Почему мы позади и сможем ли мы их догнать?
("Newsweek", США)
СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА 24 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА
США упускают время. Да и место в космосе уже занято. Первый человек, запущенный на орбиту, – русский. Что дальше? Полет на Марс? Если в следующем году будут подходящие условия для запуска, то уж русские свой шанс не упустят. Первый человек на Луне? Скорее всего, он будет сжимать в руках серп и молот.
Как же все-таки русским удалось выйти на первое место в космической гонке? Почему Соединенные Штаты пришли вторыми? Есть ли у нас какой-либо шанс догнать русских? Предлагаю лишь некоторые ответы.
1. Советы уходят в отрыв
Правительство России, которому присуща жесткая централизация, приступило к методичной разработке ракетной программы уже в 1945 году. Программа неуклонно набирала обороты. У них не было никакого дробления властных полномочий, никаких сражений за бюджетные средства, а лица, принимающие решения, действовали четко и уверенно. С другой стороны, они вряд ли превзошли США по числу каких-то особо выдающихся личностей или технологических достижений. «Успех Советского Союза в космосе, – сказал на прошлой неделе профессор астронавтики Леон Триллинг из Массачусетского технологического института, – явился всего лишь результатом кропотливой работы и концентрации всех ресурсов на космической сфере в ущерб некоторым остальным областям... Научное развитие – это эффективное средство убеждения и влияния, потому-то оно и получило высокий приоритет в советской системе».
После Второй мировой войны, вскоре после того как Германия показала важность использования ракет в качестве одного из средств ведения войны, советское правительство стало уделять ракетостроению повышенное внимание. Русская атомная бомба, как и первые американские, была этаким чудовищем весом, превышающим 10 тысяч фунтов (около 4500 килограмм). И тогда русским пришлось построить достаточно большую ракету, способную эту бомбу нести. Однако с появлением в 1953-м году водородной бомбы, размеры которой не были столь громоздки, прежняя ракета-носитель, с одной стороны, оказалась слишком мощной для военных задач, но, с другой стороны, списывать ее было слишком рано. Вот тогда-то советские ученые сочли, что появился шанс начать широкомасштабную программу космических исследований. Правительство быстро согласилось. Именно эта «устаревшая» ракета стала той ракетой-носителем, которая на прошлой неделе вывела на орбиту Юрия Гагарина и его космический корабль весом 10 395 фунтов (4725 килограмм).
2. Американцы отстают
До 1945 года американцы во многом шли по тому же пути, что и русские. У Соединенных Штатов тоже был свой Циолковский – его звали Роберт Х. Годдард, который в 1926 году впервые в мире запустил ракету на жидком топливе. Кроме того, правительственную ракетную программу, начатую в 1945 году, подстегнул успех немецкой Фау-2. Фактически, США воспользовались плодами немецкой ракетной программы, а именно – привлекли к сотрудничеству Вернера фон Брауна и около 110 остальных ученых, которые составляли цвет немецкого ракетостроения.
Однако в промежутке между 1945 и 1957 годами появились сбои – американские космические проекты, окутанные облаком пессимизма, страдали от недофинансирования и столкнулись с застойными явлениями. В 1946 году военно-воздушные силы вроде бы заказали строительство межконтинентальной баллистической ракеты, однако уже в 1947 году дали задний ход. Намерение построить боевую ракету дальностью 3000 миль представлялось нереальной задачей, от этой идеи решили отказаться, ведь не была решена проблема точности попадания. «Не думаю, что кто-то еще в мире знает, как делать такие вещи, – заявил директор Управления научных исследований и разработок Вэнивар Буш. – Уверен, что данная проблема не будет решена еще в течение очень долгого времени...». У Буша был сильный аргумент: вес атомной бомбы – 10 тысяч фунтов. Такая ноша была непосильной для любой ракеты. Для решения этой задачи стали использовать средство доставки оружия – самолет B-29, который хорошо себя зарекомендовал.
В 1951 году холодная война и события в Корее заставили изменить национальные приоритеты, и военно-воздушные силы дали добро на проект MX-1593, т.е. разработку ракеты «Atlas». Главным фактором, который определял конструкционные особенности этой ракеты-носителя, был размер ядерной боеголовки, которую эта ракета должна нести – такая же задача стояла и перед Советами. К несчастью для космической программы, наши ученые решили создать ракету с тягой в 300 тысяч фунтов – ведь она легко справится с задачей доставки – а увеличивать характеристики ракеты не стали.
В 1957 году запуски Спутника-1 и 2, а также позорные взрывы американского спутника «Авангард-1» на космодроме, расположенном на мысе Канаверал, – все это потрясло США и заставило действовать. В 1958 году было учреждено гражданское агентство для контроля за всеми аспектами мирного освоения космоса. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства тут же дало старт проекту «Mercury» – американской пилотируемой программе по запуску человека в космос. В конечном счете, этот проект быстро стартовал, однако было уже слишком поздно. «Мы проиграли в этой гонке еще до того, как было учреждено наше космическое агентство», – сказал на прошлой неделе заместитель главы НАСА, Хью Драйден. И здесь никакие бы деньги нам уже не помогли, к тому же, добавил он, «деньги не заменят время».
3. Что делать в дальнейшем
Наиболее очевидный ответ – строить большие ускорители, причем два из них – «Saturn» и «Nova» – уже проектируются. Тяга «Сатурна» составляет 1,5 миллиона фунтов, и он будет готов уже в 1964 году.
В дальнейшем появится гигантская ракета F-l Nova, использующая один двигатель. На прошлой неделе она уже прошла полномасштабные наземные испытания. На смену этим ракетам придет Ровер «Rover» – ракета на ядерном двигателе; ее испытания, надо полагать, состоятся в середине 60-х годов.
В конце 1965 года эти ракеты уже смогут относительно легко нести большую полезную нагрузку. Но многие полагают, что шанс догнать русских космонавтов появится с началом проекта «Аполлон», который представляет собой космический корабль, позволяющий выводить на орбиту трех человек при помощи ракеты-носителя «Saturn». По словам заместителя главы НАСА Роберта С. Симанса (Seamans), «Аполлон» сможет уже к 1967 году послать человека на Луну. «Эту дату мы уже можем запланировать», – сказал Симанс на заседании комитета Конгресса на прошлой неделе. Усилия будут стоить дополнительно четыре или пять миллиардов долларов.
На своей пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе, президент Кеннеди полностью учел все эти факторы, и сделал вполне взвешенное заявление: «Худшее, как правило, предшествует лучшему, и нам понадобится еще некоторое время, прежде чем мы их [СССР] догоним… Но я уверен, что они [тоже] делают все возможное, чтобы остаться в лидерах».