Продолжение.
Англичане оценивают обстановку
После гибели вице-адмирала Л.Холланда командование должно было перейти к следующему по рангу флагману – контр-адмиралу У.Уэйк-Уокеру, державшему флаг на KPT «Norfolk», который в тот момент находился в 15 милях к N и шел к месту боя 28-узловым ходом.
«Suffolk» и «Norfolk», естественно, не могли остаться в стороне от битвы, но они находились слишком далеко. В 6.19 «Suffolk» дал 6 залпов своим главным калибром, однако, как выяснилось позже, по ошибочному целеуказанию – снаряды не долетели до цели.
В 6.30 «Norfolk» сблизился с «Prince of Wales», контр-адмирал У.Уэйк-Уокер сообщил на ЛК о принятии командования и разрешил ему следовать таким ходом, который позволяло поддерживать состояние корабля. Капитан 1 ранга Лич ответил, что может дать 27 узлов. Затем флагман приказал ЭМ из охранения погибшего «Hood» начать поиск людей.*
(* – «Anthony» и «Antelope» еще в 14.00 23 мая были отпущены вице-адмиралом Холландом в Исландию для заправки топливом. В 21.00, после получения информации об обнаружении противника, они вновь вышли в море. Вместе с «Hood» оставались «Echo», «Electra», «Icarus» и «Achates». Когда начался бой, они находились примерно в30 милях к N и к N-W.
В 6.37 ЭМ получили приказание командующего 1-й крейсерской эскадрой искать выживших моряков с потопленного ЛКР и в 7.45 подошли к месту гибели «Hood». В большом нефтяном пятне плавали различные деревянные обломки, бальсовые спасательные плоты, пробковые матрасы. «Electra» обнаружил и поднял на борт троих моряков.
Из Исландии к месту гибели «Hood» подошел «Malcolm», продолжавший безрезультатный поиск весь день. В 9.00 «Echo» дал радиограмму, что он вместе с «Icarus», «Achates», «Antelope» и «Anthony» направляется в Хваль-фиорд. Туда ЭМ прибыли в 20.00.)
В 7.57 «Norfolk» донес, что «Bismarck» уменьшил ход и он, возможно, имеет повреждения. Вскоре предположение подтвердились: вылетевшая с исландского аэродрома летающая лодка «Sunderland» в 8.10 обнаружила германский ЛК и сообщила, что он оставляет за собой нефтяной шлейф.
Британский КРТ «Norfolk»
Адмирал Дж.Тови и «King George V» находились в 360 милях. Контр-адмиралу У.Уэйк-Уокеру предстояло принять решение: либо продолжить бой наличными силами, либо, продолжая слежение, дождаться подкреплений.
Решающим фактором стало состояние ЛК – он принял в поврежденные кормовые отсеки более 400 т воды, два орудия главного калибра не могли вести бой (два орудия в кормовой башне удалось ввести в строй к 7.20), корабль не мог развить ход более 27 узлов.
Кроме того, ЛК вступил в строй совсем недавно – кэптэн Лич отрапортовал о готовности корабля вступить в бой не далее как за неделю до описываемых событий. Башни главного калибра ЛК были новой модели, у них, естественно, имелись «болезни роста» – последние залпы во время утреннего боя ложились с недолетом и с большим разбросом по целику.
Итак, контр-адмирал У.Уэйк-Уокер решил подождать. Весь день «Prince of Wales» и «Norfolk» продолжали погоню, не вступая в бой.
После 11.00 видимость ухудшилась, в полдень в пелене мелкого дождя визуальный контакт был утрачен.
Противник ускользает
Еще ночью (в 1.20), с целью предотвратить всякую возможность незамеченного возвращения немецких кораблей, КРЛ «Manchester», «Birmingham» и «Arethusa», патрулировавшие между Исландией и Фарерскими островами, были направлены к северо-восточной оконечности Исландии.
Адмиралтейство направило в район сосредоточения ЛК «Rodney», который находился примерно в 550 миляхк S-O, вместе с четырьмя ЭМ эскортируя войсковой транспорт «Britannic».
В 10.22 командир «Rodney» капитан 1 ранга Фредерик Долримпл-Гамильтон (Frederick H.G. Dalrymple-Hamilton) получил приказ оставить в охранении транспорта один ЭМ, а самому с тремя остальными следовать на W.
Оставив с «Britannic» ЭМ «Eskimo» (lieutenant J.V.Wilkinson), «Rodney» вместе с «Somali» (captain Clifford Caslon), «Tartar» (commander Lionel P. Skipwith) и «Mashona» (commander William H.Selby) полным ходом двинулся на помощь силам преследования.
В Атлантике находились еще два английских ЛК – «Ramilles» и «Revenge».
Первый следовал в прикрытии конвоя НХ127, вышедшего из Галифакса, и находился в800 миляхк S от «Bismarck».
В 11.44 командиру ЛК «Ramillies» капитану 1 ранга Артуру Риду (Arthur D. Read) принесли расшифрованный приказ Адмиралтейства: оставить конвой и идти на N, чтобы отсечь «Bismarck» с западного направления. В 12.12 приказ был выполнен. Командир «Revenge» капитан 1 ранга Э.Арчер (E.R.Archer) выполнил распоряжение немедленно выйти из Галифакса и также направиться на сближение с противником.
Командир 18-й крейсерской дивизии, он же командир КРЛ «Edinbourgh», коммодор Чарльз Блэкман (Charles M.Blackman), осуществлявший патрулирование между 44-м и 46-м градусами N с целью перехвата германских торговых судов, в 12.50 получил приказ усилить наблюдение.
В 14.30 коммодор Ч.Блэкман радировал свое место: 44°17′ N, 23°56′ W; «ледую 25-узловым ходом курсом 320°.
Контр-адмиралу У.Уэйк-Уокеру было приказано продолжать преследование «Bismarck», даже если остаток топлива на его кораблях окажется недостаточным для совместных действий с Флотом метрополии.
В условиях плохой видимости «Norfolk» и «Suffolk» находились в предельном напряжении, постоянно ожидая внезапного поворота и атаки со стороны «Bismarck» и «Prinz Eugen». В 13.20, когда немецкие корабли изменили курс к S и снизили ход, «Norfolk» вдруг обнаружил их сквозь пелену дождя на дистанции всего8 мильи был вынужден ретироваться, прикрывшись дымовой завесой.
В 15.30 на флагманский мостик «Norfolk» принесли радиограмму адмирала Дж.Тови, в которой он давал свое место (61°17′ N, 22°8′ W) на 8.00 24 мая. Прочитав ее, контр-адмирал У.Уэйк-Уокер смог заключить, что Флот метрополии сможет подойти на боевую дистанцию с противником к часу ночи, однако это уже не соответствовало действительности – в 1.00 корабли адмирала Дж.Тови так и не появились, зато в 21.56 от него была получена радиограмма с более реалистичным прогнозом: в лучшем случае адмирал будет здесь к 9.00 25 мая…
Адмиралтейство в раздумье
Днем активно действовала британская разведывательная авиация. В 15.35 «Саtalina», которую могли наблюдать с «Norfolk», но, вероятно, не обнаружили с «Bismarck», прояснила ситуацию: «Suffolk» находится в 26 милях от самолета, а германский ЛК – в 15 милях впереди.
Через 10 мин. Лондон запросил у командующего 1-й крейсерской эскадрой ответы на следующие волновавшие Адмиралтейство более всего вопросы:
1) какой процент своей огневой мощи сохранил «Bismarck»;
2) какое количество боезапаса он истратил;
3) каковы причины частого изменения им курса.
В радиограмме также содержался вопрос о намерениях контр-адмирала в отношении «Prince of Wales» и настоятельная рекомендация опасаться подлодок противника.
Спустя около получаса контр-адмирал У.Уэйк-Уокер радировал:
1) неизвестно, но высокий;
2) около 100 выстрелов;
3) непонятно – возможно, с целью запутать преследующие его КР.
«Prince of Wales» после боя в Датском проливе. В районе кормовой трубы видны боевые повреждения
На последний вопрос он ответил так: ЛК не восстановит свою боеспособность до присоединения главных сил, если не сорвется перехват; он считает нецелесообразным вступать в бой, пока ЛК имеет возможность поддерживать ход.
Получив радиограмму командующего 1-й крейсерской эскадрой, в Адмиралтействе поняли, что «Bismarck» еще очень опасен.
Приближался вечер. «Bismarck» и «Prinz Eugen» продолжали идти на S, a «Suffolk», «Norfolk» и «Prince of Wales» неотрывно следовали за ними, не теряя визуального контакта.
В 17.11 на случай внезапной атаки немцев английские корабли перестроились: «Prince of Wales» вышел вперед, a «Norfolk» занял место за его кормой, прикрывая ЛК со стороны находившейся «не в строю» кормовой башни. Во время этого перестроения КРТ не видел германский ЛК, но с «Suffolk» докладывали: «Bismarck» находится по пеленгу 152° на дистанции16 миль, вы (т.е. «Norfolk») – по пеленгу 256° на дистанции12 миль.
В 18.09 сигнальщики флагманского корабля контр-адмирала У.Уэйк-Уокера увидели «Suffolk», флагман приказал дать ему сигнал приблизиться на5 миль.
«Bismarck», как считали англичане, пытался подкараулить «Suffolk» в тумане и, когда он начал ворочать на Ost, открыл огонь. Это произошло в 18.41.
Как выяснилось позже, адмирал Г.Лютьенс действовал, прикрывая бегство «Prinz Eugen».
Второе боевое соприкосновение. Бегство «Prinz Eugen»
Залп немецкого ЛК упал с недолетом, но достаточно близко, чтобы разрывом снаряда вышибить заклепки бортовой обшивки в корме английского КРТ.
ЛК «Bismarck» ведёт огонь
Прежде чем скрыться за дымзавесой, «Suffolk» успел ответить девятью выстрелами с борта.
Увидев, что «Suffolk» атакован, «Norfolk» немедленно изменил курс и ринулся навстречу врагу, открыв огонь в 18.53.
Орудия «Prince of Wales» заработали пятью минутами раньше, и за 8 мин. он успел сделать 12 залпов, не достигнув ни одного попадания. Однако этой стрельбы оказалось достаточно для того, чтобы два орудия главного калибра вышли из строя (из-за дефектов башенной АУ).
«Bismarck» не проявлял намерения возобновить бой, и контр-адмирал У.Уэйк-Уокер поспешил сообщить на «Prince of Wales», что до подхода адмирала Дж.Тови он также не намерен вступать в боевое соприкосновение с противником.
Итак, стычка оказалась скоротечной: «Bismarck» снова начал удаляться, а отпущенный без каких-либо инструкций «Prinz Eugen», воспользовавшись снежным зарядом, скрылся от преследования.
Английские же крейсеры пошли дальше противолодочным зигзагом – они вступили в район действий немецких ПЛ.
На палубе «Prinz Eugen»
Расстановка сил вечером 24 мая
В 20.25 Адмиралтейство отправило на корабли радиограмму с описанием обстановки на 18.00 24 мая. Она выглядела следующим образом.
Противник – 59°10′ N, 36° W, курс – 180°, ход – 24 узла; контакт с ним поддерживают «Norfolk», «Suffolk» и «Prince of Wales». Командующий Флотом метрополии – «King George V», «Repulse», «Victorious» и 2-я крейсерская эскадра (последние отделились от адмирала Дж.Този в 15.09) – 58° N, 30° W.
KPT «London», эскортировавший от Гибралтара транспорт «Arundel Castle» и находившийся в точке с координатами 42°50′ N, 20°10′ W, получил приказ оставить транспорт и следовать на сближение с противником. ЛК «Ramilles» – приблизительно 45°45′ N, 35°40′ W – обходит курс противника с W.
КРЛ «Manchester», «Birmingham» и «Arethusa» оставили свою позицию у северо-восточной оконечности Исландии, чтобы пополнить запасы топлива.
ЛК «Revenge», вышедший из Галифакса в 15.05, следует 6-узловой скоростью с тихоходным конвоем НХ 128 (44 транспорта). КРЛ «Manchester» находится приблизительно в точке 45°15′ N, 25°10′ W.
Итак, не считая эсминцев, на поимку германского ЛК «работали» уже 19 боевых кораблей (включая «Force H») – 3 ЛК, 2 ЛКР, 12 КР и 2 АВ.
Атакует «Victorious»
Адмирал Дж. Тови, стремившийся прежде всего задержать противника, направил вперед АВ «Victorious», чтобы тот попытался атакой своих торпедоносцев заставить «Bismarck» уменьшить ход. На АВ, еще не успевшем приобрести боевой опыт, находились лишь 9 ударных самолетов – это были «Swordfish» 825-й эскадрильи. Имелись еще 6 истребителей «Fulmar» 802-й эскадрильи, остальное же место в ангаре было занято частично разобранными истребителями «Hurricane», которые следовало доставить на Мальту.
Сообщение главнокомандующего о том, что около 22.00 самолеты с «Victorious» попытаются атаковать «Bismarck», отправленное в 14.55, контр-адмирал У.Уэйк-Уокер прочел в 20.31. Он с надеждой стал ожидать появления самолетов, которые, по его расчетам, могли оказаться над целью около 23.00.
Противника на некоторое время потеряли из вида, но в 23.30 «Norfolk» на мгновение «поймал» цель на дистанции 13 миль. Спустя 13 мин. в небе появились торпедоносцы.
*****
После короткого боя между кораблями контр-адмирала У.Уэйк-Уокера и адмирала Г. Лютьенса стало очевидным, что к 23.00 «Victorious» не сможет подойти к «Bismarck» на100 миль.
Тогда командир 2-й крейсерской эскадры контр-адмирал Э.Кертис (A.T.B.Curteis), державший свой флаг на КРЛ «Galatea», решил поднять самолеты около 22.00, когда расстояние до цели будет составлять 120 миль, и отдал соответствующий приказ командиру АВ капитану 2 ранга Г.Бовилу.
Дул свежий северо-западный ветер, когда в 22.08 «Victorious» изменил курс на 330° и уменьшил ход до 15 узлов, чтобы торпедоносцы начали взлет. Погода была, что называется, «хуже не придумаешь». Было светлое время суток, но плотная облачность и дождь создавали сумерки. Полетная палуба качалась между пенистыми гребнями волн и несущимися низко на свинцовом небе облаками, поливаемая холодным дождем.
Британский авианосец «Victorious»
Торпедоносцы «Swordfish» на палубе АВ «Victorious» в ожидании старта для атаки «Bismarck» 24 мая 1941 г. Это все девять самолетов, которые мог поднять в воздух корабль
В 22.10 с палубы АВ тяжело взлетели и исчезли в облаках девять торпедоносцев 825-й эскадрильи. Вел их капитан-лейтенант Юджин Эсмонд (Eugene Esmonde).
Набрав высоту 1,5 тысячи футов (около 460 м), эскадрилья легла на курс 2258. Самолеты летели со скоростью около 160 км/ч, но 120 миль, разделявшие британский АВ и германский ЛК, эскадрилья преодолевала почти два часа.
В условиях плотной низкой облачности весьма приблизительных координат цели, которые летчики получили перед вылетом, было явно недостаточно.
К счастью для англичан, для торпедоносцев-бомбардировщиков «Swordfish» к тому времени успели создать авиационный радар. Антенна РЛС ASV Mk.10, помещенная в обтекатель, подвешивалась под носовой частью фюзеляжа, на месте торпеды, поэтому оснащенные РЛС самолеты не могли выполнять роль ударных.
Примерно в 23.27 оператор РЛС, склонившийся над экраном индикатора во второй кабине одного из «Swordfish» 825-й эскадрильи, обнаружил отметку цели – справа по курсу в 16 милях. Тремя минутами позже сквозь разрыв облаков был замечен «Bismarck», идущий курсом 160°, но его тут же снова потеряли из вида, поскольку облака быстро сомкнулись.
Преследовавшие немцев английские корабли должны были находиться к W от них, поэтому эскадрилья изменила курс на N-O, затем развернувшись влево.
Вскоре РЛС «поймала» два корабля, слева и справа по курсу – это оказалась группа преследования, и «Suffolk» направил торпедоносцы на «Bismarck», находившийся впереди него в 14 милях.
В 23.50 оператор РЛС увидел цель прямо по курсу. Эскадрилья пошла на снижение и, пробив облачность, приготовилась к атаке. Однако вместо германского ЛК летчики увидели перед собой лежавший в дрейфе корабль Береговой охраны США «Madoc». «Bismarck» же, оказавшийся в 6 милях южнее, заметив самолеты, сразу же открыл интенсивный заградительный огонь.
На перестроение времени уже не оставалось. Все восемь
* самолетов, каждый из которых нес одну 18-дюймовую торпеду, снабженную двухканальным неконтактным взрывателем и установленную на глубину хода 31 фут (9,46 м), ринулись в атаку с одного направления.
(*– В секретных отчетах Адмиралтейства по поводу количества атаковавших «Bismarck» самолетов было сделано примечание: «Один самолет потерял контакт (с остальными) в облаках». Вероятно, это делалось для того, чтобы скрыть «безоружность» оснащенного РЛС «Swordfish»)
Ровно в полночь три машины одновременно сбросили торпеды, направив их в левый борт ЛК в районе миделя. Следующие три, сброшенные через минуту 2-й группой, которая зашла чуть дальше, пошли в носовую часть корпуса,»Bismarck». 7-я машина нацелила свою торпеду в район носовой надстройки ЛК, а 8-й «Swordfish», обойдя «Bismarck», в 0.02 сбросил торпеду с правого борта.
Именно эта, сброшенная последней торпеда поразила правый борт ЛК в районе ходового мостика: два истребителя «Fulmar», поднятые с «Victorious» в 23.00 и наблюдавшие результаты атаки, сообщили, что видят поднимающийся из носовой части ЛК черный дым, а сам он снизил ход.
Хотя броневой пояс выдержал, между плит и в обшивке борта появились щели, что заставило «Bismarck» временно уменьшить ход до 22 узлов.
Вторая пара истребителей, взлетевшая с «Victorious» в 1.05, несмотря на все усилия не смогла обнаружить врага.
Когда в 0.52 солнце скрылось за горизонтом, эскадрилья капитан-лейтенанта Ю.Эсмонда прошла меньше половины обратного пути. К несчастью, приводной радиомаяк на «Victorious» вышел из строя, и самолеты прошли мимо АВ, не заметив его посадочные огни в пелене дождя. Пришлось использовать для привода радиодальномер и сигнальные прожекторы.
Наконец, около 2.00 самолеты запросили посадку. На АВ включили посадочные прожекторы и подсветку полетной палубы. В 2.05 все машины благополучно приземлились – несмотря на то, что трое пилотов еще ни разу не выполняли посадку на АВ в ночных условиях.
А вот судьба двух истребителей «Fulmar» оказалась печальнее. Их ожидали до 2.50, давая круговые импульсы РЛС и вращая лучи прожекторов, но самолеты так и не появились. Темнота была уже полной, и контр-адмиралу Э.Кертису. опасавшемуся немецких ПЛ, пришлось отдать АВ приказ прекратить ожидание и числить истребители погибшими. Самолеты действительно погибли, а вот летчиков после нескольких часов пребывания в воде на спасательных плотах поднял на борт американский корабль.
Третье боевое соприкосновение. Противник снова ускользает
«Bismarck» в Датском проливе. Вид с борта «Prinz Eugen»
Пока торпедоносцы атаковали «Bismarck», «Norfolk» заметил корабль в направлении S-W.
Контр-адмирал У.Уэйк-Уокер немедленно приказал открыть огонь по обнаруженной цели, считая, что это «Bismarck». Однако «Prince of Wales» имел возможность убедиться, что целью является американский куттер «Madoc». К счастью для американцев, пока англичане готовились к стрельбе, контакт был потерян.
В 1.16, повернув на курс 220°, «Norfolk» вдруг обнаружил «Bismarck» по пеленгу 204° на дистанции8 миль. Последовала короткая артиллерийская дуэль.
«Norfolk» и «Prince of Wales» повернули налево, чтобы открыть своим орудиям зону для стрельбы, и навели их на противника. В 1.30, пользуясь данными радиодальномера, английский ЛК с дистанции20000 ярдов(18.200 м) произвел два залпа. «Bismarck» также ответил двумя, его снаряды легли с большим недолетом.
После этого англичане снова потеряли противника, и контр-адмирал У.Уэйк-Уокер приказал KPT «Suffolk», РЛС которого обладала наибольшей надежностью показаний, вести поиск самостоятельно, а сам вместе с ЛК следовал позади.
В 2.29 «Suffolk» обнаружил «Bismarck» на дистанции20900 ярдов(19000 м) по пеленгу 192°.
Германский ЛК шел курсом 160° 20-узловым ходом.
Ночь была ясной, видимость достигала 6 миль, и «Suffolk» пошел противолодочным зигзагом – вероятно, его командир решил, что риск вновь потерять контакт с целью
* меньше, нежели риск быть торпедированным немецкой ПЛ.
(* – Выполнение противолодочного зигзага (30°) занимало около 10 мин.
В своем приказе, выпущенном после окончания операции (С.В.04164, р.18), командующий Флотом метрополии писал, что потеря контакта с «Bismarck» явилась «…главным образом, следствием самоуверенности. РЛС работала столь устойчиво и давала столь точные показания, что у командира создалось ложное впечатление безопасности… «Suffolk» вел преследование на пределе дальности обнаружения РЛС и утратил контакт в той части зигзага, которая увела его еще дальше от цели. В тот момент, когда крейсер ворочал налево, противник резко повернул вправо и оторвался от преследования».)
И действительно, в 3.06 радиометристы зафиксировали «Bismarck» по прежнему пеленгу. Но этот контакт оказался последним – англичане потеряли немецкий ЛК. «Prinz Eugen» они в последний раз наблюдали 24 мая в 19.09.
Однако этот факт уложился в головах не сразу. Только в 4.01 с «Suffolk» передали на «Norfolk» семафор, содержание которого сводилось к следующему: противник либо повернул на Ost, находясь за кормой крейсера, либо изменил курс к W; действую исходя из этого предположения. Еще через 10 мин. кэптэн Эллис приказал отправить шифрограмму, извещающую флагмана о том, что он потерял контакт в 3.06. Командующий 1-й крейсерской эскадрой прочитал ее в 5.15.
В 5.52 контр-адмирал У.Уэйк-Уокер запросил адмирала Дж.Тови и «Victorious» о возможности авиаразведки.
После анализа штурманской прокладки У.Уэйк-Уокер пришел к выводу, что около 3.10 «Bismarck» совершил поворот направо. Исходя из этого, на рассвете он приказал «Suffolk» производить поиск к W и в 6.05 отправил шифровку адмиралу Дж.Тови: «Противник потерян в 3.06. «Suffolk» направлен на поиск к W. Днем «Norfolk» присоединится к «Suffolk», a «Prince of Wales» пойдет на сближение с Флотом метрополии».
Шифровка была принята на «King George V» две минуты спустя. Стало очевидно, что ожидавшаяся к 9.00 «горячая встреча» не состоится…
Снова неопределенность
Потеряв «Bismarck» до наступления рассвета 25 мая, англичане оказались в весьма сложном положении. Предположений о намерениях противника было несколько, и для того, чтобы проверить каждое из них, требовалось направить корабли. Но главное – время, его нельзя было тратить понапрасну.
В 6.30, когда окончательно рассвело и видимость стала хорошей, «Norfolk» направился вслед за «Suffolk», который, ведя поиск к W, шел 25-узловым ходом курсом 230°. «Prince of Wales» пошел на S, на соединение с адмиралом Дж.Тови, считая, что «King George V» и «Repulse» находились в точке 54° N, 34°55′ W. Фактически же они были значительно дальше к S-W.
В соответствии с полученными ночью инструкциями Адмиралтейства контр-адмирал Э.Кертис на КРЛ «Galatea» в 5.58 изменил курс, направившись в точку, где последний раз видели «Bismarck», а на «Victorious» к 7.30 подготовили к взлету самолеты для воздушной разведки в направлении на East.
Однако приказ главнокомандующего Флотом метрополии заставил откорректировать план: кораблям 2-й крейсерской эскадры и «Victorious» было приказано вести поиск к N-W от точки последнего контакта с противником.
Истребители «Fulmar» уже летали ночью (последняя машина совершила посадку в 4.00), к тому же два из них не возвратились на АВ.
Пилоты-истребители не имели смены, поэтому, получив в 7.16 приказ командующего 2-й крейсерской эскадрой, капитан 1 ранга Г.Бовел был вынужден принять решение направить на разведку самолеты «Swordfish», экипажи которых можно было заменить.
В 8.12 семь машин одна за другой оторвались от полетной палубы и начали поиск в секторе 280-40° на расстояние100 миль. Сам «Victorious», как и сопровождавшие его КРЛ «Galatea», «Aurora», «Hermion» и «Kenya», также вели наблюдение в этом секторе.
Так ничего и не обнаружив за время почти 4-часового полета, в 11.07 самолеты возвратились на свой АВ, причем не досчитавшись одной машины, которая совершила вынужденную посадку на воду. К счастью, неудачливый «Swordfish» приводился рядом с дрейфовавшим спасательным плотом, в котором не оказалось людей, но обнаружились аварийные запасы провизии и воды. Экипаж самолета провел на плоту 9 суток, прежде чем был поднят на борт проходившего мимо судна.
В 10.30 следовавший на S-W «King George V» получил из Адмиралтейства радиограмму с серией радиопеленгов, которые, как сообщалось в шифровке, возможно, давали положение германского ЛК – перехваченные сигналы идентифицировали с теми, которые исходили от «Bismarck» сразу после торпедной атаки
* самолетов с «Victorious».
(*– Передача длинной радиограммы с борта ЛК была зафиксирована английскими кораблями в 2.58 25 мая.)
Только еще более продолжительная радиограмма, передача которой началась с борта «Bismarck» в 8.52 и продолжалась более получаса (адмирал Лютьенс был уверен, что слежение за ним не прерывалось, поэтому и решил подробно доложить своему командованию об обстановке), позволила пеленгованием приблизительно определить его место.
Проложив их на карте, походный штаб адмирала Дж.Тови получил координаты, значительно отличавшиеся от тех, которые получались исходя из предположения, что «Bismarck» идет в Северное море.
Описав вокруг точки 57° N, 33° W окружность, радиус которой соответствовал тому расстоянию, которое мог пройти «Bismarck» с момента пеленгования, получили район его равновероятного, нахождения. Для того, чтобы перехватить противника, главнокомандующий, оповестив все корабли, повернул на курс 55°, делая 27 узлов по направлению к «Фареро-Исландской дыре».
«King George V» шел один – еще в 9.06 командир «Repulse» капитан 1 ранга У.Тэннант получил разрешение идти в Ньюфаундленд для бункеровки. КРЛ «Galatea», «Aurora» и «Kenya» с получением информации адмирала Дж.Тови немедленно развернулись на курс 85°.
В 10.23 из Лондона в адрес главнокомандующего Флотом метрополии, командующего «Force H» и командующего 1-й крейсерской эскадрой, наконец, было направлено более отчетливое указание: исходить из предположения, что «Bismarck» следует в Брест.
На «Renown», находившийся в точке 41°30′ N, 17°10′ W, это сообщению было отрепетовано в 11.00, а через 8 мин. «Rodney» получил нескольк8 иное указание: действовать исходя из предположения, что «Bismarck» идет в Бискайский залив. Сомнения не оставляли верховное командование британского флота.
Адмиралтейство, пользуясь односторонней радиосвязью, на этой стадии операции делало все возможное, чтобы обеспечить корабли максимально точными данными в минимально возможный срок. От этого зависело сохранение режима радиомолчания.
В 14.28 очередной радиограммой Адмиралтейство отменило свое указание, данное ранее капитан 1 ранга Долримпл-Гамильтону, и на этот раз предписало «Rodney» действовать из условия, что германский ЛК направляется обратно в Норвегию через пролив между Исландией и Ирландией.
*
(* – В 13.20 с противником удалось установить устойчивый РЛ-контаткт, это дало его координаты, правда, с точностью до 50 миль – 55°15′ N, 32° W.
В 14.19 из Лондона ушла шифровка главнокомандующему, которую он получил в 15.30. Но даже это не стало основанием для однозначного приказа – сомнения все же оставались. Только в 19.24 из Лондона адмиралу Тови была отправлена очередная шифровка, в которой говорилось, что Адмиралтейство считает целью движения немецкого ЛК западное побережье Франции.)
Еще 2 часа спустя, в 16.21, Лондон получил вопрос адмирала Дж. Тови, который все еще 25-узловым ходом шел к East, курсом 80°: «Вы считаете, что враг идет к Фарерам?»
С наступлением вечера версия движения «Bismarck» в Бискай окрепла, и 18.15 Адмиралтейство отменило отправленную в 14.28 директиву и констатировало: «пункт назначения» противника – французский порт.
Когда в 18.10 адмирал Дж. Тови приказал капитан 1 ранга Паттерсону повернуть на S-E, он все еще не располагал точной информацией о противнике.
В 21.10 «Victorious», находившийся в точке с координатами 57°59′ N, 32°40′ W, поднял в воздух 6 «Swordfish», которые произвели поиск в секторе 80-180° в радиусе 100 миль от АВ. Самолеты вернулись уже на следующие сутки, в 0.05.
Гидросамолеты авиации Берегового командования совершили несколько разведывательных полетов по возможному маршруту движения германского ЛК в Брест, но также ничего не обнаружили.
К тому времени недостаток топлива стал самой серьезной проблемой для британских кораблей. «Repulse» уже ушел в Ньюфаундленд, «Prince of Wales» следовал в Исландию; «Victorious» и «Suffolk» уменьшили ход и шли на экономических режимах. КРЛ «Hermion», у которого осталось менее 40% топлива, пришлось направить в Хваль-фиорд, остальные крейсеры для экономии вынуждены были ограничить ход 20-ю узлами. В цистернах флагманского корабля главнокомандующего Флотом метрополии оставалось около 60% запаса нефти.
Около полуночи адмирал Дж. Тови приказал всем командирам экономить топливо, а это означало уже директивное снижение скорости.
К утру 26 мая недостаток топлива на английских кораблях приобрел решающее значение – они находились в море уже четверо суток. В Адмиралтействе уже рождались экзотические проекты, вроде челночных рейсов летающих лодок PBY «Catalina», снабженных емкостями с топливом…
Проблема топлива более всего влияла на корабельное охранение. В эскорте ЭМ весьма нуждался АВ «Victorious», но еще больше рисковал ЛК «Rodney».
Внимание Адмиралтейства привлекли корабли 4-й флотилии ЭМ, которые эскортировали конвой WS8B. Около 2.00 26 мая командовавший флотилией капитан 1 ранга Филип Вайан (Philip L.Vian), державший флаг на «Cossack», получил приказ оставить охранявшийся караван транспортов с войсками и направится к N-O, на соединение с «Rodney». ЭМ «Zulu», «Sikh», «Cossack», «Maori» и «Piorun» предстояло сыграть весьма важную роль в следующей фазе операции.
«Force H» – ЛКР «Renown», AB «Ark Royal» и КРЛ «Sheffield» – также следовали без эскорта, который был отпущен обратно в Гибралтар еще в 9.00 25 мая.
Получив двумя часами позже радиограмму Адмиралтейства о том, что «Bismarck» идет в Брест, вице-адмирал Дж.Сомервилл приказал подготовиться к подъему самолетов-разведчиков. «Force Н» находилось на широте Бреста, а последняя информация о находившихся там немецких ЛК «Scharnhorst» и «Gneisenau» относилась к 23 мая.
*
(*– Адмиралтейство располагало данными воздушной разведки Бреста на 19.30 25 мая, которые сообщали, что оба корабля все еще находятся там. Соответствующая радиограмма в Гибралтар, предназначенная для передачи на «Renown», ушла из Лондона в 21.08. Когда в 22.26 ее получили в Гибралтаре, «Renown» уже полчаса назад перешел на другую волну и не мог принять ее. Радиосеанс на другой волне состоялся только в 0.34.)
Погода с прошлого вечера ухудшилась, ветер был более чем крепок, эскадренную скорость пришлось уменьшить до 17 узлов. АВ шел через штормовой норд-вест, высота волн достигала15 м. Поднятые из ангара самолеты на руках тащили сквозь потоки воды к стартовым позициям. В 7.16 с «Ark Royal» взлетели истребители боевого воздушного патруля, а в 8.35 – 10 «Swordfish», начавших поиск. Они совершили посадку в 9.30, ничего не обнаружив.