Шаттл "Атлантис" завершил последний полет

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
marinel написал(а):
Я вот кстати и хотела объяснить само наличие шатла именно холодной волной, когда цели были важнее средств.
Тут сплелось все вместе. И холодная война, и требования в первую очередь МО США. Но в любом случае не стоит говорить, что "челноки" - это тупиковая ветвь развития. Экономически может и не совсем выгодная, но система, позволяющая "бережно" доставлять" на орбиту достаточно "тонкие" инструменты, такие ка орбитальные телескопы и другие астрономические приборы.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
Также неплохо бы вспомнить про возможности шаттлов по возврату грузов с орбиты - 20-30 тонн за раз. Для сравнения Союзы и 3 чел + 500 кг груза не могут возвратить.

Добавлено спустя 1 минуту 48 секунд:

marinel написал(а):
Ага, аргумент в пользу бедных.
Как у вас все просто. Ну расскажите хотя бы, зачем ПТК НП собираются делать многоразовым и с реактивной посадкой? :-D :-D
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
v32 написал(а):
Также неплохо бы вспомнить про возможности шаттлов по возврату грузов с орбиты - 20-30 тонн за раз. .
А зачем? Что такого веса в космосе, что нужно доставлять на землю?

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

v32 написал(а):
Как у вас все просто. Ну расскажите хотя бы, зачем ПТК НП собираются делать многоразовым и с реактивной посадкой? :-D :-D
Делают потому, что это экономически выгодно, а шатл экономически невыгоден.
Пробовали (буран), знаем. :flag:
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
marinel написал(а):
Пробовали (буран), знаем
:Shok: :Shok: :Shok: :Shok:
Да неужели? Что действительно летали с грузами в результате чего был сделан вывод, что "Буран" экономически невыгоден. :grin:

v32 написал(а):
Также неплохо бы вспомнить про возможности шаттлов по возврату грузов с орбиты - 20-30 тонн за раз.
Масимально разрешенны груз при посадке - 14,5 ЕМНИП тонн. Это как раз все американского разведспутника КН (разумется без топлива). Его, как впрочем и гражданский аналог такого спутника - телескоп "Хаббл" и планировали в случае необходимости доставлять на землю. Но никак не советские ДОС "Салют", как писала тогда наша пропаганда. Челнок бы просто поламал бы себя шасси и его размазало бы по полосе
 

alrick

Активный участник
Сообщения
2.909
Адрес
USA
marinel написал(а):
Я говорю о таком корабле (типа шатла), которы приземляется, ремонтируется (восстанавливается), снова крепится к носителю и летит в космос.

X-37B
http://www.msnbc.msn.com/id/40491145/ns ... rns-earth/

Добавлено спустя 8 минут 57 секунд:

marinel написал(а):
Делают потому, что это экономически выгодно, а шатл экономически невыгоден.
Увы, Шатл стал жертвой прогресса в компьютерах и электроники. Все спутники стали меньше и дешевле, по сути одноразовыми.
Возможость вернуть на землю для ремонта оказалась не востребована.
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
vlad2654 написал(а):
:Shok: :Shok: :Shok: :Shok:
Да неужели? Что действительно летали с грузами в результате чего был сделан вывод, что "Буран" экономически невыгоден. :grin:
Для нашего гос-ва он стал очень дорог, можно сказать так. "От перемены мест слагаемых ...." (с).
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Скорее надо продолжить мысль Артика. Просто нету таких больших грузов которые надо бы доставлять в космос и обратно. Чтобы окупать существование шатлов.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
marinel написал(а):
Для нашего гос-ва он стал очень дорог, можно сказать так. "От перемены мест слагаемых ...."
Уважаемая marinel, вы уже начинаете выкручиваться, Ваша фраза была, что "Буран" экономически невыгоден. Дескать пробовали. Как можно оценивать выгодность той или иной программы по единственному полету. Теперь вы говорите, что он стал для государства дорог. Да, вся программа, с учетом ЕМНИП первоночальных пяти летных экземпляров стоила СССР 10 млрд. рублей. Программа дорогая. Но это не значит, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Экономически невыгодная - возможно она в результате окончания холодной войны и была бы невыгодной. Но это можно сказать только в процессе эксплуатации, а не умозрительно в результате одного полета.
Теоретически и "шаттл" должен был быть экономически выгодным.

MRJING написал(а):
Просто нету таких больших грузов которые надо бы доставлять в космос и обратно. Чтобы окупать существование шатлов.
В какой-то мере это так. Первоначально планировлся для вывода крупногабаритных грузов типа разведовательных спутников. Но их достаточно хорошо выводят и одноразовыми. При наличии действующей орбитальной станции он был бы более востребован, посколько мог за один раз доставлять и грузу, и выводить спутники
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
vlad2654 написал(а):
Уважаемая marinel, вы уже начинаете выкручиваться, Ваша фраза была, что "Буран" экономически невыгоден. Дескать пробовали. Как можно оценивать выгодность той или иной программы по единственному полету. Теперь вы говорите, что он стал для государства дорог.
Экономически не выгоден и дорог для гос-ва это одно и то же? Чтобы оценить Буран достаточно было посмотреть на шатл.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
Кстати о Шаттлах и Буранах.

Космический корабль Буран второй серии (2.01) кое-как покрасили с одной стороны (заодно закрасив отсутствующие иллюминаторы) и выставили где-то на задворках МАКСа.

http://russianplanes.net/ID51345

051345.jpg
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
marinel
Просто они похерили Космическую программу в связи с кончиной главного конкурент СССР. И шатл стан экономически невыгодным. Это как купили большой грузовик для фирмы и похерили неслабо объём грузоперевозок после этого. Вот и выгодный грузовик стал экономической обузой.

Может когда КНР догонит и перегонит космические технологии СССР 89 года то снова взлетят челноки. только уже нового поколения.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
marinel написал(а):
Экономически не выгоден и дорог для гос-ва это одно и то же?
Не всегда. Система может быть изначально дорогая, но в результате длительной эксплуатации экономически выгодной. Причем полные затраты на разработку, капвложения и прочие расходы у одноразовых ниже ЕМНИП до 4 или 5 пусков. При превышении такого числа пусков у многоразовых она становиться ниже, чем у одноразовых. Более того, говоря об эффективности (экономической) той или иной системы нельзя абсолютизировать такие расчеты исходя из сегодняшних расходов. Особенно это касается американцев. Так или иначе доллоровая инфляция в течение 25-30 лет имела место быть, изменялись расходы. Полностью экономически выгодной и окупаемой система "Шаттл" может и не стала, но и говорить об абсолютной невыгодности такой системы не стоит. Опять же, мы это говорим с позиции сегодняшних знаний о полетах этой системы.
Вот вопрос, могла ли быть система "Энергия-Буран" хотя бы окупаемой, не говоря об экономически выгодной?
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
vlad2654 написал(а):
Вот вопрос, могла ли быть система "Энергия-Буран" хотя бы окупаемой, не говоря об экономически выгодной?
Если вопрос мне, то считаю, что в чисто гражданской версии вряд ли даже окупаема, а вот если использовать и вгражданских и военных целях, то тут уже другая математика. ИМХО разумеется.
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
vlad2654
Энергия-Буран нужна была для советской СОИ.
И тут встаёт вопрос как измерить цену безопасности?
Это сейчас просто говорить ,что СОИ миф и никогда её создать не получится. Так как уже нету врага против которой имел бы смысл её строить.
Примерчик
А. Эйнштейн заявил за десяток лет до Хиросимы, что до практического использования атомной энергии дело дойдёт лет через сто — никак не раньше;
или такой
Д. И. Менделеев считал самой сложной технической проблемой двадцатого века утилизацию огромного количества навоза (ведь поголовье лошадей, ясное дело, будет и дальше прирастать прежними темпами);
А вдруг бы создали. Извернулись, совершили титанический трудовой подвиг, истратили бы огромные средства и вели в строй систему?
Сколько бы стоила безопасность которую дала бы система Энергия-Буран?
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
marinel написал(а):
Если вопрос мне, то считаю, что в чисто гражданской версии вряд ли даже окупаема, а вот если использовать и вгражданских и военных целях, то тут уже другая математика. ИМХО разумеется.
А что, эта система, что у нас, что у США была чисто гражданской или чисто военной? В тут то как раз математика. А мы продолжаем считать, что у США она была неэффективной и экономически невыгодной, а у нас, если считать и гражданский и военный аспекты - совсем другое дело. ВОобще-то, как писал Губанов в своей книге "Триумф и трагедия "Энергии", окупаесомть системы "Энергия-Буран" наступила бы не ранее 1995 года, т.е. через 8 лет после начала эксплуатации системы. В режим получения прибыли система пришла бы в 2002-2004 годах. И это при том, что на 1987 год у нас фактически не было гражданских полезных нагрузок таких массогабаритных характеристик. Но тем не менее, ЕМНИП на 5 пуске вывести на орбиту в отсеке сразу несколько различных спутников.

MRJING написал(а):
Энергия-Буран нужна была для советской СОИ.
В основном да. Как я писал выше, полезных нагрузок гражданского назначения на 1987 год еще не было.

MRJING написал(а):
А вдруг бы создали. Извернулись, совершили титанический трудовой подвиг, истратили бы огромные средства и вели в строй систему?
А почему вдруг бы создали? На стапелях уже было заложено 5 летных экземпляров изделия 11Ф35, в течение ЕМНИП 5 лет планировалось 10 тестовых пусков "энергии". И если бы не Горби с его перестройкой и новым мЫшлением к 1992 году мы имели бы уже вполне работоспособную транспортную систему. Оставалось бы только создать для нее массу разных "полезных игрушек" для нужд МО :-D
 

marinel

Активный участник
Сообщения
26.489
Адрес
Санкт-Петербург
vlad2654 написал(а):
А что, эта система, что у нас, что у США была чисто гражданской или чисто военной? В тут то как раз математика. А мы продолжаем считать, что у США она была неэффективной и экономически невыгодной, а у нас, если считать и гражданский и военный аспекты - совсем другое дело. ВОобще-то, как писал Губанов в своей книге "Триумф и трагедия "Энергии", окупаесомть системы "Энергия-Буран" наступила бы не ранее 1995 года, т.е. через 8 лет после начала эксплуатации системы. В режим получения прибыли система пришла бы в 2002-2004 годах. И это при том, что на 1987 год у нас фактически не было гражданских полезных нагрузок таких массогабаритных характеристик. Но тем не менее, ЕМНИП на 5 пуске вывести на орбиту в отсеке сразу несколько различных спутников.
А теперь смотрим исходный пост Маринель
marinel написал(а):
Интересно, отказ от создания нового многоразового корабля это признание дороговизны(неэффективности) или просто время поджимает?
А из Маринель тут пытаются ведьму сделать, а она всего лишь поинтересовалась. :( :)

Добавлено спустя 24 минуты 40 секунд:

v32 написал(а):
marinel написал(а):
Я смеюсь над вашей формой представления информации на форуме.
У Вадима Лукашевича форма тоже неправильная? Давайте, расскажите, что не так?
При чем здесь Лукашевич. :Shok:
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Ламер написал(а):
Расстрелять кто такое допустил!
Ну, судя по всему эти фотки могли были сделаны на одной из площадок Байконура. ИМХО. А что расстреливать, если программа скончалась вместе с СССР. Часть продали в аукционы, что-то осталось. Здесь похоже о сохранности речь не стояла. Интересно, когда были сделаны эти фотографии

Добавлено спустя 4 минуты 14 секунд:

marinel написал(а):
А теперь смотрим исходный пост Маринель
marinel писал(а):
Интересно, отказ от создания нового многоразового корабля это признание дороговизны(неэффективности) или просто время поджимает?

А из Маринель тут пытаются ведьму сделать, а она всего лишь поинтересовалась
Маринель! А кто сказал, что американцы отказываются от многоразового корабля?
 
Сверху