Танки Второй Мировой

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Мне странно, откуда такая уверенность в полном отсутствии сети дорог в приграничных военных округах?! Автобанов там, естественно, не было, как не было их нигде в восточной Европе, на территории которой нам предстояло воевать, но сказать, что состояние дорожной сети СССР полностью исключало маневр войсками - это уже явный перебор.
Как еще маневрировать в приграничной полосе, если наиболее густая сеть ж/д, построенная в начале XX в. накануне Первой Мировой, после краха Российской империи оказалась на территории Польши и Прибалтики?!

Бои 1941 г. это же во многом бои за дороги. Приграничное сражение на Украине шло вокруг двух параллельных дорог (на Новоград и Житомир) с местами твердым покрытием. Гудериан дважды (под Минском и Смоленском) прорывался по Московскому шоссе и в третий раз - по Орловскому.
 

SOLE

Активный участник
Сообщения
182
Адрес
Los Angeles, Ca, USA
Летнаб написал(а):
SOLE написал(а):
Ответ на вопрос какой ход для танка БТ главный дан уже тем, что есть два хода. Один обычный для всех танков. А другой необычный. Применять его без автодорог невозможно. Но ради этого хода пожертвовали бронированием, огневой мошью, надежностью машины и удобством экипажа.

Приведите примеры танков, созданных одновременно с БТ и обладавших при аналогичном весе лучшей броневой защитой и большей огневой мощью. Чтобы люди могли не "верить-не верить", а работать с аргументами.

Зачем такие нежности?
Из той же БТ-7М, убрав колесный ход, сделали Т-34! Разве нельзя было раньше отказаться от "ненужного" колесного движетеля и выпустить танки с более толстой броней и более мощными пушками? Ну, были бы двигатели не дизельными, а бензиновыми...

Летнаб написал(а):
Кстати, насчет надежности вы сами писали - на БТ-7 был совершен пробег 750 км в условия отсутствия дорог, да еще на колесном хлду, причем без потерь по техническим причинам - у Барятинского такой прибег описывается, по про поломки - ни слова.
То есть, у вас не вызывает сомнения, что такой марш имел место. То есть, вы теперь не сомневаетесь, что танки БТ-7 в августе 1939 года прошли, как минимум, 500 километров на колесах по степи?
Теперь у вас вопрос все ли танки дошли. Я правильно понимаю?

Во всех источниках, в которых упоминается этот пробег, сказано, что машины вступили в бой. Я написал, что о потерях на марше упоминаний не имеется.

Могу к этому добавить только то, что товарищ Жуков непременно расстрелял бы командиров, если бы такие потери имели место. Скор и крут был на расправу легендарный маршал.

11-я легкотанковая бригада (командир - М.П.Яковлев), вооруженная БТ-5 и БТ-7, выдвинулась, используя колесный ход, прошла от Ундурхана в район Халхин-Гола. Товарищ Жуков вспомнил об этой бригаде и о её командире так:
“Очень хорошо дрались танковые бригады, особенно 11-я, возглавляемая комбригом Героем Советского Союза Яковлевым..."

Но это был не один единственный марш.

В октябре 1939 года 8-я легкотанковая бригада (командир - полковник М.И.Павелкин), полностью укомплектованная танками БТ-7, совершила марш от Халхин-Гола до Ундурхана (пробег на маршруте 720 км).
Движение осуществлялось на колесах. Это уже не на войну, а назад, с победой возвращались домой.
Ехали неспеша: воду, продовольствие, горючее, запчасти везли раздолбанные грузовички. Сами танки успели побегать на колесах до сражений, повоевать, подремонтироваться немножко в полевых условиях.
По прямой там немножко ближе, но выбирали дорогу по степи, чтоб полегче машины вести. За 39 ходовых часов добрались.
Сами понимаете, дошли все танки. Война кончилась - машины на марше бросать нельзя. Все благополучно доехали.

Вывод:
Как только позволяли условия, в 1939 году, танки серии БТ, выпущенные с 36 по 39 год, переходили на колесный ход. Никто его не запрещал и не ограничивал. Более того, колесный ход для танков БТ был ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ.

Добавлено спустя 8 минут 49 секунд:

Lavrenty написал(а):
Мне странно, откуда такая уверенность в полном отсутствии сети дорог в приграничных военных округах?! Автобанов там, естественно, не было, как не было их нигде в восточной Европе, на территории которой нам предстояло воевать, но сказать, что состояние дорожной сети СССР полностью исключало маневр войсками - это уже явный перебор.
Как еще маневрировать в приграничной полосе, если наиболее густая сеть ж/д, построенная в начале XX в. накануне Первой Мировой, после краха Российской империи оказалась на территории Польши и Прибалтики?!

Бои 1941 г. это же во многом бои за дороги. Приграничное сражение на Украине шло вокруг двух параллельных дорог (на Новоград и Житомир) с местами твердым покрытием. Гудериан дважды (под Минском и Смоленском) прорывался по Московскому шоссе и в третий раз - по Орловскому.

Лаврентий, да вы что! Ну, ладно там, 67 лет назад - вы не знаете что было. А сейчас в Белорусии развитая сеть дорог? Может их просто уничтожили за последние 67 лет?
Лаврентий, там и сейчас в направлении вдоль границ без трактора фиг проедешь. А в направлении запад-восток есть, может 3, а может 4 более-менее пригодные дороги.
Так ведь и не об этой одной полоске разговор.
Втирают же, что скорость колесного хода была выбрана по причине ПРОСТОРОВ Родины! Это-ж значит, для вояжей из Кологрива в Воронеж включительно!
Я недавно по 1 каналу Российского ТВ смотрел серию репортажей о национальной программе России по... созданию сети автомобильных дорог.

Добавлено спустя 13 минут 43 секунды:

Слон написал(а):
SOLE
Да, великий Сталин и его конструкторы не могли ошибаться, не умели. Почему же тема колесно-гусеничных танков умерла тогда и по сей день так и не ожила? Нигде в мире. Все тупые что ли?

Почему умерла? Кто такое сказал? Просто сегодня скорости легкой бронетехники не очень превышают скорости тяжелой. С другой стороны, появились другие виды вооружений, включая вертолеты с противотанковым вооружением. Сейчас колонну скоростных танков перехватить, как два пальца об асфальт. Да и не решают теперь танки таких задач, как 65 лет тому.
Тем не менее, легкая бронетехника имеется.

Слон написал(а):
Я не утверждаю, что БТ не могли действовать на колесах в тылу врага. Могли, но очень недолго. До первой батареи зенитной артиллерии 20-37мм калибра, которой в тылу хоть завались и как раз вокруг транспортных узлов.

И сколько танков смогут подбить 10 зениток? 10? 20? А потом эту батарею смешают с пылью 300 танковых пушек 45 каллибра. Вместе с прислугой и посыльным из ближайшей закусочной.

Слон написал(а):
Зато в своем тылу по дорогам в сухую погоду они могли перемещаться вдоль линии фронта беспрепятственно и очень быстро.

Осталось попросить противника подождать, пока дорога хорошо просохнет, чтоб по ней без гусениц поездить. Глупость, батенька. Климат-то в стране родной не засушливый. Особенно в европейской части.

Слон написал(а):
А выпускать такие танки перестали именно из-за того, что реально условий для колесного хода практически не было, практически всегда приходилось ездить на гусеницах.

Перечитайте историю создания Т-34. Внимательно перечитайте. Обратите внимание, как трудно и долго командование Красной армии и руководство СССР отказывались от колесного варианта А-20 в пользу А-32. Учтите, что Сталин знал, о том, что у него УЖЕ стоят готовые около 8 тысяч колесно-гусеничных машин. И знал, что война начнется очень скоро.
 

Летнаб

Активный участник
Сообщения
82
Адрес
Сибирь
SOLE написал(а):
Летнаб написал(а):
SOLE написал(а):
Ответ на вопрос какой ход для танка БТ главный дан уже тем, что есть два хода. Один обычный для всех танков. А другой необычный. Применять его без автодорог невозможно. Но ради этого хода пожертвовали бронированием, огневой мошью, надежностью машины и удобством экипажа.

Приведите примеры танков, созданных одновременно с БТ и обладавших при аналогичном весе лучшей броневой защитой и большей огневой мощью. Чтобы люди могли не "верить-не верить", а работать с аргументами.

Зачем такие нежности?
Из той же БТ-7М, убрав колесный ход, сделали Т-34! Разве нельзя было раньше отказаться от "ненужного" колесного движетеля и выпустить танки с более толстой броней и более мощными пушками? Ну, были бы двигатели не дизельными, а бензиновыми...
Не будем притворяться, что вам сейчас не придется обосновать тезис Резуна, будто создатели БТ ради колесного хода "пожертвовали бронированием, огневой мошью, надежностью машины". Я повторяю свой вопрос - назовите танки одной массы с БТ, созданные в одно с ним время, превосходившие БТ в проневой защите, огневой мощи и надежности.

SOLE написал(а):
Летнаб написал(а):
Кстати, насчет надежности вы сами писали - на БТ-7 был совершен пробег 750 км в условия отсутствия дорог, да еще на колесном хлду, причем без потерь по техническим причинам - у Барятинского такой прибег описывается, по про поломки - ни слова.
То есть, у вас не вызывает сомнения, что такой марш имел место. То есть, вы теперь не сомневаетесь, что танки БТ-7 в августе 1939 года прошли, как минимум, 500 километров на колесах по степи?
Теперь у вас вопрос все ли танки дошли. Я правильно понимаю?

Во всех источниках, в которых упоминается этот пробег, сказано, что машины вступили в бой. Я написал, что о потерях на марше упоминаний не имеется.

Могу к этому добавить только то, что товарищ Жуков непременно расстрелял бы командиров, если бы такие потери имели место. Скор и крут был на расправу легендарный маршал.

11-я легкотанковая бригада (командир - М.П.Яковлев), вооруженная БТ-5 и БТ-7, выдвинулась, используя колесный ход, прошла от Ундурхана в район Халхин-Гола. Товарищ Жуков вспомнил об этой бригаде и о её командире так:
“Очень хорошо дрались танковые бригады, особенно 11-я, возглавляемая комбригом Героем Советского Союза Яковлевым..."

Но это был не один единственный марш.

В октябре 1939 года 8-я легкотанковая бригада (командир - полковник М.И.Павелкин), полностью укомплектованная танками БТ-7, совершила марш от Халхин-Гола до Ундурхана (пробег на маршруте 720 км).
Движение осуществлялось на колесах. Это уже не на войну, а назад, с победой возвращались домой.
Ехали неспеша: воду, продовольствие, горючее, запчасти везли раздолбанные грузовички. Сами танки успели побегать на колесах до сражений, повоевать, подремонтироваться немножко в полевых условиях.
По прямой там немножко ближе, но выбирали дорогу по степи, чтоб полегче машины вести. За 39 ходовых часов добрались.
Сами понимаете, дошли все танки. Война кончилась - машины на марше бросать нельзя. Все благополучно доехали.

Вывод:
Как только позволяли условия, в 1939 году, танки серии БТ, выпущенные с 36 по 39 год, переходили на колесный ход. Никто его не запрещал и не ограничивал. Более того, колесный ход для танков БТ был ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ.
Не притворяйтесь, что вы не поняли вопроса. Я специально поинтересовался, были ли потери при том марше из-за технических причин. Ваш ответ означает, что в жертву колесному ходу надёжность совершенно точно не была принесена
Далее, ваш тезис насчет проходимости БТ
SOLE написал(а):
Нормальный. Но "паркетный". Что на колесах, что на гусеницах удельное давление на грунт было непозволительно высоким.
При весе 13,2 т удельное давление на грунт на гусеничном ходу 0,73 кгс/кв. см. У БТ-2 при весе 11,05 т - вообще 0,59 кгс/кв. см. Неужто много? У "трехи" разве ниже было удельное давление?
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
SOLE написал(а):
Лаврентий, да вы что! Ну, ладно там, 67 лет назад - вы не знаете что было. А сейчас в Белорусии развитая сеть дорог?

До 2004 г. дороги у батьки Лукашенко, судя по ощущениям моей задницы, были явно лучше, чем у поляков.

Но речь, опять же, не об этом. Я хочу понять, действительно ли с Вашей точки зрения, состояние дорог в западной части СССР исключало успешное маневрирование большими массами войск?! Или в первой половине 1930-х гг., когда принимался на вооружение БТ, в Польше (главном на тот момент противнике СССР) ситуация с дорогами была лучше, чем у нас?!

SOLE написал(а):
И сколько танков смогут подбить 10 зениток? 10? 20? А потом эту батарею смешают с пылью 300 танковых пушек 45 каллибра. Вместе с прислугой и посыльным из ближайшей закусочной.

SOLE, Вы не поверите, но дивизион зениток, поставленный на прямую наводку, или несколько батарей 37-мм противотанковых орудий с парой пехотных батальонов прикрытия вполне остановят атаку большой группы легких танков, если она пытается наступать без предварительного подавления ПТО. Так было в 1936 г. под Мадридом, так было в 1937 г. под Гвадалахарой и так сплошь и рядом было в 1941 г. во время контрударов советских мех. корпусов.
По другому было только на Халхин-Голе, так как японская пехота не имела даже таких примитивных противотанковых средств, как 37-мм орудия.
 

Летнаб

Активный участник
Сообщения
82
Адрес
Сибирь
Я заметил, вы не сочли нужным ответить на мой вопрос насчет угла возвышения орудия, установленного в башне КВ-2 и того, по каким показателям навесная стрельба отличается от настильной.

Добавлено спустя 4 минуты 5 секунд:

Lavrenty написал(а):
По другому было только на Халхин-Голе, так как японская пехота даже таких примитивных противотанковых средств, как 37-мм орудия, не имела.

Извиняюсь, я приводил цитаты из Барятинского о потерях БТ-7 на Халхин-Голе - бригада численностью122 БТ потеряла 46 такнов сгоревшими и 36 подбитыми за одну операцию. Были у японцев ПТП. Просто почему-то считается, что наши танки потерпели там блестящий успех.:)
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Летнаб написал(а):
Извиняюсь, я приводил цитаты из Барятинского о потерях БТ-7 на Халхин-Голе - бригада численностью122 БТ потеряла 46 такнов сгоревшими и 36 подбитыми за одну операцию. Были у японцев ПТП. Просто почему-то считается, что наши танки потерпели там блестящий успех.

Самураи вели огонь из полевых орудий, поэтому, несмотря на тяжелые потери, Яковлев у Баин-Цагана смог сбросить их в реку. Имейся у них ПТО хотя бы на уровне польской армии, тогда чисто танковый удар гарантированно бы захлебнулся.
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
SOLE
И сколько танков смогут подбить 10 зениток? 10? 20? А потом эту батарею смешают с пылью 300 танковых пушек 45 каллибра. Вместе с прислугой и посыльным из ближайшей закусочной.
Тут камрады уже высказались, добавлю свои 5 копеек.
Какова дальность прицельного огня из 45мм пушки БТ? И какова из 37мм скорострельной зенитки? Вообще-то зенитки всегда считались более мощными по баллистике, чем даже противотанковые пушки. И не удивительно. Стрелять вертикально по самолету, летящему на высоте 1-2 км со скоростью пусть даже 200-300 км/ч, и горизонтально по танку, едущему 20-30 км/ч на дальности в те же 1-2 км, есть разница? Причем вряд ли БТшки вообще попадут хоть куда-нибудь с этой же дистанции, а фугасное действие 45мм не настолько велико для эффективного огня по площадям.
Вывод: батарея зениток подобьет не один десяток БТ, прежде чем они приблизятся на дальность эффективного огня из своих 45мм. А если у танкистов "хватит ума" ехать колонной на колесах по дороге, то это будет вообще избиение младенцев. Беглый огонь по скученным целям из автоматических зениток - лучше не придумать.

Осталось попросить противника подождать, пока дорога хорошо просохнет, чтоб по ней без гусениц поездить. Глупость, батенька. Климат-то в стране родной не засушливый. Особенно в европейской части.
А в Европе засушливый? Там можно по полям на колесах рассекать?
Только про дороги не надо. Они будут перекрыты вышеописанным способом.
Перечитайте историю создания Т-34. Внимательно перечитайте. Обратите внимание, как трудно и долго командование Красной армии и руководство СССР отказывались от колесного варианта А-20 в пользу А-32. Учтите, что Сталин знал, о том, что у него УЖЕ стоят готовые около 8 тысяч колесно-гусеничных машин. И знал, что война начнется очень скоро.
Сталин то как раз и поддержал идею чисто гусеничного танка, которую высказали испанские ветераны. А военные банально тупили. И не только в этом. Им в голову не приходило, что придется отражать танковые прорывы на своей территории. Видимо, они немцев за японцев и за финнов принимали. Предполагали ударить Гитлеру в спину после того, как он в Англии увязнет. Но не вышло. Почему противотанковую артиллерию только с началом войны начали развивать? Когда уже поздно было. И с зенитными средствами туговато было.
В общем БТ более-менее годился для войны с Японией в Китае, где сухо, степи и слабая насыщенность противотанковой артиллерией. Для Европы против Германии это была слабенькая машина.
И не только в СССР тупили со скоростными танками. По английской терминологии это называлось крейсерский танк. И у англичан из крейсерских танков, пока они бронирование не усилили, тоже ничего путного не выходило, а когда усилили, то это были уже не крейсерские танки, а обычные средние.
И немецкий PZ-3 первых выпусков тоже был таким же "крейсерским" танком. Тонкая броня, 37мм пушка, но скоростной. Потом усилили броню, поставили пушку помощнее, скорость снизилась, получился средний танк.
 

SOLE

Активный участник
Сообщения
182
Адрес
Los Angeles, Ca, USA
При весе 13,2 т удельное давление на грунт на гусеничном ходу 0,73 кгс/кв. см. У БТ-2 при весе 11,05 т - вообще 0,59 кгс/кв. см. Неужто много? У "трехи" разве ниже было удельное давление?
БТ-7 имел удельное давление на грунт 0,85 килограмма на квадратный сантиметр на гусеницах и 0.75 килограмма на квадратный сантиметр на колесах.
Впрочем, это всё ерунда. Вы сами прекрасно знаете, что колесный ход предусмотрен только для дорог с твердым покрытием. По грунтовым и гравийным дорогам колесный ход запрещен. Исключением стала монгольская степь, ровная, как стол и выженная до каменной твердости. Ни по Европейской части России, ни по территории Белорусии, ни по территории Украины использовать колесный ход танков БТ невозможно.

Я хочу понять, действительно ли с Вашей точки зрения, состояние дорого в западной части СССР исключало успешное маневрирование большими массами войск?! Или в первой половине 1930-х гг., когда принимался на вооружение БТ, в Польше (главном на тот момент противнике СССР) ситуация с дорогами была лучше, чем у нас?!

Вы задаете некорректный вопрос. Вы хотите некорректно поставленным вопросом получить у меня некорректный ответ. Не пройдет.
Маневрирование на колесном ходу большими массами танков БТ ни по Европейской части России, ни по территории Белорусии, ни по территории Украины невозможно.
Маневрирование любыми массами техники на гусеничном ходу и грузовым автотранспортом вполне возможно и реально.

В отношении Польши и польской сети дорог.
Собственно, отдельно польской сети дорог не было. Была общеевропейская сеть дорог. На территории Польши сеть дорог была очень развитой. Германия в 1938 году даже предъявляла требование экстерриториальности для шоссейной дороги между Бранденбургом и Восточной Пруссией.
При большом желании, можете найти карты автомобильных дорог Польши (я смотрел издание 36 года). Многие дороги строились совместно с немцами.
Вторжение советских войск 17 сентября 1939 года подтвердило высокое качество польских дорог. Во вторжении учавствовало около 4 тысяч 500 танков. Около 1 тысячи танков были серии БТ. Они как раз на колесном ходу оседлали дороги, отрезая польским войскам возможности отхода.

Добавлено спустя 31 минуту 55 секунд:

А в Европе засушливый? Там можно по полям на колесах рассекать?
Только про дороги не надо. Они будут перекрыты вышеописанным способом.
Да, про дороги. И перекрыть их может только ваша обильная фантазия, вооруженная зенитными пушками, которые поражают танки.
Господа, 88-мм зенитная пушка - это не правило, а исключение.
Зенитный снаряд не бронебойный.
Плюс к тому, танковые рейды могут хорошо сопровождаться авиацией. В том числе, истребительной с штурмовым потенциалом и штурмовой. К чему, собственно, советские ВВС были подготовлены очень неплохо. Танки захватывают аэродромы, которые принимают полки штурмовой и истребительной авиации, а также посадочные десанты. Скорости прорывов очень большие. Времени для создания ПТО у противника нет. Нет связи, нет информации - это то, что постигло гигантскую Красную армию в 41 году. Только значительно быстрее и эффективнее.
А батарею зенитных пушек достаточно эффективно поражает даже один РС, выпущенный с Ил-2, Су-2, И-16 или Пе-2.
Это несерьёзно, джентельмены.

Разгром 41 года не связан с якобы плохой техникой или её дефицитом. Я не согласен и с Резуном, что причиной разгрома послужило то, что немцы поймали РККА в самый неудобный момент - на замахе. Это было важно, но не настолько.
Я считаю, что на 90% причина разгрома в том, что армия не пожелала воевать.

Но это лирика отступления.

Мы начинали с того, что сравнивали самый массовый советский танк - БТ-5 и БТ-7(М) с немецкими Двойками и Тройками, которые составляли основу германских танковых войск.
Я утверждал и утверждаю, что БТ ни в чем не уступали Тройкам июня 41 года и значительно превосходили Двойки по всем боевым характеристикам.
Я доказываю, что все поливания в адрес БТ - это фуфло и ботва. Это отмазка. Я доказываю, что великолепные динамические характеристики, высокая (для данного класса танков) огневая мощь, гигантский радиус действия, особенно по дорогам на колесном ходу - это то, о чем Вермахт мог только мечтать, закатывая глазки и сглатывая слюнку.

Добавлено спустя 50 минут 31 секунду:

Сталин то как раз и поддержал идею чисто гусеничного танка, которую высказали испанские ветераны.

Не столько и не только Сталин.
Создание танков с противоснарядным бронированием было инициативой Павлова. Сталин эту инициативу понял и поддержал.
И не потому, что гусеничный танк лучше, чем колесно-гусеничный, а потому, что колесно-гусеничных было уже много, очень много и дефицита в них не было. А вот гусеничных танков с противоснарядным бронированием практически не было.

А военные банально тупили. И не только в этом. Им в голову не приходило, что придется отражать танковые прорывы на своей территории.

Сталину тоже в голову не приходило отражать танковые прорывы на своей территории.
Какие прорывы? Каких танков?
Для танковой войны нужно много, очень-очень много танков. Сталин это хорошо знал и строил их тысячами. Говорят, что в 40-м он даже растерялся и сбился со счета. Устроили ревизию и списание старых машин. Почти 4 тысячи отправили в переплавку и осталось 25 тысяч.

У Сталина была не одна разведка, а как минимум три конкурирующие организации. Сталин имел свою личную разведку и лично вел не менее десятка важнейших агентов, о которых никто, кроме него не знал. Он точно знал сколько, каких и в какой стране имеется танков.

Против одной лишь полуразгромленной Польши он бросил "всего" 4500 танков. Вождь в деталях знал как использовать танки и сколько их для того надо.
У Гитлера был пустой карман. Он полез в войну против СССР (!) с 3600 танками... Какие прорывы? Его танковые группы были неспособны проводить нормальные (в сталинском понимании) рейды. Разве это прорыв, если на 100 км в глубину? Да это булавочный укол!

Сталин не рассчитывал на такой идиотский авнтюризм, который проявил Адольф. И это сработало на Гитлера.

И ещё вопрос. А кого вы имеете в виду под "военными", которые тупили? А разве "испанцы" были докторами медецины и философии? Разве инициатор появления Т-34 и КВ, Павлов, был штатским? Может Шапошников был противником гусеничных танков и сторонником колесных? Может маршал Ворошилов, который прыгал от восторга от Т-32, был штатским очкариком?
Какие "военные" выше по чину, чем перечисленные, по вашему мнению "тупили"?

Добавлено спустя 23 минуты 7 секунд:

И не только в СССР тупили со скоростными танками.

Добавлю: и не только тогда тупили. Сейчас тоже тупят. Во всем мире тупые такие... Строят танки с максимальными скоростями по 70-75 км/час. Да ещё и требуют, чтобы акселлерация была, как на Феррари! За максимальную скорость 55 км/час 60-тонную Меркаву 3 окрестили медленной и даже малоподвижной! Израильтяне прислушались. Теперь 65-тонная Меркава 4 гоняет до 75 км/час! И тупой американский Абрамс, как и безмозглый Леопард 2 жмет за 70 по шоссе и за 50 по пересеченной местности.
Видите, как все тупят с этими паршивыми скоростными танками?

И немецкий PZ-3 первых выпусков тоже был таким же "крейсерским" танком. Тонкая броня, 37мм пушка, но скоростной. Потом усилили броню, поставили пушку помощнее, скорость снизилась, получился средний танк.
Немцы относили Тройку к средним танкам только в самом начале, пока были Двойки и всякие чешские. По мере усиления Троек выбивались более легкие машины. Немцы-то, класс определяли не столько по весу, сколько по применению. Средним Трешник не получился. Даже с новой пушкой и дополнительным бронированием он занял нишу легкого танка, после исчезновения Двоек.
У немцев в средних ходили Четверка и Пантера. Наши считали Пантеру тяжелым танком (по нашей, весовой, классификации).
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
42.031
Адрес
Москва
SOLE написал(а):
А батарею зенитных пушек достаточно эффективно поражает даже один РС
Пардон, что влезаю в Вашу интересную беседу, но тут Вы увлеклись. РС все-таки не атомная бомба, чтобы накрыть разнесенный по плошади объект.
SOLE написал(а):
это то, о чем Вермахт мог только мечтать, закатывая глазки и сглатывая слюнку.
Но я не слышал ни об одном реальном поползновении немецких конструкторов в этом направлении. Если ошибаюсь, поправьте.

SOLE написал(а):
Сталин имел свою личную разведку и лично вел не менее десятка важнейших агентов, о которых никто, кроме него не знал.
Откуда информация, если о них знал ТОЛЬКО Сталин?

SOLE написал(а):
Против одной лишь полуразгромленной Польши он бросил "всего" 4500 танков.
Это была тренировка. Увидев совершенно новыи для себя (и всего остального мира) способ применения танков, СССР провел масштабные учения в почти реальной боевой обстановке на предмет столь же эффективного их применения. Результат был отрицательный, поэтому советские танковые корпуса стали организовывать заново.
 

SOLE

Активный участник
Сообщения
182
Адрес
Los Angeles, Ca, USA
студент написал(а):
Это была тренировка. Увидев совершенно новыи для себя (и всего остального мира) способ применения танков, СССР провел масштабные учения в почти реальной боевой обстановке на предмет столь же эффективного их применения. Результат был отрицательный, поэтому советские танковые корпуса стали организовывать заново.

Тренировка? Тренировка чего?
Что нового мир увидел в германском применении танков в войне с Польшей? Да и, собственно, каких танков? Pz-I? Pz-II?

Шутить изволите!

Между нами говоря, не напади СССР на Польшу, ещё неизвестно, как бы повернулись дела. К 17 сентября Вермахт и Люфтваффе, что называется, пыхтели на ладан, а поляки готовили очень серьёзные контрудары.
Польские войска отступали к румынской границе, где планировалось создание плацдарма для контрнаступления, Варшава держалась и взять её у немцев шансов не было. У немецких танков и самолетов заканчивалось горючее и боеприпасы.
Руководство Рейха по нескольку раз в день связывалось с Москвой, умоляя поскорее начать вторжение, а Молотов объяснял Шулленбургу, что по политической легенде должен произойти "распад Польского государства", который станет поводом для советского вторжения.
Победоносный Вермахт выдохся и полностью остановился, не имея сил на пол шага вперед, а Молотов разъяснял, что падение Варшавы и станет признаком "распада Польского государства" и поводом...
Главное, что встревожило Москву в тот момент, — это заявление Браухича, провозгласившего окончание войны за полным разгромом противника и намекавшего на возможность переговоров с поляками о перемирии.

Когда выяснилось, что Варшава сопротивляется, Молотов упрекнул Шуленбурга за коммюнике об окончании войны: «советское правительство намеревалось воспользоваться дальнейшим продвижением германских войск и заявить, что Польша разваливается на куски и что вследствие этого Советский Союз должен прийти на помощь украинцам и белорусам, которым „угрожает“ Германия. Этот предлог представит интервенцию Советского Союза благовидной в глазах масс и даст Советскому Союзу возможность не выглядеть агрессором. Этот путь был Советскому Союзу перекрыт вчерашним сообщением ДНБ (Германского Информационного Агентства) о том, что, согласно заявлению генерал-полковника Браухича, ведение военных действий на германском восточном фронте уже не является необходимым. Сообщение создавало впечатление, что германо-польское перемирие неизбежно. Если, однако, Германия заключит перемирие, Советский Союз не может начинать „новую войну“». Риббентроп велел ответить, что заявление Браухича — «недоразумение»

Так что, неизвестно ещё, что было бы числа 25-30 сентября, если бы не 600 тысячное воинство с 4000 самолетов и 4500 танков не врубило бы с тыла по полякам.
Между прочим, в этот момент и Германия была полностью беззащитна. Красная армия могла бы спокойно и без помех пропутешествовать в Берлин и объявить о создании Германской Советской Социалистической и Польской Советской Социалистической Республик с добровольным присоединением к СССР.
И Сталину рукоплескал бы весь мир! Англия с Америкой и Францией сделали бы Дядюшку Джо героем всех времен и народов!
Но эти мелочи Вождя не интересовали.
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
SOLE
Впрочем, это всё ерунда. Вы сами прекрасно знаете, что колесный ход предусмотрен только для дорог с твердым покрытием. По грунтовым и гравийным дорогам колесный ход запрещен.
Это великий SOLE запретил?
Маневрирование на колесном ходу большими массами танков БТ ни по Европейской части России, ни по территории Белорусии, ни по территории Украины невозможно.
Маневрирование любыми массами техники на гусеничном ходу и грузовым автотранспортом вполне возможно и реально
Ерунда. Где пройдет грузовик, там и пройдет и БТ на колесах.
Господа, 88-мм зенитная пушка - это не правило, а исключение.
Зенитный снаряд не бронебойный.
Передергиваете. Я про не про 88мм говорил, а про 37мм. И бронебойные снаряды для зениток были. В Испании малокалиберная артиллерия была основным противотанковым средством.
А 88мм нужны были против Т-34 и КВ. И как раз не всегда их можно было быстро перебросить в нужное место. Но когда нужно было, немцы перебрасывали.
Но в любом случае с мобильностью 37мм пушек проблем нет.
Я утверждал и утверждаю, что БТ ни в чем не уступали Тройкам июня 41 года
Уступал. Бронирование слабее, пушка слабее.
Создание танков с противоснарядным бронированием было инициативой Павлова. Сталин эту инициативу понял и поддержал
А Павлов в Испании не воевал?
И ещё вопрос. А кого вы имеете в виду под "военными", которые тупили?
Не знаю, кто там тупил конкретно, но грамотные люди понимали тупиковость колесно-гусеничной схемы, однако эта тема мусолилась долго.
Добавлю: и не только тогда тупили. Сейчас тоже тупят. Во всем мире тупые такие... Строят танки с максимальными скоростями по 70-75 км/час
Только даже сейчас никто никогда реально не гоняет танки с такими скоростями. Эксплуатационные и боевые скорости в 2 раза ниже. И скоростных пробегов по дорогам никто не замышляет. И не облегчают броню и вооружение ради максимальной скорости.
Высокая максималка - это всего лишь абстрактная цифра, характеризующая энерговооруженность машины. Для боя гораздо важнее не максималка, а приемистость и маневренность, которые зависят от энерговооруженности.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
42.031
Адрес
Москва
SOLE написал(а):
Тренеровка? Тренеровка чего?
Армии на предмет тех самых длительных маршей, о которых Вы писали выше. О серьезном сопротивлении польских войск речи уже не шло. Но выяснилось что танковые корпуса РККА на это практически неспособны.
SOLE написал(а):
Руководство Рейха по нескольку раз в день связывалось с Москвой, умоляя поскорее начать вторжение, а Молотов объяснял Шулленбургу, что по политической легенде должен произойти "распад Польского государства", который станет поводом для советского вторжения.
Если не секрет, откуда информация?
SOLE написал(а):
Польские войска отступали к румынской границе, где планировалось создание плацдарма для контрнаступления,
А мат. база этого контрнаступления откуда возьмется? Это уже были девичьи грезы поляков.
 

SOLE

Активный участник
Сообщения
182
Адрес
Los Angeles, Ca, USA
Но я не слышал ни об одном реальном поползновении немецких конструкторов в этом направлении. Если ошибаюсь, поправьте.

Поправляю.
Немцы предлагали тому же Вальеру Кристи миллион марок за его танк. Кристи просто выставил за дверь посланцев Германии.

Англичане, увидев танки БТ-5 на знаменитых маневрах Киевского военного округа, немедленно бросились к Кристи и закупили его танки, из которых потом пошло целое семейство британских машин.

Вообще же, идея создания крупных танковых соединений неотделима от идей автономности и быстроходности танков.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
42.031
Адрес
Москва
SOLE написал(а):
Цитата:
Но я не слышал ни об одном реальном поползновении немецких конструкторов в этом направлении. Если ошибаюсь, поправьте.

Поправляю.
Немцы предлагали тому же Вальеру Кристи миллион марок за его танк. Кристи просто выставил за дверь посланцев Германии.
Я спрашивал немного о другом: почему НЕМЕЦКИЕ конструктора не занимались подобными разработками (по промышленно-технологическому уровеню Германия по меньшей мере не уступала США). Если бы Вермахт высказал заинтересованность в подобном танке, он бы его получил.
 

SOLE

Активный участник
Сообщения
182
Адрес
Los Angeles, Ca, USA
Слон написал(а):
SOLE
Впрочем, это всё ерунда. Вы сами прекрасно знаете, что колесный ход предусмотрен только для дорог с твердым покрытием. По грунтовым и гравийным дорогам колесный ход запрещен.
Это великий SOLE запретил?

Почему? Это написано в Руководстве Службы. Я приводил даже скан страницы о применении колесного хода и интервью с ветераном-танкистом, который учился в танковом училище водить именно БТ и много водил их на колесах.

Слон написал(а):
Маневрирование на колесном ходу большими массами танков БТ ни по Европейской части России, ни по территории Белорусии, ни по территории Украины невозможно.
Маневрирование любыми массами техники на гусеничном ходу и грузовым автотранспортом вполне возможно и реально
Ерунда. Где пройдет грузовик, там и пройдет и БТ на колесах.

Нет, не пройдет. При двух ведущих колесах, танки БТ на грунтовке, даже сухой, но не такой твердой, как степи Монголии, буксовали, теряли управляемость, наинались проблемы с двигателями и КПП.
Свидетельства тому я приводил выше. Если у вас есть желание, вернитесь на пару страниц назад и перечитайте.



Слон написал(а):
Я утверждал и утверждаю, что БТ ни в чем не уступали Тройкам июня 41 года
Уступал. Бронирование слабее, пушка слабее.

Клевета. Почти все Трешки в июне 41 года несли 37-мм пушки. Такого позора на БТ-5 и БТ-7(М) в 41 году не было. Не в курсе, был ли такой позор хоть на каких-то советских танках в 41 году вообще.
По толщине брони Трешка превосходила БТ совсем чуть-чуть, но бронелисты БТ располагались под рациональными углами наклона, а Трешки были кубиками-рубика. В поединке, с учетом бронирования, вооружения и мобильности предпочтение отдается БТ. Хотя ни БТ, ни Трешки 41 года не создавались для танковых сражений.
Да и Четверке 41 года БТ почти не уступали.

Добавлено спустя 18 минут 58 секунд:

студент написал(а):
SOLE написал(а):
Цитата:
Но я не слышал ни об одном реальном поползновении немецких конструкторов в этом направлении. Если ошибаюсь, поправьте.

Поправляю.
Немцы предлагали тому же Вальеру Кристи миллион марок за его танк. Кристи просто выставил за дверь посланцев Германии.
Я спрашивал немного о другом: почему НЕМЕЦКИЕ конструктора не занимались подобными разработками (по промышленно-технологическому уровеню Германия по меньшей мере не уступала США). Если бы Вермахт высказал заинтересованность в подобном танке, он бы его получил.

Во первых, уступала. США к тому времени обладали высочайшим промышленно технологическим уровнем. Особенно в автомобильной и тракторной промышленности, которые неразрывно связаны с танковым производством.
Во вторых, немцы пытались повторить подвеску Кристи позже, когда изначально хотели скопировать Т-34. Эта подвеска очень непростая в технологии изготовления и имеет массу скрытых трюков. Раскрыть их все у немцев не вышло и в 42 году. Подвеска Кристи у них не получилась. Для Пантер и Тигров им пришлось применить "шахматную" подвеску - одно из худших технических решений, которые германские танковые конструктора когда-либо принимали.
Хочу вам заметить, что подвеска Кристи применялась

IWM-KID-778-Covenanter.jpg


crom.jpg


и применяется на многих танках разных стран и по сей день, например, на одном из лучших в мире танке Меркава.

merkava_2.jpg


merkava.jpg



Немцам так никогда и не удалось даже приблизиться к параметрам скорости, маневренности, удельной мощности, степени автономности и радиусу действия танков серии БТ.
Будь у них Трешка хоть на половину с такими параметрами, как БТ-7(М), они могли бы выйти к Москве ещё в июле 41-го. Но, к счастью, их танковые группы были слишком медленными и неповоротливыми.
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
SOLE
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/B ... T7chem.jpg
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/BT/BT5/BT5_12.jpg
Что у них под колесами? Явно не асфальт. А в инструкции говорится о движении на колесах по дорогам с "твердым полотном". А укатанная сухая грунтовка очень даже тверда.
"Почти все Трешки в июне 41 года несли 37-мм пушки."
В 1941г. уже много трешек было с 50мм пушками. с 1940 года их ставили не только на новые модификации, но и перевооружали старые.
"По толщине брони Трешка превосходила БТ совсем чуть-чуть, но бронелисты БТ располагались под рациональными углами наклона, а Трешки были кубиками-рубика."
У Т-3 даже первых выпусков было 30мм по кругу, у БТ-7 20мм лоб, остальное 13мм. Плюс немецкая броня была на 10-15% более снарядостойкая за счет поверхностной закалки. И опять в 1940г. немцы начали усиливать 30мм экранами бронирование новых троек со лба. Так что не смешите мои тапочки, по бронезащите БТ и рядом не стоял с "тройкой".
Немцы БТ и Т-26 называли "консервными банками", настолько легко было их подбить.
Конкурент "тройки" - так и непроизводившийся Т-50. И Т-70 с натяжкой, т.к. по бронезащите он тройке уступал.
 

Reflected sound

Активный участник
Сообщения
1.752
Адрес
Казахстан
SOLE написал(а):
Клевета. Почти все Трешки в июне 41 года несли 37-мм пушки.
"почти все" - это СКОЛЬКО ? И каков источник ?

Не в курсе, был ли такой позор хоть на каких-то советских танках в 41 году вообще.
37мм ? На БТ-2 .

По толщине брони Трешка превосходила БТ совсем чуть-чуть, но бронелисты БТ располагались под рациональными углами наклона, а Трешки были кубиками-рубика.
Цифры в студию !
Желательно с отчётом из Кубинки об отстреле немецкой 32мм брони нашими 45мм :) Почему-то жаловались , что нихрена непробивает .

В поединке, с учетом бронирования, вооружения и мобильности предпочтение отдается БТ.
БТ- без шансов в такой дуэли .

Во вторых, немцы пытались повторить подвеску Кристи позже, когда изначально хотели скопировать Т-34.
Они НИКОГДА не хотели копировать Т-34 , и тем более подвеску Кристи .

Эта подвеска очень непростая в технологии изготовления и имеет массу скрытых трюков.
Это самая простая и тупая после листовых рессор подвеска . Потому ХПЗ и смог её освоить , а вот более продвинутую торсионную - кишка тонка . В отличии от "тупых" немцев .

Раскрыть их все у немцев не вышло и в 42 году.
И 1992 тоже :) Нахрена им раскрывать секреты каменного века ?

Для Пантер и Тигров им пришлось применить "шахматную" подвеску - одно из худших технических решений, которые германские танковые конструктора когда-либо принимали.
Вы понимаете разницу между компоновкой и типом подвески ?
Подвеска Кристи - это свечная пружинная подвеска + колёса большого диаметра без поддерживающих роликов .
Немецкая подвеска ( за исключением Четвёрки ) - торсионная .

Хочу вам заметить, что подвеска Кристи применялась
Да - англичане тоже несразу освоили торсионы - что они наворотили на Черчиль , вообще кошмар . Только - не показатель это .

и применяется на многих танках разных стран и по сей день, например, на одном из лучших в мире танке Меркава.
Точнее сказать - на НЕКОТОРЫХ . Причём нынешняя гидропневматическая подвеска с внешним расположением и то что было у Кристи - "две большие разницы" .

А вот большинство ОБТ сейчас используют торсионную подвеску "тупых фрицев" . Даже советские/российские танк .
Что - сразу после войны "великий секрет" подвески Кристи был в СССР утерян навсегда ?
И что интересно - в самих США от подвески Кристи отказались , и когда увидели её на Т-34 удивились "русские поставили этот неадекват на танк ?!" .

Немцам так никогда и не удалось даже приблизиться к параметрам скорости, маневренности, удельной мощности, степени автономности и радиусу действия танков серии БТ.
Что характерно - в СССР тоже отказались от этого чуда :)

Будь у них Трешка хоть на половину с такими параметрами, как БТ-7(М), они могли бы выйти к Москве ещё в июле 41-го.
Т.е. будь у них хуже броня , меньше экипаж , отсутствуют радиостанции ?

Но, к счастью, их танковые группы были слишком медленными и неповоротливыми.
Темпы наступления немцев в 1941 года - непросто рекордные , они фантастические для того времени .
 

Летнаб

Активный участник
Сообщения
82
Адрес
Сибирь
SOLE написал(а):
При весе 13,2 т удельное давление на грунт на гусеничном ходу 0,73 кгс/кв. см. У БТ-2 при весе 11,05 т - вообще 0,59 кгс/кв. см. Неужто много? У "трехи" разве ниже было удельное давление?
БТ-7 имел удельное давление на грунт 0,85 килограмма на квадратный сантиметр на гусеницах и 0.75 килограмма на квадратный сантиметр на колесах.
Вы ничего не напутали? Как это на гусеницах удельное давление больше, чеем на колесах? И простите, о какой модификации идет речь? Кстати, откуда дровишки? Я свои сведения черпал из Барятинского "Советские танки в бою", а вы откуда взяли свои чудные цыфры? И вы не ответили на мой вопрос насчет, того, чего там создатели БТ принесли в жертву колесному ходу?

SOLE написал(а):
Мы начинали с того, что сравнивали самый массовый советский танк - БТ-5 и БТ-7(М) с немецкими Двойками и Тройками, которые составляли основу германских танковых войск.
Я утверждал и утверждаю, что БТ ни в чем не уступали Тройкам июня 41 года и значительно превосходили Двойки по всем боевым характеристикам.
Я доказываю, что все поливания в адрес БТ - это фуфло и ботва. Это отмазка. Я доказываю, что великолепные динамические характеристики, высокая (для данного класса танков) огневая мощь, гигантский радиус действия, особенно по дорогам на колесном ходу - это то, о чем Вермахт мог только мечтать, закатывая глазки и сглатывая слюнку.
Насчет "трёх"
http://easyget.narod.ru/tank/pz3_ausff.html
С апреля 1940 по февраль 1941 года компаниями Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Wegmann, MNH и FAMO было выпущено 600 танков новой модификации — Ausf.G (6-Serie). Ausf.G был несколько модернизированной версией от Ausf.F. Около 50-ти Ausf.G были вооружены 37-мм орудиями KwK 35/36 L/46.5, а все остальные — 50-мм KwK 38 L/42. На поздние серийные Ausf.G устанавливались более широкие траки (400 мм) вместо стандартных (360 мм).
Pz.Kpfw.III Ausf.J выпускалась с марта 1941 года по июль 1942 года. Лоб и корма машины были защищены 50-мм бронёй. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм.
38(t) мод. Е имели 50 мм лобовую броню и 30 мм борта 275 шт, выпускались с ноября 1940 по май 1941. (Барятинский "Немецкие танки в бою")
На 01.06.1941 вермахт располагал 235 "трёхами" с 37 мм пушкой и 1090 "трёхами" с 50 мм пушкой. (там же)
ПОдводим итог:
БТ-7 уступали "трёхам" в защите и (большинству) в мощности пушки, уж всяко не превосходили. Снова соврамши!
 

Cleric

Активный участник
Сообщения
214
SOLE написал(а):
Из той же БТ-7М, убрав колесный ход, сделали Т-34! Разве нельзя было раньше отказаться от "ненужного" колесного движетеля и выпустить танки с более толстой броней и более мощными пушками? Ну, были бы двигатели не дизельными, а бензиновыми...

Убрали КГ ход, усилили броню, переработали ходовую, изменили корпус, новая башня, новая пушка, новые гусеницы...
КГ ход был связан с низкой надежностью тогдашних гусеничных лент. Решили проблему надежности - КГ ход стал ненужен.
А у БТ убрать КГ ход было невозможно по конструктивным особенностям танка.

SOLE написал(а):
Как только позволяли условия, в 1939 году, танки серии БТ, выпущенные с 36 по 39 год, переходили на колесный ход. Никто его не запрещал и не ограничивал. Более того, колесный ход для танков БТ был ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ

Забыли уточнить - для движения по тылам с целью экономии ресурсов гусениц. Вести бой на колесах запрещалось, только гусеницы. Бой на колесах допускался в случае внезапного нападения на колонну.

SOLE написал(а):
Мы начинали с того, что сравнивали самый массовый советский танк - БТ-5 и БТ-7(М) с немецкими Двойками и Тройками, которые составляли основу германских танковых войск.
Я утверждал и утверждаю, что БТ ни в чем не уступали Тройкам июня 41 года и значительно превосходили Двойки по всем боевым характеристикам.
Я доказываю, что все поливания в адрес БТ - это фуфло и ботва. Это отмазка. Я доказываю, что великолепные динамические характеристики, высокая (для данного класса танков) огневая мощь, гигантский радиус действия, особенно по дорогам на колесном ходу - это то, о чем Вермахт мог только мечтать, закатывая глазки и сглатывая слюнку.

Читайте ТТХ БТ. Более-менее приличный радиус был только у БТ-7М с дизелем В-2. А еще есть тыловые службы.

SOLE написал(а):
Перечитайте историю создания Т-34. Внимательно перечитайте. Обратите внимание, как трудно и долго командование Красной армии и руководство СССР отказывались от колесного варианта А-20 в пользу А-32. Учтите, что Сталин знал, о том, что у него УЖЕ стоят готовые около 8 тысяч колесно-гусеничных машин. И знал, что война начнется очень скоро.

Перечитывали. Читайте Свирина, чтоли. У него чуть не в манную кашку разжевано, в чем были проблемы.

SOLE написал(а):
Во вторых, немцы пытались повторить подвеску Кристи позже, когда изначально хотели скопировать Т-34. Эта подвеска очень непростая в технологии изготовления и имеет массу скрытых трюков. Раскрыть их все у немцев не вышло и в 42 году. Подвеска Кристи у них не получилась. Для Пантер и Тигров им пришлось применить "шахматную" подвеску - одно из худших технических решений, которые германские танковые конструктора когда-либо принимали.
Хочу вам заметить, что подвеска Кристи применялась

Глупости. Свечная подвеска имеет массу минусов, начиная от продольного раскачивания танка при остановках. Плюс сложные шахты для свечей в корпусе. Подвеска Кристи не "не получилась", а нафиг не нужна была немцам. Как и нам. Недаром на Т-34М собирались ставить торсионы.

И подвеска Кристи, равно как КГ ход, применялась всеми. Даже ноаозеландцы, и те носились с КГ танками аж до 1942 г. Поляки, и те успели испытать 10ТР с КГ ходом - не успели поставить в серию. Американцы до 1942 г. не моли определиться, что лучше - гусеницы или КГ? Т-34 они сравнивали со своим... КГ танком (марку не помню, ЕМНИП, Т-3). В 1942 г. на Абердине
 

Слон

Активный участник
Сообщения
4.014
Адрес
Москва
Cleric

Свечная подвеска имеет массу минусов, начиная от продольного раскачивания танка при остановках. Плюс сложные шахты для свечей в корпусе.
Не то чтобы шахты очень сложны, но ухудшают компоновку, торчат по бортам внутри корпуса, торсионы в этом плане гораздо удобнее. Продольное раскачивание - это следствие слабых амортизаторов а не свойство свечной подвески. На Т-34 и БТ амортизаторы вроде бы отсутствовали как класс, но точно не знаю.
Понятно, что торсионы оптимальное решение для танка, но их изготовление требует на порядок более высокой культуры технологии и металлургии, чем простые витые пружины или листовые рессоры. А с пружинами или рессорами что можно придумать? Либо наружные тележки (Шерман, Т-4) либо внутренние свечи (Т-34, БТ). В первом случае лучше ремонтопригодность и внутренняя компоновка , во втором лучше защищенность подвески, но хуже внутренняя компоновка и хуже ремонтопригодность.
 
Сверху