Линкор «Бисмарк».

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
А, сопровождать конвои?
А вы почитайте ту статью, что я выложил вчера: все ЛК и ЛКР получили приказ бросить охраняемые ими конвои и присоединиться к охоте на "Бисмарк".

Атаковал бы «Бисмарк» конвой под такой охраной?
Конечно. Сначала бы раскатал "Аризону", а потом скушал все охраняемые ею суда.

??? Одна стоя на базе в режиме мирного времени.
Это у янки война еще не началась, а у японцев уже началась. :)

Другой, в сражении в боевом режиме. Одинаковости не вижу.
Я имел ввиду, что оба корабля погибли в результате детонации боезапаса после пробития боеприпасом (снарядом, бомбой) горизонтальной защиты кораблей (броневой палубы).

На «ХУДе» они перешли ту невидимую грань, за которой отвага превращается в безумие.
А следившие за "Бисмарком" "Норфолк" и "Суффлок", которые официально считались тяжелыми крейсерами, но по сути были "картонными", тоже перешли грань безумия, когда сближались 7-8 миль с бронированным тевтонским монстром?

Что б там не говорить о толщине палубной брони, о углах входа снарядов, на деле: при равном калибре, линейные крейсера всегда получали люлей от линкоров, а не на оборот.
Вот здесь я с вами согласен.:)
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
1. все ЛК и ЛКР получили приказ бросить охраняемые ими конвои и присоединиться к охоте на "Бисмарк".
2. Сначала бы раскатал "Аризону",
3. Это у янки война еще не началась, а у японцев уже началась. :)
4. Я имел ввиду, что оба корабля погибли в результате детонации боезапаса после пробития боеприпасом (снарядом, бомбой) горизонтальной защиты кораблей (броневой палубы).
5. А следившие за "Бисмарком" "Норфолк" и "Суффлок", которые официально считались тяжелыми крейсерами, но по сути были "картонными", тоже перешли грань безумия, когда сближались 7-8 миль с бронированным тевтонским монстром?
6. Вот здесь я с вами согласен.:)
1. Глупость №1. «Худ» - глупость №2.
2. С чего бы это вдруг?
3. Ну, так…
4. То, есть, Вы хотите сказать, что сила пробития бронепалубы бомбой и снарядом одинаковы?
5. Это когда он циркулировал?
6. Так, начало положено! Продолжаем пролетарскую перековку!
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
1. Глупость №1. «Худ» - глупость №2.
Не понял, в чем глупость №№ 1 и 2?
2. С чего бы это вдруг?
Сравните их характеристики. Для начала год вступления в строй: "Аризона" - 1916, "Бисмарк" - 1941.
4. То, есть, Вы хотите сказать, что сила пробития бронепалубы бомбой и снарядом одинаковы?
Верно говорить о кинетической энергии. ИМХО (потому, что лень считать) у снаряда с "Бисмарка" эта энергия была выше.
5. Это когда он циркулировал?
Ах, вы какой мошенник! :-D Я же просил вас ознакомиться со статьей, что выложил здесь.
6. Так, начало положено! Продолжаем пролетарскую перековку!
Спать пора, уснул бычок.(с) :)
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
Что Лютьенсу было бы гораздо более выгодно.
вот вам вопрос , как вы думаете почему приказ открыть огонь отдал командир , а не адмирал ???


Это справедливо при разнице скорости хода в 2-3 узла. Когда эта разница составляет 9 узлов, то имеющий такое превосходство корабль вообще сможет уклонится от боя с тихоходным. "Бисмарк", если вы помните, шел в Атлантику громить конвои, а не воевать со всем Королевским флотом. А отсюда вывод: в охоте на "Бисмарк" "Аризона" была бесполезна.

родней 23 узла , Бисмарк ( по результатам ходовых) 30 узлов
30 - 23 = 7 вот блин 7 получилось , немного не хватает до 9 ,а то бы родней был бестолковым:):):)
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
Одинаковости не вижу.
внутренний взрыв.
сила пробития бронепалубы бомбой и снарядом одинаковы?
ясень пень что разная важна суть в том чем все это кончилось , скажем Марату повезло больше , у Аризоны столько места под килем не было , а в худ легло так , что даже скажем худом показаться не успело.

линейные крейсера всегда получали люлей от линкоров, а не на оборот.
у англичан было два линейных корабля , каждый из которых превосходил Бисмарк по мощи бортового залпа , пасовать в этих условиях при таком раскладе трудно ( полковник был , большой подлец он пасовал при двух тузах , только разве по такому принципу).
два ткр против одного , сколь надо чтоб идти в атаку.
ступор лютьенса по моему связан с тем что он увидел алесс полный.

ну нет вы слишком суровы, других целей нет вот он лови пока есть шанс , а лк против пл бесполезны , так что все логично.
 

Kali

Заблокирован
Сообщения
6.740
Адрес
Таганрог
родней 23 узла , Бисмарк ( по результатам ходовых) 30 узлов
30 - 23 = 7 вот блин 7 получилось , немного не хватает до 9 ,а то бы родней был бестолковым
Вы статью выше прочитали? Точно прочитали? Уверенны?
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
1. Ах, вы какой мошенник! :-D
2. Я же просил вас ознакомиться со статьей, что выложил здесь.
1. Вы мне льстите. Я не так талантлив!
2.Читал я её. И ранее бой изучал. Но, попутал, что Вы имели ввиду. Думал, Вы намекаете на конечную фазу операции, где «Норфолк» героя из себя корчил.
А, Вы оказывается о событиях после потопления «Худа» речь вели. Ну, и что там было героического? Эти крейсера в основном делали работу лёгких крейсеров. Ну, пульнул «Суффлок» в «Бисмарк», пользуясь тем, что последнему не до него… и что?
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
1. Не понял, в чем глупость №№ 1 и 2?
2. Сравните их характеристики. Для начала год вступления в строй: "Аризона" - 1916, "Бисмарк" - 1941.
3. Верно говорить о кинетической энергии. ИМХО (потому, что лень считать) у снаряда с "Бисмарка" эта энергия была выше.
1. №1 – а, нафига они были нужны в охоте? Сил было достаточно. Оставить конвои без тяжёлого прикрытия, когда планы противника неизвестны…
2. Старушка была ещё ничего себе. И вполне годна для весёлой вечеринки.
3. Зато у неё из больше в залпе.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
А, Вы оказывается о событиях после потопления «Худа» речь вели. Ну, и что там было героического? Эти крейсера в основном делали работу лёгких крейсеров. Ну, пульнул «Суффлок» в «Бисмарк», пользуясь тем, что последнему не до него… и что?
Нет, я имел ввиду те события, которые последовали после потопления "Худ" - преследование англичанами отряда Лютьенса: их крейсера сближались с "Бисмарком" до 7-8 миль и их спасало лишь то, что на линкоре во время боя был выведен из строя радар. Но англичане, конечно, не могли об этом знать.

1. №1 – а, нафига они были нужны в охоте? Сил было достаточно. Оставить конвои без тяжёлого прикрытия, когда планы противника неизвестны…
По самонадеянности англичан, "Бисмарк" таки "скинул с хвоста" соглядатаев - "Принца Уэльского", "Норфолк" и "Суффлок" - и растворился на бескрайних просторах Атлантики. И вот тогда Королевскому флоту потребовались все его корабли, чтобы снова отыскать его и перехватить.

2. Старушка была ещё ничего себе. И вполне годна для весёлой вечеринки.
В скоротечном бою "Бисмарк" вторым залпом прихлопнул "Худ" и нанес такие повреждения "Принцу Уэльскому", что тот больше не решался вступать с ним в огневой контакт, следуя за ним лишь по пятам... Так что для старушки "Аризоны" весёлая вечеринка с "Бисмарком" стала бы, скорее всего, последней.

3. Зато у неё из больше в залпе.
За то у него поражающая способность снаряда выше и конструктивная защита лучше.
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань


90727.jpg






сравните, типичный авианосец ВМС США с линкором «Бисмарк» - впечатляет



37233.jpg
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
Точно прочитали?
законспектировал !!!!!!!!!!:)

Читал я её. И ранее бой изучал.
и я также , статьи подобные нужны , как основа для дискуссии , а то солирующие красноармейцы че только не пишут на форуме.
когда планы противника неизвестны…
ну вот нет , рейдеры редера все были под колпаком королевских ввс .
кто стоял в бресте , можно сказать что редер выбрал неудачное время потому что вариантов для поддержки у него не было.
англичане расставляли свои корабли так , чтоб Бисмарку некуда было деться . что в итоге и вышло.
лютьенс неудачник на пару с холандом оба приняли в итоге роковые решения.
1373614296_18.gif

смотрим план и читаем -в 5.52, когда дистанция уменьшилась до 25000 ярдов (22750 м), «Hood» открыл огонь по «Bismarck»,
тут одно уточнение ( цитата ) - Англичане выбрали неправильную тактическую позицию для боя. Их корабли идут наперерез немцам таким курсом, при котором у них не могут действовать кормовые башни главного калибра — восемь из 18 орудий.

но вот так ли лоханулся холанд , скорей всего он действовал по заветам одноглазого лавеласа , пытался поставить палочку над т, почему не вышло смотрим дальше -
«Bismarck» добился накрытия со 2-го залпа – на «Hood» в районе кормового 102-мм орудия левого борта возник пожар, огонь быстро охватил всю центральную часть корабля. Пламя имело розовый оттенок, из очага пожара повалил густой дым.
у холанда сдают нервы , скажем так он понял что проскочить на палочку по-простому не удается
и начинает доворот что открыть все орудия гк и вот тут

Пятью минутами ( 6.00) позже на фалах «Hood» появились два синих вымпела – он намеревался довернуть еще на 2 румба.
В тот момент «Bismarck» только что сделал 5-й залп – «Hood» был расколот надвое мощнейшим взрывом

теперь остался принц и лютьенс не рискнул его добить и идти в Норвегию побоялся что ссади кто то есть
и полез в западню .
, удачно прикрыл ойген ткр ушел в Атлантику , а может оставил и на пару отбились бы от торпедоносцев,
то что отпустил ойген свидетельство того что лютьенс не верил в успех.


старушки "Аризоны" весёлая вечеринка с "Бисмарком" стала бы, скорее всего, последней.
речь выше идет о удачном стечении обстоятельств для Бисмарк 24.05. и неудачном 26.05.
кому первому ляжет золотой выстрел , как узнать.
Аризона еще и значительно меньше , что снижает вероятность попадания.
 
Последнее редактирование:

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
но вот так ли лоханулся холанд , скорей всего он действовал по заветам одноглазого лавеласа , пытался поставить палочку над т,
Вот смысл маневра Crossing the "t" - охват головы колонны противника с целью сосредоточения огня по вражескому флагману максимальным количеством орудий своих кораблей и, соответственно, затруднении противника использовать в бою все свои орудия:

Crossing_the_T_%28naval_movement%29_animated_anigif_2.gif


Какую голову колонный нужно было охватывать Холланду? Передним фактически была только одна (главная) цель - "Бисмарк". Тогда ему (Холланду) нужно было ложиться на параллельный с противником курс и правым бортом открывать огонь из всех своих 18 тяжелых орудий. Но для этого необходимо было выполнение двух условий:
1) преимущество в скорости над врагом;
2) желание врага вступить в бой.
Ни того, ни другого у Холланда не было. Поэтому как только позволило расстояние, он приказал открыть огонь из носовых башен.

У Лютьенса были свои проблемы: не имея желания воевать с английскими линкорами, он имел очень мало возможностей для выбора генерального курса при уклонении от боя в узком Датском проливе.

Все это привело к тому, что случилось.

у холанда сдают нервы , скажем так он понял что проскочить на палочку по-простому не удается
и начинает доворот что открыть все орудия гк
Не знаю, что там было с нервами Холланда, но пока все шло по его плану: он сумел навязать противнику бой и имел все шансы на победу над отрядом Лютьенса (у него было два корабля "линкорского" класса с 18 тяжелыми орудиями vs одного "Бисмарака" с 8 тяжелыми орудиями + одного крейсера).
теперь остался принц и лютьенс не рискнул его добить и идти в Норвегию побоялся что ссади кто то есть
и полез в западню .
Полезть в западню - это повернуть обратно в Датский пролив. Лютьенс выбрал единственный шанс на спасение - попробовать затеряться в бескрайней Атлантике.
 
Последнее редактирование:

Emger Var Emreiss

Активный участник
Сообщения
2.325
Адрес
Ногинск. Русь
родней 23 узла , Бисмарк ( по результатам ходовых) 30 узлов
30 - 23 = 7 вот блин 7 получилось , немного не хватает до 9 ,а то бы родней был бестолковым:):):)

Что то как то сомнительно, что Родней в 40-х давал полные 23 узла

сравните, типичный авианосец ВМС США с линкором «Бисмарк» - впечатляет

Эээ... А почему только с Нимитцем, почему не с Фордом сразу?
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
Какую голову колонный нужно было охватывать Холланду?
ну Тигр , ну нельзя же так буквально толковать ,я специально привел план боя посмотрите еще раз на 5.55 курсы кораблей они пересекаются , если оставить прежние курсы то через некоторое время лк англичан окажутся на короткой дистанции и смогут работать из всех стволов.

нужно было ложиться на параллельный с противником курс и правым бортом открывать огонь из всех своих 18 тяжелых орудий.
германец выполнит все вдруг и они окажутся на расходящийся курсах , поэтому холанд стремился сократить дистанцию чтоб не дать противнику оторваться , а вот когда стал ложиться на параллельный с противником курс тут и случилось попадалово.

1) преимущество в скорости над врагом;
2) желание врага вступить в бой.

1.у худа было в 1 узел. крт тоже могли висеть на хвосте.
2. в соответствии с п.1 это было не важно


Не знаю, что там было с нервами Холланда, но пока все шло по его плану
и я не знаю , и не узнаем просто неоткуда , факты штука упрямая еще раз ( цитата)-
05 55. Немцы открывают огонь. Со второго залпа они накрывают идущий впереди линейный крейсер “Худ”, на котором вспыхивает сильный пожар.

-06 00. Видя невыгодность своей позиции, вице-адмирал Холланд приказывает изменить курс на 20 градусов влево, чтобы ввести в действие кормовые башни и вести бой на параллельных курсах. Линкор “Бисмарк” снова получает попадание тяжелого снаряда.

-06 01 При начале поворота в “Худ” попадает тяжелый снаряд “Бисмарка”. За носовой надстройкой крейсера поднимается ослепительно яркий столб пламени. Огромный корабль, переломившись пополам, уходит под воду.

в принципе нормальная реакция на сколько я понимаю морское дело , попадают меняй курс.
вот хорошая схемка очень четко видно доворот на пересекающейся курс и попытка на параллельный
battlemap.gif


Полезть в западню - это повернуть обратно в Датский пролив.

0085618.jpg


я вот как то не вижу этой западни , ну это мы вооруженные послезнанием , а лютьенс принимал решение
интуитивно. ( цитата)
24 мая 1941 года, день
Англичане не знают о серьезных повреждениях линкора “Бисмарк” и собирают все силы, чтобы перехватить его на севере Атлантики, не допустив к многочисленным конвоям, пересекающим океан.
Следом за линкором “Бисмарк” и почти рядом с ним идут крейсера “Норфолк” и “Суффолк” под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера. Тут же держится линкор “Принц оф Уэлс”.
С северо-востока под началом командующего флотом метрополии адмирала сэра Джона Тови движется флагманская эскадра в составе линкора “Кинг Джордж V”, линейного крейсера “Рипалс” и авианосца “Викториеc”.
С востока идут линкор “Родней”, крейсера “Лондон”, “Эдинбург”, “Дорсетшир” и несколько флотилий миноносцев.
С запада идут линкоры “Рэммилес” и “Ривенд”.
С юга движется эскадра адмирала Соммервила в составе авианосца “Арк Роял”, линейного крейсера “Ринаун” и крейсера “Шеффилд”.
Англичане оставляют без охраны все свои конвои и маршруты транспортов и стягивают свои корабли в огромное кольцо в северо-восточной Атлантике, надеясь на огромное превосходство в силах.
Но судьба едва над ними не посмеялась.
 
Последнее редактирование:

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
да камрады мы забыли одного исторического персонажа - адмирала редера ему слово .

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» теперь точно не могли участвовать в планируемой операции, я по-прежнему полагал целесообразным продолжить ее осуществление с тем, чтобы не упускать удачный момент времени, который потом может и не наступить. Но, когда, к несчастью, «Принц Ойген» налетел на мину и был вынужден встать в док для ремонта, операцию пришлось отложить до середины мая.

Соответственно, я воспользовался этой отсрочкой и 25 апреля подробно обсудил ситуацию с адмиралом Лютьенсом, который должен был командовать оперативной группой «Бисмарка». В ходе нашей встречи мы обсудили вопрос о том, до какого времени, в свете возникших обстоятельств, имеет смысл откладывать теперь выход в море «Бисмарка» и «Принца Ойгена». В ответ на мои вопросы адмирал Лютьенс изложил свое мнение, сводившееся [422] к тому, что операцию есть смысл отложить до того момента, когда, по крайней мере, «Шарнхорст» снова будет в боевой готовности, или даже до того момента, когда «Тирпиц» будет готов к выходу в море.
Я не могу не отметить искренность и откровенность Лютьенса, столь открыто изложившего мне свое мнение.
Затем я попытался объяснить ему причины, по которым я придерживаюсь противоположного мнения и по которым операция не может быть отложена. Даже притом, что адмирал Лютьенс, вероятно, не был мною полностью убежден, разговор закончился в обстановке полного взаимопонимания.
Решение послать «Бисмарк» в море было одним из самых трудных решений, принятых лично мною во время войны. Выход «Бисмарка», первоначально рассматривавшийся лишь как часть крупной совместной операции наступательного характера, становился теперь всего лишь единичным, локальным предприятием. Неприятель мог позволить себе сконцентрировать все свои военно-морские силы против этой относительно малой оперативной группировки, что делало риск неизмеримо более высоким.
С другой стороны, война не ждет, и общая стратегическая ситуация не позволяла нам обдуманно придерживать столь сильную боевую единицу. Если бы мы отложили его выход в море до того момента, когда «Шарнхорст» и «Гнейзенау» снова были бы в боевой готовности, могло оказаться так, что мы навсегда лишились бы возможности использовать новый линкор на просторах Атлантики, поскольку «Шарнхорст» и «Гнейзенау» постоянно подвергались авиационным атакам англичан на своих открытых стоянках во Франции, и поэтому невозможно было сказать, когда они снова будут в боевой готовности. (Как впоследствии оказалось, ни один из этих кораблей так снова и не вышел в море, если не считать их быстрого броска на родину через Ла-Манш в феврале следующего года.) Отложить операцию до того момента, как «Тирпиц» окажется способным выйти в море, — это полугодовое бездействие, в течение которого далеко не нейтральная позиция Соединенных Штатов может смениться ожесточенными военными действиями. [423]
Сильным психологическим фактором в моем решении послать «Бисмарк» в море была моя безграничная уверенность в командирских качествах адмирала Лютьенса. Его знание всех аспектов войны на море и тактическое мастерство не имели себе равных. В Первую мировую войну, еще будучи очень молодым офицером, он уже командовал дивизионом торпедных катеров. Затем он последовательно занимал должности командира флотилии, командира крейсера, а затем и командующего силами торпедных катеров. Имел он и солидный опыт штабной работы, а будучи начальником управления кадров адмиралтейства, он по праву многие годы пользовался моим полным доверием. Некоторое время в ходе норвежской кампании он командовал тяжелыми кораблями, замещая на посту заболевшего командующего флотом. И наконец, в последнем рейде «Шарнхорста» и «Гнейзенау» он целиком и полностью проявил присущее ему умение.
В ходе принятия этого решения среди неожиданно возникших трудностей было и личное отношение к этому вопросу Гитлера. Когда я проинформировал его о планируемой операции, он не отверг этот план целиком и полностью, но по его отношению было понятно, что он был далеко не полностью согласен с ним. Тем не менее он предоставил решение этого вопроса мне. Позже, в начале мая, он, будучи в Готенхафене, встретился и долго беседовал там с адмиралом Лютьенсом, который не только подробно доложил о всех деталях рейда «Шарнхорста» и «Гнейзенау» в Атлантике, но также изложил свои взгляды на тактическое использование «Бисмарка». Не преминул он сказать и об опасности со стороны вражеских авианосцев, которой мог подвергнуться линкор.
Лишь после тщательной оценки всех аспектов операции я отдал приказ на ее выполнение, и 21 мая стало первым днем этого драматического и напряженного рейда.
Когда «Бисмарк» вступил в сражение с вражескими силами, он, естественно, смог нарушить радиомолчание, поскольку его местоположение было теперь известно неприятелю, и его доклад о потоплении «Худа» и поражении «Принца Уэльского» был с искренним восторгом [427] встречен Гитлером, который лично поздравил меня с этим успехом. Однако я все же заметил Гитлеру, что причины для беспокойства все еще имеются, поскольку из доклада с «Бисмарка» до того, как он оторвался от преследования и возобновил радиомолчание, мы узнали, что он получил повреждение от попадания торпеды и что его радиус действия уменьшился.

На этом этапе мне пришлось принять второе трудное решение, связанное с рейдом «Бисмарка». Должен ли был военно-морской штаб теперь, после победы над «Худом», отозвать оперативную группу «Бисмарка» или же оставить принятие решения о продолжении операции за командующим флотом адмиралом Лютьенсом?
В тот момент я считал прорыв через охраняемый Датский пролив на просторы Атлантики самой трудной частью всей операции. Отдать приказ о прекращении операции и возвращении через опасные воды у побережья Исландии представлялось мне нежелательной узурпацией власти и подменой решения, которое должно было быть принято только адмиралом Лютьенсом. Как непосредственный командир на поле боя и единственный человек, который был способен оценить тактическую ситуацию в свете полученного кораблем повреждения, только он был тем человеком, который должен был сказать «да» или «нет». И, зная адмирала Лютьенса в течение этих долгих лет, я нисколько не сомневался, что любое принятое им решение будет самым разумным.
 

СССР СА

Активный участник
Сообщения
5.310
Адрес
Россия, Казань
да камрады мы забыли еще одного исторического персонажа - адмирала деница ему слово -
хочется сказать несколько слов о трагическом походе "Бисмарка", поскольку он повлиял на действия подводных лодок и поскольку подводные лодки пытались помочь ему.

Готовясь к этой операции, командующий флотом адмирал Лютьенс 8 апреля 1941 года встретился со мной в Париже, и мы выработали порядок поддержки действий "Бисмарка" в Атлантике силами подводных лодок:
1. Развертывание подводных лодок и в дальнейшем будет происходить в соответствии с принятыми методами боевого использования подводных лодок.
2. При наличии условий для взаимодействия ударного соединения с подводными лодками это взаимодействие должно быть установлено. С этой целью на "Бисмарк" откомандировывается опытный офицер-подводник.
3. Прослушивая частоты, на которых работают подводные лодки, командующий флотом будет постоянно иметь информацию о позициях подводных лодок и о намерениях командующего подводными силами.
Утром 24 мая 1941 года при прорыве "Бисмарка" и "Принца Ойгена" через Датский пролив "Бисмарку" удалось потопить английский линейный крейсер "Худ". Несмотря на повреждения, полученные "Бисмарком" в бою, оба немецких корабля продолжали свой поход в Атлантический океан. В нескольких сотнях миль от "Бисмарка" находилась развернутая на позициях группа наших подводных лодок. 24 мая 1941 года в "Журнале боевых действий штаба подводных сил" в связи с этими событиями сделана следующая запись: "Прежде чем решить, что можно сделать силами этих подводных лодок для поддержки группы "Бисмарка", следует дождаться решения командующего флотом. Послана радиограмма на имя командующего группой "Вест" (Оперативная поддержка действий группы "Бисмарка" была возложена на командующего военно-морской группой "Запад"), в распоряжение которого отдал все подводные лодки, полностью отказавшись от ведения боевых действий против торгового судоходства. Он одобряет мою точку зрения и передал, что сообщит мне о своих намерениях, как только узнает решение командующего флотом."
В тот же день Лютьенс потребовал стянуть подводные лодки в район к югу от южной оконечности Гренландии. Он хотел проследовать через этот квадрат вместе с преследовавшими его английскими кораблями. Я приказал развернуть здесь семь подводных лодок из состава действовавшей там группы. Однако наши корабли, а за ними и преследователи, не дойдя до района развертывания подводных лодок, неожиданно легли курсом на юг, а затем на юго-восток в направлении к Бискайскому заливу. Причиной изменения замысла явилась, насколько нам известно, возрастающая утечка топлива из-за пробоины в носовой части "Бисмарка". Подводные лодки, находившиеся в Бискайском заливе на случай возвращения "Бисмарка", были развернуты в завесу согласно указанию командования.
"U-556" н "U-98" из числа этих подводных лодок были без торпед, так как они возвращались с моря после боевых действий. Эти лодки представляли ценность как разведчики. Подводная лодка "U-74", входившая в состав завесы, в результате атаки глубинными бомбами была тяжело повреждена и в таком состоянии возвращалась на базу. Однако ее командир, понимая сложность создавшейся обстановки, по своей инициативе доложил, что к утру следующего дня он сможет занять позицию вблизи группы подводных лодок, развернутых в Бискайском заливе. "U-74" также была включена в завесу для ведения разведки.
Ударная группа английских кораблей, преследовавших "Бисмарк", натолкнулась на подводную лодку "U-556", которая, как отмечалось, торпед не имела. В "Журнале боевых действий" "U-556" указывалось: "...26 мая 1941 года. Место: 640 миль западнее Ландсэнда. Погода: северо-западный ветер силой 6-7 баллов, волнение моря — 5 баллов, ясно, переменная облачность, видимость от средней до хорошей.
15.31. Появились самолеты противника, пришлось погрузиться. Под водой слышали несколько взрывов, похожих на артиллерийскую стрельбу.
19.48. Тревога! За кормой заметили линейный корабль класса "Кинг Джордж V", идущий полным ходом, и справа по носу на пеленге 10 авианосец, по всей вероятности "Арк-Ройял". Если бы были торпеды! Не пришлось бы даже делать нового захода: я как раз нахожусь на позиции атаки. Корабли противника идут без эскорта эскадренных миноносцев и даже не меняют курса! Я мог бы занять позицию между ними и покончить сразу с обоими кораблями. Вижу, как на авианосце происходит взлет и посадка торпедоносцев. Может быть, я смог бы помочь "Бисмарку".
20.39. Всплыли. Дан сигнал: "Вижу противника — линейный корабль и авианосец, идущие полным ходом. Курс 115ш, квадрат ВЕ 5332 (48ш20' северной широты, 16ш20' западной долготы). До 22.06 даю сигналы о потере контакта. Пытаюсь следовать за боевой группой, расходуя последние остатки горючего. Погружаюсь, чтобы прослушать глубину, сообщаю акустический пеленг и посылаю сигналы для пеленгования."

В 21.42 все подводные лодки, имевшие торпеды, получили срочную радиограмму прибыть на помощь "Бисмарку" в указанный квадрат. Однако подводные лодки задержал усилившийся шторм, и они не успели прибыть в указанный район.
Только "U-556", не имевшая на борту ни одной торпеды, в ночь на 27 мая находились вблизи "Бисмарка". Командир "U-556" пишет далее в "Журнале боевых действий": "...26 мая 1941 года, Место: 420 миль западнее Бреста.
23.30. Тревога! Из тумана неожиданно вынырнул эскадренный миноносец. Когда лодка находилась на глубине 30 метров, он прошел прямо над нами. Мы слышали шум его винтов. И на этот раз пронесло, ни одной глубинной бомбы.
00.00. 27 мая. Всплыли. Ветер северо-западный, 5 баллов, волнением моря 5 баллов, дождевые шквалы, видимость умеренная, очень темная ночь. Что я могу сделать для "Бисмарка"? Вижу стрельбу трассирующими снарядами и ответный огонь "Бисмарка". Единственное, что в моих силах,— это вести наблюдение и наводить на противника подводные лодки, имеющие торпеды. Я поддерживаю контакт на границе видимости и непрерывно передаю сигналы для пеленгования для наведения других подводных лодок.
00.52. Обхожу место боя с востока, двигаюсь на юг, чтобы попасть в попутное течение и лечь в дрейф. Иначе до базы не доберусь: горючее на исходе.
04.00. Волнение моря усиливается. "Бисмарк" продолжает бой. Сообщил метеосводку для авиации и в 06.30 передал последнее донесение о месте боя "Бисмарка" с кораблями противника. Обнаружил "U-74", которой передал функции поддержания контакта. Двигаюсь малым ходом на электродвигателях. При плавании в надводном положении расходуется горючее, которое нужно нам для обратного перехода".

К числу неблагоприятных обстоятельств, сложившихся во время преследования "Бисмарка", относится то, что, когда "Бисмарк" вел бой почти с половиной английского флота, вблизи него оказались только безоружная "U-556" и небоеспособная "U-74".
Гибель "Бисмарка" говорила об успехе противника, достигнутом им при обеспечении безопасности атлантических коммуникаций, и означала для наших крупных надводных кораблей конец действий в данном районе.
 
Сверху