Институт Коллегии выборщиков (Electoral College) был создан в США в 1787 году. Это было обусловлено рядом обстоятельств:
1. Тогда в США не было сильных политических партий, не существовало общенациональных СМИ, отсутствовала система коммуникаций.
В силу этого политики могли приобрести известность на небольшой территории, но имели немного шансов стать популярными в общенациональном масштабе.
2. Опасения отцов-основателей США: они предполагали, что симпатии избирателей могут приобрести популисты и экстремисты различного рода, что теоретически было возможно в силу малограмотности населения страны. Последним фильтром, который должен был призван не допустить подобного политикана на вершину власти, и должна была стать Коллегия выборщиков.
3. Вопрос суверенитета отдельных штатов. Изначально предлагавшаяся система прямого общенационального голосования не встретила поддержки у малых штатов: они опасались, что штаты с большим населением (такие как Нью-Йорк и Вирджиния) за счет превосходства в количестве избирателей будут раз за разом проводить своих кандидатов в президенты США.
Согласно Конституции США – члены Коллегии («выборщики») – не просто граждане. Они должны обладать опытом и авторитетом, чтобы представлять интересы жителей штата. Каждый штат самостоятельно определяет: кто будет представлять его интересы в Коллегии на данных выборах.
Члены Коллегии выборщиков, представляющие один штат, как правило, голосуют единогласно – исключением являются Небраска и Мэн, в которых существуют более сложные системы волеизъявления.
Известны случаи, когда выборщик голосовал не так, как голосовали его избиратели – последний раз подобное произошло в 1988 году. А на выборах 2000 года один из выборщиков сдал пустой бюллетень.
Конституция и федеральное законодательство США никоим образом не обязывают выборщиков голосовать на основе результатов волеизъявления их земляков.
Однако подобные требования прописаны в законах 26-ти (из 50-ти штатов). В редких случаях за нарушение этих законов предусмотрены штрафы – максимум 1 тыс долларов.
Доп. информация:
По данным Исследовательской службы Конгресса США, за два столетия Конгресс рассматривал более 700 проектов законов и поправок к Конституции, которые предполагали серьезное реформирование избирательной системы.
Критики, в частности, считают, что эта система устарела, и США выглядят посмешищем в мире; она способствует консервации сложившейся, фактически, двухпартийной системы; судьбу страны решают не ее граждане, а выборщики и т.д.
Наример:
На президентских выборах 2000 года, имя нового хозяина Белого дома было названо на основе нескольких десятков голосов, которые отдали Джорджу Бушу-младшему избиратели штата Флорида. Принцип «победитель получает все» сработал: все члены Коллегии выборщиков от Флориды отдали голоса Бушу, что и обеспечило его победу со счетом 271-266. Буш стал президентом, несмотря на то, что по общему количеству голосов, отданных в масштабах страны, его опередил демократ Эл Гор. Подобная ситуация не является чем-то принципиально новым: аналогичная коллизия была зафиксирована на президентских выборах 1824, 1876 и 1888 годов, когда в общенациональном масштабе победители получили меньше голосов избирателей, чем побежденные.