Ламер написал(а):
Да ну? Реставраторские лозунги никто не снимал, как и возмущение казнью преступного принца.
Само собой! Коалиции после стольких лет войны, помимо прочего, были идеологически мотивированны.
Ламер написал(а):
И в 1803 незадолго до объявления войны английским королем, Бонапарт соглашался на унизительные для себя условия продления мира. Но война все равно произошла.
«Большая Франция» с ее «поясом безопасности» Британию решительно не устраивала. В условиях господства Наполеона в Италии, Швейцарии, Нидерландах и западной Германии, война была неизбежна.
Ламер написал(а):
И Англия, кстати, отказалась от проведения мирных переговоров в период 100 дней. Как раз из-за идеологии. Других причин не было.
Ни одна великая держава в 1815 г. разговаривать с ним не желала. О восстановлении власти Наполеона во Франции не могло быть речи. Меттерних в 1813 г. не хотел добивать Бонапарта, так как сам нуждался в противовесе влияния России и Пруссии. Но поскольку Наполеон в довоенные границы уходить не желал, выбора у Меттерниха не оказалось.
Ламер написал(а):
Тогда вины Наполеона в войне 1812 года нет. Его совесть полностью чиста.
Что значит совесть чиста?! В 1812 г. он попытался разгромить последнего реального конкурента на континенте. От Тильзитско - Эрфуртской системы уже ничего не осталось. На западных границах России создавалось Великое герцогство Варшавское, что для Петербурга было заведомо неприемлемо. В 1810 г. Бонапарт отказался подписать конвенцию о невосстановлении Польши, что для Петербурга также было неприемлемо. Петербург в открытую саботировал континентальную блокаду, наладил отношения со Швецией и начал сближение с Англией, что уже для Бонапарта было неприемлемо.
Ламер написал(а):
Значит, Россия была полностью зависима от Англии! Тогда о какой великой державе мы ведем речь?
Также как Англия была зависима от русского сырья. Также как Франция зависела от перекрытой англичанами морской торговли и от экспорта предметов роскоши в континентальные страны. Также как Австрия была зависима от России, которая держала в руках устье Дуная и контролировала австрийский экспорт. Также как Пруссия была экономически зависима от России и Британии, поскольку первая покрывала ее потребности в сырье, а вторая обеспечивала ей экспорт. Европа была единым хозяйственным организмом, которому «шоковая терапия» в виде континентальной блокады была решительно противопоказана.
Ламер написал(а):
Это было закреплено Кампо-формийским миром.
Поэтому даже ситуация, сложившаяся после Кампо-Формио ни для Австрии, ни для Британии была недопустима. Это не мир, а перемирие. Прочный мир мог быть заключен, только после возвращения Франции в ее привычные границы. А Наполеон никогда бы на это не пошел.
Ламер написал(а):
Ненадолго. Ну и что? Это оборонительный пояс Франции. Каким боком он касался нас?
Этот "оборонительный пояс" разрушал баланс сил. А нарушение баланса сил интересы России затрагивало самым прямым образом. Для России недопустима Франция, которая держит за горло всю западную Европу. Такую Францию не могут сдержать совместные усилия Вены и Берлина, а это для нас было смертельно опасно.
Против Людовика XIV, который и близко не имел такого влияния в Италии, который не контролировал Нидерланды, но который подмял под себя Испанию, в 1701 г. ополчилась практически вся Европа. Наполеон же пошел гораздо дальше «короля Солнце».
Ламер написал(а):
У него был только оборонительный пояс вокруг Франции, никаким ядром там не пахло.
Европейскую политику вопросы терминологии не волновали. С Бонапартом или без него: если Франция переходит Рейн, Альпы, Пиренеи и Шельду против нее неизбежно начиналась коалиционная война. Так было в 1701 г., так было в сер. 18. века и точно также дело обстояло в нач. 19.
Ламер написал(а):
К тому же не все он там "захватывал", некоторые сами соглашались с протекторатом Франции.
Для международных отношений это абсолютно не имело значения. Существовали географические пределы французской сферы влияния, выход за пределы которых означал войну.
Ламер написал(а):
В интересах России было выгодно иметь Балканские земли? а Константинополь?
В интересах России, в первую очередь, было сохранить баланс сил в Европе и обезопасить западное стратегическое направление. На фоне этой задачи, и Балканы и Царьград уже были вторичны.
Ламер написал(а):
Уничтожать Францию... Тогда какие претензии к Наполеону?
Не уничтожить, а ослабить ровно настолько, чтобы Париж могли сдержать совместные усилия Пруссии и Австрии. Поскольку к 1802-1804 гг. Наполеоновская Франция по своему боевому потенциалу значительно превосходила обе эти державы вместе взятые, русскому мишке (и британскому льву) приходилось срочно вмешиваться в европейские дела.
Общеевропейское побоище мог предотвратить лишь уход Франции в границы 1789 или, максимум, 1793 г. Поскольку Наполеон и слушать бы об этом не стал, события начали развиваться по сценарию, запрограммированному столетия назад. Еще в эпоху трех войн «короля Солнца» против коалиций.
Ламер написал(а):
Кстати, можно было соблюдать нейтралитет, не ухудшая отношении с Мелкобританией. Так и поступала Катя 2
Нейтралитет можно было соблюдать до тех пор, пока существовала уверенность в том, что Австрия и Пруссия вдвоем смогут Францию сдержать. К 1803 г. от этой уверенности не осталось и следа. Наполеон имел сухопутных войск больше, чем Берлин, Лондон и Вена вместе взятые.
Добавлено спустя 33 минуты 29 секунд:
Видите ли, друг мой! Европейская политическая история насчитывала не одну сотню лет. За эти столетия между державами выработались неписаные правила игры, демонстративное игнорирование которых не прощалось никому.
С этим столкнулись Габсбурги в сер. 17 в. в ходе Тридцатилетней войны. Позднее с этим столкнулся Людовик XIV. Спустя сто лет на эти же грабли наступил Наполеон. В 1854 г. Николай I. А уже в 20 в. Германская империя и Третий Рейх.
Эти проблемы корнями уходили в глубь веков и даже гению Бонапарта было не суждено сломать существовавший порядок вещей.