Американской стороной на 5 декабря 2001 года заявлено о выполнении обязательств по Договору о СНВ, снижении своих стратегических носителей и числящихся за ними боезарядов до уровней 1238 и 5949 единиц соответственно.
Результаты анализа свидетельствуют, что основные усилия военно-политического руководства США по реализации договорных обязательств в первую очередь направляются на выполнение требований документа 2001 года «Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США», который, по сути, представляет собой американскую ядерную стратегию, где прямо сказано: «Если российско-американские отношения значительно ухудшатся в будущем, для США может возникнуть необходимость пересмотреть свою ядерную стратегию и взгляды на требуемые уровни ядерных сил».
С целью выполнения данного требования США главное внимание уделяют, прежде всего, сохранению и модернизации своих стратегических наступательных вооружений. Принимают меры по обходу и освобождению от ограничений Договора о СНВ, установленных в период существования СССР, так или иначе препятствующих совершенствованию стратегических наступательных сил. Достижение требуемых уровней сокращения стратегических наступательных вооружений в соответствии с Договором о СНВ осуществили за счет ликвидации устаревших ракетных комплексов («Минитмен» и «Посейдон»), а также тяжелых бомбардировщиков В-52 первых модификаций.
Выполнение требований Договора о СНП американская сторона осуществляет путем «разгрузки» носителей. В разоруженческий процесс ввели термин «оперативно развернутые ядерные боезаряды». Благодаря использованию «двойной бухгалтерии» в своих интересах трактуют порядок засчета ядерных боезарядов. Это касается МБР «МХ» и их шахтных пусковых установок, четырех ПЛАРБ типа «Огайо», которые переоборудуются под носители крылатых ракет, а также бомбардировщиков В-1В, переведенных в «безъядерный» статус. В соответствии с требованиями Договора о СНВ, данные системы должны учитываться как несущие ядерные боезаряды.
Однако американская сторона не засчитывает носители и боезаряды в числе оперативно развернутых и большую часть из них предполагает хранить на арсеналах в качестве «возвратного» потенциала. При этом руководствуется требованиями единого устава ВС США 2005 года JP 3-12, «Доктрина объединенных ядерных операций», где четко определено: «Оставшееся ядерное оружие стратегического назначения будет находиться на хранении и служить в качестве дополнительного потенциала на случай, если потребность в стратегических ядерных вооружениях возрастет сверх того уровня, который определен Московским договором». Это и есть, по заявлению Путина, та «лишняя сотня ядерных зарядов, которые наши партнеры откладывают на черный день, на всякий случай».
Таким образом, американская сторона, открыто действуя в обход Договора о СНВ, допускает различные нарушения его положений. Это неоднократно фиксировалось в отчетах, составленных российскими экспертами, по результатам более 360 инспекций, проведенных на объектах стратегических наступательных сил США, но большинство озабоченностей российской стороны до сих пор не снято.
Мы приведем только основные нарушения Договора о СНВ в части, касающейся межконтинентальных баллистических ракет.
Так, в п.10 ст. III Договора определено:
«b) существующими типами МБР для мобильных пусковых установок МБР являются:
i) для СССР – типы ракет, именуемые в СССР РС-22 и РС-12М и известные в США соответственно как СС-24 и СС-25;
ii) для США – тип ракет, именуемый в США «Пискипер» и известный в СССР как «МХ».
Таким образом, МБР «МХ» заявлена как мобильная. Применительно к мобильным МБР Договор о СНВ предусматривает ликвидацию под контролем противоположной стороны всех их ступеней, автономного блока разведения, а также головной части, включая платформу боеголовки или боеголовок и обтекатель головной части, которые сминаются, сплющиваются, разрезаются на две приблизительно равные части или уничтожаются с помощью взрыва. Однако в настоящее время ступени этих ракет содержатся в режиме хранения, проводятся работы по продлению сроков их эксплуатации. Головные части находятся на арсеналах и подвергаются модернизации, часть из них поступает на переоснащение МБР «Минитмен-III». Специальные сооружения шахтных пусковых установок, боевых стартовых позиций и пункты управления пуском законсервированы, система боевого управления и связи сохранена. Организованы техническое обслуживание и охрана объектов инфраструктуры.
Таким образом, вместо ликвидации ракет «MX» США осуществили формальный вывод их из засчета и согласились ликвидировать только первую ступень МБР. При этом присутствие российских экспертов, как этого требует Договор о СНВ, не предусматривается. Кроме того, в Соединенных Штатах ведется производство ускорительных ступеней к ракетоносителю «Кастор-120», имеющих практически одинаковую с первой ступенью МБР «МХ» длину и диаметр, по которым, согласно Договору о СНВ, и осуществляется подтверждение типа МБР. Поэтому ступень «Кастор-120» должна рассматриваться как первая ступень ракет «МХ» и подпадать под действие положений Договора о СНВ в отношении МБР мобильных пусковых установок. Однако эта претензия российской стороны американцами отклоняется.
Следовательно, военно-политическое руководство США имеет реальную возможность восстановить боевую готовность ракетной системы «МХ» с количеством ядерных боезарядов до 500 единиц. По экспертным оценкам, сроки приведения в готовность к боевому применению одной пусковой установки могут составить 1–2 суток с момента подачи на авиабазу Уоррен ступеней ракеты, платформы разведения и головной части.
Следующее нарушение Договора о СНВ связано со снижением количества боеголовок, числящихся за МБР «Минитмен-III» на ракетной базе Уоррен, с трех до одной. При этом в п. 5 б) ст. III Договора определено: «Уменьшение количества боезарядов, которое числится за МБР «Минитмен-III», осуществляется с соблюдением следующего: iii) платформа боеголовок каждой МБР «Минитмен-III», за которой числится уменьшенное количество боезарядов, уничтожается и заменяется новой платформой боеголовок».
Американской стороной, вопреки требованиям Договора о СНВ, доказательств установки новой платформы разведения и уничтожения старой не представлено. Процедуры показа головных частей этих ракет, навязанные американцами, не позволяют российским экспертам достоверно установить факты замены платформ разведения и подтвердить, что головные части не содержат большего количества боезарядов, чем количество боезарядов, которое числится за ракетами данного типа согласно этому Договору.
В этой связи 150 МБР «Минитмен-III», заявленные США как моноблочные, в соответствии с договорными требованиями в такой комплектации засчитываться не могут. Таким образом, существует реальная возможность оперативно нарастить количество ядерных боезарядов в группировке ракетных комплексов этого типа до уровня 450 единиц.
Результаты анализа устойчивости международно-правовой разоруженческой базы свидетельствует, что американская сторона до сих пор не представила возможности подтверждения тяжелых бомбардировщиков ВВС США как «неносителей ядерных КРВБ большой дальности», что привело к неоднозначному толкованию сторонами порядка засчета ядерных боезарядов и соответствующих положений Договора.
В результате указанные выше нарушения американской стороной договорных обязательств сформировали главное нарушение – это превышение количественного уровня ядерных боезарядов, установленного Договором о СНВ. При этом заявленные уровни сокращения стратегических наступательных сил США на 5 декабря 2001 года, мягко говоря, вызывают сомнения. С учетом действующих правил легко подсчитать, что превышение количественного уровня ядерных боезарядов сверх установленного пунктом b) статьи II Договора о СНВ (т.е. 6000 ед.) составляет около 1800 ядерных боезарядов.
Возникает вопрос: выполнен ли американской стороной главный пункт Договора о СНВ? Ответ на него можно найти в статье начальника Управления Минобороны РФ по контролю за реализацией договоров генерал-лейтенанта Николая Артюхина: «...был принят условный, а не реальный засчет ядерных вооружений на тяжелых бомбардировщиках, что дает возможность дополнительно размещать на них неучтенные ядерные боезаряды…». Известный военный ученый Владимир Дворкин высказался более определенно: «В США реально в боевом составе находится 6788 ядерных боезарядов, несмотря на то что Договор СНВ-1 ограничивает потолок до 6000 единиц по той причине, что правилами этого Договора не учитывается реальная загрузка тяжелых бомбардировщиков крылатыми ракетами воздушного базирования. Таковы результаты компромиссов, поэтому у американцев фактически имеется больше ядерных боезарядов».
Кроме того, по итогам инспекций, проведенных российскими инспекционными группами на объектах стратегических наступательных сил США, выявлены многочисленные нарушения договорных обязательств. К ним относятся: незаявленное переоборудование ШПУ МБР «Минитмен-III» в пусковую установку ракеты нового типа на Западном ракетном полигоне; проведение неконтролируемых летных испытаний БРПЛ «Трайдент-2»; непредставление возможности подтверждения заявленного количества боеголовок, установленных на БРПЛ «Трайдент-2»; неполная передача телеметрической информации по летным испытаниям МБР; размещение тяжелых бомбардировщиков за пределами национальной территории без соответствующего уведомления; отказ российской стороне в проведении инспекций и др. Представляется, что специалисты из состава морских и авиационных стратегических ядерных сил ВС РФ могли бы существенно дополнить этот перечень.