21 ноября ( 3 декабря) родился Михаил Кошкин (1898 — 1940), советский конструктор, начальник КБ танкостроения завода № 183 (Харьков), создавшего знаменитый танк Т-34.
Участвовал в конструировании танков с 1934 года, первоначально в танковом КБ Ленинградского завода им. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29. С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания.
Участвововал в создании опытных танков А-20 (колесно-гусеничный) и А-32 (гусеничный). В мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 уже стояла 76-мм пушка Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение. Оба танка были показаны в сентябре 1939 года на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства. 19 декабря 1939 на заседании Комитета обороны, по результатам испытаний А-32, было принято постановление, которое предписывало принять последний танк на вооружение под названием "Т-34", с доработками (увеличение толщины брони, улучшение обзора, улучшение пулеметно-артиллерийского вооружения)
Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания в феврале 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. .31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка А-34 (Т-34) на заводе № 183. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.
Сам Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк), которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти). Могила не восстановлена.
Фильм по теме:
«Главный конструктор» (1980) — художественный фильм Владимира Семакова. Создан по мотивам книги Якова Резника «Сотворение брони» и реальных событий, связанных с созданием танка Т-34 на Харьковском паровозостроительном заводе. Роль Кошкина в фильме Борис Невзоров. В картине были показаны поздние модификации Т-34, появившиеся в 1944 году