Линкор «Бисмарк».

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.371
Адрес
г. Пермь
Да "Худ" такое же г.вно был...
У него просто палуба была недостаточно бронирована.
Просто повезло "Бисмарку" из-за просчетов командира "Худа".
"Бисмарк" начал пристрелку издалека. Вот тут-то недостаток бронирования палубы "Худа" и сказался...
Тут что, цензуру ввели? Хорошенькое дело. Ну и на хрен такую тему!
Защита от набросов г-на на вентилятор. Зачем нам сообщения, в которых не обсуждаются вопросы истории, а создаётся почва для неконструктивного срача?
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
Да "Худ" такое же г.вно был
ну вот, нет ни разу поверхностно вроде , как похоже но тевтон покруче.
худ был вроде этикетки британского флота , а тут бум и бабах и нету худа.
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
худ был вроде этикетки британского флота , а тут бум и бабах и нету худа
Я бы с удовольствием пообщался с вами на эту тему, но противно ждать, когда " их высокгородие Модератор" соизволят поставить штамп "проверено цензурой".
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Я бы с удовольствием пообщался с вами на эту тему, но противно ждать, когда " их высокгородие Модератор" соизволят поставить штамп "проверено цензурой".
Вы можете свободно пообщаться на эту тему в этой теме без предварительной предмодерации ваших сообщений.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.371
Адрес
г. Пермь
их высокгородие
Это когда это наш Tigr успел получить чин статского советника? "Ваше высокородие" -- обращение к офицеру / чиновнику пятого класса Табели о рангах. В армии соответствовало бригадиру, на придворной службе -- камер-юнкер, церемониймейстер, в гвардии -- подполковник.
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
недостаток бронирования палубы "Худа"
я бы конечно мог своими словами но раз есть -
Академик Алексей Николаевич Крылов основоположник современной теории корабля, то не смею исправлять его .
Первоначально «Худ» был спроектирован с более легким бронированием и с меньшим углублением, так что проектное водоизмещение было 36 300 т, но Ютландский бой 31 мая 1916 г. вынудил ввести в проект существенные изменения,
( ютланд потряс всех тогда. потому что палубы оказались тонкими и в Америке знаменитые леси и сара строились тоже с тонкими палубами. и там тоже был разбор полетов и тоже меняли проекты, но недостаточно как мы теперь знаем ).
Таким образом, «Худ» был кораблем, в котором соединялись все наступательные и оборонительные качества, которые могло предвидеть английское Адмиралтейство.
Как мог снаряд проникнуть в пороховой погреб, несмотря на его добавочную защиту после боя 31 мая 1916 г.? Обратим внимание на палубное бронирование «Худа». В носу оно таково.
При дистанции 20 000 м угол падения снаряда составляет около 60°; очевидно, что 15-дюймовый снаряд все эти палубы пробьет как картон, и при такой дальности палубное бронирование «Худа» не соответствует его бортовому бронированию, особенно при косвенных курсовых углах.
Отсюда ясно, что для «Худа» бой на дальней дистанции не выгоден. Ему следовало пустить дымовую завесу и подойти до дистанции 10 000-8 000 м, где угол падения около 10° и снаряды отскакивали бы от 2-дюймовой палубы.
Имея таблицы стрельбы, командиру следовало заранее изучить, с какой дистанции 15-дюймовый снаряд пробивает броневые палубы его корабля, и вести бой на меньшей дистанции. Приняв же бой на большой дистанции, он обрек свой корабль на поражение.

ну дык а почему командир худа прохудил в бою , меньше всего я думаю что он некомпетентен и чего то не понимал вот цитатка из вики -
До 1923 бригада входила в состав Атлантического флота.


В это время «Худ» был самым большим военным кораблем в мире. В эти годы всеобщего внимания к флоту корабль был народным любимцем: его параметры были известны каждому англичанину[5]. Популярность корабля была причиной того, что большую часть времени он проводил в заграничных походах, «демонстрируя флаг». В частности с ноября 1923 по сентябрь 1924 «Худ» вместе с крейсером «Рипалс» совершил кругосветное плавание, пройдя свыше 40 000 миль. За время этого похода «Худ» посетили более 750 000 человек
самоуверенность вот это - самый большой военный корабль в мире да еще рядом новый лк , с ним ничего случится не может , тем более Бисмарк по параметрам не казался уж столь убойным.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
63.371
Адрес
г. Пермь
При дистанции 20 000 м угол падения снаряда составляет около 60°; очевидно, что 15-дюймовый снаряд все эти палубы пробьет как картон, и при такой дальности палубное бронирование «Худа» не соответствует его бортовому бронированию, особенно при косвенных курсовых углах.
Отсюда ясно, что для «Худа» бой на дальней дистанции не выгоден. Ему следовало пустить дымовую завесу и подойти до дистанции 10 000-8 000 м, где угол падения около 10° и снаряды отскакивали бы от 2-дюймовой палубы.
Ну, я собственно именно про это, только своими словами. Не держала палуба "Худа" снаряды, падавшие почти вертикально.
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
Не держала палуба "Худа" снаряды, падавшие почти вертикально.
вот такой снаряд не выдержала палуба

Тип Марка снаряда Морской бронебойный APC L/4,4 Psgr.L/4,4 (mhb)
Масса взрывного заряда,
кг 18,8
Масса снаряда,
кг 800
Дульная скорость,
м/с 820
Максимальная дальность стрельбы,
м 36520 (30°)





 
Последнее редактирование:

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
чего так "Бисмарк" мифологизируют? Весьма средненький ЛК и по вооружению, и по бронированию, и по ходовым качествам.
этот весьма средненький выдержал ( цитата) -
10-15. На линкоре “Бисмарк” замолкают последние орудия, но его машины работают и он продолжает медленно рассекать волны. Экономя горючее и стремясь ускорить развязку, адмирал Тови приказывает крейсеру “Дорсетшир” произвести торпедную атаку. “Дорсетшир” в упор выпускает в линкор “Бисмарк” 4 торпеды. “Бисмарк” превращен в пылающий остров, но держится на плаву.
По линкору “Бисмарк” было выпущено снарядов:
380 — 40.6 см с “Родней”
339 — 35.6 см с “Кинг Джордж V”
527 — 20.3 см с “Норфолк”
254 — 20.3 см с “Дорсетшир”
716 — 15.2 см с “Родней”
660 — 13.3 см с “Кинг Джордж V”

Понимая, что все кончено немцы открывают кингстоны, и линкор “Бисмарк” тонет кормой вперед и ложась на левый борт.

кто больше хотелось бы услышать.
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
расход, а не попадания.

спасибо камрад , а то не все поди знают значение слова - выпущено.:)
а если про попадания мне так видится что надо оценивать от 3%.
что то сопоставимое с ямато , его очень долго долбили
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
а если про попадания мне так видится что надо оценивать от 3%.
Если верить книженции Дэвида Ховарта «Дредноуты», то, больше.


Цитата:

«На карточке представлены результаты «матча» между «Орионом» и «Тандерером». «Тандерер» победил с разгромным счётом – система управления артиллерийским огнём наглядно продемонстрировала все свои достоинства. За три с половиной минуты «Тандерер» произвел 39 выстрелов с дистанции 8500 ярдов, из которых 23 попали в цель, тогда как «Орион», стрелявший по старинке, выпустил всего 27 снарядов, из которых в цель попали лишь четыре.»

Речь шла об испытаниях в 1912 году системы управления огнём( по совмещённым стрелкам). С вводом в строй этой системы, процент попаданий значительно вырос. Несчастные 2-4% процента остались в прошлом.
 
Последнее редактирование:

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Коль тема "Бисмарка" снова стала актуальной, то предлагаю к ознакомлению статью Д.Ю. Литинского, опубликованную в альманахе "Тайфун" №№ 10, 11 ,12 / 2000 г.

ОХОТА НА «БИСМАРК» (МАЙ 1941 Г.). ЧАСТЬ 1

Предисловие с сайта otvaga2004.ru
Приказ об осуществлении операции «Rheinubung» германский командующий группой кораблей адмирал Гюнтер Лютьенс (GuntherLutjens) получил 22 апреля. 5 мая «Bismarck» посетил сам Гитлер, и Лютьенс уверил его в полном успехе предстоящей операции в Атлантике.

Линкор, которым командовал капитан 1 ранга Эрнст Линдеманн (Ernst Lindemann) и на котором находился штаб адмирала Лютьенса, вышел из Данцига в ночь с 18 на 19 мая. Экипаж линкора проинформировали о целях операции только в море. У полуострова Аркона произошла встреча с прибывшими из Свинемюнде эсминцами «Friedrich Eckold» и Z-23, из Киля подошел тяжелый крейсер «Prinz Eugen» (капитан 1 ранга Бринкман). Для проводки через Большой Бельт к ним присоединился прорыватель минных заграждений «Sperrbrecher 13».

Около 15 часов 20 мая, пройдя Большой Бельт, соединение неожиданно повстречалось со шведским крейсером «Gotland». Его командир капитан 2 ранга Агрен немедленно доложил об этом факте в Стокгольм.

Английский военно-морской атташе в Стокгольме коммандер Денхэм (H.Denham) проводил в тот день обычную встречу со своим норвежским коллегой, который среди других новостей сообщил ему и эту. Возвратившись в посольство, Денхэм с пометкой «весьма срочно» передал шифровку в Адмиралтейство. К 3.30 следующих суток оперативно-разведывательный центр проинформировал флотское и береговое командования.

Все эти события стали началом крупномасштабной охоты британского флота на германский линкор в мае 1941 года.

Получив рано утром 21 мая сообщение о выходе линкора (ЛК) «Bismarck» и тяжелого крейсера (КРТ) «Prinz Eugen» из Каттегата, на помощь патрулировавшим Датский пролив КРТ «Norfolk» и «Suffolk» из Скапа-Флоу вышли линейный крейсер (ЛКР) «Hood», ЛК «Prince of Wales» и 6 эсминцев (ЭМ): «Electra», «Anthony», «Echo», «Icarus», «Achates» и «Antelope».

Ha «Norfolk», которым командовал капитан 1 ранга Алфред Филлипс (Alfred J.L.Phillips), держал свой флаг командующий 1-й крейсерской эскадрой контр-адмирал Уильям Уэйк-Уокер (William F.Wake-Walker). На командирском мостике КРТ «Suffolk» стоял капитан 1 ранга Роберт Эллис (Robert M. Ellis).

1373614233_01.jpg

Британский тяжелый крейсер «Suffolk». Датский пролив, 1941 г.

Соединением, направившимся в Датский пролив из главной базы флота Метрополии, командовал вице-адмирал Ланселот Холланд (Lancelot E.Holland), державший флаг на ЛКР «Hood». Самим же кораблем – гордостью британского флота командовал капитан 1 ранга Ралф Керр (Ralf Kerr).

КРЛ «Manchester» (captain Herbert A.Parker) и «Birmingham» (captain Alexander C.G.Madden) получили приказание охранять пролив между Исландией и Фарерскими островами.

В Скапа-Флоу находился АВ «Victorious» (captain Henry C.Bovell), который в сопровождении ЛКР «Repulse» (captain William G.Tennant) должен был 22 мая выйти с конвоем WS8B на Ближний Восток. Выход обоих кораблей пришлось отменить, они поступили в распоряжение возглавившего операцию по поимке немецкого ЛК главнокомандующего Флотом метрополии адмирала Сэра Джона Тови (John C.Tovey).

С момента начала операции право выхода в эфир было строжайшим образом ограничено – фактически все британские корабли соблюдали режим радиомолчания.

Поиск начался

После получения сообщения об обнаружении немецкого соединения авиацией берегового командования в Коре-Фиорде (21 мая в 13.15 совершавший поисковый полет над Бергеном разведчик сфотографировал корабли на якорной стоянке – расшифровка снимка показала, что это «Bismarck» и «Prinz Eugen»), адмирал Дж. Тови направил «Hood», «Prince of Wales» и 6 ЭМ в исландский Хваль-фиорд.

1373614220_09.jpg

Британский линкор «Prince of Wales» перед сражением в Датском проливе, 1941 г.

Под видом авианалета* на Берген англичане сделали еще несколько снимков, подтвердивших их предположения о том, что корабли готовы к выходу в Атлантику.

(* – Даже в секретных отчетах англичане писали, что «попытка бомбардировки норвежского побережья, предпринятая «наугад» 21 мая, потерпела фиаско – из-за окутавшего берег плотного тумана только два самолета достигли фиордов, но и они не обнаружили врага».)

В 19.00 адмирал Г. Лютьенс, уверенный в раскрытии операции англичанами, прервав бункеровку КРТ, отдал приказ о выходе из фиорда. Это произошло в 19.45 21 мая.

1373614214_06.jpg

«Prinz Eugen» после выхода из Готенхафена в Атлантику вместе ЛК «Bismarck»

1373614214_02.jpg

Германский линкор «Bismarck» в Гримштад-фиорде. 21 мая 1941 г.

1373614197_04.jpg

ЛК «Bismarck» в Гримштад-фиорде. Фото с британского самолета-разведчика, 21 мая 1941 г.

На следующие сутки погода ухудшилась: облачность над Северным морем спустилась до высоты 600 м, в Датском проливе шел проливной дождь, видимость не превышала полумили.

В таких условиях воздушная разведка казалась бесполезной, но командир расположенной на Оркнейских островах флотской авиастанции Хатстон капитан 2 ранга Фэнкорт (H.L.St.J.Fancourt) все же направил – по собственной инициативе – один самолет через Северное море. Пилот лейтенант Н.Годдард (N.N.Goddard) и наблюдатель коммандер Г.Ротердам (G.A.Rotherdam) достигли Бергена, под сильным зенитным огнем произвели аэрофотосъемку и благополучно возвратились в Хатстон. Немецких кораблей в фиордах не обнаружено – информация об этом была доложена адмиралу Дж.Тови в 20.00 22 мая.

Тем временем немецкие корабли, следуя 24-узловым ходом, около 7.00 22 мая прошли Тронхейм. Ранее, около 4.00, адмирал Г.Лютьенс отпустил эскортные ЭМ в Тронхейм, а соединение взяло курс на о. Ян-Майен, где планировалась встреча с танкером «Weissenburg». К 21.00 германские корабли достигли 68° N.

Запросив командование о наличии сил англичан в Скапа-Флоу и получив ответ (основываясь на данных авиаразведки, немцы считали, что там находятся 4 ЛК, 1 АВ, 6 КР и 17 ЭМ), в 23.20 адмирал Г.Лютьенс отказался от бункеровки и повернул на W, намереваясь выйти в Атлантику Датским проливом.

Адмирал Дж.Тови, не имея точных данных о местонахождении «Bismarck» и «Prinz Eugen», исходил из предположения, что немецкие корабли направляются в Атлантику для уничтожения торговых судов. Уточнив приказания своим силам – направив КРЛ «Arethusa» (A.-C.Chapman) на помощь «Manchester» и «Birmingham» и приказав организовать в опасных направлениях непрерывное воздушное патрулирование, – в 22.45 22 мая главнокомандующий Флотом метрополии вышел из Скапа-Флоу в сопровождении АВ «Victorious», 2-й крейсерской эскадры и пяти ЭМ.*

(* – Командующий 2-й крейсерской эскадрой контр-адмирал Э.Кертис (A.T.Curteis) поднял свой флаг на КРЛ «Galatea», которым командовал капитан 2 ранга Эдвард Сим (Edward W.B.Sim). Остальными КР командовали капитаны 2 ранга Уильям Эгнью (William GAgnew) – «Aurora», Майкл Дэнни (Michael M. Denny) – «Kenya», Рори О’Конор (Rory C.O’Conor) – «Neptune». В состав эскадры также входил «Hermione», которым командовал Джеффри Оливер (Jeoffrey N.Oliver).

Эсминцы: флагманский «Inglefleld» – капитан 2 ранга Перси Тодд (Percy Todd), командующий 3-й флотилией ЭМ, «Intrepid» – капитан 3 ранга Родерик Гордон (Roderick C.Gordon), «Nestor» – капитан 3 ранга Конрад Алерс-Хэнки (Conrad B.Alers-Hankey), «Punjabi» – капитан 3 ранга Стюарт Басе (Stuart A.Buss) и «Active» – капитан-лейтенант Майкл Томкинсон (Michael W.Tomkinson).)


Он намеревался занять центральную позицию. Флаг адмирала Дж.Тови развевался на фалах ЛК «King George V», которым командовал капитан 1 ранга Уилфрид Паттерсон (Willfrid L.Patterson).

Утром к ним присоединился ЛКР «Repulse». Весь день 23 мая соединение следовало на W. Авиаразведка из-за плохой погоды не велась.

Противник обнаружен

Погода в Датском проливе стояла необычная: воздух был чист над паковым льдом, простиравшимся на расстояние до80 мильот береговой черты, и еще примерно на10 мильот кромки льдов, остальное же водное пространство и Исландия были окутаны плотным туманом. В 19.22 шедший 18-узловым ходом «Suffolk» своей РЛС обнаружил по пеленгу 20° на дистанции7 мильдве крупные надводные цели. «Bismarck» и «Prinz Eugen», огибавшие кромку пакового льда, находились в55 миляхк N-W от Нордкапа.

Немедленно радировав об обнаружении цели, капитан 2 ранга Р.Эллис повернул к S-O, чтобы не быть обнаруженным самому. В 20.30 радиолокационный контакт установил и «Norfolk».*

(*– Хотя первым обнаружил противника «Suffolk», сообщение с «Norfolk» в Адмиралтействе получили раньше – в 21.03 его передали командующему Флотом метрополии. «Hood» принял первое сообщение с «Suffolk», в в 20.04.)

Также имевший РЛС «Bismarck» обнаружил и классифицировал «Suffolk» в 18.20 по корабельному времени (на немецких кораблях время на 1 ч опережало английское) на дистанции7 миль. Подготовив данные для стрельбы главным калибром и сообщив своему командованию об обнаружении английского КР, через 10 мин. ЛК был готов открыть огонь, когда его РЛС зафиксировала еще одну цель на дистанции 6 миль – вскоре «Norfolk» на полном ходу на мгновение появился из темноты за кормой ЛК, но тут же отступил.

1373614238_03.jpg

Вид на ЛК «Bismarck» с борта КРТ «Prinz Eugen»

Радиограмма об обнаружении «Bismarck» ушла в эфир в 20.32.

«Bismarck» успел сделать 5 залпов, но не попал в англичанина, а лишь вывел из строя собственную РЛС. Приказав «Prinz Eugen» занять место впереди, Лютьенс увеличил ход до 30 узлов и изменил курс, пытаясь оторваться от британских КР. Это удалось – около полуночи контакт был утерян; «Norfolk» и «Suffolk», уверенные, что немцы повернули назад, направились в пролив, но вскоре вернулись на прежний курс.

Как только первое сообщение с «Norfolk» доложили адмиралу Дж.Тови, он повернул на W и лег на курс 280°, увеличив эскадренный ход и намереваясь на следующее утро перехватить врага возле Исландии.

Вице-адмирал Л.Холланд получил первое сообщение с «Suffolk» в 20.04, находясь в300 миляхот противника. Он приказал капитану 1 ранга Р.Кэрру лечь на курс 295° и увеличить ход до 27 узлов. Пройдя новым курсом около 50 мин. и наблюдая за усилиями шести ЭМ не отстать от флагмана на весьма свежей волне (ветер достигал 5 баллов), Холланд разрешил им уменьшить скорость и следовать «в оптимальном режиме». Однако ЭМ всю ночь поддерживали максимально возможный ход.

В 23.18 они получили приказ построиться в «ордер №4», т.е. занять позиции впереди ЛК и ЛКР. В полночь поступил доклад о том, что вражеские корабли находятся примерно в120 миляхи следуют курсом 200°.

Вскоре английские корабли уменьшили ход до 25 узлов, а в 0.17 легли курсом нa N.

Ожидалось, что противник окажется на дальности открытия огня около 1.40, поэтому к 0.15 все приготовления к бою были окончены, и корабли подняли боевые флаги. Как раз в это время КР потеряли радиолокационный контакт с целью.

Вице-адмирал Л.Холланд явно занервничал. В 00.31 он приказал передать на «Prince of Wales»: если до 2.10 противник не будет обнаружен, он ляжет на обратный курс и будет следовать им до восстановления контакта; ЛК и ЛКР будут преследовать «Bismarck», a «Prinz Eugen» он оставляет для «Norfolk» и «Suffolk». Для истории так и осталось неизвестным, был ли передан этот приказ и получили ли его КР…

На «Prince of Wales» подготовили к взлету самолет-разведчик «Walrus», однако в 1.40 из-за ухудшения видимости катапультирование пришлось отменить, из баков слили горючее и закрепили самолет по-походному. Через 7 мин. флагман поднял флажный сигнал: в случае, если в 2.05 ЛКР повернут на курс 200°, ЭМ продолжать дозор курсом на N. Видимость была такова, что уверенности в получении приказания всеми ЭМ у флагмана не осталось. В 2.03 «Hood» лег на курс 200°.

Так как встреча с противником до рассвета была маловероятна, команде разрешили отдых.

*****

Адмиралтейство же в тот период более всего было озабочено безопасностью конвоев. В Северной Атлантике их насчитывалось не менее 11 (6 направлялись в метрополию, 5 следовали в обратном направлении). Наиболее важным считался конвой WS8B: 5 транспортов с британской пехотой, следовавших на Ближний Восток в охранении KPT «Exeter», КРЛ «Cairo» и восьми ЭМ.

Поскольку ЛКР «Repulse», который должен был следовать в составе прикрытия, находился в распоряжении главнокомандующего, приказ выйти в море, чтобы защитить проделавший уже более половины пути вдоль побережья Ирландии караван транспортов с войсками, либо принять участие в бою с немецкими кораблями, в 0.50 24 мая получил командующий соединением «Force H» вице-адмирал Сэр Джеймс Сомервилл (James F.Somerville).

К 2.00 все его корабли вышли из Гибралтара.

1373614285_05.jpg

Британский линейный крейсер «Hood»

*****

Всю ночь с 23 на 24 мая «Norfolk» и «Suffolk» преследовали германский ЛК, поддерживавший ход 27-28 узлов.

«Вися на хвосте», время от времени британские КРТ все же теряли визуальный контакт с противником в пелене дождя или в снежном заряде. Тогда на «Suffolk» включался радар.

В 2.47, когда радиометристы «Suffolk» вновь увидел отметки целей на экране своей РЛС и радиограмма об этом дошла до вице-адмирала Л.Холланда, «Hood» увеличил ход до 28 узлов.

В 4.00 дистанция между главными противниками составляла примерно 20 миль. В 4.30 видимость улучшилась до 12 миль, через 10 мин. последовал приказ готовить к вылету гидросамолет «Walrus» на «Prince of Wales». Выполнение приказа задержалось.*

(*– Авиабензин оказался обводненным, и это стоило жизни машине – ее так и не успели поднять в воздух до начала боя, а затем, поврежденную осколками снарядов и представлявшую опасность для корабля, ее пришлось сбросить за борт.)

«Hood» шел максимально возможным 28-узловым ходом на S-O курсом 240°. В 4.50 более мореходный «Prince of Wales» вышел вперед, a «Hood» занял позицик в его левой кормовой раковине, по пеленгу 230°.

Четверть часа спустя «Hood» вновь принял на себя функции флагманского корабля.

Тем временем сигнальщики на «Norfolk» и «Suffolk» в ожидании момента, когда арктические сумерки превратятся в день, всматривались в горизонт на юге. Если бы это произошло в 3.25, «Bismarck» был бы обнаружен визуально на дистанции12 миль. В этот момент Л К начал поворот вправо, и когда «Suffolk» также поворачивал, чтобы сохранить дистанцию, внезапный сильный порыв ветра подхватил находившийся на катапульте самолет и вывел его из строя.

В 4.45 радисты «Norfolk» перехватили радиограмму с ЭМ «Icarus», в которой он давал свое место и место «Achetes» – сопровождавшие «Hood» ЭМ находились по корме КРТ. Это было первое сообщение, из которого контр-адмирал У.Уэйк-Уокер мог узнать, что линейные силы находятся поблизости.

В 5.16 сигнальщики «Norfolk» обнаружили дымы слева по корме, вскоре на горизонте показались «Prince of Wales» и «Hood».

Первое боевое соприкосновение. Гибель «Hood»

На обоих кораблях еще в 5.10 24 мая 1941 г., когда начался рассвет, была установлена высшая степень боеготовности.

Англичане обнаружили противника первыми, в 5.35 установив контакт по пеленгу 335° на дистанции 17 миль. Две минуты спустя «Hood» и «Prince of Wales» одновременно, по синему вымпелу, поднятому на фалах флагманского корабля, переложили влево на борт 40°, чтобы оказаться к противнику правым бортом.

В 5.41 «Hood» имел цель по пеленгу 80°, но в 5.49 по следующему сигналу корабли легли на курс 300°.

1373614292_07.jpg

«Hood» на ходу в свежую погоду

Одновременно флагман поднял сигнал «G.S.B. 337 L1», что означало «Вести огонь по немецкому кораблю, находящемуся слева по пеленгу 3379». Левым (left-hand ship) оказался «Prinz Eugen», и за мгновение до открытия огня на фалах «Prince of Wales» взвился сигнал «G.O.B. 1» – «Сдвинуть цель на одну вправо», т.е. стрелять по «Bismarck».

РЛС «Prinz Eugen» обнаружила цель с левого борта около 5.00, но в 5.45, когда дымы английских кораблей увидели сигнальщики, артиллерийский офицер немецкого корабля ошибочно определил их как КРТ. Последовал приказ зарядить 203-мм орудия фугасными снарядами, обычно использовавшимися немцами для пристрелки.

На рассвете, в 5.52, когда дистанция уменьшилась до 25000 ярдов (22750 м), «Hood» открыл огонь по «Bismarck», тот сразу же ответил.

1373614287_20.jpg

Залп ЛК «Bismarck». Датский пролив, май 1941 г.

1373614225_08.jpg

ЛК «Bismarck» ведёт огонь по британскому ЛКР «Hood». Датский пролив, 24 мая 1941 г.

1373614208_12.jpg

Разрывы снарядов ЛКР «Hood» рядом с КРТ «Prinz Eugen». Датский пролив, 24 мая 1941 г.


Огнем «Bismarck» управлял старший артиллерийский офицер фрегаттен-капитан Пауль Ашер. Он уже имел боевой опыт – в той же должности Ашер командовал артиллеристами «Admiral Graf Spee» во время боя при Ла-Плате.

«Bismarck» добился накрытия со 2-го залпа – на «Hood» в районе кормового 102-мм орудия левого борта возник пожар, огонь быстро охватил всю центральную часть корабля. Пламя имело розовый оттенок, из очага пожара повалил густой дым.

«Prince of Wales», командир которого капитан 1 ранга Джон Лич (John С. Leach) приказал своему артиллерийскому офицеру самостоятельно управлять стрельбой, открыл огонь на минуту позже флагмана, но накрытия добился лишь с 6-го залпа (1-й лег с перелетом).

В 5.55 по синему вымпелу флагманского корабля «Hood» и «Prince of Wales» повернули на 2 румба влево, что открыло последнему углы обстрела носовой башни главного калибра. ЛК произвел 9-й залп. Пятью минутами позже на фалах «Hood» появились два синих вымпела – он намеревался довернуть еще на 2 румба.

В тот момент «Bismarck» только что сделал 5-й залп – «Hood» был расколот надвое мощнейшим взрывом, вставшим между кормовой трубой и грот-мачтой. Носовая часть, перевернувшись, сразу же начала тонуть, а кормовая, окутанная дымом, держалась на плаву.

Спустя всего 8 мин. после начала боя ЛКР, в течение многих лет составлявший гордость Royal Navy, исчез меж волнами, и только облако дыма, сносимое ветром, напоминало о красавце-корабле.

«Prince of Wales» изменил курс вправо, чтобы не столкнуться с остатками «Hood», и прошел рядом с местом его гибели: 63°20′N, 31°50′W.

Дистанция уменьшилась до 18 тыс. ярдов, (16380 м), и «Bismarck» не преминул этим воспользоваться, введя в дело и свою универсальную артиллерию.

Получив 4 попадания 380-мм снарядами главного калибра немецкого ЛК, капитан 2 ранга Дж. Лич, чудом выживший во время взрыва одного из трех снарядов меньшего калибра, в 6.02 разрушившего мостик, почел за благо временно выйти из боя – поступило сообщение о подводной пробоине в кормовой части, корабль принял значительное количество воды в поврежденные отсеки.

В 6.13 британский ЛК, прикрывшись дымовой завесой, повернул на курс 160°. Кормовая башня главного калибра продолжала вести огонь, но во время поворота ее заклинило (ввести в строй башню удалось лишь к 8.25). Дистанция до немецкого ЛК составляла 14500 ярдов (13200 м). «Prince of Wales» успел произвести 18 залпов главным калибром и пять – универсальным.

«Bismarck», который не делал попыток преследовать «Prince of Wales» или продолжить бой, также получил попадания.*

(*– Согласно опросу выживших членов его команды, германский ЛК был трижды поражен английскими снарядами: один из них попал в правый борт в носовой части, сделав подводную пробоину (вода затопила три отсека); 2-й – кормовее, в главный броневой пояс, сместив плиты (затоплен один отсек); 3-й прошил палубу, не взорвавшись и лишь уничтожив моторный катер. Некоторые из опрошенных утверждали, что попадания были с 3-го залпа «Hood», другие считали, что 2-е попадание в «Bismarck» – работа «Prince of Wales».)

1373614267_13.jpg

Дым от горящего «Prince of Wales» (в центре) и дым от тонущего «Hood» (справа), наблюдаемые с германского корабля во время боя в Датском проливе. Справа видны два всплеска от германских снарядов рядом с «Hood». 24 мая 1941 г.

otvaga2004_hms_08.jpg

Взрыв ЛКР «Hood», наблюдаемый с борта «Prinz Eugen»

План боя в Датском проливе:
1373614296_18.gif
 

Kali

Заблокирован
Сообщения
6.740
Адрес
Таганрог
а если про попадания мне так видится что надо оценивать от 3%.
С какой то уверенностью можно говорить только о восьми попаданиях торпед. Остальное, если есть желание, можете попробовать посчитать.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Продолжение.

Англичане оценивают обстановку

После гибели вице-адмирала Л.Холланда командование должно было перейти к следующему по рангу флагману – контр-адмиралу У.Уэйк-Уокеру, державшему флаг на KPT «Norfolk», который в тот момент находился в 15 милях к N и шел к месту боя 28-узловым ходом.

«Suffolk» и «Norfolk», естественно, не могли остаться в стороне от битвы, но они находились слишком далеко. В 6.19 «Suffolk» дал 6 залпов своим главным калибром, однако, как выяснилось позже, по ошибочному целеуказанию – снаряды не долетели до цели.

В 6.30 «Norfolk» сблизился с «Prince of Wales», контр-адмирал У.Уэйк-Уокер сообщил на ЛК о принятии командования и разрешил ему следовать таким ходом, который позволяло поддерживать состояние корабля. Капитан 1 ранга Лич ответил, что может дать 27 узлов. Затем флагман приказал ЭМ из охранения погибшего «Hood» начать поиск людей.*

(* – «Anthony» и «Antelope» еще в 14.00 23 мая были отпущены вице-адмиралом Холландом в Исландию для заправки топливом. В 21.00, после получения информации об обнаружении противника, они вновь вышли в море. Вместе с «Hood» оставались «Echo», «Electra», «Icarus» и «Achates». Когда начался бой, они находились примерно в30 милях к N и к N-W.

В 6.37 ЭМ получили приказание командующего 1-й крейсерской эскадрой искать выживших моряков с потопленного ЛКР и в 7.45 подошли к месту гибели «Hood». В большом нефтяном пятне плавали различные деревянные обломки, бальсовые спасательные плоты, пробковые матрасы. «Electra» обнаружил и поднял на борт троих моряков.

Из Исландии к месту гибели «Hood» подошел «Malcolm», продолжавший безрезультатный поиск весь день. В 9.00 «Echo» дал радиограмму, что он вместе с «Icarus», «Achates», «Antelope» и «Anthony» направляется в Хваль-фиорд. Туда ЭМ прибыли в 20.00.)

В 7.57 «Norfolk» донес, что «Bismarck» уменьшил ход и он, возможно, имеет повреждения. Вскоре предположение подтвердились: вылетевшая с исландского аэродрома летающая лодка «Sunderland» в 8.10 обнаружила германский ЛК и сообщила, что он оставляет за собой нефтяной шлейф.

otvaga2004_hms_05.jpg

Британский КРТ «Norfolk»

Адмирал Дж.Тови и «King George V» находились в 360 милях. Контр-адмиралу У.Уэйк-Уокеру предстояло принять решение: либо продолжить бой наличными силами, либо, продолжая слежение, дождаться подкреплений.

Решающим фактором стало состояние ЛК – он принял в поврежденные кормовые отсеки более 400 т воды, два орудия главного калибра не могли вести бой (два орудия в кормовой башне удалось ввести в строй к 7.20), корабль не мог развить ход более 27 узлов.

Кроме того, ЛК вступил в строй совсем недавно – кэптэн Лич отрапортовал о готовности корабля вступить в бой не далее как за неделю до описываемых событий. Башни главного калибра ЛК были новой модели, у них, естественно, имелись «болезни роста» – последние залпы во время утреннего боя ложились с недолетом и с большим разбросом по целику.

Итак, контр-адмирал У.Уэйк-Уокер решил подождать. Весь день «Prince of Wales» и «Norfolk» продолжали погоню, не вступая в бой.

После 11.00 видимость ухудшилась, в полдень в пелене мелкого дождя визуальный контакт был утрачен.

Противник ускользает

Еще ночью (в 1.20), с целью предотвратить всякую возможность незамеченного возвращения немецких кораблей, КРЛ «Manchester», «Birmingham» и «Arethusa», патрулировавшие между Исландией и Фарерскими островами, были направлены к северо-восточной оконечности Исландии.

Адмиралтейство направило в район сосредоточения ЛК «Rodney», который находился примерно в 550 миляхк S-O, вместе с четырьмя ЭМ эскортируя войсковой транспорт «Britannic».

В 10.22 командир «Rodney» капитан 1 ранга Фредерик Долримпл-Гамильтон (Frederick H.G. Dalrymple-Hamilton) получил приказ оставить в охранении транспорта один ЭМ, а самому с тремя остальными следовать на W.

Оставив с «Britannic» ЭМ «Eskimo» (lieutenant J.V.Wilkinson), «Rodney» вместе с «Somali» (captain Clifford Caslon), «Tartar» (commander Lionel P. Skipwith) и «Mashona» (commander William H.Selby) полным ходом двинулся на помощь силам преследования.

В Атлантике находились еще два английских ЛК – «Ramilles» и «Revenge».

Первый следовал в прикрытии конвоя НХ127, вышедшего из Галифакса, и находился в800 миляхк S от «Bismarck».

В 11.44 командиру ЛК «Ramillies» капитану 1 ранга Артуру Риду (Arthur D. Read) принесли расшифрованный приказ Адмиралтейства: оставить конвой и идти на N, чтобы отсечь «Bismarck» с западного направления. В 12.12 приказ был выполнен. Командир «Revenge» капитан 1 ранга Э.Арчер (E.R.Archer) выполнил распоряжение немедленно выйти из Галифакса и также направиться на сближение с противником.

Командир 18-й крейсерской дивизии, он же командир КРЛ «Edinbourgh», коммодор Чарльз Блэкман (Charles M.Blackman), осуществлявший патрулирование между 44-м и 46-м градусами N с целью перехвата германских торговых судов, в 12.50 получил приказ усилить наблюдение.

В 14.30 коммодор Ч.Блэкман радировал свое место: 44°17′ N, 23°56′ W; «ледую 25-узловым ходом курсом 320°.

Контр-адмиралу У.Уэйк-Уокеру было приказано продолжать преследование «Bismarck», даже если остаток топлива на его кораблях окажется недостаточным для совместных действий с Флотом метрополии.

В условиях плохой видимости «Norfolk» и «Suffolk» находились в предельном напряжении, постоянно ожидая внезапного поворота и атаки со стороны «Bismarck» и «Prinz Eugen». В 13.20, когда немецкие корабли изменили курс к S и снизили ход, «Norfolk» вдруг обнаружил их сквозь пелену дождя на дистанции всего8 мильи был вынужден ретироваться, прикрывшись дымовой завесой.

В 15.30 на флагманский мостик «Norfolk» принесли радиограмму адмирала Дж.Тови, в которой он давал свое место (61°17′ N, 22°8′ W) на 8.00 24 мая. Прочитав ее, контр-адмирал У.Уэйк-Уокер смог заключить, что Флот метрополии сможет подойти на боевую дистанцию с противником к часу ночи, однако это уже не соответствовало действительности – в 1.00 корабли адмирала Дж.Тови так и не появились, зато в 21.56 от него была получена радиограмма с более реалистичным прогнозом: в лучшем случае адмирал будет здесь к 9.00 25 мая…

Адмиралтейство в раздумье

Днем активно действовала британская разведывательная авиация. В 15.35 «Саtalina», которую могли наблюдать с «Norfolk», но, вероятно, не обнаружили с «Bismarck», прояснила ситуацию: «Suffolk» находится в 26 милях от самолета, а германский ЛК – в 15 милях впереди.

Через 10 мин. Лондон запросил у командующего 1-й крейсерской эскадрой ответы на следующие волновавшие Адмиралтейство более всего вопросы:

1) какой процент своей огневой мощи сохранил «Bismarck»;

2) какое количество боезапаса он истратил;

3) каковы причины частого изменения им курса.

В радиограмме также содержался вопрос о намерениях контр-адмирала в отношении «Prince of Wales» и настоятельная рекомендация опасаться подлодок противника.

Спустя около получаса контр-адмирал У.Уэйк-Уокер радировал:

1) неизвестно, но высокий;

2) около 100 выстрелов;

3) непонятно – возможно, с целью запутать преследующие его КР.

otvaga2004_hms_10.jpg

«Prince of Wales» после боя в Датском проливе. В районе кормовой трубы видны боевые повреждения

На последний вопрос он ответил так: ЛК не восстановит свою боеспособность до присоединения главных сил, если не сорвется перехват; он считает нецелесообразным вступать в бой, пока ЛК имеет возможность поддерживать ход.

Получив радиограмму командующего 1-й крейсерской эскадрой, в Адмиралтействе поняли, что «Bismarck» еще очень опасен.

Приближался вечер. «Bismarck» и «Prinz Eugen» продолжали идти на S, a «Suffolk», «Norfolk» и «Prince of Wales» неотрывно следовали за ними, не теряя визуального контакта.

В 17.11 на случай внезапной атаки немцев английские корабли перестроились: «Prince of Wales» вышел вперед, a «Norfolk» занял место за его кормой, прикрывая ЛК со стороны находившейся «не в строю» кормовой башни. Во время этого перестроения КРТ не видел германский ЛК, но с «Suffolk» докладывали: «Bismarck» находится по пеленгу 152° на дистанции16 миль, вы (т.е. «Norfolk») – по пеленгу 256° на дистанции12 миль.

В 18.09 сигнальщики флагманского корабля контр-адмирала У.Уэйк-Уокера увидели «Suffolk», флагман приказал дать ему сигнал приблизиться на5 миль.

«Bismarck», как считали англичане, пытался подкараулить «Suffolk» в тумане и, когда он начал ворочать на Ost, открыл огонь. Это произошло в 18.41.

Как выяснилось позже, адмирал Г.Лютьенс действовал, прикрывая бегство «Prinz Eugen».

Второе боевое соприкосновение. Бегство «Prinz Eugen»

Залп немецкого ЛК упал с недолетом, но достаточно близко, чтобы разрывом снаряда вышибить заклепки бортовой обшивки в корме английского КРТ.

otvaga2004_bsmrck_05.jpg

ЛК «Bismarck» ведёт огонь

Прежде чем скрыться за дымзавесой, «Suffolk» успел ответить девятью выстрелами с борта.

Увидев, что «Suffolk» атакован, «Norfolk» немедленно изменил курс и ринулся навстречу врагу, открыв огонь в 18.53.

Орудия «Prince of Wales» заработали пятью минутами раньше, и за 8 мин. он успел сделать 12 залпов, не достигнув ни одного попадания. Однако этой стрельбы оказалось достаточно для того, чтобы два орудия главного калибра вышли из строя (из-за дефектов башенной АУ).

«Bismarck» не проявлял намерения возобновить бой, и контр-адмирал У.Уэйк-Уокер поспешил сообщить на «Prince of Wales», что до подхода адмирала Дж.Тови он также не намерен вступать в боевое соприкосновение с противником.

Итак, стычка оказалась скоротечной: «Bismarck» снова начал удаляться, а отпущенный без каких-либо инструкций «Prinz Eugen», воспользовавшись снежным зарядом, скрылся от преследования.

Английские же крейсеры пошли дальше противолодочным зигзагом – они вступили в район действий немецких ПЛ.

otvaga2004_eugen_03.jpg

На палубе «Prinz Eugen»

Расстановка сил вечером 24 мая

В 20.25 Адмиралтейство отправило на корабли радиограмму с описанием обстановки на 18.00 24 мая. Она выглядела следующим образом.

Противник – 59°10′ N, 36° W, курс – 180°, ход – 24 узла; контакт с ним поддерживают «Norfolk», «Suffolk» и «Prince of Wales». Командующий Флотом метрополии – «King George V», «Repulse», «Victorious» и 2-я крейсерская эскадра (последние отделились от адмирала Дж.Този в 15.09) – 58° N, 30° W.

KPT «London», эскортировавший от Гибралтара транспорт «Arundel Castle» и находившийся в точке с координатами 42°50′ N, 20°10′ W, получил приказ оставить транспорт и следовать на сближение с противником. ЛК «Ramilles» – приблизительно 45°45′ N, 35°40′ W – обходит курс противника с W.

КРЛ «Manchester», «Birmingham» и «Arethusa» оставили свою позицию у северо-восточной оконечности Исландии, чтобы пополнить запасы топлива.

ЛК «Revenge», вышедший из Галифакса в 15.05, следует 6-узловой скоростью с тихоходным конвоем НХ 128 (44 транспорта). КРЛ «Manchester» находится приблизительно в точке 45°15′ N, 25°10′ W.

Итак, не считая эсминцев, на поимку германского ЛК «работали» уже 19 боевых кораблей (включая «Force H») – 3 ЛК, 2 ЛКР, 12 КР и 2 АВ.

Атакует «Victorious»

Адмирал Дж. Тови, стремившийся прежде всего задержать противника, направил вперед АВ «Victorious», чтобы тот попытался атакой своих торпедоносцев заставить «Bismarck» уменьшить ход. На АВ, еще не успевшем приобрести боевой опыт, находились лишь 9 ударных самолетов – это были «Swordfish» 825-й эскадрильи. Имелись еще 6 истребителей «Fulmar» 802-й эскадрильи, остальное же место в ангаре было занято частично разобранными истребителями «Hurricane», которые следовало доставить на Мальту.

Сообщение главнокомандующего о том, что около 22.00 самолеты с «Victorious» попытаются атаковать «Bismarck», отправленное в 14.55, контр-адмирал У.Уэйк-Уокер прочел в 20.31. Он с надеждой стал ожидать появления самолетов, которые, по его расчетам, могли оказаться над целью около 23.00.

Противника на некоторое время потеряли из вида, но в 23.30 «Norfolk» на мгновение «поймал» цель на дистанции 13 миль. Спустя 13 мин. в небе появились торпедоносцы.

*****

После короткого боя между кораблями контр-адмирала У.Уэйк-Уокера и адмирала Г. Лютьенса стало очевидным, что к 23.00 «Victorious» не сможет подойти к «Bismarck» на100 миль.

Тогда командир 2-й крейсерской эскадры контр-адмирал Э.Кертис (A.T.B.Curteis), державший свой флаг на КРЛ «Galatea», решил поднять самолеты около 22.00, когда расстояние до цели будет составлять 120 миль, и отдал соответствующий приказ командиру АВ капитану 2 ранга Г.Бовилу.

Дул свежий северо-западный ветер, когда в 22.08 «Victorious» изменил курс на 330° и уменьшил ход до 15 узлов, чтобы торпедоносцы начали взлет. Погода была, что называется, «хуже не придумаешь». Было светлое время суток, но плотная облачность и дождь создавали сумерки. Полетная палуба качалась между пенистыми гребнями волн и несущимися низко на свинцовом небе облаками, поливаемая холодным дождем.

otvaga2004_hms_12.jpg

Британский авианосец «Victorious»

otvaga2004_hms_14.jpg

Торпедоносцы «Swordfish» на палубе АВ «Victorious» в ожидании старта для атаки «Bismarck» 24 мая 1941 г. Это все девять самолетов, которые мог поднять в воздух корабль

В 22.10 с палубы АВ тяжело взлетели и исчезли в облаках девять торпедоносцев 825-й эскадрильи. Вел их капитан-лейтенант Юджин Эсмонд (Eugene Esmonde).

Набрав высоту 1,5 тысячи футов (около 460 м), эскадрилья легла на курс 2258. Самолеты летели со скоростью около 160 км/ч, но 120 миль, разделявшие британский АВ и германский ЛК, эскадрилья преодолевала почти два часа.

В условиях плотной низкой облачности весьма приблизительных координат цели, которые летчики получили перед вылетом, было явно недостаточно.

К счастью для англичан, для торпедоносцев-бомбардировщиков «Swordfish» к тому времени успели создать авиационный радар. Антенна РЛС ASV Mk.10, помещенная в обтекатель, подвешивалась под носовой частью фюзеляжа, на месте торпеды, поэтому оснащенные РЛС самолеты не могли выполнять роль ударных.

Примерно в 23.27 оператор РЛС, склонившийся над экраном индикатора во второй кабине одного из «Swordfish» 825-й эскадрильи, обнаружил отметку цели – справа по курсу в 16 милях. Тремя минутами позже сквозь разрыв облаков был замечен «Bismarck», идущий курсом 160°, но его тут же снова потеряли из вида, поскольку облака быстро сомкнулись.

Преследовавшие немцев английские корабли должны были находиться к W от них, поэтому эскадрилья изменила курс на N-O, затем развернувшись влево.

Вскоре РЛС «поймала» два корабля, слева и справа по курсу – это оказалась группа преследования, и «Suffolk» направил торпедоносцы на «Bismarck», находившийся впереди него в 14 милях.

В 23.50 оператор РЛС увидел цель прямо по курсу. Эскадрилья пошла на снижение и, пробив облачность, приготовилась к атаке. Однако вместо германского ЛК летчики увидели перед собой лежавший в дрейфе корабль Береговой охраны США «Madoc». «Bismarck» же, оказавшийся в 6 милях южнее, заметив самолеты, сразу же открыл интенсивный заградительный огонь.

На перестроение времени уже не оставалось. Все восемь* самолетов, каждый из которых нес одну 18-дюймовую торпеду, снабженную двухканальным неконтактным взрывателем и установленную на глубину хода 31 фут (9,46 м), ринулись в атаку с одного направления.

(*– В секретных отчетах Адмиралтейства по поводу количества атаковавших «Bismarck» самолетов было сделано примечание: «Один самолет потерял контакт (с остальными) в облаках». Вероятно, это делалось для того, чтобы скрыть «безоружность» оснащенного РЛС «Swordfish»)

Ровно в полночь три машины одновременно сбросили торпеды, направив их в левый борт ЛК в районе миделя. Следующие три, сброшенные через минуту 2-й группой, которая зашла чуть дальше, пошли в носовую часть корпуса,»Bismarck». 7-я машина нацелила свою торпеду в район носовой надстройки ЛК, а 8-й «Swordfish», обойдя «Bismarck», в 0.02 сбросил торпеду с правого борта.

Именно эта, сброшенная последней торпеда поразила правый борт ЛК в районе ходового мостика: два истребителя «Fulmar», поднятые с «Victorious» в 23.00 и наблюдавшие результаты атаки, сообщили, что видят поднимающийся из носовой части ЛК черный дым, а сам он снизил ход.

Хотя броневой пояс выдержал, между плит и в обшивке борта появились щели, что заставило «Bismarck» временно уменьшить ход до 22 узлов.

Вторая пара истребителей, взлетевшая с «Victorious» в 1.05, несмотря на все усилия не смогла обнаружить врага.

Когда в 0.52 солнце скрылось за горизонтом, эскадрилья капитан-лейтенанта Ю.Эсмонда прошла меньше половины обратного пути. К несчастью, приводной радиомаяк на «Victorious» вышел из строя, и самолеты прошли мимо АВ, не заметив его посадочные огни в пелене дождя. Пришлось использовать для привода радиодальномер и сигнальные прожекторы.

Наконец, около 2.00 самолеты запросили посадку. На АВ включили посадочные прожекторы и подсветку полетной палубы. В 2.05 все машины благополучно приземлились – несмотря на то, что трое пилотов еще ни разу не выполняли посадку на АВ в ночных условиях.

А вот судьба двух истребителей «Fulmar» оказалась печальнее. Их ожидали до 2.50, давая круговые импульсы РЛС и вращая лучи прожекторов, но самолеты так и не появились. Темнота была уже полной, и контр-адмиралу Э.Кертису. опасавшемуся немецких ПЛ, пришлось отдать АВ приказ прекратить ожидание и числить истребители погибшими. Самолеты действительно погибли, а вот летчиков после нескольких часов пребывания в воде на спасательных плотах поднял на борт американский корабль.

Третье боевое соприкосновение. Противник снова ускользает

otvaga2004_bsmrck_07.jpg

«Bismarck» в Датском проливе. Вид с борта «Prinz Eugen»

Пока торпедоносцы атаковали «Bismarck», «Norfolk» заметил корабль в направлении S-W.

Контр-адмирал У.Уэйк-Уокер немедленно приказал открыть огонь по обнаруженной цели, считая, что это «Bismarck». Однако «Prince of Wales» имел возможность убедиться, что целью является американский куттер «Madoc». К счастью для американцев, пока англичане готовились к стрельбе, контакт был потерян.

В 1.16, повернув на курс 220°, «Norfolk» вдруг обнаружил «Bismarck» по пеленгу 204° на дистанции8 миль. Последовала короткая артиллерийская дуэль.

«Norfolk» и «Prince of Wales» повернули налево, чтобы открыть своим орудиям зону для стрельбы, и навели их на противника. В 1.30, пользуясь данными радиодальномера, английский ЛК с дистанции20000 ярдов(18.200 м) произвел два залпа. «Bismarck» также ответил двумя, его снаряды легли с большим недолетом.

После этого англичане снова потеряли противника, и контр-адмирал У.Уэйк-Уокер приказал KPT «Suffolk», РЛС которого обладала наибольшей надежностью показаний, вести поиск самостоятельно, а сам вместе с ЛК следовал позади.

В 2.29 «Suffolk» обнаружил «Bismarck» на дистанции20900 ярдов(19000 м) по пеленгу 192°.

Германский ЛК шел курсом 160° 20-узловым ходом.

Ночь была ясной, видимость достигала 6 миль, и «Suffolk» пошел противолодочным зигзагом – вероятно, его командир решил, что риск вновь потерять контакт с целью* меньше, нежели риск быть торпедированным немецкой ПЛ.

(* – Выполнение противолодочного зигзага (30°) занимало около 10 мин.

В своем приказе, выпущенном после окончания операции (С.В.04164, р.18), командующий Флотом метрополии писал, что потеря контакта с «Bismarck» явилась «…главным образом, следствием самоуверенности. РЛС работала столь устойчиво и давала столь точные показания, что у командира создалось ложное впечатление безопасности… «Suffolk» вел преследование на пределе дальности обнаружения РЛС и утратил контакт в той части зигзага, которая увела его еще дальше от цели. В тот момент, когда крейсер ворочал налево, противник резко повернул вправо и оторвался от преследования».)

И действительно, в 3.06 радиометристы зафиксировали «Bismarck» по прежнему пеленгу. Но этот контакт оказался последним – англичане потеряли немецкий ЛК. «Prinz Eugen» они в последний раз наблюдали 24 мая в 19.09.

Однако этот факт уложился в головах не сразу. Только в 4.01 с «Suffolk» передали на «Norfolk» семафор, содержание которого сводилось к следующему: противник либо повернул на Ost, находясь за кормой крейсера, либо изменил курс к W; действую исходя из этого предположения. Еще через 10 мин. кэптэн Эллис приказал отправить шифрограмму, извещающую флагмана о том, что он потерял контакт в 3.06. Командующий 1-й крейсерской эскадрой прочитал ее в 5.15.

В 5.52 контр-адмирал У.Уэйк-Уокер запросил адмирала Дж.Тови и «Victorious» о возможности авиаразведки.

После анализа штурманской прокладки У.Уэйк-Уокер пришел к выводу, что около 3.10 «Bismarck» совершил поворот направо. Исходя из этого, на рассвете он приказал «Suffolk» производить поиск к W и в 6.05 отправил шифровку адмиралу Дж.Тови: «Противник потерян в 3.06. «Suffolk» направлен на поиск к W. Днем «Norfolk» присоединится к «Suffolk», a «Prince of Wales» пойдет на сближение с Флотом метрополии».

Шифровка была принята на «King George V» две минуты спустя. Стало очевидно, что ожидавшаяся к 9.00 «горячая встреча» не состоится…

Снова неопределенность

Потеряв «Bismarck» до наступления рассвета 25 мая, англичане оказались в весьма сложном положении. Предположений о намерениях противника было несколько, и для того, чтобы проверить каждое из них, требовалось направить корабли. Но главное – время, его нельзя было тратить понапрасну.

В 6.30, когда окончательно рассвело и видимость стала хорошей, «Norfolk» направился вслед за «Suffolk», который, ведя поиск к W, шел 25-узловым ходом курсом 230°. «Prince of Wales» пошел на S, на соединение с адмиралом Дж.Тови, считая, что «King George V» и «Repulse» находились в точке 54° N, 34°55′ W. Фактически же они были значительно дальше к S-W.

В соответствии с полученными ночью инструкциями Адмиралтейства контр-адмирал Э.Кертис на КРЛ «Galatea» в 5.58 изменил курс, направившись в точку, где последний раз видели «Bismarck», а на «Victorious» к 7.30 подготовили к взлету самолеты для воздушной разведки в направлении на East.

Однако приказ главнокомандующего Флотом метрополии заставил откорректировать план: кораблям 2-й крейсерской эскадры и «Victorious» было приказано вести поиск к N-W от точки последнего контакта с противником.

Истребители «Fulmar» уже летали ночью (последняя машина совершила посадку в 4.00), к тому же два из них не возвратились на АВ.

Пилоты-истребители не имели смены, поэтому, получив в 7.16 приказ командующего 2-й крейсерской эскадрой, капитан 1 ранга Г.Бовел был вынужден принять решение направить на разведку самолеты «Swordfish», экипажи которых можно было заменить.

В 8.12 семь машин одна за другой оторвались от полетной палубы и начали поиск в секторе 280-40° на расстояние100 миль. Сам «Victorious», как и сопровождавшие его КРЛ «Galatea», «Aurora», «Hermion» и «Kenya», также вели наблюдение в этом секторе.

Так ничего и не обнаружив за время почти 4-часового полета, в 11.07 самолеты возвратились на свой АВ, причем не досчитавшись одной машины, которая совершила вынужденную посадку на воду. К счастью, неудачливый «Swordfish» приводился рядом с дрейфовавшим спасательным плотом, в котором не оказалось людей, но обнаружились аварийные запасы провизии и воды. Экипаж самолета провел на плоту 9 суток, прежде чем был поднят на борт проходившего мимо судна.

В 10.30 следовавший на S-W «King George V» получил из Адмиралтейства радиограмму с серией радиопеленгов, которые, как сообщалось в шифровке, возможно, давали положение германского ЛК – перехваченные сигналы идентифицировали с теми, которые исходили от «Bismarck» сразу после торпедной атаки* самолетов с «Victorious».

(*– Передача длинной радиограммы с борта ЛК была зафиксирована английскими кораблями в 2.58 25 мая.)

Только еще более продолжительная радиограмма, передача которой началась с борта «Bismarck» в 8.52 и продолжалась более получаса (адмирал Лютьенс был уверен, что слежение за ним не прерывалось, поэтому и решил подробно доложить своему командованию об обстановке), позволила пеленгованием приблизительно определить его место.

Проложив их на карте, походный штаб адмирала Дж.Тови получил координаты, значительно отличавшиеся от тех, которые получались исходя из предположения, что «Bismarck» идет в Северное море.

Описав вокруг точки 57° N, 33° W окружность, радиус которой соответствовал тому расстоянию, которое мог пройти «Bismarck» с момента пеленгования, получили район его равновероятного, нахождения. Для того, чтобы перехватить противника, главнокомандующий, оповестив все корабли, повернул на курс 55°, делая 27 узлов по направлению к «Фареро-Исландской дыре».

«King George V» шел один – еще в 9.06 командир «Repulse» капитан 1 ранга У.Тэннант получил разрешение идти в Ньюфаундленд для бункеровки. КРЛ «Galatea», «Aurora» и «Kenya» с получением информации адмирала Дж.Тови немедленно развернулись на курс 85°.

В 10.23 из Лондона в адрес главнокомандующего Флотом метрополии, командующего «Force H» и командующего 1-й крейсерской эскадрой, наконец, было направлено более отчетливое указание: исходить из предположения, что «Bismarck» следует в Брест.

На «Renown», находившийся в точке 41°30′ N, 17°10′ W, это сообщению было отрепетовано в 11.00, а через 8 мин. «Rodney» получил нескольк8 иное указание: действовать исходя из предположения, что «Bismarck» идет в Бискайский залив. Сомнения не оставляли верховное командование британского флота.

Адмиралтейство, пользуясь односторонней радиосвязью, на этой стадии операции делало все возможное, чтобы обеспечить корабли максимально точными данными в минимально возможный срок. От этого зависело сохранение режима радиомолчания.

В 14.28 очередной радиограммой Адмиралтейство отменило свое указание, данное ранее капитан 1 ранга Долримпл-Гамильтону, и на этот раз предписало «Rodney» действовать из условия, что германский ЛК направляется обратно в Норвегию через пролив между Исландией и Ирландией.*

(* – В 13.20 с противником удалось установить устойчивый РЛ-контаткт, это дало его координаты, правда, с точностью до 50 миль – 55°15′ N, 32° W.

В 14.19 из Лондона ушла шифровка главнокомандующему, которую он получил в 15.30. Но даже это не стало основанием для однозначного приказа – сомнения все же оставались. Только в 19.24 из Лондона адмиралу Тови была отправлена очередная шифровка, в которой говорилось, что Адмиралтейство считает целью движения немецкого ЛК западное побережье Франции.)


Еще 2 часа спустя, в 16.21, Лондон получил вопрос адмирала Дж. Тови, который все еще 25-узловым ходом шел к East, курсом 80°: «Вы считаете, что враг идет к Фарерам?»

С наступлением вечера версия движения «Bismarck» в Бискай окрепла, и 18.15 Адмиралтейство отменило отправленную в 14.28 директиву и констатировало: «пункт назначения» противника – французский порт.

Когда в 18.10 адмирал Дж. Тови приказал капитан 1 ранга Паттерсону повернуть на S-E, он все еще не располагал точной информацией о противнике.

В 21.10 «Victorious», находившийся в точке с координатами 57°59′ N, 32°40′ W, поднял в воздух 6 «Swordfish», которые произвели поиск в секторе 80-180° в радиусе 100 миль от АВ. Самолеты вернулись уже на следующие сутки, в 0.05.

Гидросамолеты авиации Берегового командования совершили несколько разведывательных полетов по возможному маршруту движения германского ЛК в Брест, но также ничего не обнаружили.

К тому времени недостаток топлива стал самой серьезной проблемой для британских кораблей. «Repulse» уже ушел в Ньюфаундленд, «Prince of Wales» следовал в Исландию; «Victorious» и «Suffolk» уменьшили ход и шли на экономических режимах. КРЛ «Hermion», у которого осталось менее 40% топлива, пришлось направить в Хваль-фиорд, остальные крейсеры для экономии вынуждены были ограничить ход 20-ю узлами. В цистернах флагманского корабля главнокомандующего Флотом метрополии оставалось около 60% запаса нефти.

Около полуночи адмирал Дж. Тови приказал всем командирам экономить топливо, а это означало уже директивное снижение скорости.

К утру 26 мая недостаток топлива на английских кораблях приобрел решающее значение – они находились в море уже четверо суток. В Адмиралтействе уже рождались экзотические проекты, вроде челночных рейсов летающих лодок PBY «Catalina», снабженных емкостями с топливом…

Проблема топлива более всего влияла на корабельное охранение. В эскорте ЭМ весьма нуждался АВ «Victorious», но еще больше рисковал ЛК «Rodney».

Внимание Адмиралтейства привлекли корабли 4-й флотилии ЭМ, которые эскортировали конвой WS8B. Около 2.00 26 мая командовавший флотилией капитан 1 ранга Филип Вайан (Philip L.Vian), державший флаг на «Cossack», получил приказ оставить охранявшийся караван транспортов с войсками и направится к N-O, на соединение с «Rodney». ЭМ «Zulu», «Sikh», «Cossack», «Maori» и «Piorun» предстояло сыграть весьма важную роль в следующей фазе операции.

«Force H» – ЛКР «Renown», AB «Ark Royal» и КРЛ «Sheffield» – также следовали без эскорта, который был отпущен обратно в Гибралтар еще в 9.00 25 мая.

Получив двумя часами позже радиограмму Адмиралтейства о том, что «Bismarck» идет в Брест, вице-адмирал Дж.Сомервилл приказал подготовиться к подъему самолетов-разведчиков. «Force Н» находилось на широте Бреста, а последняя информация о находившихся там немецких ЛК «Scharnhorst» и «Gneisenau» относилась к 23 мая.*

(*– Адмиралтейство располагало данными воздушной разведки Бреста на 19.30 25 мая, которые сообщали, что оба корабля все еще находятся там. Соответствующая радиограмма в Гибралтар, предназначенная для передачи на «Renown», ушла из Лондона в 21.08. Когда в 22.26 ее получили в Гибралтаре, «Renown» уже полчаса назад перешел на другую волну и не мог принять ее. Радиосеанс на другой волне состоялся только в 0.34.)

Погода с прошлого вечера ухудшилась, ветер был более чем крепок, эскадренную скорость пришлось уменьшить до 17 узлов. АВ шел через штормовой норд-вест, высота волн достигала15 м. Поднятые из ангара самолеты на руках тащили сквозь потоки воды к стартовым позициям. В 7.16 с «Ark Royal» взлетели истребители боевого воздушного патруля, а в 8.35 – 10 «Swordfish», начавших поиск. Они совершили посадку в 9.30, ничего не обнаружив.
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
совершенно согласен ,
Несчастные 2-4% процента остались в прошлом.
совершенно не согласен ,

Речь шла об испытаниях в 1912 году системы управления огнём( по совмещённым стрелкам). С вводом в строй этой системы, процент попаданий значительно вырос. Несчастные 2-4% процента остались в прошлом.

Речь шла о системе центральной наводки по крупному ее опробовали в ютландском сражении и вот итоги (цитата)
Результаты использования оружия в бою характеризуются следующими данными: английский флот выпустил 4598 снарядов, из них 100 попало в цель (2,2%), и израсходовал 74 торпеды, из них достигло цели 5 (6,8%); германский флот выпустил 3597 снарядов и добился 120 попаданий ' (3,3%) и 109 торпед, из которых в цель попало 3 (2,7%).
по итогам вмв можно сказать , что где то так и осталось , есть примеры с более высоким % , есть почти с 0%.
 
Сверху