Скиф написал(а):
Так и немцы вязли и тонули в черноземе хоть бы что. Просто есть понятие - распутица, когда наступательные и маневренные действия затруднены или невозможны из-за отсутствия дорог. А вот летом по проселкам очень даже здоро танки пройдут. Хоть на колесах, хоть на гусеницах.
Просто у нас в стране понятие "распутица" практически перманентное. Планировать использование колесного хода для переброски по просторам распутицы - это анекдот от Агитпропа.
Скиф написал(а):
И почему немцы, планируя войну с Польшей, Францией и прочими хорошо заасфальтированными странами, не делали колесный привод на танках??
Немцы очень хотели. Они тоже заслали гонцов к Кристи. Гонцы предложили американцу миллион марок за лицензию. Но их выставили вон.
Поляки пытались купить лицензию у Кристи. Почти договорились. Но узнали про сделку с СССР и расторгли контракт, заставили Кристи через суд вернуть уже аплоченные деньги. Впоследствии Польша, в нарушение авторских прав, все же сделает танк 10ТР — собственный вариант М.1930.
Действия советских мехвойск на осенних маневрах 1936 года потрясли британских наблюдателей — генерала Уэйвелла и полковника Мартеля. Уже 3 октября англичане связались с Кристи и за 8000 фунтов приобрели один М.1930. Шасси под британским индексом А13Е1 прошло усиленные испытания в Олдершотте и дало начало многочисленной серии британских крейсерских танков.
В 1932 году американская пехота выступила с заказом на 5 дополнительных машин, но к этому времени взаимоотношения Кристи с Департаментом вооружений окончательно испортились.
Началось с того, что Департамент игнорировал его безбашенную модель М.1932, выполненную из дюралюминия и стали с применением сварки.
Удельная мощность силовой установки была доведена до 152— 169 л. с./т. В печати замелькали сенсационные цифры 150—160 и даже 193 км/ч на колесах, 96 км/ч на гусеницах.
Танк окрестили “прыгающим”. На таких скоростях он действительно чуть ли не перелетал по инерции через рвы весьма значительной ширины. Кристи уверял, что танки должны иметь скорости, позволяющие уклоняться от атак штурмовой авиации. Он просчитывает
возможности сброса танка с летящего самолета при скорости касания свыше 90 км/ч.
Собственно говоря, концепция Кристи - танковая кавалерия. Это мечта советских кавалеристов-буденовцев. Так ведь надо вспомнить, что кавалеристами изначально были и Рокоссовский, и Жуков - практически все военначальники. Тактику и стратегию применения конницы они хорошо знали и понимали. Халепский, говорят, аж задрожал, когда узнал о танке Кристи!