Продолжу кусочками выкладывать свои соображения по бронезащите.
Итак, исходя из вышеизложенного, наиболее "вездесущим" является поражающий элемент типа "ударное ядро". Он может поразить танк практически с любого направления. Но все же необходимо отдельно рассматривать противоднищевые и противобортовые мины. Для первых термин "ударное ядро" применяется с некоторой натяжкой. Известно, что УЯ формируется на расстоянии 10-15 диаметров образующей воронки (журнал ЗВО 1978 г ЕМНИП № 8 ). Примем клиренс танка 50 см. Диаметр мины, спосбной сформировать УЯ до встречи с днищем составит около 5 см. Поражающее действие такого элемента невелико (однако способно пробить днище современной БТТ). УЯ от элементов большего диаметра до встречи с днищем сформироваться не успевают. Конечно, такие мины обладать своей бронепробиваемостью, но несравнимой с УЯ. Противобортовые мины, напротив имеют все возможности реализовать потенциал УЯ.
Боеприпасы, поражающие БТТ сверху характеризуются относительно небольшим диаметром ядрообразующей воронки. Это обусловлено ограничениями, накладываемыми калибром снаряда (152 мм в основном. Диаметр воронки заведомо меньше калибра. У ПТУРСов воронки расположены наклонно относительно продольной оси и даже больший диаметр ракеты не позволяет увеличить УЯ. Бронепробиваемость УЯ D*2 т.е. два диаметра. Т.е. толщина брони должна быть около 200 мм (с учетом наклона). На
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_s ... defence_01 приводится бронепробиваемость ударного ядра отечественного самоприцеливающегося боевого элемента (СПБЭ) "Мотив-3М" - 80 мм гомогенной брони на дальности 150 м. Опасность УЯ кроется и в значительном вторичном воздействии осколками брони. Наличие разнесенного бронирования существенно сказывается на эффективности боеприпаса. УЯ при прохождении первой преграды испытывает сильные внутренние напряжения и попадая в значительно менее плотную среду разрывается ими.
Из того же источника: "Главным недостатком ударных ядер штатных боеприпасов является их разрушение после взаимодействия со стальным экраном толщиной 3-5 мм. За таким экраном происходит дробление ядра на 25-30 фрагментов, которые на преграде, установленной на расстоянии 100 мм за экраном, распределяются на площади диаметром 300 мм. При этом пробивное действие образовавшихся фрагментов не превышает 10-12 мм. Этот недостаток упорно скрывают конструкторы СПБЭ, а отечественные разработчики защиты как-то не торопятся использовать эту ситуацию для повышения бронестойкости крыши танков и легкобронированной техники." И хотя Растопшин не может считаться абсолютным источником, здесь интерес представляют не его эмоциональные рассуждения, а фактический материал, который он почерпнул из более достоверных источников.
ИМХО, вторую преграду целесообразно выполнять не из стали, а из композитов. Это исключает образование осколков и облегчает конструкцию. Таким образом, комбинированная защита глубиной 15 - 20 см способна если не исключить, то значительно снизить вероятность потери боеспособности при поражении танка сверху.
Противобортовая мина образует УЯ значительно большего диаметра (и бронепробиваемости). На своем сайте подполковник Веремеев приводит наблюдения действия мины ТМ-83 :
"При испытании танка Т-72 на стойкость брони к мине ТМ-83 обнаружилось, что ударное ядро пробило бортовой экран, борт, противоположный борт, противоположный бортовой экран. Танк находился на расстоянии 15 метров от мины. Отверстие имело диаметр 3-3.5 см." (Очевидно на выходе, на входе мина диаметром 40 см должна была образовать отверстие более 10 см). Это свидетельствует о том, что дробление УЯ за преградами происходило, все преграды прошило вторичное УЯ имевшее наибольший диаметр. И броня, и УЯ при встрече ведут себя как жидкости (т.е. материал переходит в аморфное состояние). Следовательно, "раздробить" ядро может решетка из материала, котрый не переходит в аморфное состояние, или переходит в него достаточно поздно. Это, прежде всего, керамические материалы. Возможно, такой же эффект даст перфорированная металлическая пластина. А еще надежнее - и керамическая, и перфорированная. Композитный бортовой экран с такой "заформованной" преградой, ИМХО, может значительно ослабить воздействие УЯ. Кроме того, он эффективен и против кумулятивных боеприпасов. Использование динамической защиты также уменьшает бронепробиваемость УЯ. Естественно, лучший способ защиты от мин - своевременное их обнаружение или подрыв. Разработка технических средств ведется и в этом направлении.
Следующим боеприпасом по полноте сектора поражения является ручной противотанковый гранатомет. Вероятность поражения танка им практически равна для всех направлений (360 гр., но в плоскости). Приемы защиты от РПГ уже достаточно отработаны. Это различного рода экраны. Поскольку в лобовой проекции должна быть обеспечена защита от более мощных боеприпасов, борта предполагается защитить экранами от воздействия УЯ, имеет смысл говорить о защите от РПГ только кормовой части. Реализовано это может быть путем установки съемных решетчатых экранов.
Очень сложной задачей представляется защита от артиллерийских (танковых) боеприпасов. На
http://armor.kiev.ua/ptur/dz/gulfwar.ht ... lfwar.html дано распределение попаданий снарядов в горизонтальной плоскости и по вертикали. Автор сам отмечает, что статистического материала было недостаточно для формулирования однозначных выводов. Однако, ИМХО, и имеющихся данных достаточно для подтверждения целесообразности принципа дифференцированного бронирования. Тем более, что осуществить равномерное круговое бронирование приемлемой стойкости для БТТ невозможно. В горизонтальной плоскости сектора "дифференцирования" в основном совпадают с секторами наиболее вероятных угроз. Наиболее опасный сектор - 90 гр лобовой. В большинстве стран, производящих бронетехнику, углами безопасного маневрирования принимаются углы сектора +/- 35 гр. Следующими по опасности идут бортовые сектора, далее - кормовой. В последних конфликтах участились случаи поражения танков в кормовую часть башни. Обьяснить это можно следующим:
1. Факт, что эта зона наиболее взрывоопасна и слабо защищена на современных ОБТ стал общеизвестным.
2. Зона достаточно удобна для прицеливания и значительна по площади.
3. Экипажи (в нарушение тактических наставлений) часто используют разворот башни для обеспечения наблюдения наиболее совершенными средствами или поражения целей не только основным оружием, но и спаренными пулеметами. Это делает возможным поражение кормы башни со всех курсовых углов.
В вертикальной плоскости отчетливо прослеживается тенденция поражения БТТ в диапазоне 1 - 2 м от поверхности. По сути это нивелирует значение НЛД и средств защиты ходовой части.
В бронировании современных ОБТ от танковых боеприпасов можно выделить:
- верхнюю лобовую деталь корпуса;
- нижнюю лобовую деталь;
- лобовое бронирование башни.
Остальные участки без дополнительных мер не в состоянии защитить от БОПС и КС. В свете вышеобозначенной тенденции значение НЛД уменьшается и на последних образцах ОБТ появляется оформившийся конструктивно узел лобовой защиты корпуса. Лобовая защита (и корпуса, и башни) современных танков рассчитывается на непробитие современными образцами ПТС.