Читаю уже второй вечер и не могу никак отойти от мысли чего-то нереального. С одной стороны защита ВДВ несмотря ни на какие аргументы, не приемля критику другой стороны, поскольку считают это критику «поклепам» на ВДВ (типа «Не тронь святое»). С другой стороны – попытка осмыслить ситуацию.
Камрады. Давайте отделим мух от котлет. То, что созданные 80 лет назад войска показали себя на полях сражений - этого никто не отрицает и не забывает. Войска, которые изначально были предназначенные действовать в отрыве от основных сил, и основной задачей которых было выполнить задачу, пусть даже и ценой собственной жизни. Это было, это наша история. И никто не собирается этого ни забывать, ни отрицать. Недаром голубой берет ВДВ стал символом героизма, мужества, символом некого элитного воинского братства.
Но все это лирика. А есть еще и реалии. Отношение нашего руководства к ВДВ ничем не отличается от отношения к другим родам войск. Элемент
пофигизма наблюдался все эти годы. В 50-х спустившиеся на парашютах десантники занимали места в
ГАЗ-69 и
ГАЗ-63 и при поддержке
АСУ-57 двигались на выполнение своей задачи, буксируя на этих транспортных средствах свое штатное вооружение: минометы, РСЗО и пр. Потом появились
БРДМы, а
АСУ-57 заменили
АСУ-85. Со временем появились гаубицы
Д-30, а затем и
БМД. И все...
Все остальное - это небольшие косметические мероприятия, не более. Ничего нового, более мощного за десятилетия не появилось. Да, в десантном полку появились самоходки «Нона», непонятно, то ли орудия, то ли минометы. Реальных самоходок не было, и нет, хотя и были попытки создать их для ВДВ, те же самоходные 152-мм гаубицы на основе «ПАТ-Б» и легкие буксируемые гаубицы, которые можно было бы буксировать за УАЗом-469. Но нет. В составе дивизий полк с Д-30,которые буксируются Уралами.
И если во времена Союза дивизия - это
три парашютно-десантных полка плюс артполк, плюс зенитно-ракетный, плюс другие части и соединения, то
сейчас дивизии стали трехполковыми, из которых только
один или два десантый, третий - артиллерийский. То есть огневая мощь дивизии уменьшилось
Если во времена Союза высадку дивизии обеспечивала военно-транспортная авиадивизия, а то и не одна, то сейчас количество транспортных самолетов сократилось настолько, что надо для высадки одной дивизии или брать всю ВТА страны, или делать несколько рейсов. Ни то, ни другое неприемлемо.
Возьмите в качестве примера
7-ю воздушно-десантную дивизию, которая до распада СССР дислоцировалась в Каунасе, а теперь на Северном Кавказе. До последнего времени она была десантно-штурмовая дивизия, теперь еще и с припиской «горная». Ходят упорные слухи о том, что она вообще будет переименована в
аэромобильно-егерскую (у нас все возвожно
).
Так вот. Дивизия то есть, но полки ее расположены она на таких расстояниях друг от друга, что все это сводится на нет. Расстояние можду двумя полками дивизии по воздуху 300 км. По земле - еще больше... Об авиационной составляющей я уже умолчу. Тот же полк дивизии, расположенный в Ставрополе, имеет на вооружении 72 БМП-2 (прошу заметить, БМП, а не БМД), 36 БТРов-80, 26 БТР-Д, 13 БТР-3Д, 9 БТР-РД, 18 «Нон». Но своей авиации на аэродроме в Ставрополе у него нет. Ближайшая авиабаза с вертолетами МИ-8 - в Буденновске, в 200 км от города.
Вся авиасоставляющая округа –
27 ИЛ-76 в районе Ростова (Таганрог),
12 МИ-26 и
16 Ми-8 в Ростове (
546-я авиабаза армейской авиации),
16 МИ-8 в Крымске на
6972-й аваиабазе, те же
16 МИ-8 на
398-й АВбАА в Буденновске, еще
12 МИ-8 в Кореновке и
12 вертолетов в Егорлыке. Итого –
27 ИЛ-76, 76 МИ-8, 12МИ-26. Достаточно, чтобы перебросить подразделения дивизии глубоко в тыл противника, хотя бы километров на 500-600? Думаю ответ на поверхности.
Более того, говоря о современных десантах руководство нашего МО иногда и само не понимает, а что оно хочет от этих войск. Работы в тылу противника большими массами войск, которые способны будут дезорганизовать ситуацию в тылу и заставить командования противника снимать боевые части с других участков, как это было во времена Великой Отечественной? Вряд ли это реально. Тогда надо насыщать армейскую авиацию вертолетами, причем массово. Вертолетами класса МИ-26, увеличивать военно-транспортную авиацию, чтобы иметь возможность в короткий срок массово перебросить глубоко в тыл людей и технику. Ничего этого увы не делается. ВДВ стали скорее просто вариантом легкой пехоты, причем слабо оснащенной. Когда будет понимание, что должно представлять из себя ВДВ, когда руководство Минобороны даст четкие ориентиры, не только войскам, но и конструкторам, когда во главу угла будет становится не только реформа ради реформы, но реформа, которая должна усилить войска – тогда можно что-то говорить о именно ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ войсках. А сейчас… Сейчас та же 7-я будет действительно горно-егерской с аэромобильными возможностями, но никак не воздушно-десантная.
И не стоит забывать еще одной детали. ИМХО массовое использование ВДВ реально только в двух случаях. Или при подавляющем преимуществе в воздухе, а это проблематично при сражении двух сторон одной весовой категории (только если одна уже на ладан дышит) или при действиях против слабого противника. Поскольку не стоит забывать, что насыщение частей и соединений противотанковыми и зенитными средствами несравнимо с тем, что было 50-60 лет назад.
...Тут правильно писали камрады. Задача штаба вывести в тыл врага соединения безопасным маршрутом, но и штаб противника тоже будет вычислять, где и когда такой прорыв может произойти.
ИМХО ВДВ как войска, которые могут оказать серьезную помощь глубоко в тылу сейчас у нас уже не существуют (на этом этапе развития). В качестве тактических десантов в оперативном тылу противника – да, такое частично возможно. Реально использование десантных войск вообще на линии соприкосновения сторон и в тактическом тылу, на глубине в десятки километров, да и то только с использованием приданного им тяжелого вооружения, или совместно с частями, оснащенными тяжелыми видами.