Lavrenty написал(а):
SOLE, танки 1930-х гг., сами по себе, является на удивление бесполезной боевой техникой. Танки, действующие в одиночку или группами (пусть даже очень большими), и на фронте, и в тылу противника обречены на уничтожение ПТО.
Танки не могут действовать без поддержки пехоты, артиллерии и противотанковой артиллерии. То, что Вы показали выше - это не глубокий танковый рейд - это безумные фантазии Резуна про "автострадные" танки. Так не было ни разу за все 6 лет Второй Мировой войны и не могло быть, учитывая азы оперативного искусства.
Как и на чем с такой скоростью Вы потащите в прорыв корпусную артиллерию?! "Полуторки" ее не потянут, американских грузовиков у вас нет, а трактора СТЗ быстрее 5 км/ч не поедут, что по асфальту, что по полю.
Чтобы не повторять бредни Резуна нужно изучать реальный боевой опыт той войны. Не было, как такового, "рейда танков" по дорогам ни у немцев во Франции и Бельгии в мае 1940 г., ни у наших в январе 1945 г. И не потому что у наступающих в тех случаях не было БТ, а просто потому что так не воюют.
Рейдов танков по дорогам действительно не было. Да и откуда им взяться, если единственные танки, способные к таким рейдам, были БТ?
Гусеничные танки со стальной гусеницей на бетонных или асфальтированных дорогах - корова на льду!Лаврентий, скажите мне по секрету. Гудериан таскал за собой корпусную артиллерию? Ну, к примеру, когда от Ельни на Киев повернул. Сколько стволов артиллерии он поволок за собой?
Не говорите глупостей.
Когда под Сталинградом танковые армии вошли в прорывы, они тоже корпусную артиллерию за собой не поволокли. Однако же, армию Паулюса успешно окружили.
Автострадные танки - это БТ, а не "безумные фантазии Резуна". До книг Суворова с этим почему-то никто и не спорил. Все соглашались, что серия БТ была сконструирована специально для использования на дорогах с твердым покрытием. Никто не выдумывал отмазок про "просторы Родины", на которых важно иметь быстроходные танки, чтобы быстро перебрасывать их с Дальнего Востока под Кенигсберг.
Это бред.
Автострадность БТешек до 90-х годов всеми признавалась и выставлялась, как глупость сталинских полководцев и конструкторов. Мол, танки автодорожные построили, а дороги к ним нет. Паровозы без рельс! Дураки! К войне не подготовились!
Потом Резун ткнул их носом в очевидное. Дороги были. Только не в СССР, а в Европе!
Начался конкурс кто придумает новую отмазку. Начался бред сивой кобылы орлов пропагандастов:
1) БТ вообще не могли ходить на колесах.
Хотя, в реальности ходили, гоняли много и успешно. В августе 39 года по монгольской степи на колесах гоняли. На учениях Московского военного округа летом 40-го года носились, как ветер. И парашютный десант им в поддержку высаживали, а потом они аэродромы захватывали, куда ТБ-3 посадочным десантом доставляли запчасти, боеприпасы, солдат и даже полевую артиллерию с боеприпасами.
Правда, не обошлось без жертв. Один парашютист зацепился стропами за киль ТБ-3 и погиб. Двое сломали ноги. Одиного при посадке головой о землю шандарахнуло - умер в госпитале.
Но в общем и целом, учения получили очень высокую оценку и были признаны весьма успешными.
На учениях присутствовали представители союзного Рейха и их доклад всерьез напугал Гитлера.
2) В связи с огромными пространствами СССР важно было иметь быстроходный танк, который можно было бы быстро перебрасывать по дорогам внутри страны.
Впадаете в глупость, которую раньше разоблачили гневные хрущевцы: танки сделали, а дороги построить забыли.
Не было сети дорог с твердым покрытием на всем пространстве СССР ни в 31 году, когда возникла серия БТ, ни в 41 году, когда началась война, нет в РФ и сейчас.
Гонять танки своим ходом на тысячи километров - это ещё большая глупость. Какими бы скоростными они ни были, моторессурс всё равно расходуется, даже на прогулке. А для оперативной переброски танков размеры просторов Родины значения не имеют. Когда речь заходит о размерах просторов, надо говорить о железнодорожном транспорте, а не о способности танков гонять по дорогам, которых нет.
3)
Тонкая броня - высокая уязвимость
И что с того? Их наваяли ТЫСЯЧИ!!!! Ну, сгорит половина! Оставшиеся 3 тысячи порвут всех и вся!
4)
БТ не могут преодолевать ПТО
Чушь почище вышеперечисленных.
Для преодоления ПТО противника были созданы специальные танки с противоснарядным бронированием. Не такие скоростные, не имеющие такого запаса хода, как БТ, зато с толстой броней и мощными пушками. В каждом мехкорпусе должны были быть танки прорыва обороны, танки зачистки эшелонированной обороны, и танки для ввода в "чистый прорыв". Тяжелые и средние танки готовили условия для ввода в прорыв скоростных танков. А пехота стрелковых дивизий и корпусов имела свои танки.
Никакой ПТО в тылах противника нет и быть не может.
Немцы, как раз, свои прорывы по нашим грунтовым дорогам проводили. Дорог мало. Развилок почти нет. В сентябре, после первых дождей, с дороги свернуть - самоубийство. По нашим украинским черноземам после дождика, да на узких гусеницах... Тройки с Четверками засядут там до конца войны.
И все равно, создать ПТО, остановить танки Гудериана и спасти Киевскую группировку советских войск не смогли. И танков там было мало. И артиллерии почти не было, и пехота почти вся под Ельней осталась. А остановить не смогли и 700-тысячную группировку войск потеряли.
Добавлено спустя 46 минут 12 секунд:
Скиф написал(а):
SOLE написал(а):
Танки серии БТ не предназначались для проламывания обороны противника.
Танки серии БТ не предназначались для боев с танками противника.
Танки серии БТ не были танками сопровождения пехоты.
Танки серии БТ не предназначались для усиления оборонительных позиций.
Если к этому приплюсовать то, что танки БТ прыгали от 20 до 40 метров, то что ж получается по вашему, их для борьбы с самолетами сделали?
Когда танки далали плавающими или с подводным ходом, то их строили не для борьбы с подводными лодками и не для сражений с линкорами.
Танки БТ имели совершенно определнное предназначение. Скоростной рейд по дорогам с твердым покрытием в глубоких тылах противника.
Отсюда следует вывод: танки серии БТ создавались для действия на центрально-европейском и западно-европейском ТВД.
Из характеристик серии БТ, главные особенности - скорость и запас хода без дозаправки.
Это указывает на главный способ применения, предусмотренный для этой конструкции:
в составе крупных танковых соединений в глубоких рейдах по оперативно-стратегическим тылам противника.
Обороняться, строить ПТО на дорогах, в условиях отсутствия связи и авиаразведки, когда точно не знеаешь где эти скоростные танки носятся и в каком направлении, когда эти самые средства ПТО почти все собраны на фронте, а не в глубоком тылу, практически нереально. Можно создавать отдельные, локальные очаги сопротивления. Но они ничего не решают. Даже, если удастся получить информацию о месте, направлении и скорости танковой колонны своевременно, то пока разработать оперативный план, пока определить где взять силы для организации ПТО, пока довести до исполнителей, пока построить оборону на каком-то узле... Танки пройдут много перекрестков, могут свернуть на другие дороги, обойти узел обороны и выйти ему в тыл.
Эта стратегия называлось "Характер операций современных армий".
Триандофилов начал прорабатывать сей вопрос теоретически ещё в середине двадцатых годов. И не один Триандофилов, между прочим. После гибели Владимира Кириаковича в авиакатастрофе, многие советские стратеги этим занимались. Мало того. Будущих немецких гениев танковых войн обучили Характеру Операций. Блицкриг - это немецкий вариант советской военной стратегии.
Тогда же, в начале 30-х, Характер Операций стал основной военной доктрины, выразившись в известном лозунге "бить врага на его собственной территории и малой кровью".
Под эту доктрину Амторг закупал у Вальтера Кристи "сельскохозяйственные тракторы". Под эту доктрину автодорожные тракторы Кристи под маркой БТ запустили в крупно-серийное производство (массовым считается производство более 10 тысяч изделий в год. БТ выпускались крупной серией, но не массово). А дорог с твердым покрытием в стране по прежнему не было и не предусматривалось.
Парадокс! Как можно всего этого не видеть и всё это отрицать! Танк, предназначенный для использования на автодорогах выпускается в стране, где дорог нет и не предвидется. Зато в соседних странах: в Польше, Германии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Италии, в Бельгии, Дании и в Нидерландах - по всей Европе дорог для БТ хоть отбавляй! И количество соответствующее - чтоб по всем дорогам пробежать.
Выдумали отмазку, что БТ вовсе не автодорожный танк. Просто у нас страна большая, а он быстрый! Мол, чтоб его перегонять по-шустрому из Воронежа под Одессу. Правда, своим ходом его по нашим "дорогам" можно гонять 2 недели в году... Но кто-ж с этим считается!
А то, что его лучшие качества проявляются на автодоргах - это случайное совпадение, к Европе отношение не имеющее.
Логично, черт побери!