Продолжение
Генеральный курс противника определен
В 10.30 вылетевший из Лох-Эри в Ирландии гидросамолет PBY «Catalina» Z209, пилотируемый Деннисом Бриггсом (Dennis A.Briggs), обнаружил нефтяной след, оставляемый немецким ЛК из-за повреждений, полученных в результате попаданий двух снарядов с «Prince of Wales» 24 мая. Вскоре 2-й пилот, американец Леонард Смит (Leonard В.Smith), увидел в пяти милях и сам «Bismarck», идущий курсом 150°. «Catalina» попала под огонь зенитных орудий ЛК и получила повреждения. В результате в 10.45 контакт был утерян. Но теперь был точно известен его генеральный курс – «Bismarck» шел в Брест.
В 10.43 это донесение получил флагманский корабль главнокомандующего Флотом метрополии, a «Renown» – пятью минутами раньше.
Спустя около двух часов, в 11.15, два «Swordfish» с «Ark Royal» подтвердили информацию, обнаружив «Bismarck» в25 миляхк East от предыдущего его зафиксированного положения. Правда, один из пилотов доложил об обнаружении КР, а не ЛК.
Итак, адмирал Г.Лютьенс находился примерно в690 миляхот цели. Если бы «Bismarck» сохранял 21-узловой ход, то он мог бы достичь Бреста в 21.30 27 мая.
Адмирал Дж.Тови на «King George V», которого отделяло от германского флагмана130 миль, имел реальный шанс догнать неуловимый ЛК. Но дело заключалось на только в расстоянии и скорости – положение противников с каждым часом менялось, причем не в пользу англичан.
«Bismarck» приближался к своему побережью и поэтому с минимальным риском мог вырабатывать остававшееся в его цистернах топливо. Он также мог рассчитывать на воздушную поддержку. Англичане же шли к вражескому берегу, будучи вынужденными всемерно экономить необходимое для возвращения топливо, подвергаясь возрастающему риску стать объектами атак немецкой авиации и ПЛ.
Из «major combattants» ближе других к «Bismarck» находился «Renown», однако после потери «Hood» бросать его в бой до подхода «Rodney» и «King George V» никто не хотел – на всякий случай запрещение вступать в бой в одиночку радировали вице-адмиралу Дж.Сомервиллу еще в 10.52 (он получил его в 11.45).
Сомервилл не мог его проигнорировать, поэтому, заняв позицию в50 миляхот «Bismarck», в течение всего дня посылал на разведку самолеты. Трижды (с 12.30 до 15.53; с 16.24 до 18.50 и с 19.00 до 21.30) воздушные разведчики с «Ark Royal» устанавливали и поддерживали визуальный контакт с целью. Все это время АВ находился в готовности к немедленному нанесению торпедно-бомбового удара.
Самолеты авиации Берегового командования также продолжали разведывательные полеты. В 12.20 «Catalina» M420 обнаружила ЭМ 4-й флотилии.
Получив в 10.54 сообщение с борта Z209 о контакте с германским ЛК, капитан 1 ранга Ф.Вайан, спешивший на соединение с кораблями адмирала Дж.Тови, решил резко изменить курс к S-E, бросившись на перехват.
Атака «Ark Royal»
В 13.15 вице-адмирал Дж.Сомервилл семафором приказал командиру КРЛ «Sheffeild» капитан 1 ранга Ларкому отделиться от «Force H» и подойти ближе к противнику.
Этот сигнал не был продублирован для «Ark Royal», что привело к весьма серьезным последствиям. Через полчаса флагман радировал в Адмиралтейство об этом своем приказании, радио приняли и на «Ark Royal», но не спешили расшифровывать, т.к. донесение исходило от адмирала Сомервилла и не предназначалось для АВ.
Так или иначе, но летчики патрулировавших в воздухе самолетов не подозревали, что «Sheffield» покинул ордер «Force H». В их сообщениях об обнаруженных кораблях появилась путаница – ЛК или КР? Напомним, что англичане еще не знали о бегстве «Prinz Eugen», и любой обнаруженный в районе движения противника КР вполне «законно» идентифицировали как вражеский.
Тем не менее, авиационные торпеды на подготовленных к вылету торпедоносцах «Swordfish» установили на глубину хода 30 футов, что, по мнению англичан, соответствовало, точнее, превышало
* осадку «Bismarck» – если торпеды Mk.XII имели неконтактные магнитные взрыватели, то они должны были взрываться, проходя под килем цели.
(* – Это обстоятельство требует отдельного внимательного рассмотрения.
Дело в том, что немцы по всем каналам запускали дезинформацию об истинной осадке «Bismarck». И если первоначально заниженное значение осадки ЛК лишь «оправдывало» заниженное официальное водоизмещение корабля, то для специалистов по оружию эта величина, «узаконенная» в секретных боевых наставлениях, определяла установку режимов торпед перед атакой ЛК.
Становится понятным, насколько серьезной стала разница между истинной и «узаконенной» осадкой – может быть, даже в доли метра. Ведь повреждения от неконтактного взрыва торпеды под килем ЛК могли быть неизмеримо большими, нежели от контактного взрыва в районе скулы. Именно такая ситуация сложилась, когда был торпедирован АВ «Ark Royal» – фактически, он погиб от неконтактного взрыва одной немецкой торпеды.)
В 14.50 капитан 1 ранга Лобен Маунд дал команду на взлет ударной группы. С полетной палубы «Ark Royal» один за другим поднялись 15 «Swordfish» и взяли курс на S. Один самолет из-за обнаружившейся уже после взлета неисправности сразу же был вынужден вернуться.
Так как погода и высота облачности не позволяли рассчитывать на своевременное визуальное обнаружение цели, все надежды возлагались на самолетные радиолокаторы. Они то и сыграли с летчиками злую шутку.
Обнаружив на индикаторах отметку крупной цели, которая располагалась примерно в20 миляхот ожидаемого положения германского ЛК, эскадрилья по команде без колебаний вышла в атаку, находясь в полной уверенности, что перед ней «Bismarck». Лишь после сброса торпед, что произошло в 15.50, пилоты с немалым удивлением обнаружили, что отработали… по КРЛ «Sheffield»!
Дело заключалось в том, что на инструктаже перед вылетом летчикам сообщили, что между продолжавшими преследование «Bismarck» KP «Norfolk» и «Suffolk» и самим ЛК других кораблей нет. Поэтому они с ходу атаковали случайно оказавшийся «в неположенном» месте «Sheffield», который спасло лишь своевременное и весьма энергичное маневрирование.
Можно только удивляться мастерству и выдержке капитана 1 ранга Чарльза Ларкома, который, не забыв приказать своим артиллеристам не открывать огонь по самолетам, сумел спасти корабль, на который сбросили 11 (!) торпед. Правда, три из их взорвались при падении в воду, но три другие – вблизи кормы КРЛ. От остальных «Sheffield», сразу же увеличивший ход до полного, умудрился увернуться.
Разочарованным и разозленным летчикам пришлось возвратиться на АВ, чтобы подвесить торпеды и пополнить запас горючего, что они и сделали в 17.20. Возвращаясь, самолеты заметили в 20 милях к W от «Forte Н» приближающиеся ЭМ 4-й флотилии.
Примерно полчаса спустя «Sheffield» обнаружил «Bismarck» в точке 48°30′ N, 17°20′ W и, сообщив вице-адмиралу Дж. Сомервиллу свое место, занял позицию в 10 милях по корме противника.
Взлетевшая с «Ark Royal» пара «Swordfish» подтвердила, что целью на этот раз действительно является «Bismarck».
Ввиду неудачи с взрывателями «Duplex», торпеды, вновь подвешенные к самолетам, оснастили обычными контактными взрывателями, а глубину хода установили в 22 фута (6,7 м). К взлету подготовили 15 машин: четыре – 818-й эскадрильи, столько же – 810-й и семь – 820-й эскадрильи.
Командование ударной группой было возложено на капитана 2 ранга Т.П.Куда (T.P.Could).
Над морем свистел почти ураганный 6-балльный норд-вест, шел дождь. Высота облачности была около 600 м. Временами 15-метровые волны вздымались выше полетной палубы, АВ испытывал сильную килевую качку. Палубной команде пришлось действовать очень быстро, иначе возникал сильный риск, что самолеты просто свалятся за борт.
В 19.10 капитан 2 ранга Т.Куд доложил о готовности группы к взлету. Один за другим 15 «Swordfish», рискуя вонзиться в волну, когда нос АВ опускался вниз, и получая хороший «пинок» снизу, когда корабль всходил на гребень волны, выполнили взлет. В воздухе самолеты разделились на два отряда, по три звена в каждом.
Согласно переданной с «Sheffield» ориентировке, цель находилась по пеленгу 167° от «Ark Royal» на дистанции 38 миль. Ударная группа получила приказ лететь к крейсеру, который будет наводить ее на «Bismarck».
Из-за сильного ветра полет занял более получаса. «Sheffield» обнаружили в 19.55, но самолеты тут же его потеряли. Вновь контакт с ним удалось установить только в 20.35 – с КРЛ на самолеты подали визуальный сигнал: противник находится по пеленгу 110°, дальность –12 миль.
Ударная группа, построившись звеньями в линию, подходила к цели с кормы. Встретив на пути небольшое скопление облаков, самолеты перешли в набор высоты, разделившись на группы.
В 20.47 1-е звено (три машины) пошли на снижение, рассчитывая выйти из облаков и уточнить курс. Когда показания самолетных альтиметров прошли отметку 2000 футов, командир группы забеспокоился – облачность уже должна была кончиться. Однако плотное облако окружало машины и на высоте 1,5 тыс. футов (450 м), и лишь на 300-метровой отметке торпедоносцы «вывалились» из плотной серой пелены, и летчики увидели «Bismarck» в четырех милях впереди по курсу.
С 1-м звеном оказался один «Swordfish» из 3-го. Убедившись, что дистанция еще слишком велика, коммандер Т.Куд приказал своему звену вновь набрать высоту и войти в облака. В 20.53 четыре торпедоносца начали пикирование на цель, под очень интенсивным заградительным огнем сбросив свои торпеды и успев заметить, что одна из них достигла цели и взорвалась.
2-е звено, в котором осталось два самолета, в облаках потеряло контакт со звеном №1. Забравшись на высоту 9000 футов (2750 м), пилоты сориентировались по данным РЛС и вышли в атаку на ЛК с правого борта, сбросив две торпеды, которые пошли в среднюю часть корпуса «Bismarck».
Одна торпеда, возможно, поразила цель.
Третий самолет 2-го звена, «потерявшийся» в облаках, вернулся к КРЛ «Sheffield», снова получил целеуказание и атаковал цель самостоятельно. Он зашел на «Bismarck» с носа и лег на боевой курс с его левого борта, направив торпеду в среднюю часть ЛК. Несмотря на сильный огонь, летчик выдержал машину на боевом курсе, и торпеда поразила левый борт цели.
4-е звено вслед за 3-м вошло в облачность с набором высоты, но на 2000 м началось обледенение. Войдя в пике, на высоте 600 м самолеты 4-го звена обнаружили в облаках «окно», где к ним присоединился второй «Swordfish» из 3-го звена. Через мгновение пилоты увидели «Bismarck», который с правого борта атаковало 2-е звено.
Четыре самолета обошли ЛК с кормы и начали пикировать на него сквозь небольшое низкое облако, одновременно со 2-м звеном атакуя с противоположного борта. Сброшенные ими торпеды не попали в цель, а вот сами самолеты попали под самый жестокий обстрел – машина, имевшая номер 4С, получила более ста пробоин, оба члена экипажа были ранены.
Две машины 5-го звена также «потерялись» в облачности. Поднявшись на высоту более 2100 м, самолеты начали покрываться льдом. Машина 4К спустилась до 300 м, обнаружив цель прямо под собой, затем под огнем зенитной артиллерии вновь поднялась, успев заметить торпедное попадание в правый борт ЛК. Затем, удалившись на пять миль, этот «Swordfish» занял позицию для атаки носовой части «Bismarck» с правого борта и, летя над самыми гребнями волн, сбросил торпеду с дистанции около 1800 м, но безуспешно.
Второй «Swordfish» 5-го звена потерял своего ведущего во время пикирования сквозь облако, «вывалившись» оттуда прямо над баком ЛК, попал под сосредоточенный огонь и после двух безуспешных попыток атаковать был вынужден избавиться от торпеды…
Один из двух самолетов звена №6 атаковал «Bismarck» с правого борта и сбросил свою торпеду с дистанции 1800 м, прицелившись в среднюю часть корпуса. Торпеда не взорвалась. Вторая машина потеряла цель, но, слетав за целеуказанием к «Sheffield», возвратилась и на бреющем полете с траверзного направления попыталась атаковать правый борт цели. Интенсивный и точный огонь заставил пилота свернуть с боевого курса…
Атака завершилась в 21.25. Самолеты атаковали «Bismarck» 13-ю торпедами (две были сброшены неприцельно), в цель попали три торпеды: первая повредила тоннель левого гребного вала, взрыв второй заклинил рули в положении 12° на левый борт. «Bismarck» потерял способность управляться и начал описывать циркуляцию.
* Третья торпеда взорвалась в районе кормовой надстройки. Это был успех!
(*– Самолеты-разведчики, летавшие парами в течение всего дня 26 мая (всего 8 «Sworfish», последняя пара совершила посадку в 23.25), наблюдали, что «Bismarck» описал две полные циркуляции.)
«Bismarck» огрызается
«Sheffield» все еще «висел на хвосте» немецкого ЛК, когда в 21.40 «Bismarck», повернув влево, открыл огонь и сделал 6 весьма точных залпов главным калибром. Попаданий не было, но близким разрывом убило троих и тяжело ранило двоих матросов. КРЛ отвернул, заметив на отходе приближающийся с W ЭМ «Cossack» и другие корабли 4-й флотилии. «Sheffield» передал им приблизительные координаты «Bismarck», а сам отошел на приличное расстояние и начал следовать параллельным с ним курсом.
«King George V», на котором к полудню 26 мая осталось 32% топлива, делая 25 узлов, шел на S-E. Когда в 18.26 к нему присоединился «Rodney», до противника оставалось еще около 90 миль.
Капитан 1 ранга Долримпл-Гамильтон сообщил адмиралу Дж.Тови, что из-за недостатка топлива он с 17.05 уменьшил ход до 22 узлов и будет вынужден повернуть обратно не позднее 8.00 следующего дня. Главнокомандующий Флотом метрополии и так понимал, что если до 24.00 торпедоносцы с «Ark Royal» не вынудят «Вismarck» сбавить ход, он сам повернет назад.
В 21.42 британские ЛК повернули «все вдруг» на S – в надежде, что в лучах заката увидят противника.
В 22.28 было получено сообщение вице-адмирала Дж.Сомервилла: «Bismarck» получил торпедные попадания.
На германском ЛК затопило румпельный отсек. Спустившийся в отсек водолаз обследовал баллер поврежденного руля и выяснил, что отремонтировать его в походных условиях невозможно.
Команда «Bismarck», переполненная ликованием после потопления «Hood», лишь начиная с 25 мая осознала, какие силы брошены для уничтожения ЛК.
Полдня было потеряно из-за нереалистичных докладов немецких самолетов. Капитан 1 ранга Линдеманн взял курс на Брест по приказу адмирала Карлса, который пообещал встретить ЛК мощными силами авиации и подводных лодок. В нефтяных цистернах «Bismarck» почти не осталось топлива, огромные усилия предпринимались экипажем для того, чтобы исправить повреждения, полученные от взрыва торпеды.
В 22.42 «Bismarck» обнаружил британские ЭМ и открыл по ним огонь.
В 22.50 Линдеманн получил радиограмму, подписанную Гитлером: «Все наши мысли с нашими победившими товарищами». В 1.40 было получено сообщение, что на помощь вылетели бомбардировщики, к району приближаются ПЛ (одна из лодок, израсходовав торпеды, днем 26 мая оказалась в весьма удобном положении для атаки «Ark Royal»).
Когда ЭМ капитана 1 ранга Ф.Вайана обнаружили цель, ЛКР «Renown» и АВ «Ark Royal» находились к NW от противника. Хотя третья за день атака уже была невозможна, 12 торпедоносцев были подготовлены к вылету на рассвете. «Force Н» изменило курс к N, затем к W, а в 1.15 повернуло на S.
Вскоре вице-адмирал Дж.Сомервилл получил указание главнокомандующего: находиться в 20 милях к югу от «Bismarck» в ожидании подхода линейных сил.
Всю ночь соединение двигалось параллельным противнику курсом, наблюдая стрельбу осветительными снарядами во время торпедных атак ЭМ 4-й флотилии.
Они всю ночь окружали «Bismarck», при каждом удобном случае атакуя его торпедами.
*
(*– В 1.21 четырехторпедный залп произвел «Zulu» (капитан 2 ранга Harry R. Grahem), в 1.28 – «Sikh» (капитан 2 ранга Grahem H.Stokes), в 1.37 две торпеды выпустил «Maori» (капитан 2 ранга Harold T Armstrong), еще через три минуты трехторпедный залп произвел «Cossack». В 3.35 флагманский ЭМ повторил атаку, выстрелив одной торпедой. Последняя попытка состоялась в 6.56, ее сделал «Maori».)
Израсходовав 16 торпед, 4-я флотилия не добилась существенного результата. При этом несший польский флаг «Piorun» (коммандер Е.Плавский) и «Maori» подверглись обстрелу, но ЭМ все же зафиксировали одно торпедное попадание в носовую часть ЛК – точнее, наблюдали пожар в этом районе.
«Bismarck» временно потерял ход, но вскоре дал 8 узлов.
В 5.09, еще в полной темноте, с «King George V» стартовал «Walrus». Из-за сильного ветра и дождя самолет не нашел противника.
Дюжина «Swordfish» находилась в ожидании сигнала на взлет, но из-за отсутствия видимости после рассвета атака была отменена.
В 8.10 на N показался «Maori», с которого «ратьером» сообщили, что противник находится в 12 милях от ЭМ. «Renown», которого от «Bismarck» отделяли 17 миль, повернул к S-W.
Утро 27 мая «Bismarck» встретил в окружении британских ЭМ, которые следили буквально за каждым его шагом.
Адмирал Лютьенс приказал подготовить к вылету самолет «Arado-196» – летчик должен был взять вахтенный журнал ЛК, заснятый во время боя с «Hood» фильм, другие секретные документы. Катапультирование закончилось неудачей – самолет свалился в воду. Поиск утонувших документов получила приказ произвести U-556, а затем U-74.
Дувший в рассветные часы Норд-Вест очистил горизонт, установилась хорошая видимость. Доклады, которые адмирал Дж.Тови получал в течение ночи, свидетельствовали о том, что, несмотря на снижение скорости и повреждение рулей, «Bismarck» сохранил эффективность своей артиллерии.
Главнокомандующий, считая, что бой на наветренных курсах будет наименее выгодным, решил подойти к противнику с W-N-W пеленгов и, если «Bismarck» будет продолжать идти на N, начать бой на контркурсе с дистанции около 15 тыс. ярдов (13650 м). Дальнейшие действия – по обстановке.
Между 6 и 7 часами утра была получена серия сообщений с «Maori», в которых он давал радиопеленги на «Bismarck». Это позволило штабу адмирала Дж. Тови сделать прокладку относительного курса противника и выяснить, что немецкий ЛК шел курсом 330° со скоростью 10 узлов.
В 7.08 «Rodney» получил приказ держать дистанцию не менее 6 каб. и разрешение вести бой, маневрируя самостоятельно. Через полчаса «Rodney» занял по отношению к флагманскому кораблю позицию по пеленгу 10°.
В 7.53 «Rodney» получил сообщение с KPT «Norfolk» о том, что «Bismarck», идущий 7-узловым ходом на N-W, находится в 9 милях.
Спустя 37 мин. на дистанции 24 км был установлен визуальный контакт.
В 8.43, после того, как направление сближения было дважды подправлено изменениями курса, цель находилась по пеленгу 118° на дистанции 25 тыс. ярдов (22750 м).
Английские ЛК, которые разделяло 8 каб., шли курсом 110°.
Бой
В 8.47 капитан 1 ранга Ф.Долримпл-Гамильтон приказал открыть огонь по вражескому ЛК, через минуту «Rodney» поддержал «King George V».
Первый снаряд «Rodney» поднял, разорвавшись, 45-метровый столб воды. Следующие залпы производились бронебойными снарядами, дававшими при падении в воду значительно меньший всплеск.
Немецкий корабль, обнаруживший противника в 8.40, ответил не сразу, открыв огонь через 10 мин., но 3-м своим залпом накрыл «Rodney». Тот искусно маневрировал, на 2-м залпе добившись падения своих снарядов с 18-метровым недолетом. На 3-м залпе, в 8.54, было достигнуто попадание.
Дым от сгоревшего кордита мешал визуальному наблюдению и управлению огнем, но помогала артиллерийская РЛС.
Противники уже сблизились настолько, что «Bismarck» заработал своим вспомогательным калибром. В 8.58 это сделал и «Rodney». В 9.02 с «Rodney» наблюдали попадание 16-дюймового снаряда в носовую часть палубы немецкого ЛК, в районе 1-й башни главного калибра, а примерно через 10 мин. на немецком ЛК был выведен из строя носовой КДП.
«Bismarck» повернул на S и сосредоточил свой огонь по флагманскому кораблю адмирала Дж.Тови, который отделяло от него 14,5 км.
В 9.05 в бой вступила универсальная артиллерия «King George V», но из-за сильного порохового дыма, мешавшего управлению огнем главного калибра, уже через 2-3 мин. был отдан приказ прекратить огонь.
В течение пяти минут, между 9.05 и 9.15, флагманский корабль англичан держал боевую дистанцию около 11 км.
Двигаясь вместе с противником на S, «Rodney» с 10 км выстрелил шестью торпедами, a «Norfolk» произвел 4-торпедный залп с еще большей дистанции – около 14,5 км. В 9.16 пеленг на «Bismarck» начал быстро смещаться в корму, и «Rodney» повернул на 16 румбов, чтобы обойти его с носа.
«King George V» сделал то же самое минутой позже, и оба английских ЛК, находясь на дистанции 7.800 и 10.900 м соответственно, возобновили огонь с правого борта.
«Bismarck» перенес огонь на «Rodney» – несколько снарядов упали вблизи, едва не разрушив лацпорт торпедного аппарата правого борта. Однако в тот момент стреляла лишь 3-я башня главного калибра германского ЛК, остальные уже молчали. В районе миделя был виден пожар, «Bismarck» заметно накренился на левый борт.
Продолжая идти на N, «Rodney» очутился в весьма выгодной позиции не только для артиллерийского боя, но и для торпедного залпа. Не преминув этим воспользоваться, он выстрелил двумя торпедами с дистанции около 6.800 м, однако обе они прошли мимо.
Позиция «King George V», который продвинулся дальше с подветренной стороны, была менее выгодой – управлению огнем мешал дым. Но куда более серьезным явились злополучные неполадки в механизмах 14-дюймовых башенных установках главного калибра – три из четырех башен выходили из строя на различное время (1-я – на полчаса, 4-я – на 7 мин., 2-я не действовала около 1 мин.).
В результате в течение 23 мин. флагманский корабль мог использовать лишь 60% своей огневой мощи, а в течение 7 мин. – только 20%.
В 9.25 «King George V» отвернул на курс 150° и уменьшил ход, чтобы не отойти слишком далеко от цели. В 10.05 он вновь приблизился и с дистанции около 2700 м сделал еще несколько залпов.
Тем временем «Rodney» маневрировал на артиллерийском зигзаге, ведя огонь главным и вспомогательным калибрами примерно с 3600 м. Он выпустил еще 4 торпеды, попадание одной из них было зафиксировано.
Развязка наступила в 10.15. Итак, спустя полчаса после начала боя сосредоточенный огонь двух английских ЛК, к которым присоединился KPT «Norfolk» (в 8.45; он стрелял примерно с 20 км, без определения дистанции до цели) И «Dorsetshire» (в 9.04; из-за большой дальности он был вынужден с 9.13 до 9.20 прекратить огонь), вывел из строя все орудия германского ЛК.
Обе его мачты были сбиты, он горел, и в небо поднимался столб дыма, были видны прыгавшие за борт люди – капитан 1 ранга Паттерсон впоследствии отмечал, что если бы ему доложили об этом, то он приказал бы прекратить огонь.
В 9.15, когда на «Ark Royal» услышали артиллерийскую канонаду, капитан 1 ранга Л.Маунд отдал приказ поднять в воздух ударную группу, которая находилась в полной готовности к взлету начиная с предрассветных сумерек.
Когда самолеты вышли на цель, «Bismarck» уже был обречен, и атака не понадобилась. Все самолеты возвратились на АВ и в 11.15 совершили посадку. В этот момент пролетавший мимо немецкий бомбардировщик Не-111 сбросил вблизи корабля две бомбы, но они нее причинили вреда ни садившимся самолетам, ни самому авианосцу.
«Rodney» (справа) ведёт огонь по «Bismarck», который горит на горизонте (дым слева). 27 мая 1941 г.
Вид на горящий «Bismarck» с борта британского корабля (черный дым справа). Слева от него видны разрывы от снарядов. 27 мая 1941 г.
Агония
К 10.15 все орудия на «Bicmarck» замолчали, но приказ о затоплении ЛК был отдан еще за четверть часа до этого момента. Необходимыми действиями руководили старший помощник командира ЛК фрегатен-капитан Г.Оелс (H.Oels) и корветен-капитан Е.Ярейс (E.Jahreis).
Убедившись в том, что противник уже никогда не вернется в свою базу и приказав прекратить огонь, адмирал Дж.Тови, над которым продолжал висеть дамоклов меч нехватки топлива для возвращения, развернул свои ЛК на курс 27°.
Подошедший на дистанцию около 3000 м KPT «Dorsetshire» в 10.25 выпустил по «Bismarck» две торпеды, одна из которых взорвалась под ходовым мостиком, затем, приблизившись еще на 1000 м, – еще одну, уже с левого борта.
В 10.36 на германском Л К последовал взрыв кормовых погребов, корма погрузилась в воду и в 10.40 «Bismarck», перевернувшись вверх килем, отправился на дно.
«Dorsetshire» приблизился к месту гибели, над которым кружились самолеты с «Ark Royal». Передав на один из них просьбу вести поиск подводного противника, КРТ, жестоко раскачиваясь на волне, начал принимать на борт выживших немецких моряков. После того, как были подняты около 80 человек, в двух милях с наветренного траверза был замечен подозрительный выброс дыма.
Корабли Его Величества «Dorsetshire» и «Maori» успели подобрать из воды 110 человек, и лишь появление перископа U-74 заставило их прекратить спасение…
Охота на "Бисмарк"