Не нашел подходящей темы. Выкладываю сюда.
Бомбардировщики Антонова
Так и есть уважаемый читатель - вы не ошиблись, в данной публикации речь пойдёт о бомбардировщиках марки «Ан», спроектированных под руководством советского авиаконструктора Олега Константиновича Антонова. Всемирно известным О.К. Антонов стал после создания ряда весьма удачных транспортных и пассажирских самолётов. Но сейчас мало кто помнит, что его первенец – поршневой биплан Ан-2, помимо транспортно-пассажирского варианта, проектировался как лёгкий разведчик-корректировщик и ночной бомбардировщик.
Работы по боевому варианту «кукурузника» начались в ОКБ-153 весной 1947 года. Согласно проекту, это должен был быть трехместный самолет, предназначенный для ведения ночной разведки, корректировки артиллерийского огня и нанесения ночных бомбовых ударов, с возможностью посадки на грунтовых прифронтовых аэродромах с ВПП малой протяженности. Характеристики Ан-2, его малая скорость, высокая маневренность, минимальный пробег и разбег полностью подходили для выполнения этих задач.
Самолет, получивший условное обозначение «Ф» («Федя») имел очень много общего с базовым Ан-2. С целью повышения удобства боевого применения переделке подверглись фюзеляж и хвостовое оперение. Ближе к хвостовой части была смонтирована кабина лётчика-наблюдателя, которая напоминала клетку и представляла собой остекленную ферменную конструкцию. С целью обеспечения удобства применения оборонительного вооружения в задней полусфере, хвостовое оперение было выполнено с разнесенными килями.
Для отражения атак вражеских истребителей с задней полусферы за верхним крылом установили турель с 20-мм пушкой Б-20. В нижней правой плоскости монтировалась ещё одна неподвижная 20-мм пушка, стрелявшая вперед. Рабочие места экипажа и двигатель получили броневую защиту. При использовании в качестве ночного бомбардировщика самолёт мог нести двенадцать 50 кг бомб в кассетах, размещённых в фюзеляже, под нижними плоскостями имелось четыре держателя для 100 кг бомб или блоков НАР.
Испытания Ан-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик) успешно завершились в начале 1950 года. Но в связи с развитием реактивной авиации серийно самолёт не строили. Дальнейшие события показали ошибочность данного решения. В ходе боевых действий на Корейском полуострове в начале 50-х весьма эффективно использовались ночные бомбардировщики По-2 и Як-11. Благодаря невысокой скорости точность бомбометания с бипланов По-2 была очень хорошей, а сами «летающие этажерки» из-за большой разницы в скорости и высокой манёвренности оказались весьма трудной целью для американских ночных истребителей. Известно несколько случаев, когда ночные перехватчики разбивались при попытке сбить летевшие ночью на малой высоте По-2. Действовавшие, как правило, над вражескими окопами и в прифронтовой полосе северокорейские легкие бомбардировщики были настоящим ночным кошмаром для военнослужащих «сил ООН». По-2 брали 100-150 кг бомб малого калибра, с помощью которых парализовывали автомобильное движение в ближайшем тылу и терроризировали цели на переднем крае противника. Американские солдаты называли их – «чокнутые китайские будильники». Думается, что ночной бомбардировщик Ан-2НАК, имевший сходные с По-2 скоростные и манёвренные характеристики, при большей грузоподъемности мог бы быть в Корее гораздо эффективней.
Успешное применение в ряде военных конфликтов переоборудованных «кукурузников» побудило конструкторов вернуться к теме военного применения Ан-2. В начале 1964 года на аэродроме ГК НИИ ВВС в Чкаловском проходил испытания доработанный Ан-2 с ударным вооружением.
На самолёт установили стрелковые и бомбовые прицелы, в состав вооружения входили блоки НАР УБ-16-57 и бомбы калибра 100-250 кг. Для подвески вооружения на Ан-2 монтировались балочные держатели БДЗ-57КУ. В иллюминаторах и обшивке грузовой кабины были сделаны приспособления для стрельбы из автоматов Калашникова. Результаты испытаний военных не впечатлили и работы по этой теме в СССР больше не велись.
Несмотря на то, что «боевой» вариант Ан-2 не пошел в серию, этот изначально не предназначавшийся для войны самолёт неоднократно участвовал в боевых действиях в самых разных частях мира. Первый достоверно известный случай боевого применения Ан-2 произошел в Индокитае в 1962 году, когда северовьетнамские Ан-2 доставляли грузы своим союзникам в Лаосе - левым нейтралистам и отрядам «Патет-Лао». В ходе таких рейсов по «кукурузникам» зачастую вёлся обстрел с земли. Для подавления зенитного огня на Ан-2 стали подвешивать блоки 57-мм НАР С-5 и устанавливать в дверных проёмах пулемёты.
Следующим шагом ВВС ДРВ стали целенаправленные ночные атаки южновьетнамских и американских боевых кораблей и наземных баз. Широко известен случай, когда группа Ан-2 в ночном боевом вылете с помощью НУРС потопила сторожевик и повредила десантный корабль ВМФ Южного Вьетнама. Но аналогичная атака на эсминцы ВМС США, обстреливавшие ночью побережье, провалилась. Американцы, контролировавшие воздушное пространство РЛС, вовремя обнаружили приближающиеся Ан-2 и сбили один биплан зенитной ракетой.
Гораздо удачней вьетнамские Ан-2 действовали против вооруженных катеров и джонок, на которых забрасывались американские и южновьетнамские диверсионно-разведывательные группы.
Окончание Вьетнамской войны не поставило точку в боевой карьере «кукурузников». После ввода вьетнамских войск в 1979 году в Камбоджу Ан-2 наносили удары по отрядам «красных кхмеров». Зачастую они использовались как передовые авианаводчики. Пилоты Ан-2, обнаружив цель, «обрабатывали» её бомбами и НУРС. Для обозначения цели и наведения других более скоростных ударных самолётов применялись зажигательные фосфорные гранаты, при горении белого фосфора выделялся густой, хорошо заметный белый дым, служивший ориентиром. Интересно, что для авиаударов в Камбодже по «красным кхмерам», совместно с тихоходными Ан-2, использовались истребители F-5 и штурмовики А-37 американского производства.
Следующий раз Ан-2 вступили в бой в Никарагуа в начале 80-х. Несколько сельскохозяйственных самолётов «сандинисты» оборудовали держателями 100 кг авиабомб. В таком виде самолёты привлекались для бомбардировок поддерживаемых ЦРУ отрядов «контрас».
Малоизвестной страницей боевого применения Ан-2 является война в Афганистане. Кроме перевозки грузов на полевые аэродромы, эти машины использовались афганскими ВВС как легкие разведчики и корректировщики. Несколько раз с них бомбили кишлаки, занятые отрядами вооруженной оппозиции. Хорошая манёвренность и низкая инфракрасная сигнатура поршневого двигателя помогали им избегать поражения ракетами ПЗРК. В случае попадания под огонь зенитных пулемётов Ан-2 переходили на бреющий полёт или ныряли в ущелья. Неоднократно афганские Ан-2 возвращались на аэродромы с пробоинами, но в сводках боевых потерь их нет.
Ан-2 также эпизодически участвовали в различных конфликтах в Африке. На самолётах кустарно монтировались пулемётные турели, а для бомбардировок наземных целей, как правило, использовались ручные гранаты и заряды промышленной взрывчатки.
Намного большими оказались масштабы боевого применения Ан-2 в этнических конфликтах на территории бывшей Югославии. В Хорватии на базе отряда сельхозавиации в г. Осиек была создана бомбардировочная эскадрилья, имевшая на вооружении около десятка Ан-2. С ноября 1991 года хорватские «двойки» привлекались для ночных бомбардировок позиций сербов, в общей сложности они совершили более 60 боевых вылетов. При этом использовались самодельные бомбы, сбрасываемые через открытую дверь. Ввиду низкой инфракрасной заметности Ан-2 оказались сложной целью для имевшихся у сербов ПЗРК «Стрела-2М». Известен случай, когда для того, что бы сбить ночью хорватский поршневой биплан сербские военные израсходовали 16 ракет ПЗРК. Ещё один Ан-2 был поражен зенитной ракетой ЗРК «Квадрат». Всего в ходе боев под городом Вуковар хорваты потеряли не менее пяти Ан-2. Помимо действий против сербских военных объектов, хорватские «Аны» несколько раз использовались в налетах на колонны сербских беженцев, что является военным преступлением.
В январе-феврале 1993 года хорватские Ан-2 наносили бомбовые удары по позициям войск и важным объектам самопровозглашенной Республики Сербская Краина. В ходе налёта на нефтепромысел у села Джелетовици один Ан-2 был подбит. Экипажу удалось благополучно совершить вынужденную посадку, но, пытаясь уйти от преследования, летчики подорвались на минном поле.
В 1992 году хорваты использовали свои Ан-2 в ходе боёв на территории бывшей Союзной Республики Босния и Герцеговина. Там один самолёт сгорел в воздухе после попадания 57-мм снаряда зенитного орудия С-60. Боснийским сербам досталась техника местных аэроклубов, они использовали Ан-2 как разведчики и легкие штурмовики. В марте 1993 года при бомбардировке позиций мусульман неподалёку от города Сребреница один самолет был сбит.
Отмечены случаи боевого применения Ан-2 в ходе армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. По данным СМИ, один армянский Ан-2 разбился после того, как получил повреждения от зенитного огня.
В Чечне в распоряжении генерала Дудаева имелось несколько исправных Ан-2. Известно, что часть из них подготавливалась для использования в качестве ночных бомбардировщиков. Но в боевых действиях эти самолёты участия принять не успели, все они были уничтожены в начале декабря 1994 года российской авиацией на аэродромах базирования.
Применение «двоек» в боевых действиях обычно носило вынужденный характер. Транспортно-пассажирские, сельскохозяйственные и аэроклубовские самолёты совершали боевые вылеты после минимального переоборудования и подготовки.
Совсем по другому подошли к использованию Ан-2 в военных целях в КНДР. Значительная часть имевшихся в Северной Корее бипланов советского и китайского производства модернизировалась на авиаремонтных предприятиях. Для снижения заметности в ночное время самолёты окрашивались в чёрный цвет, в проёмах дверей и в иллюминаторах монтировались стрелковые турели. Под нижними плоскостями и фюзеляжем устанавливали держатели для бомб и блоков НАР. Кроме ударных функций на «двойки» возлагались задачи по заброске разведчиков и диверсантов на территорию Южной Кореи. Они пересекали линию разграничения на предельно малой высоте, оставаясь невидимыми для южнокорейских и американских радаров. В настоящее время в Военном Музее в Сеуле демонстрируется северокорейский Ан-2, захваченный южнокорейскими спецслужбами во время одной из таких миссий.