Как сообщил Фарид Салман, вначале он хотел назвать свой доклад на семинаре "Структура салафитского подполья в Татарстане", однако сегодня должен заявить, что "салафитского подполья в Татарстане нет, поскольку оно интегрировано с официальной духовной властью". По словам теолога, ДУМ РТ практически полностью стало салафитским, - "отрицать это можно, но бессмысленно".
Как следует из доклада, ваххабизм начал распространяться в Татарстане в начале 1990-х годов, когда в республику, как и в другие регионы России устремились вербовщики из-за рубежа, в первую очередь - из Саудовской Аравии, которые тогда просто присматривались к местным мусульманам. Республика в этом плане прошла классическую схему внедрения ваххабизма в общество. И если двадцать лет назад начался первый этап ваххабизации, то сейчас, по мнению Фарида Салмана, наступил последний, характеризующийся глубоким проникновением ваххабитов во все сферы общественной жизни, экономику, управление и главное - в руководство мусульманским сообществом республики.
В этой связи Фарид Салман заявил, что "муфтий Татарстана Гусман Исхаков и его окружение, которое состоит из ближайших родственников - последовательные ваххабиты и скрывать это невозможно, да и ни к чему". В целом же социальный портрет явления в Татарстане значительно отличается от процессов формирования радикальных исламистских сообществ на Северном Кавказе, в частности, в Дагестане и Ингушетии. Сегодняшние салафиты в Татарстане - это люди молодые и явно не бедствующие, наоборот, "это дети очень обеспеченных родителей". Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, кто приезжает на пятничные намазы в казанскую мечеть "Аниляр" (расположена напротив здания РИУ - прим. ИА REGNUM Новости), в которой, по данным Фарида Салмана, "собираются салафиты" - это молодежь на дорогих иномарках.
"Думать, что татарстанские салафиты - это такие мусульманские люмпены, деревенские парни, доведенные до отчаяния безденежьем и нуждой, - совершенно неверно, - говорится в докладе. - Хотя есть среди них и такие, которых они используют в качестве "пушечного мяса". Это, кстати, показала история в Нурлатском районе". Однако сливки салафитского общества в Татарстане - это молодежь из зажиточных семей. В большинстве случаев отцы работают где-то во властных структурах: "И естественно, он своих детей будет прикрывать всеми возможными способами".
При этом следует признать, что значительная часть верующей мусульманской молодежи в Татарстане симпатизирует салафитам, у которых, как и у ваххабитов есть серьезная поддержка за рубежом. Саудовские шейхи финансируют различные российские проекты, связанные с "возрождением ислама". Правда, в последнее время они вынуждены сворачивать свою деятельность в Чечне, однако, по мнению Фарида Салмана, это заслуга силовых ведомств. Теперь свое влияние исламисты оказывают на Дагестан, Ингушетию и уже "поползли вверх" - к Башкирии и Татарстану.
Пока в Татарстане большинство традиционных мусульман воспринимают салафитов как часть уммы - ведь они тоже молятся, регулярно ходят в мечеть. При этом их не торопятся осуждать, потому что татары-мусульмане вообще очень толерантны. Понимание проблемы есть только в академических и теологических кругах. На этом фоне салафиты продолжают активно вербовать новых сторонников, быстро превращая их в религиозных фанатиков. Меры же, предпринимаемые властями по борьбе с салафитско-ваххабитской опасностью в Татарстане неэффективны (что, собственно, видно на примере нурлатских событий - прим. ИА REGNUM Новости).
Следующий этап ваххабизма по Фариду Салману - создание в республике джамаатов или структур, которые в Татарстане могут быть ассоциированы с сепаратистским и националистическим течениями. Хотя докладчик тут же подчеркнул, что татарские национал-радикалы "напрасно тешат себя надеждой, будто ваххабиты помогут им в создании независимого татарского государства", поскольку ваххабиты не признают наций, а их цель - мировой джихад.
Дальнейший прогноз по Татарстану выглядит довольно устрашающе: начнется "отстрел сотрудников МВД (они носят форму, поэтому заметны) и имамов, которые не разделяют взглядов ваххабитов". В остальном же, по данным Фарида Салмана, ведется планомерная работа по настройке республиканской уммы против российских властей: "Это задача салафизма. Чтобы мусульмане России выступили против России".
Вынося за рамки заявления Фарида Салмана о муфтии Татарстана (которые являются личным мнением теолога и могут быть отголоском его давней неприязни к Гусману Исхакову), следует признать бесспорность последнего тезиса о задаче и целях исламистов, которые, как видно на примере недавних событий в Нурлатском районе, начинают осуществляться. 25 ноября в боевых действиях против 500 сотрудников МВД и спецслужб, БТР-ов и даже вертолета участвовали три молодых человека, "придерживавшихся мусульманского исповедания", среди которых было двое татар и один кряшен, выбравший вместо традиционного для своего народа православия радикальный ислам. И ни один из этих несчастных не захотел сдаваться в плен.
Благодаря каким механизмам и ресурсам удалось воспитать из обычных чистопольских парней религиозных фанатиков, снабдить деньгами, вооружить их до зубов и обучить ведению боевых действий, сказать сложно. Ясно одно: подобный случай - не артефакт и не случайность, в Татарстане есть условия для подготовки исламистов-боевиков. Но винить в этом только силовые ведомства неправильно - они выступают в роли ликвидаторов последствий той идеологической или, если угодно, духовной войны, которую официальные религиозные лидеры в Татарстане на сегодня проиграли.