В культуре современного российского общества четко выражена ориентация на западный стиль жизни. Но не все замечают, что западный стиль жизни порождает глобальные проблемы такие, как экологический кризис, наркобизнес, терроризм, фундаментализм и т.д. Не секрет, что рыночная экономика развитых стран поддерживается за счет эксплуатации ресурсов стран «третьего мира». Поэтому западная демократия — это детально разработанный механизм существования общества с перенесением своих проблем на всю планету в целом, и заимствование западной идеологии приводит к разрушению традиционных обществ.
Например, возьмем наиболее привлекательную для нас идею свободы. Что означает так называемая свобода в свободном обществе? Свобода — это свобода от принуждения. Но в Западных странах стремление быть современным, модным, придерживаться передовых взглядов делает людей зависимыми от предпринимателей. Люди принуждены покупать вещи, если только они имеют модный ярлык. Они тратят деньги и время на то, чтобы из соображения престижа носить только модную одежду. В этом безудержном стремлении гоняться за фетишем тратится вся жизнь, которая превращается в спектакль абсурда. Такая свобода больше похожа на переход от одного рода рабства к другому. Как только человек пристрастился к моде, он привыкает к поверхностному образу жизни, и его внимание постоянно занято тем, какую новую несуразность выбрать. Излишняя потребность в сырье для поддержания так называемого "выбора» , истощает ресурсы Земли, создавая экологические проблемы. Высочайшую истинную свободу западные страны заменили на деньги. Еще Лютер совершил революцию, опираясь на представления о чести и совести, критикуя злоупотребления церкви, ее стремление к обогащению. В наше время деньги заражают все виды так называемой духовности западного мира. Большинство религий используют эту ориентацию на деньги и на власть.
Наихудший тип свободы, от которого страдает западное общество, — это свобода вести аморальный образ жизни. Свобода вседозволенности влечет самые ужасные вещи современного мира: убийства, насилие, предательство. Свобода выбора становится особенно разрушительной, когда входит в сферу брака. В результате этого разрушаются семьи. Дети не получают любви, руководящего влияния родителей, потому что они слишком заняты погоней за модой, деньгами, престижем. В раннем возрасте дети, не получая достаточно родительской любви, входят в сферу безнравственности. Средства массовой информации фокусируют внимание на насилии и сексе. Когда дети должны просто наслаждаться в раннем возрасте жизнью, полной радости и невинности, им агрессивно навязывают безумные идеи насилия и секса. К этим негативным явлениям ведет попрание хорошо испытанных вековых моральных устоев цивилизованной жизни.
Ориентировка на западный стиль жизни, на ценности западного общества разрушающе влияет и на российское общество. Культура в любом обществе — это результат его истории. Она отражает отношение человека к нравственным нормам, идеалам, целям и ценностям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает самый фундамент нашего общества.
В современных условиях нестабильности российского общества на образовании лежит особая роль гаранта будущего, решающего фактора сохранения культуры, упрочения мира и развития всех сфер жизни. Но сегодня при всем многообразии дифференцированности форм, методов и содержания ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества. Ведь по сути образование — это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование — это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Однако современное образование нацелено только на продвижение в карьере, прогресс и достижение материальных благ. Не осознается подлинное значение духовных ценностей, что именно они дают ту нравственную опору, на которой строится прогресс. Бесспорным преимуществом советской образовательной системы было обеспечение гармоничного единства, воспитания и обучения в школе с мировоззренческими основами жизни общества. Именно это единство создавало противодействие негативным явлениям в обществе.
Разрушение идеологической основы советского государства вовсе не означает, что эта основа должна отсутствовать у современного подрастающего поколения. Нравственными ориентирами российского общества служили: сохранение древних традиций, широта души, воспитание таких качества, как трудолюбие, стремление к справедливости, равноправию, сотрудничеству, творческая смекалка, патриотизм, честь и достоинство, чувство долга, терпимость к чужой культуре, уважение к традиционным нормам в семье, старшему поколению, естественное чувство скромности и целомудрие, которые в традиционных обществах создают основу нравственности, личного и семейного счастья. Современная школа занята инновациями и борьбой за звание «экспериментальной площадки». В ней не думают о воспитании личности, гражданина российского общества. Миф об особой культуре подростков, равноправной с культурой взрослых, приводит к тому, что когда авторитет родителей и учителя ослабевает, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления, так как не обладает внутренним сопротивлением пропаганде, рекламе. Школа предоставляет детям широкий простор для выбора инновационных курсов. Однако в сфере нравственности подросток еще не созрел для свободы выбора, на то он и ребенок, что находится под влиянием взрослых. Не имея в себе устойчивого стержня, который должно давать образование в виде нравственного воспитания, он находит то, что доступнее и сильнее действует на воображение и психику, подпадая под влияние сомнительных друзей, улицы, дельцов, торговцев наркотиками.