 нарушений договора СНВ. Это и возвратный потенциал, и переоборудование бомбардировщиков и т.д. При выполнении этого договора они создали некий задел возвратного потенциала. И, кстати, на том же договоре потом базировался и Договор об обычных вооружённых силах в Европе, и другие соглашения в сфере стратегической стабильности. Мы видим, что вся эта платформа разрушена.
Американская команда готовила СНВ-2, по меньшей мере, два года. У них мощная профессиональная делегация. Мы же зажаты этим неким временным тупиком – вот, к декабрю нужно сделать. Во-первых, наша позиция будет проигрышной по времени. Во-вторых, у нас сегодня не осталось переговорщиков. Специалистов нужно готовить, это должно быть и на уровне Совета безопасности, и Министерства обороны, и МИДа, и оборонно-промышленного комплекса, и военной науки. Ничего этого не создано. Более того, даже управление, которое занималось профессиональной переговорной деятельностью сегодня уничтожено реформами Сердюкова.
Что касается сути договора, то предлагается сократить вооружения до 1000 боеголовок. Почему именно такое количество? Когда мы спустимся на уровень 1000 боеголовок, они будут способны по сути дела нейтрализовать эту тысячу своей системой противоракетной обороны, своими ударными средствами и т.д. И нам это крайне невыгодно. Более того, если мы опустимся на такой уровень – то это будет просто преступно. Потому что мы будем иметь возможность где-то содержать 1000 боеголовок с уверенностью специалистов, что ни одна из боеголовок не достигнет территории США. А зачем тогда вообще это нужно?
Американцы будут наращивать из года в год свою противоракетную оборону и высокоточечные ударные средства в обычном режиме. А значит, с развитием американской ПРО, мы обязаны сохранить не меньше с 1700 боеголовок (и соответствующие типы носителей). Тогда эти 1700 ещё могут представлять опасность в ответном встречном ударе для территории США.
Но дальше, если американцы будут развивать два компонента, ПРО и высокоточечные ударные средства, нам нужно повышать этот потолок, и уже к 2020 году нам нужно иметь не менее 2000 боеголовок, чтобы быть способными сдерживать США от агрессии. И мы в результате сделали ставку в военной реформе, о чём говорил президент Путин, потом президент Медведев, и сегодня Минобороны и Генштаб – на ядерном оружии. Все заявляют что это гарант нашей безопасности. И под это ядерное оружие мы сокращаем, уничтожаем силы общего назначения, то есть обычные вооружения и вооружённые силы. Потому что у нас есть ядерный щит и меч.
В результате сокращения мы не будем иметь ни того, ни другого, всё это будет нейтрализовано. И тогда японцы у нас свободно заберут острова, американцы будут вести себя с нами совершенно по-другому. Почему? Потому что сегодня великой державой нас делает только ядерный потенциал, и благодаря нему мы ещё входим в тройку мировых лидеров. Как только мы спустимся до тысячи (это просчёты учёных, а не просто мои домыслы), мы сразу спускаемся на уровень стран Япония, Германия, Франция, в этот ряд геополитического статуса.
Но это состояние будет для нас транзитным. Когда ядерное оружие уже не будет играть какой-то роли, мы проскакиваем этот уровень, потому что там лучше экономики, там есть гражданское общество, эффективное управление и т.д. И мы по статусу скатываемся где-то к Нигерии: нефти много, что-то ещё там есть и т.д. По геополитическому статусу будем где-то внизу. Это крайне опасно для России. Во-первых, она не будет участвовать, как не участвует Нигерия, в формировании мировой повестки дня.Во-вторых, наши ресурсы тогда становятся довольно лёгкой добычей.
И я бы обратил внимание, что в марте вышла книга, которую написали члены компартии Китая, под названием «Китай недоволен». И там есть такой пассаж, что в России огромные плодородные территории, россияне их не умеют правильно использовать, и это нужно исправлять. Если китайцы будут обрабатывать эти земли, добывать там ресурсы и т.д, это будет более эффективным, будет способствовать улучшению жизни российского населения.
Ещё не подписано соглашение, а посмотрите, как мгновенно реагируют. Япония принимает закон, что островная зона, эти северные территории – это их законные территории. Значит, они нам по сути дела объявляют войну. Мы видим, что сегодня ОБСЕ принимает решение поделить ответственность за Вторую мировую войну между фашистской Германией и Советским Союзом. Поверьте, это просто результат снижения нашего статуса и нашего влияния. И, конечно, результат нашей политики, которую можно назвать «внешняя политика игры в поддавки».
Леонид Ивашов
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
Вызывает недоумение спешка с разработкой нового договора по СНВ. Действительно, 5 декабря этого года договор СНВ-1 завершает своё формальное действие. Именно формальное, потому что этот договор скончался с момента выхода США из договора по противоракетной обороне. Мы стали сокращать стратегические наступательные вооружения на том базовом условии, что договорились не развивать противоракетную оборону.Так что, выйдя из договора по ПРО, американцы похоронили СНВ.
Есть и второй момент. Американцы допустили до 10 нарушений договора СНВ. Это и возвратный потенциал, и переоборудование бомбардировщиков и т.д. При выполнении этого договора они создали некий задел возвратного потенциала. И, кстати, на том же договоре потом базировался и Договор об обычных вооружённых силах в Европе, и другие соглашения в сфере стратегической стабильности. Мы видим, что вся эта платформа разрушена.
Американская команда готовила СНВ-2, по меньшей мере, два года. У них мощная профессиональная делегация. Мы же зажаты этим неким временным тупиком – вот, к декабрю нужно сделать. Во-первых, наша позиция будет проигрышной по времени. Во-вторых, у нас сегодня не осталось переговорщиков. Специалистов нужно готовить, это должно быть и на уровне Совета безопасности, и Министерства обороны, и МИДа, и оборонно-промышленного комплекса, и военной науки. Ничего этого не создано. Более того, даже управление, которое занималось профессиональной переговорной деятельностью сегодня уничтожено реформами Сердюкова.
Что касается сути договора, то предлагается сократить вооружения до 1000 боеголовок. Почему именно такое количество? Когда мы спустимся на уровень 1000 боеголовок, они будут способны по сути дела нейтрализовать эту тысячу своей системой противоракетной обороны, своими ударными средствами и т.д. И нам это крайне невыгодно. Более того, если мы опустимся на такой уровень – то это будет просто преступно. Потому что мы будем иметь возможность где-то содержать 1000 боеголовок с уверенностью специалистов, что ни одна из боеголовок не достигнет территории США. А зачем тогда вообще это нужно?
Американцы будут наращивать из года в год свою противоракетную оборону и высокоточечные ударные средства в обычном режиме. А значит, с развитием американской ПРО, мы обязаны сохранить не меньше с 1700 боеголовок (и соответствующие типы носителей). Тогда эти 1700 ещё могут представлять опасность в ответном встречном ударе для территории США.
Но дальше, если американцы будут развивать два компонента, ПРО и высокоточечные ударные средства, нам нужно повышать этот потолок, и уже к 2020 году нам нужно иметь не менее 2000 боеголовок, чтобы быть способными сдерживать США от агрессии. И мы в результате сделали ставку в военной реформе, о чём говорил президент Путин, потом президент Медведев, и сегодня Минобороны и Генштаб – на ядерном оружии. Все заявляют что это гарант нашей безопасности. И под это ядерное оружие мы сокращаем, уничтожаем силы общего назначения, то есть обычные вооружения и вооружённые силы. Потому что у нас есть ядерный щит и меч.
В результате сокращения мы не будем иметь ни того, ни другого, всё это будет нейтрализовано. И тогда японцы у нас свободно заберут острова, американцы будут вести себя с нами совершенно по-другому. Почему? Потому что сегодня великой державой нас делает только ядерный потенциал, и благодаря нему мы ещё входим в тройку мировых лидеров. Как только мы спустимся до тысячи (это просчёты учёных, а не просто мои домыслы), мы сразу спускаемся на уровень стран Япония, Германия, Франция, в этот ряд геополитического статуса.
Но это состояние будет для нас транзитным. Когда ядерное оружие уже не будет играть какой-то роли, мы проскакиваем этот уровень, потому что там лучше экономики, там есть гражданское общество, эффективное управление и т.д. И мы по статусу скатываемся где-то к Нигерии: нефти много, что-то ещё там есть и т.д. По геополитическому статусу будем где-то внизу. Это крайне опасно для России. Во-первых, она не будет участвовать, как не участвует Нигерия, в формировании мировой повестки дня.Во-вторых, наши ресурсы тогда становятся довольно лёгкой добычей.
И я бы обратил внимание, что в марте вышла книга, которую написали члены компартии Китая, под названием «Китай недоволен». И там есть такой пассаж, что в России огромные плодородные территории, россияне их не умеют правильно использовать, и это нужно исправлять. Если китайцы будут обрабатывать эти земли, добывать там ресурсы и т.д, это будет более эффективным, будет способствовать улучшению жизни российского населения.
Ещё не подписано соглашение, а посмотрите, как мгновенно реагируют. Япония принимает закон, что островная зона, эти северные территории – это их законные территории. Значит, они нам по сути дела объявляют войну. Мы видим, что сегодня ОБСЕ принимает решение поделить ответственность за Вторую мировую войну между фашистской Германией и Советским Союзом. Поверьте, это просто результат снижения нашего статуса и нашего влияния. И, конечно, результат нашей политики, которую можно назвать «внешняя политика игры в поддавки».