Vist написал(а):
только в ГТД-1000 применена схема со свободной силовой турбиной. С трансмиссией механически связана только она. Ступени компрессора и его турбины связи с трансмиссией не имеют.
Ну ладно, избавились от инерции лопаток компрессора и его турбины, так еще инерция выходного понижающего редуктора есть, ее тоже надо учитывать.
Большая инерционность ГТД определяется очень высокой рабочей частотой вращения и необходимостью ее понижения для обычной трансмиссии. Тут 1кгм на валу турбины превращается в 10кгм на валу КПП.
Vist написал(а):
Крутящий момент ГТД зависит от перепада давлений на лопатках и расстояния от оси вращения до этих лопаток. Чем больше расстояние - тем больше крутящий момент. И тем больше момент инерции. Вот так и соотносятся инерционность и коэфф приспособляемости (для ГТД) - т.е. находятся в прямой зависимости.
Да, здесь есть косвенная связь. Чем больше турбинных рядов лопаток, и чем больше диаметр турбины, тем лучше она использует энергию расширения газов, тем выше КПД, и тем больше момент инерции (если для турбины используются те же материалы). Можно сделать малоинерционную турбину, но вряд ли она будет обладать высоким КПД.
Но по сравнению с ДВС, где сгорание происходит в замкнутом объеме (у ГТД в незамкнутом - в трубе, грубо говоря), на ГТД, чтобы эффективно снять энергию расширяющегося газа, требуется гораздо большая поверхность рабочих элементов, сравните - несколько десятков лопаток против 12 поршней, плюс по газодинамике требуется на порядок большая скорость истекания, т.е. обороты вращения двигателя. Т.е. инерционность ГТД всегда будет много больше инерционности ДВС, это принципиально. С этим можно побороться использованием супер-пупер материалов (хотя там они и так "золотые", и разница в стоимости соответствующая), но использование суперматериалов в ДВС тоже даст отличный эффект.
Представьте, если применить сверхлегкие, сверхпрочные поршни и шатуны в ДВС, насколько улучшатся его параметры.
Все-таки турбина исходя из скоростей протекания рабочих процессов лучше соответствует авиации, а не наземной технике. Не те скорости. Рожденный летать ползает плохо.
Это так, лирическое отступление.
Добавлено спустя 7 минут 6 секунд:
vecher написал(а):
А главное, что РСА введена как раз из-за инерционности турбины - как дополнительное средство торможения танка. Ладно при разгоне, чуть позже начнет разгоняться танк. Но вот надо притормозить (при движении в колоне), мехвод сбрасывает подачу топлива, а турбина еще работает в прежнем режиме (пресловутая инерционность). Поэтому в данном случае мехвод задействует РСА, заставляя рабочие газы в турбине выполнять антиработу (торможение лопаток). Применение РСА - это просто техническое решение проблемы, присущей ГТД. Для дизеля это не требуется, у него в принципе уже есть эта системма - т н "торможение двигателем".
+100, именно так. Опять же, плохие тормозные свойства ГТД - следствие протекания рабочих процессов в незамкнутом объеме.
Добавлено спустя 13 минут 31 секунду:
Vist написал(а):
Система автоматического управления режимом двигателя (САУР), в сочетании с РСА полностью исключает проблему с "надрывом трансмиссии при переключениях передач" и поддержанием оптимальных оборотов. Система имеет также режим стояночного малого газа (СМГ).
Она предназначена для обеспечения стабильной работы ГТД, а не для сглаживания рывков в трансмиссии при переключениях.
ДВС - легко сбрасывает обороты, легко набирает. ГТД - медленно сбрасывает, медленно набирает. Т.е. необходимость держать ГТД "на оборотах" приводит к дополнительным динамическим нагрузкам в трансмиссии при переключениях - больше пробуксовка фрикционов и т.д., что плохо для их ресурса.
Добавлено спустя 10 минут 39 секунд:
vecher написал(а):
"более благоприятное изменение крутящего момента" ГТД обозначает, что макс кр момент достигается на 0 оборотов, и снижается с ростом оборотов. Это присуще всем паровым машинам и газовым турбинам, и явл их +. У дизелей макс момента достигается с ростом оборотов (до некоей величины, когда обеспечивается макс подача воздуха).
На ГТД макс. момент тоже не нуле достигается. Да, у него характеристика момента лучше, но требуются некие минимальные обороты (около 10000) для устойчивой работы, при снижении до некой критической частоты происходит помпаж или что-то вроде того, резкое снижение параметров, КПД, выход на нерасчетные режимы, возможна остановка.
Макс. момент на нуле - это у электродвигателей. Тоже тема, кстати.